15.11.2013

Обзор изменений в законодательстве за июль, август, сентябрь 2013 года

Публикация подготовлена Е.А. Гемпик, К.А. Рудковской. 


Основы государственного управления

Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2013 № 1336-р утверждена «дорожная карта» «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» (далее – «дорожная карта»). Документ вступил в силу 03.09.2013.

«Дорожная карта» подготовлена Минэкономразвития России в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 22.12.2012 по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, а также поручения Председателя Правительства РФ от 28.12.2012.

В процессе реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», ранее утвержденного распоряжением Правительства РФ от 16.08.2012 № 1487-р, была выявлена необходимость корректировки содержания и сроков исполнения ряда мероприятий, их ожидаемых результатов и ответственных исполнителей.

Во исполнение указанных поручений Президента РФ и Правительства РФ была подготовлена новая редакция «дорожной карты», при этом уточнено её название.

Целями «дорожной карты» являются:

- упрощение градостроительной подготовки земельных участков;

- совершенствование регуляторной среды;

- сокращение количества процедур, совокупного времени и расходов на их прохождение, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов.

Реализация «дорожной карты» призвана упростить процесс осуществления строительства от стадии подготовки градостроительной документации до ввода объектов в эксплуатацию.

Разработка «дорожной карты» осуществлялась с участием АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере. Проект «дорожной карты» обсуждался с научным бизнес-сообществом.

В качестве контрольных показателей определены позиции в рейтинге Всемирного Банка Doing Business по показателю «Получение разрешения на строительство».

Вновь утвержденная «дорожная карта» включает мероприятия, направленные на совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности в целях формирования благоприятного делового климата в РФ, и предусматривает разработку соответствующих проектов нормативных правовых актов.

Так, к декабрю 2013 года планируется завершить разработку правил землепользования и застройки городских поселений.

Намечены мероприятия по установлению обязанности органов местного самоуправления утверждать программы развития транспортной и социальной инфраструктуры в 6-месячный срок с даты утверждения генеральных планов городских поселений и городских округов (соответствующий проект федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ к октябрю 2013 года должен быть внесен в Государственную Думу ФС РФ), мероприятия по установлению порядка утверждения документации по планировке территории на основании заявлений граждан и юридических лиц (соответствующий проект федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ в части совершенствования правового регулирования вопросов подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории к октябрю 2013 года должен быть внесен в Государственную Думу ФС РФ), мероприятия по введению дополнительных требований к составу информации, размещаемой в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в части включения в нее региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (запланировано внесение соответствующих поправок к проекту федерального закона № 86567-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления региональных и местных нормативов градостроительного проектирования») и другие.

Особо стоит отметить мероприятие «дорожной карты» по обеспечению перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию. Проект федерального закона о внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», предусматривающий соответствующие изменения, должен быть внесен в Правительство РФ к августу 2013 года, а к октябрю – в Государственную Думу ФС РФ.

Правительством РФ на заседании 03.10.2013 утверждена федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, 2014- 2019 годы» (далее- ФЦП).

Концепция ФЦП (далее – Концепция) была утверждена ранее Распоряжением Правительства РФ от 28.06.2013 № 1101-р (далее- Распоряжение).

Основные задачи ФЦП- повышение качества данных информационных ресурсов Росреестра для перехода к Единому налогу на недвижимость, объединение Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним (далее- ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН) в единый государственный реестр объектов недвижимости (далее- ЕГРОН), обеспечение перевода услуг в режим «одного окна» и переход к оценке гражданами качества услуг.

В рамках ФЦП предусмотрено строительство на территории РФ межрегиональных учетно-регистрационных центров, создание центральных архивохранилищ и перевод архивов бумажных документов по кадастровому учету, регистрации прав на недвижимость и сделок с ней в электронную форму. Оцифровка архивных документов позволит использовать имеющиеся данные в электронном виде, оперативно получая необходимую информацию, в том числе в случаях, когда услуга по регистрации прав будет оказываться экстерриториально. Экстерриториальная регистрация прав на недвижимость в Российской Федерации станет доступна в 2018 году.

Одновременно с развитием инфраструктуры планируется внедрение единых стандартов организации процесса приема и выдачи документов в офисах Росреестра, Кадастровой палаты и многофункциональных центров (далее- МФЦ), оформление и оснащение офисов в соответствии с современными требованиями обслуживания заявителей.

Важной частью мероприятий ФЦП станет перевод услуг по кадастровому учету, регистрации прав и предоставлению сведений ЕГРП и ГКН в режим «одного окна» посредством развития инфраструктуры МФЦ по всей территории Российской Федерации, а также переход к оценке гражданами и организациями качества предоставляемых услуг, информирует пресс-служба Росреестра.

К 2018 году должны быть достигнуты следующие целевые показатели по государственной регистрации прав и кадастровому учету недвижимости:

- сроки государственной регистрации прав и кадастрового учета сократятся до 7 и 5 дней соответственно;

- время ожидания в очереди на получение услуги для заявителей по предварительной записи не должно превышать 10 минут;

- доля государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, составит не менее 70% от общего объема;

- доля лиц, положительно оценивающих работу регистрационных органов, должна составить не менее 90%;

- доля государственных услуг, предоставляемых в режиме «одного окна» в МФЦ, составит не менее 90%;

- на территории всех субъектов РФ к 1 января 2017 года будет осуществлен переход к единой геоцентрической открытой системе координат, что позволит повысить точность данных государственного кадастра недвижимости;

- позиция России в рейтинге Всемирного Банка Doing Business по показателю «государственная регистрация прав на недвижимость» должна подняться с 46-го места в настоящее время до 4-го места.

Оценка достижения целей ФЦП будет проводиться на протяжении всего периода ее реализации с использованием системы целевых индикаторов и показателей Минэкономразвития России и государственными заказчиками программы.

Реализация ФЦП потребует из бюджета 54 465,3 млн. рублей в течение 6 лет. Из них 52 103,3 млн. рублей – за счет средств федерального бюджета и 2 362 млн. рублей – за счет средств бюджетов регионов.

Федеральным законом от 02.07.2013 № 176-ФЗ (далее- ФЗ № 176-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов».Общий срок вступления в силу ФЗ № 176-ФЗ- 01.01.2014.

В соответствии с ФЗ № 176-ФЗ проекты нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия. Такая оценка проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

ФЗ № 176-ФЗ также устанавливается, что нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение указанных видов деятельности.

Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2013 № 1268-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли информационных технологий» (далее – «дорожная карта»). Документ вступил в силу23.07.2013.

«Дорожная карта» разработана Министерством связи и массовых коммуникаций РФ во исполнение пункта 6 поручения Президента РФ от 22.11.2012 и подпункта 4 пункта 27 поручения Председателя Правительства РФ от 28.12.2012.

Как указано в справке к «дорожной карте», реализация мероприятий, предусмотренных указанным документом, позволит поддержать средний темп роста отрасли информационных технологий за период с 2013 по 2018 год на уровне, превышающем средний темп роста ВВП не менее чем в 3 раза. Кроме того, исполнение «дорожной карты» будет способствовать увеличению количества рабочих мест в ИТ-отрасли, обеспечит рост производства отечественной продукции и услуг, повысит производительность труда в экономике России за счёт ускоренного внедрения информационных технологий в смежные отрасли.

По мнению разработчиков «дорожной карты», достижение перечисленных результатов будет способствовать снижению зависимости экономики страны от сырьевого экспорта путём удвоения к 2018 году экспорта высокотехнологичной продукции и услуг до 280 млрд. рублей.


Градостроительство и земельно-имущественные отношения

Распоряжением Правительства РФ от 13.08.2013 № 1416-р утверждена схема территориального планирования РФ в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта) (далее соответственно- Распоряжение № 1416-р, СТП РФ в области трубопроводного транспорта).Распоряжение № 1416-р вступило в силу 13.08.2013.

СТП РФ в области трубопроводного транспорта разработана Минэнерго России.

Указанный документ содержит положение о территориальном планировании и карту планируемого размещения объектов федерального значения в области трубопроводного транспорта на период до 2030 года.

СТП РФ в области трубопроводного транспорта разработана с учетом стратегий социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов) и субъектов РФ, Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года, Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2030 года, а также с учётом данных, представленных организациями топливно-энергетического комплекса.

Правительством Российской Федерации от 18.09.2013 № 821 утверждены Правила принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (далее–Правила). Документ вступит в силу с 01.01.2014.

06.09.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.06.2013 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Данным документом введен внесудебный порядок изъятия неправильно используемых земель у государственных (муниципальных) учреждений и казенных предприятий.

В соответствии с указанными изменениями Правительством РФ 18.09.2013 утверждены Правила принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию.

Правила не распространяются на государственные академии наук и подведомственные им учреждения.

Согласно документу решение о принудительном прекращении пользования будут принимать Минобороны России, Управление делами Президента и Росимущество. В Правилах также прописан список необходимых для принятия решения документов. Так, указанные документы должны содержать данные об основании для изъятия, наименование лица, право пользования которого должно быть прекращено, кадастровый номер и площадь участка. В отношении ненадлежаще используемых участков, находящихся в федеральной собственности, решение об их изъятии выносит Росимущество. Исключение- земли, предоставленные учреждениям и предприятиям Минобороны России и Управления делами Президента РФ, решение об их изъятии которых принимают указанные органы в соответствии с подведомственностью.

Правилами определены основания и требования к содержанию решения об изъятии. Такое решение принимается в двухмесячный срок после поступления документов о нарушении требований земельного законодательства и невыполнении предписаний о его устранении, документов, поступивших от федерального органа государственного земельного надзора. Копия решения направляется учреждению (предприятию), а также органу, в чьем ведении оно находится, в течение семи рабочих дней после его принятия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (далее – Постановление № 782).

Документ подготовлен Минрегионом России в соответствии с пунктом 9 плана подготовки проектов актов Правительства РФ и ведомственных актов, необходимых для реализации положений Федерального закона от 30.12.2012 № 291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 764-р.

Постановлением № 782 в развитие положений статей 4 и 38 Федерального закона 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» устанавливаются требования к составу и содержанию схем водоснабжения и водоотведения, определяются порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, критерии отказа в утверждении схем, а также порядок их последующей актуализации. Кроме того, документом определяются требования к электронным моделям водоснабжения и водоотведения, к их программной и технической частям. Постановлением № 782 изменены положения статьи 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ в части определения требований к составу и содержанию схем водоснабжения и водоотведения, а также:

- порядок их разработки и утверждения органами исполнительной власти;

- критерии для отказа в утверждении схем;

- порядок последующей актуализации схем.

Постановление № 782 устанавливает структуру схем водоснабжения и водоотведения с указанием обязательных глав и разделов документа, а также формы представления технической информации.

Кроме того, документ определяет требования к электронным моделям водоснабжения и водоотведения, их программной и технической части.

По мнению разработчиков, реализация Постановления № 782 позволит создать единые правила и требования к составу и содержанию схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также порядок их разработки и утверждения органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае если законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия по утверждению схем водоснабжения и водоотведения не отнесены к перечню вопросов местного значения).


Государственный кадастровый учет и землеустройство

Федеральным законом от 23.07.2013 № 250-ФЗ (далее – ФЗ № 250-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости».Документ вступил в силу с 01.10.2013 за исключением отдельных положений.

Как следует из справки Государственно-правового управления Президента РФ к ФЗ № 250-ФЗ, указанный документ направлен на совершенствование правового регулирования отношений в области государственного кадастрового учёта объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

ФЗ № 250-ФЗ уточняет нормы Федеральных законов от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», касающиеся выполнения кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, их государственного кадастрового учёта, ведения государственного кадастра недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).

ФЗ № 250-ФЗ создаётся правовая основа для устранения дублирования сведений государственного кадастра недвижимости и ЕГРП, а также для перехода к их ведению в электронной форме.

Согласно ФЗ № 250-ФЗ документы, необходимые для государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, могут быть представлены в соответствующие органы в форме электронных документов, в том числе с использованием сети Интернет.

ФЗ № 250-ФЗ определяется порядок информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости и ЕГРП, устанавливаются особенности государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на отдельные объекты недвижимого имущества, уточняются требования к документам, удостоверяющим проведённую государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

ФЗ № 250-ФЗ устанавливается, что с 01.01.2017 для ведения государственного кадастра недвижимости должна применяться единая государственная система координат.

ФЗ № 250-ФЗ регулируются и другие вопросы, связанные с государственным кадастровым учётом и государственной регистрацией прав на недвижимое имущество.

В связи с принятием ФЗ № 250-ФЗ разработан проект приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42».

06.09.2013 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» (далее – Постановление № 736).

Постановление № 736 внесло изменения в Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее – Постановление № 160).

Так, в соответствии с указанными изменениями, установлено, что после согласования границ зоны сетевая организация в течение 3 месяцев обращается в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о них в документы государственного кадастрового учета недвижимости.

В охранных зонах объектов напряжением свыше 1000 вольт запрещено размещать гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов.

Закреплено, что в охранных зонах воздушных линий электропередачи напряжением до 1000 вольт без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещено размещать садовые, огородные и дачные участки, объекты садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального.

Также Постановлением № 736 скорректированы требования к границам зон объектов электросетевого хозяйства.

Охранные зоны устанавливаются, в частности, вдоль воздушных ЛЭП. Соответствующие требования применяются при определении размера просек.

Установлены требования к зонам вокруг подстанций. Данные зоны устанавливаются в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру.

Поправки, внесенные Постановлением № 736, распространяются на объекты, размещаемые в границах охранных зон после даты вступления их в силу.

Кроме того, Постановлением № 736 установлено, что согласовывать границы охранных зон объектов, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу Постановления № 160, с федеральным органом власти госэнергонадзора не нужно.

Сведения о границах охранных зон таких объектов вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления владеющей ими организации. Эти данные нужно представить в орган кадастрового учета до 01.01.2015.


Экология

Постановлением Правительства РФ от 09.08.2013 № 681 (далее – Постановление № 681) утверждено Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Документ вступил в силу 13.08.2013.

Постановление № 681 подготовлено Минприроды России в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Постановлением № 681 устанавливаются порядок осуществления государственного экологического мониторинга, порядок организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга, порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга, порядок и условия предоставления включаемой в него информации, а также порядок обмена такой информацией.

Государственный фонд данных представляет собой единую федеральную информационную систему, состоящую из информации, содержащейся в базах данных информационных систем в области охраны окружающей среды других органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного экологического мониторинга и государственного экологического надзора, информационных технологий и программно-технических средств, обеспечивающих сбор, обработку и анализ информации, доступ к ней, её предоставление, и включает в себя:

- информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

- результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

- данные государственного учёта объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением № 681 определяются структура государственного фонда данных, федеральные органы исполнительной власти, ответственные за координацию работ по созданию государственного фонда данных в целом и его структурных компонентов (Минприроды России, Росгидромет и Росприроднадзор), их функции и обязанности, а также оператор государственного фонда данных (Минприроды России).

Постановлением № 681 предусмотрено обеспечение взаимодействия государственного фонда данных с информационными системами других органов государственной власти (с единой межведомственной информационно-статистической системой, федеральной государственной информационной системой территориального планирования, государственной автоматизированной информационной системой «Управление»).

По мнению разработчиков Постановления № 681, создание государственного фонда данных позволит обеспечить органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды и повысит эффективность государственного управления в сфере охраны окружающей среды.


Проекты правовых актов

Минэкономразвития России разработан проект Федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Проект).

Проект разработан в целях реализации исполнения поручений Президента РФ от 26.10.2012 № Пр-2689 (подпункт «в» пункта 2), Правительства РФ от 03.11.2012 № ДМ-П13-6603 (пункт 4), пункта 21 Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р.

Данный Проект устанавливает правила проведения кадастровых работ в массовом порядке – «комплексные кадастровые работы», которые проводятся по инициативе органов власти за счет бюджетных средств.

Комплексные кадастровые работы будут проводиться в отношении значительной по площади территории, на которой могут быть расположены многочисленные объекты недвижимости. В Проекте определено, что указанными территориями могут быть либо элементы планировочной структуры населенного пункта, либо территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Основанием для проведения комплексных кадастровых работ будет решение исполнительных органов муниципального района или городского округа. В качестве обязательного условия для их проведения устанавливается наличие утвержденного проекта планировки территории на соответствующий элемент планировочной структуры населенного пункта.

В ходе проведения комплексных кадастровых работ будут применены новые, упрощенные правила уточнения границ земельных участков – Проектом предусмотрены правила централизованного согласования проекта новых границ земельных участков в отношении сразу всех участков, расположенных на соответствующей территории.

В ходе проведения комплексной кадастровой оценки правообладатели земельных участков должны будут самостоятельно отслеживать информацию о проведении собрания по вопросу согласования новых границ своих участков

В соответствии с Проектом согласование границ земельных участков, установленных или уточненных в ходе комплексных кадастровых работ, будет проводиться на собрании. О проведении такого собрания правообладатели объектов комплексных кадастровых работ будут узнавать из ряда общедоступных источников.

Результатом комплексных кадастровых работ станет новый документ- карта-план. В ней будет отражаться информация, в том числе и о новых границах земельных участков.

Сведения о новых границах земельного участка в некоторых случаях можно будет внести в кадастр недвижимости, даже если правообладатель возражает против этого.

Как указано в Проекте, лица, не согласные с новыми границами своих земельных участков, вправе направить возражения в специальную согласительную комиссию. Она будет создана органом местного самоуправления городского округа или поселения либо района (в зависимости от территории, на которой проводятся комплексные кадастровые работы).

Сведения о несогласованных границах земельных участков будут вноситься в государственный кадастр недвижимости в качестве спорных. В течение трех лет с момента внесения эти сведения могут быть обжалованы заинтересованными лицами во внесудебном порядке.

Планируется установить пределы изменения площади земельного участка при уточнении его границ в ходе проведения комплексных кадастровых работ.

В Проекте предусмотрен предельный размер уменьшения или увеличения площади земельного участка.

Предполагается, что положения Проекта в случае их утверждения вступят в силу со дня их официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен срок вступления в силу- 01.01.2018.

Планируется, что с указанной даты будет запрещено любое распоряжение (согласование распоряжения) земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении границ, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Минэкономразвития России разработан проект распоряжения, направленный на внесение изменений в План мероприятий («дорожную карту») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р (далее – проект распоряжения, План мероприятий соответственно).

Как сообщается в пояснительной записке к проекту распоряжения, необходимость внесения изменений в План мероприятий была выявлена в ходе осуществляемой Минэкономразвития России подготовки проектов нормативных правовых актов, предусмотренных пунктами Плана мероприятий. В настоящее время ряд пунктов Плана мероприятий не учитывают разработанные Правительством РФ поправки к проекту федерального закона № 432575-4 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В соответствии с действующей редакцией пункта 13 Плана мероприятий предусмотрена разработка и принятие федерального закона и ведомственного нормативного правового акта, направленных на утверждение классификаторов объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, видов прав и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, охранных и защитных зон, иных зон с особыми условиями использований территорий, видов разрешенного использования объектов недвижимости, а также введение обязанности использования таких классификаторов в установленных случаях.

На практике классифицировать все многообразие объектов недвижимого имущества не представляется возможным, так как по примерным подсчетам их количество может составлять в зависимости от основной классификации до 23 тыс. видов.

Кроме того, в силу статьи 85 Земельного кодекса РФ, статьи 36 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования зданий, строений, сооружений являются производными от разрешенного использования земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости и с которыми они прочно связаны.

В связи с изложенным проектом распоряжения предлагается внести изменение в пункт 13 Плана мероприятий, в соответствии с которым ожидаемым результатом реализации данного пункта будет принятие ведомственного нормативного правового акта об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков.

Проектом распоряжения предлагается дополнить План мероприятий новым пунктом 13.1, в соответствии с которым требуется утверждение признаков линейных сооружений и сооружений вспомогательного назначения, строительство которых осуществляется без разрешения на строительство.

Необходимость утверждения таких признаков объясняется отсутствием установленной в настоящее время в законодательстве РФ классификации линейных сооружений и сооружений вспомогательного назначения, не относящихся к объектам недвижимости и, соответственно, не подлежащих постановке на государственный кадастровый учет.

Проект распоряжения содержит положения, в соответствии с которыми охранные и защитные зоны устанавливаются, в том числе, в отношении объектов, для которых разрешение на ввод в эксплуатацию не требуется. В связи с этим проектом распоряжения предусматривается соответствующее изменение в абзац второй пункта 19 Плана мероприятий.

Действующая редакция пункта 20 Плана мероприятий предусматривает в целях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов принятие федерального закона, в соответствии с которым должны быть введены обязанности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления обеспечить в установленные сроки финансирование и организацию работ по координатному описанию границ муниципальных образований с подготовкой карт (планов) объектов землеустройства и последующим предоставлением материалов в Росреестр, внесением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости с одновременным введением с 01.01.2018 запрета органам местного самоуправления на предоставление новых земельных участков из земель, находящихся в ведении муниципального образования, границы которого не внесены в государственный кадастр недвижимости.

Проектом распоряжения из абзаца 20 Плана мероприятий исключаются слова «с одновременным введением с 01.01.2018 запрета органам местного самоуправления на предоставление новых земельных участков из земель, находящихся в ведении муниципального образования, границы которого не внесены в государственный кадастр недвижимости», поскольку невыполнение одной из возложенной на органы местного самоуправления обязанности не должно повлечь за собой невыполнение других возложенных на такие органы обязанностей, в частности, связанных с предоставлением земельных участков. В противном случае это приведет к необоснованному нарушению прав и законных интересов граждан.

Проект распоряжения также предусматривает ряд других изменений, направленных на совершенствование плана мероприятий.

Минэкономразвития России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Проект).

Предлагаемый Проект направлен на разрешение конфликта значений определения «сооружение связи», используемого в Федеральном законе от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», со значением «сооружение», применяемого в Градостроительном кодексе РФ, говорится в Пояснительной записке к законопроекту. Законопроектом предлагается внести в Градостроительный кодекс РФ дополнения, наделяющие Правительство РФ полномочиями определять линии и сооружения связи (в т.ч. линейно-кабельные сооружения), для которых не требуется получение разрешения на строительство.

Минрегионом России разработан проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в правила ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования» (далее – Проект, Правила ведения ФГИС ТП).

Как следует из пояснительной записки к Проекту, согласно пункту 4 раздела III Протокола заседания Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления от 13.03.2013 № 2 изменения в Правила ведения ФГИС ТП предусматривают:

- определение детального состава информации, обладатели которой размещают ее по своему выбору в создаваемых ими государственных или муниципальных информационных системах либо в ФГИС ТП;

- определение перечня федеральных органов исполнительной власти, ответственных за предоставление указанной информации.

Пункт 6 Правил ведения ФГИС ТП дополняется абзацем о детальном составе информации в связи с тем, что обладателями информации, предусмотренной частью 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса РФ, являются различные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Учитывая данный факт, необходимо основание для определения их полномочий (обязательств) по обеспечению доступа к указанной информации в ФГИС ТП.

Кроме того, вносятся изменения в пункт 9 Правил ведения ФГИС ТП в связи с тем, что порядок использования ФГИС ТП для согласования проектов документов территориального планирования в настоящее время не определен нормативными правовыми актами, и, как следствие, не обязателен для исполнения и не может контролироваться оператором ФГИС ТП.

Минэкономразвития России разработан проект приказа «О порядке представления в форме электронных документов в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов, заявления об исправлении технической ошибки, подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявлений и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости» (далее – Проект).

Проект разработан в соответствии с пунктом 1.1 укрупненного перечня ключевых событий приоритетного проекта Минэкономразвития России «Повышение качества услуг в сфере кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.12.2012 № 810, а также в рамках реализации 2 этапа мероприятия пункта 1.1 раздела II плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236 р.

Принятие Проекта необходимо в целях совершенствования механизмов предоставления государственных услуг, так как в настоящее время отсутствует нормативное регулирование в части возможности предоставления в орган кадастрового учета заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и необходимых для этого документов, а также заявления об исправлении технической ошибки в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 3/2013 г.