23-24 декабря в Москве на одной из самых крупных выставочных площадок города «Гостиный двор» прошел международный фестиваль «Зодчество-2013». Организаторами смотра достижений в области архитектурной и градостроительной деятельности традици-онно выступил Союз архитекторов России. За время своего существования фестиваль превратился в самое крупное и представительное событие профессиональной жизни архитекторов и градостроителей: за два дня работы фестиваля выставку посетило 4,500 человек, общая экспозиционная площадь составила более 5,000 м2.
Международный фестиваль «Зодчество»– событие национального масштаба с зарубежным участием, смотр достижений в области архитектурной и градостроительной деятельности городов и регионов России, творческих архитектурных коллективов, проектных институтов, мастерских и бюро, молодых архитекторов, студентов архитектурных вузов и факультетов, детских архитектурно-художественных коллективов.
Цель фестиваля – активизация, развитие и повышение уровня архитектурной и градостроительной деятельности в России, укрепление профессионального статуса через организацию смотров-конкурсов, выставочных мероприятий, демонстрирующих лучшие достижения российских и зарубежных архитекторов, дискуссионных, лекционных и презентационных форм общения.
Формат фестиваля – творческое, деловое коммуникативное пространство для профессионального сообщества, органов исполнительной власти, отвечающих за Государственную политику в области архитектуры и градостроительства, а также для широкой общественности Москвы и регионов России.
Задачи Фестиваля «Зодчество 2013» – обратить внимание профессиональных, деловых кругов, средств массовой информации, широкой общественности к теме развития агломерации Москвы, городов и регионов России, должным образом продемонстрировать достижения и показать потенциал специалистов в вопросах строительства современного жилища, благоустройства и создания комфортной среды жизнедеятельности человека.
С приветствием к участникам и гостям фестиваля обратились президент Союза архитекторов России А.В. Боков, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства М.Ш. Хуснуллин, главный архитектор Москвы С.О. Кузнецов, директор Департамента культурного наследия Москвы А.В. Кибовский, глава ГУП НИиПИ Генплана К.Р. Нигматулина, ректор МАРХИ Д.О. Швидковский, вице-президент Союза архитекторов Сербии Петр Арсич, президент Союза архитекторов Польши Мариуш Щисло и многие другие.
Президент Союза архитекторов России Алексей Владимирович Боков в своем приветствии к участникам и гостям фестиваля подчеркнул, что «архитектура становится тем пространством, которое объединяет людей, тем делом, которое волнует всех и каждого, и тем становится для нас все более и более актуальным». Он выразил надежду, что все участники фестиваля обретут новое ощущение уверенности в завтрашнем дне, ощущение приобретения новых переживаний, ощущение большей любви к своей профессии, к своей стране.
Эта мысль пронизала весь фестиваль, темой которого стал национальный ландшафт. «Национальный ландшафт» призван привлечь внимание к проблеме утраты объектов российского ландшафта, играющих ключевую роль в преемственности национальной культуры под влиянием новых культурно-экономических условий. В ходе организации «Зодчество-2013» стояла задача не только обратить внимание профессиональных, деловых кругов, средств массовой информации, широкой общественности к теме развития агломерации Москвы, городов и регионов России, но и должным образом продемонстрировать достижения и показать потенциал специалистов в вопросах строительства современного жилища, благоустройства и создания комфортной среды жизнедеятельности человека.
Автор темы фестиваля, директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Ирина Михайловна Коробьина, подводя итоги мероприятия, отметила: «Тема национального ландшафта, которую мы пытались предъявить не только в текстах, но и в дизайне, архитектуре самой экспозиции, в архитектуре пространства фестиваля, в графическом дизайне – все это получилось».
Согласно концепции фестиваля структура выставочного пространства представила собой гармоничное сочетание застеленной газоном лужайки посреди экспозиций основных конкурсов, регионов, проектных организаций, коммерческих выставок, исторических панорам из коллекции Государственного музея архитектуры им А.В. Щусева.
Тема фестиваля также нашла свое воплощения в самых различных формах, представленных экспозициями архитекторов и творческих коллективов из разных городов.
Формат фестиваля
В этом году формат фестиваля остался традиционным: было организовано творческое, деловое коммуникативное пространство для профессионального сообщества, профильных органов исполнительной власти, а также для широкой общественности Москвы и регионов России. Деловая часть программы «Зодчество-2013» была одновременно представлена на основной сцене, конференц-зале и пресс-клубе «СА». 23 декабря прошел III пленум Союза архитекторов России. Гости и участники фестиваля имели возможность посетить различные презентации, круглые столы и дискуссии. Их вниманию также были представлены различные творческие мастер-классы: «В поисках идентичности!» (Андрей Асадов), «Услышать место» (Никита Явейн), «Среда обитания: от микрорайона к кварталу» (Андрей Гнездилов), «Архитектура. Кризис. Что делать?» (Сергей Орешкин), «Архитектура и конъектура» (Михаил Хазанов), «Коммерческая архитектура в современной России» (Борис Левянт) и другие.
В рамках фестиваля «Зодчество-2013» состоялось награждение лауреатов «IV российской национальной премии по ландшафтной архитектуре» и конкурсной программы фестиваля.
«Архитектура для жизни» и «Новое градостроительство»
В этом году в рамках фестиваля впервые прошли два новых открытых общероссийских смотра-конкурса, учрежденных Союзом архитекторов России при поддержке Министерства регионального развития РФ – «Новое градостроительство» и «Архитектура для жизни. Главной задачей смотр – конкурса «Архитектура для жизни» стал поиск новых концептуальных решений, новых подходов к проектированию и массовому строительству социального жилья. Конкурс проводился в номинациях «Социальное жилье», «Комплексная застройка», «Массовое индустриальное строительство».
Цель смотра-конкурса «Новое градостроительство» – взаимодействие и обмен опытом между регионами страны в области градостроительства и архитектуры, презентация общественности лучших примеров российской урбанистики. Конкурс проводился в номинациях - «Идея развития. Стратегия – план - проект», «Лучшая реализация. Последовательность и преемственность» и специальная номинация «Экспозиция».
Манифест фестиваля «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ»
(Куратор фестиваля, директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Ирина Михайловна Коробьина)
На протяжении истории человеческой цивилизации архитектура служит опорой культурной и политической идентичности народов, республик и наций, зеркалом общественного самосознания. Национальный ландшафт страны формируется в первую очередь ее архитектурой. Не случайно архитектурные памятники, с которыми ассоциируется та или иная местность, называют лендмарками. Земля метится произведениями рук человека. В них – выражение времени и ментальности общества, транслированные через мастерство архитектора, помноженные (или разделенные) на общественно-политический строй, экономику и другую объективную реальность. Архитектурное наследие с этой точки зрения несет в себе генетический код культуры, основу единства и преемственности государственной истории.
Основу российского национального ландшафта закладывали зодчие Киевской и Московской Руси, Новгородской и Псковской республик, русских княжеств… Великие архитекторы классицизма, в том числе иностранцы, привлеченные несгибаемой волей Петра, служили его развитию и диалогу с европейскими традициями… Советский период вписал в него не только конструктивизм и сталинский ампир, но и типовые районы, неотличимые в разных регионах страны, и потому ощутимо нивелировавшие особенности региональных ландшафтов, объединенных в могучую советскую державу.
Пост-Советское время проявило очевидное – национальный ландшафт не является сколь-нибудь устойчивой величиной, он не только наращивается с ходом истории, но и стремительно разрушается. Новый капитализм разделил страну на союз независимых государств и ураганом пронесся над ними, пуская под бульдозер исторические памятники, заменяя их на золотые квадратные метры «элитной недвижимости». Национальный ландшафт попал в зону турбулентных трансформаций – он несет необратимые потери, сокращаясь как шагреневая кожа, стирается строительством коммерческой недвижимости одинаковой во всем мире, теряет свою неповторимость.
Перспективы на будущее не предвещают остановки губительных процессов. Главный документ, очерчивающий правовое поле в сфере городского развития, Градостроительный кодекс, принятый в отсутствие национальной градостроительной стратегии развития страны, общей концепции расселения, миграции, распределения трудовых ресурсов, направлен исключительно на срочное введение в коммерческий оборот отдельных территорий. Если относиться к городам, к территории, как набору отдельных земель, которые становятся торговыми лотами, никакие стратегии невозможны. Это ставит под угрозу национальный ландшафт страны.
Другая трагедия – утрата объектов, играющих ключевую роль в преемственности национальной культуры. С течением времени памятники разрушаются, историческая застройка ветшает, е реставрация связана с большими затратами. Гораздо проще и выгоднее избавиться от проблемных объектов, требующих вложений, освободив землю под коммерческую застройку, приносящую всем дивиденды. Что и происходит. Решения принимаются без оглядки на мнение общества, а оно уже достаточно внятно артикулировано. Для людей важно чувствовать, что до них были целые поколения и после них придут последующие поколения… Человек – часть бесконечного жизненного процесса, часть своей культуры… Это осознание наполняет жизнь смыслом и любовью к своему месту жизни, к своей стране. Выбор в пользу истории и культуры на уровне государства требует проявления политической воли.
Пространство, в котором живет страна, общество, человек, способно влиять на судьбу. Если человека окружает гармоничное пространство, начинает работать механизм его внутренней гармонизации и веры в завтрашней день. И наоборот: диспропорции, бесконечный недоремонт, экспансия коммерческого строительства – все это влияет на нас, становится дополнительный стрессом, незаметно разрушает человека. Будущее страны и ее людей, включая показатели рождаемости, напрямую связано с необходимостью совершенствовать жизненное пространство и беречь его неповторимость. Как направить профессиональное и гражданское внимание, не поступившись ценностями индивидуальных свобод и автономий, утверждение которых стало основным содержанием политической истории после Перестройки? На какие институты и механизмы развития архитектор может опереться в достижении этой цели?
Сегодня независимые государства, некогда входившие в Советский Союз, разделены не только государственными границами, но и земельным законодательством. Российские регионы ощущают свою оторванность и от центра, и друг от друга и сетуют на отсутствие стратегического планирования, которое и невозможно в стране с территорией, распадающейся на земельные лоты, выставленные на торги. При этом список утрат архитектурного наследия все растет. Необходима новая система координации коллективных усилий на исторически новом этапе общественного развития, которая позволит осуществлять развитие территорий с бережным сохранением их природных и архитектурно-исторических особенностей.
Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2013 г.
Комментарии (0)