10.02.2014

Некоторые аспекты создания инфраструктуры пространственных данных муниципального образования

Автор статьи: Андрей Михайлович Тарарин в 2005 году окончил Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ), в 2006 году – Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Кандидат технических наук. В настоящее время директор муниципального предприятия города Нижнего Новгорода «Центр обеспечения градостроительной деятельности» (МП «ЦентроградНН»). Доцент кафедры геоинформатики и кадастра ННГАСУ.

Сфера интересов – кадастровые информационные системы.



Пространственные данные имеют большое значение в муниципальном управлении, так как являются основой многих документов, необходимых для принятия управленческих решений. В первую очередь это стратегический документ развития города – генеральный план, а также карта градостроительного зонирования, проекты планировки и межевания. Немаловажное значение имеют проекты границ земельных участков (схема расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане), кадастровые паспорта объектов недвижимости, проекты газоснабжения индивидуальных жилых домов, решения об установлении зон ограничения продажи алкогольной продукции, технические планы многоквартирных домов и многое другое. Эффективная работа с пространственными данными невозможна без выполнения принципов инфраструктуры пространственных данных.

Работа с документами, содержащими пространственные данные, как правило, требует проведения пространственного анализа: определения окружения, пересечения, вложенности объектов и др. При этом важны знания о точности отображения объектов и используемых системах координат. В случаях, когда необходимо производить массовую обработку пространственных объектов, необходимо использовать единый формат данных и единую систему координат (или иметь параметры перехода). В этом суть одного из основополагающих принципов инфраструктуры пространственных данных – использование единых стандартов.

Вторым важным принципом инфраструктурного подхода является размещение в сети Интернет метаданных (описание пространственных данных) по всем пространственным данным, имеющимся на территорию.

Третьим основополагающим принципом ИПД является выделение базовых пространственных данных (БПД) – открытых данных, создание и актуализацию которых обеспечивают органы власти.

Выполнение этих трех принципов обеспечивает многократное повышение эффективности работы с пространственными данными за счет снижения затрат на получение доступа к данным и увеличение производительности при их обработке.

К базовым пространственным данным, формируемым силами или при участии органа местного самоуправления, относятся:

– границы муниципальных образований;

– адреса, включая адресный план;

– территориальные зоны;

– зоны с особыми условиями использования территорий, устанавливаемые органом местного самоуправления;

– красные линии.

Также многие экономически развитые муниципальные образования используют крупномасштабные материалы аэрокосмических съемок в виде ортоизображений.

Указанные материалы должны обязательно размещаться в сети Интернет на муниципальном геопортале (при наличии), а их метаданные – на геопортале ИПД РФ. Также целесообразно размещать базовые пространственные данные в виде картографических веб-сервисов. Базовые пространственные данные муниципального, регионального и федерального уровней ответственности должны быть совместимы.

На рисунке 1 пример подключения картографического веб-сервиса публичной кадастровой карты к карте города Нижнего Новгорода. Онлайн-совмещение сведений из разных информационных систем дает новое качество информации. Так, например, совместив адресный план города Нижнего Новгорода со сведениями публичной кадастровой карты, возможно без дополнительных запросов определить местоположение границ земельных участков относительно зданий.


Одной из важных задач при создании инфраструктуры пространственных данных является создание полных и актуальных источников информации о базовых пространственных данных. В настоящее время существуют серьезные проблемы, связанные с полнотой и актуальностью базовых пространственных данных.

Так, например, в настоящее время не существует достоверного источника сведений об адресах и координатном описании зданий. Решением этой проблемы может послужить верификация сведений об адресах и координатном описании зданий в государственном кадастре недвижимости (ГКН) и адресном реестре муниципального образования. В этом случае необходима работа непосредственно с наборами данных указанных информационных ресурсов. Далее приводится краткое описание технологии сопоставления и верификации сведений об адресах и координатном описании зданий в ГКН и адресном реестре города Нижнего Новгорода (технология привязки «по ключевому полю»).

1 этап. Проведение верификации и создание таблицы соответствия наименования улиц в адресном реестре и в ГКН.


2 этап. Проведение автоматизированного сопоставления сведений о зданиях в ГКН и адресного плана средствами СУБД по ключевым полям «наименование улицы» (или код КЛАДР) и «номер дома» (для выполнения запроса необходимо разделение поля «номер дома» на: 1) номер; 2) буквенный индекс; 3) корпус).

На рисунке 2 изображен результат автоматизированного сопоставления сведений о зданиях в ГКН и адресного плана. Из 41 тысячи контуров зданий, имеющих адрес, удалось автоматизированно привязать 28 тысяч объектов из ГКН, то есть 68%.


3 этап. Идентификация зданий, не прошедших автоматизированное сопоставление, в ручную с использованием функции «Сортировка» и справочных полей («площадь», «номер БТИ», «количество этажей», «материал стен»).

Создание полных и достоверных пространственных данных на территорию муниципального образования, а также обеспечение «легкого» доступа к ним заинтересованных лиц является мощным катализатором развития муниципального образования.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2013 г.