15.11.2013

Территориальное развитие Горного Ширвана (Азербайджан)

Автор статьи: Скатерщиков Сергей Викторович - генеральный директор НПИ "ЭНКО". 


Научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО» завершил разработку Схем регионального планирования расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Шеки-Загатальского экономического района (о разработке Схемы Шеки-Закатальского экономического района см. О.В. Красовская, С.В. Скатерщиков «НПИ ЭНКР в Азербайджане» / «Зодчий 21 век» № 1(46) 2013, с. 10-17) и экономического района Горный Ширван Азербайджанской Республики. Эти интересные и крупные проекты были выиграны на тендерах совместно с Компанией R.I.S.K. (г. Баку), которые проводились Государственным комитетом по градостроительству и архитектуре Азербайджана в 2011 и 2012 годах. Кроме азербайджанских компаний, в тендерах участвовали турецкие и южно-корейские проектные организации.

Содержание Схем по условиям конкурса более отвечает традиционным Схемам районной планировки группы районов, которые разрабатывались в советское время, чем Схемам территориального планирования, принятым ныне в Российской Федерации. Здесь действительно в первую очередь обращается внимание на планировочные решения, комплексное развитие территории, систему расселения, прогноз социально-экономического развития, охрану природы и решение экологических проблем. Поэтому работы в Азербайджане приносят коллективу авторов большую профессиональную пользу, особенно молодым урбанистам различных специальностей.

Экономический район Горный Ширван включает в себя четыре административных района – Исмаиллинский, Ахсуинский, Шемахинский и Гобустанский. На юге экономический район граничит с Аранским, на северо-западе – с Шеки-Загатальским, на севере и северо-востоке – с Губа-Хачмазским и Апшеронским экономическими районами.


Общая площадь экономического района Горный Ширван составляет 617854 га (около 7,1% территории Азербайджанской Республики). Большие территории занимают земли сельскохозяйственного назначения (77,1% от общей площади экономического района).

В состав экономического района входят 4 города, 8 поселков, 106 административно-территориальных округов и 127 сельских населенных пунктов. Численность населения составляет около 300 тыс. человек, что составляет 3,15% от численности населения Азербайджанской Республики. Большая часть населения – более 70% проживает в сельской местности. Однако в последние годы отмечается незначительный рост численности городского населения.

Структура проживания населения отражает экономику Горного Ширвана, полностью ориентированную на развитие сельского хозяйства (зерноводство, виноградарство, животноводство). Промышленность развита слабо и специализируется в основном на переработке сельскохозяйственной продукции. Приоритетными отраслями являются пищевая и легкая промышленность. Кроме того, на территории экономического района функционируют предприятия по лесо- и деревообработке, по производству строительных материалов, по ремонту сельскохозяйственной техники.

Исключительное природное разнообразие экономического района диктуется следующими причинами. Северо-западная часть расположена на южном склоне Большого Кавказа с присущей ему высотной поясностью: от пояса горно-лугово-степных низкогорий с умеренно сухим климатом до сурового нивального высокогорного пояса (выше 3000 м). Между ними последовательно располагаются пояса широколиственных ореховоплодных лесов, субальпийский и альпийский, используемые как летние пастбища.


Восточная часть района примыкает к зоне Главного Кавказского хребта и представляет собой, главным образом, низкогорную территорию с аридно-денудационным рельефом, представленным холмистыми возвышенностями и понижениями в виде котловин между холмами. Растительность лугово-степная и полупустынная.

Южная часть экономического района выходит на Ширванскую равнину, сложенную современными четвертичными отложениями и почти полностью используемую под орошаемое земледелие.

Основные осложняющие факторы: наличие зоны 9-балльных землетрясений, интенсивные оползневые и селевые процессы в горной и предгорной частях, а также вторичное засоление на равнинах.


Особо охраняемые природные территории в экономическом районе Горный Ширван в основном расположены на горных склонах и предгорьях Большого Кавказа и ориентированы на сохранение уникальных комплексов растительности и животных, в том числе редких и охраняемых видов. Это Шахдагский национальный парк, распространяющийся и на соседние экономические районы Шеки-Загатальский, Куба-Хачмазский (общая площадь 103,5 тыс. га) и Исмаиллинский государственный природный заказник, частично расположенный также на территории Габалинского района (55,9 тыс. га).

Транспортная инфраструктура района в значительной степени обусловлена близостью к Бакинской агломерации (50 км от границы Гобустанского района до Баку). Важным фактором является то, что в 10 км южнее экономического района проходит мощнейший международный транспортный коридор Тбилиси – Баку, именуемый «ТРАСЕКА», состоящий из двухпутной электрифицированной железнодорожной линии и автомагистрали М-2 одноименного названия. На территорию экономического района железнодорожного входа практически нет. При этом экономический район обладает развитой сетью коммуникаций и устройств автомобильного транспорта. Однако сложившаяся система транспортного обслуживания населения нуждается в существенной модернизации и развитии, особенно в отношении сети автомобильных дорог как республиканского, так и местного значения, главным образом, в части создания дублирующих и обходных направлений.

Территория района имеет древнюю цивилизационную историю и, соответственно, обладает огромным количеством объектов культурного наследия, в том числе археологического. Наиболее известен город Шемаха, который до 1859 года был центром Шемахинской губернии Российской Империи, и только в связи с его разрушением катастрофическим землетрясением центр губернии был перенесен в небольшой городок Баку (в то время население Шемахи превышало 35 тыс. чел., а в Баку проживало около 1,5 тыс.). Шемаха – один из древнейших городов Азербайджана. Археологические раскопки, проведённые в северо-западной его части, обнаружили поселение, относящееся к V-IV вв. до н. э.

Но и помимо Шемахи, в районе имеются интереснейшие памятники: историко-культурные заповедники Лагич и Баскал, развалины города Ахсу «Хараба шехер» («Разрушенный город»), где создан уникальный археологический музей а-ля Помпеи, и многие другие.

В настоящее время туристская отрасль развивается наиболее интенсивно в Шемахинском районе и достаточно активно в Исмаиллинском районе. Построены высококлассные отели, СПА-комплекс, строится аквапарк и другие объекты. Однако потенциал территории настолько высок, что требуется дальнейшее, еще более интенсивное развитие всей туристско-рекреационной инфраструктуры, в том числе рассчитанные на отдых выходного дня, учитывая близость к Бакинской агломерации с численностью населения, приближающейся к 3 млн. человек.

Социальная инфраструктура по набору функций обычна: общеобразовательные и средние специальные учебные заведения, филиалы высших учебных заведений, культурно-просветительские и медицинские учреждения, музеи и театры. Однако необычным является то, что по Президентской программе во всех административных центрах построены современные так называемые «Олимпийские комплексы» – спортивные центры с бассейнами, стадионами, спортивными площадками, фитнес-залами. В составе объектов обслуживания населения экономического района построены оборудованные по последнему слову техники медицинские диагностические центры.

Еще одна особенность – это наличие в каждом административном центре исключительно благоустроенных парков им. Гейдара Алиева и в целом высокая благоустроенность зеленых пространств городов.

При этом проведенная комплексная оценка территории выявила определенные проблемы в социально-экономическом, планировочном и инфраструктурном развитии экономического района и позволила определить его основные конкурентные преимущества. В целом основные проблемы социально-экономического развития Горного Ширвана состоят в следующем:

1. Сложившаяся система транспортного обслуживания территории нуждается в существенном развитии и реконструкции как в отношении железнодорожного сообщения – необходимо связать железной дорогой Шемаху с Баку, так и сети автомобильных дорог республиканского и местного значения.

2. Экономический район не богат полезными ископаемыми. Важной особенностью региона является слабая изученность подземных недр региона. Так, на территории экономического района обнаружены проявления нефти, природного газа и сланцев, но для оценки их запасов требуется проведение дополнительных инженерно-геологических изысканий. Кроме того, имеют место месторождения минеральных красителей, битума, мрамора, известняка, соли, песка, щебня, камня, глины. Большое бальнеологическое значение имеют месторождения минеральных вод.

3. Низкий уровень развития промышленного производства. Структура промышленности сформировалась в советское время и в значительной мере не учитывает современные реальные потребности. Остановка крупных предприятий привела к резкому спаду промышленного производства, что снизило налогооблагаемую базу, доходы бюджета, уровень и качество жизни населения.

4. Низкий уровень переработки сельскохозяйственной продукции и низкая интенсификация сельского хозяйства. В настоящее время эта отрасль имеет устойчивое развитие и является одной из важнейших в экономике как экономического района Город Ширван, так и Республики Азербайджан в целом. В то же время сдерживающим фактором расширенного сельскохозяйственного производства являются ограниченные площади пашни и недостаток орошаемых земель, а главное, проблемы со сбытом произведенной продукции. Сдерживающее влияние оказывают также недостаточные мощности и уровень технологий многих предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. До сих пор не восстановлены в полном объеме виноградные плантации, уничтоженные во время антиалкогольной «горбачевской» кампании, и знаменитые винные заводы.

По основным показателям экономического развития ЭРГШ сильно отстает от среднереспубликанского уровня, несмотря на устойчивую положительную динамику развития. В регионе отмечается невысокая инвестиционная активность, недостаток рабочих мест, уровень заработной платы ниже средней по стране.

5. Основными источниками электроэнергии являются Мингечевирская ГЭС (установленная мощность 402 МВт), Азербайджанская ГРЭС (установленная мощность 2400 МВт), расположенная за пределами района. Но при этом в Исмаиллинском районе введена в эксплуатацию малая гидроэлектростанция «İsmayıllı-1» мощностью 4 МВт и строится вторая, а в Гобустанском районе для выработки электроэнергии используются ветровые и солнечные установки. Здесь в 72 км от Баку построена первая гибридная электростанция. Её совокупная мощность составляет 5,5 МВт. Энергия вырабатывается тремя ветряными турбинами мощностью 2,7 МВт, солнечными батареями в 1,8 МВт, а также биогазовой электростанцией производительностью в 1 МВт.

6. В связи с сокращением промышленного производства, ликвидацией и остановкой предприятий крайне ограничены возможности трудоустройства. Из всего объёма населения в трудоспособном возрасте только 20% являются работниками по найму, доля лиц трудоспособного возраста, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве, составляет более 30%, значительная часть населения работает за пределами экономического района в других регионах Азербайджанской Республики и за рубежом.

7. Несмотря на ежегодный рост доходов населения, действующие надбавки и государственные субсидии, уровень и качество жизни значительно отстают от общереспубликанских показателей.

8. Особо следует отметить уже упоминавшиеся угрозы, связанные с географическим положением, рельефом и тектоникой данной территории, с которыми связаны опасные физико-геологические процессы. Наиболее разрушительные из них следующие:

– Интенсивные проявления новейших тектонических движений. Район относится к девятибалльной сейсмической зоне, где землетрясения бывают регулярно.

– Селевая деятельность рек. В районе селевые потоки возникают ежегодно во время особо интенсивных ливней или при прорыве водоемов в результате взаимодействия воды и рыхлообломочной породы в ложбинах и ущельях, имеющих большой уклон. Они внезапны, кратковременны, но обладают громадной разрушительной силой. При остановке такая селевая масса как бы застывает, не распадаясь на составные части, образуя волнообразную форму рельефа. Практически все устья горных рек при выходе на равнину сложены именно такими селевыми конусами выноса.

Кроме того, в районе развиты локальные опасные явления, такие как оползни, обвалы, снежные лавины. Для сельскохозяйственных угодий опасность представляют процессы водной эрозии, которые особенно активизируются в весенне-осеннее время, когда наблюдаются паводки и наводнения, и вторичное засоление.

Что касается основных конкурентных преимуществ экономического района Горный Ширван, то они заключаются в следующем:

– удобное географическое положение, относительная близость к столице республики – г. Баку (50 км), близость к международному транспортному коридору ТРАСЕКА;

– благоприятные природно-климатические условия, способствующие развитию многоотраслевого сельского хозяйства;

– уникальные природные условия для отдыха, туризма и лечения, в том числе прекрасная экологическая ситуация и наличие уникальных объектов культурного наследия;

– наличие экономически активного населения, относительно низкая стоимость труда.

Таким образом, перед проектировщиками стояла задача дать предложения по комплексному развитию экономики района, оптимизации планировочной структуры территории с учетом конкурентных преимуществ района и выявленных проблемных ситуаций. Для этого было разработано несколько вариантов развития территории, из которых был выбран, по нашему мнению, наиболее оптимальный программно-целевой вариант. Одной из важнейших составляющих данного варианта являются два достаточно амбициозных предложения.

Первое – по созданию Северо-Западного международного туристско-рекреационного кластера Азербайджанской Республики (Шеки-Загатальский экономический район, часть экономического района Горный Ширван и часть Куба-Хачмазского экономического района). Создание такого кластера потребует преобразований практически во всех сферах хозяйственной деятельности, но игра стоит свеч: на расчетный срок, как показали проведенные исследования, возможно, как минимум, пятикратное увеличение потока организованного туризма в Горном Ширване до 200 000 человек в год.


Для реализации такого крупного проекта необходима, с нашей точки зрения, государственная программа, подкрепленная соответствующими административными и финансовыми ресурсами, направленными на:

– строительство современных мест размещения туристов с соответствующей инфраструктурой, обеспечивающих круглогодичный отдых для различных групп населения (познавательный туризм, санаторно-курортное лечение, спортивно-оздоровительный туризм, семейный, молодежный туризм и отдых, сельский и экологические виды туризма, прочие виды туризма);

– реконструкцию и развитие транспортной инфраструктуры;

– реконструкцию и строительство инженерной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование объектов отдыха и туризма, развитие сопутствующих отраслей;

– создание системы профессионального образования, ориентированной на целевую подготовку кадров по приоритетным отраслям, в т.ч. подготовку соответствующих кадров для обслуживания туристов и отдыхающих;

– организацию туристических маршрутов всех типов, в том числе оборудование особо охраняемых природных территорий для цивилизованного посещения туристами;

– подготовку к показу памятников истории и культуры, объектов природного наследия (строительство и реконструкция видовых точек, обзорных площадок, реставрация памятников архитектуры и пр.);

– организацию рекламной кампании на республиканском и международном уровнях (в настоящее время особенно удивляет отсутствие российских туристов в этом удивительно красивом районе Азербайджана, где уже есть вполне «европейские» отели разных категорий. Причиной этому, видимо, является практическое отсутствие информации о курортах Азербайджана в России).

Второе – это новая территориальная организация производительных сил на территории экономического района:


– Размещение обособленной производственной зоны республиканского значения:

– промышленный городок в Гобустанском районе (вблизи города Qobustan), который одновременно будет выполнять транспортно-логистическую функцию на въезде в экономический район со стороны Большого Баку (для размещения новых производств и/или для реализации программы по выносу промышленных предприятий из Большого Баку).

– Размещение обособленных производственных зон регионального значения:

– размещение технопарков в Шемахинском районе (город Şamaxı и село Çuxuryurd);

– формирование площадки для размещения сборочных производств в Исмаиллинском районе (город İsmayıllı);

– формирование площадки для размещения завода по производству бетона в Ахсуинском районе (город Ağsu);

– размещение селекционной станции в Ахсуинском районе (город Ağsu);

– размещение агрогородков в селе Dağ Bağırlı Шемахинского района, селах İvanovka, Qubaxəlilli, Balik и Gəraybəyli Исмаиллинского района, селах Çiyni и Kəndoba Ахсуинского района и селах Ərəbqədim, Xilmilli и Qaracüzlü Гобустанского района.

– Размещение обособленных транспортно-логистических, агропроизводственных, коммунально-складских зон местного значения (в том числе для размещения комплексов по переработке и хранению сельхозпродукции):

– площадки на территории Шемахинского района (село Bağırlı и на юге Шемахинского района на пересечении планируемых автомобильных дорог);

– площадка на территории Исмаиллинского района (село Qubaxəlilli);

– площадка на территории Ахсуинского района (село Padarqışlaq).

– Развитие существующих промышленных зон городов (с учетом генеральных планов).

Результатом реализации Схемы регионального планирования расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил экономического района Горный Ширван должно стать в первую очередь улучшение условий жизни населения. Учитывая, что главными проблемами являются трудоустройство населения, сбыт сельскохозяйственной продукции и недостаточная инфраструктурная обеспеченность территории, предложения Схемы направлены именно на решение этих вопросов.


Предложенный вариант планировочного и социально-экономического развития территории предусматривает следующее:

1. Создание большого количества новых рабочих мест в туристической индустрии, сфере обслуживания и промышленном производстве. Для развития последнего предлагается резервирование территорий для создания зон опережающего развития для размещения новых предприятий для переработки сельскохозяйственной продукции (агропарков) и сопутствующих производств, логистических и индустриальных центров (технопарков) преимущественно вне населенных пунктов в южной и восточной частях района.

2. Развитие транспортной инфраструктуры обусловлено следующими концептуальными положениями. Проектируемый транспортный комплекс экономического района Горный Ширван должен не только создавать сбалансированные условия доступа ко всем местам проживания, приложения труда, рекреации и туризма, но и включать развитую систему интермодальных перевозок и транспортной логистики. В этой связи территорию района следует рассматривать в качестве начального ключевого участка дополнительного транспортного коридора на пути внешнеэкономических связей республик Азербайджан и Грузия, дублирующего основные пути сообщения, проходящие юго-западнее в международном коридоре ТРАСЕКА (имеются в виду железнодорожная линия Баку – Тбилиси – Карс и автомагистраль М-2 одноименного названия). Поэтому в основу стратегии развития транспортной инфраструктуры проектируемого экономического района положена следующая доктрина: дальнейшее развитие дополнительного продольного транспортного коридора, обеспечивающего надежные транспортные связи как между отдельными частями экономического района, так и внутриреспубликанские и международные, главным образом в направлении Республика Азербайджан – Грузия.

Реализация данной доктрины отвечает намеченному росту численности населения по максимальному варианту прогноза почти на 40%, значительному развитию промышленного комплекса, сельскохозяйственного сектора (включая переработку продукции) и объектов туризма и лечебно-оздоровительных комплексов, что приведет к соответствующему существенному увеличению перевозок пассажиров и грузов. А обеспечение надежности главных связей – одно из главных условий, позволяющих преодолевать последствия чрезвычайных ситуаций.

Существующий и предложенный транспортные коридоры отображены на «Схеме основных линейных транспортных коммуникаций проектируемой территории в системе международных транспортных коридоров». 


Они увязаны с транспортной инфраструктурой, намеченной в аналогичном проекте по соседнему, Шеки-Загатальскому, экономическому району. Основополагающими из этих предложений являются:

– Резервирование трассы от станции Шеки до станции Кюрдамир, попадающей в пределы Исмаиллинского и Ахсуинского районов, для строительства к концу расчетного срока железнодорожной линии.

– Продление существующей железнодорожной ветки местного значения Падар – Чел Гойлар до г. Шемаха со строительством вблизи него станции и современного вокзала. Предполагается в перспективе электрификация новой линии на всем ее протяжении и модернизация дорожно-путевого хозяйства в расчете на организацию скоростного пассажирского сообщения по направлению Баку – Шемаха.

– Организация в пределах ЭРГШ новой автомагистрали путем продления дороги М-5 в восточном направлении по трассе Джойбулаг – Габалинский аэропорт – Исмаиллы со строительством обхода Исмаиллы. В результате возникнет прямолинейная связь автодорог М-4 и М-5 по направлению Баку – Шемаха – Исмаиллы – Габала – Шеки – Балакан – граница Грузии.

– Строительство автодороги, ответвляющейся от автомагистрали М-2 у населенного пункта Муган (Хачикабульский район), идущей по равнине вдоль юго-западного склона Лянгабизского и Харами хребтов в направлении на Чел Гойлар и Ахсу до соединения с автодорогой М-4 и выходом на М-5. Таким образом, будет создана мощная дублирующая продольная связь: автомагистраль М-2 (Муган) – Ахсу – аэропорт Габала – Шеки – Балакан – Тбилиси.

– Сооружение соединительного участка Биринджи Чайлы – Екахана существующих дорог местного значения Y-56-14 Шемаха – Чел Гойлар – Падар и Y-37-07 Поладлы – Гирда, пересекающего долину реки Пирсаат и Лянгабизский хребет в относительно доступном по условиям рельефа месте. Данное направление соединит между собой все продольные связи – дороги М-2, М-4 и новый дублер, расположенный между ними. Предполагается перевод указанной трассы в категорию дорог республиканского значения.

– Реконструкция автодороги М-4 на всем ее протяжении с доведением количества полос движения до 4-х. Общая протяженность обновленной трассы составит 71,4 км, время в пути до Баку сократится в 2 раза; что является решающим фактором для развития туризма выходного дня.

– Создание сети основных прогулочно-рекреационных направлений. Такая сеть специально выделена в системе дорог зон туристско-рекреационного назначения на Схеме развития транспортной инфраструктуры и предполагает выполнение особых требований к обеспечению красоты окружающего ландшафта, сооружению смотровых площадок, автостоянок и других обслуживающих объектов при проектировании и строительстве этих дорог.


В результате осуществления предложенных мероприятий по развитию дорожной сети протяженность дорог увеличится с 1276 до 1634 км или на 28%. Соответственно вырастет плотность автомобильных дорог с 206,4 до 264,3 км/1000 кв. км проектируемой территории.

Кроме того, предусмотрено развитие инфраструктуры воздушного транспорта (сеть вертолетных площадок) в целях обслуживания населения и туристов, а также сооружение объектов вертикального транспорта (канатные дороги, фуникулеры) в зонах рекреации для повышения доступности спортивных и туристических объектов.

3. Создание системы специализированных учебных центров, резервирование территорий для новых средних специальных и высших учебных заведений, ориентированных на целевую подготовку кадров по приоритетным отраслям: сельское и лесное хозяйство, легкая промышленность, строительство, охрана природы, туристическая отрасль и пр.

4. Создание единой туристско-рекреационной инфраструктуры, интегрированной в систему международных и республиканских туристических маршрутов:

– Организация туристско-рекреационных центров республиканского (международного) значения – город Шемаха, поселки Лагич и Басгал в Исмаиллинском районе.

– Существующие и вновь создаваемые туристско-рекреационные центры районного значения:

– существующие: Истису (Исмаиллинский район), Чухурюрд (Шемахинский район), Ахсу, Гобустан и его западные окрестности (Гобустанский район);

– проектируемые – Галаджик, Талыстан, Ивановка (Исмаиллинский район), Гызмейдан (Шемахинский район).

– Проектируемые туристско-рекреационные центры местного значения – окрестности поселка Юсиф Мамедалиев (местность Пиркулу), Зарат-Хейбяри, Мельгам, Дямирчи, Галайбугурд, Пирбейли в Şamaxı rayonu, Дияллы, Гычатан, Мудреса, Гаджихатамлы, Мюджю, Мюджи-Хяфтяран, Сумагаллы в İsmayıllı rayonu, Калва, Гырлар, Гюрджюван в Ağsu rayonu, Джянги, Нардаран, Шыхлар, Хилмилли, Караджюзлю в Qobustan rayonu.

– Локальные узлы развития инфраструктуры туризма и рекреации – несколько в каждом районе.

Различия в иерархической структуре туристско-рекреационных центров обусловлены насыщенностью этих центров различными объектами туристской, рекреационной, сопутствующей и транспортной инфраструктуры. В крупных центрах, помимо средств размещения и объектов общественного питания, широко представлены объекты сопутствующей инфраструктуры – турфирмы и турагентства, музеи, галереи, банки, страховые компании, спортивные и прочие объекты.

Особое внимание в проекте уделено развитию инженерной инфраструктуры и защите территории от катастрофических явлений природного характера: строительство новых водохранилищ для увеличения площади орошаемых земель, продолжение работ по канализованию населенных пунктов, создание надежной и современной системы электроснабжения, строительство и реконструкция противоселевых сооружений и пр.

Как нам представляется, реализация указанных предложений даст новые импульсы для гармоничного развития региона. Формирование современных промышленных территорий – агропарков, технопарков, промышленного городка – обеспечит новые рабочие места и спрос на местную сельскохозяйственную и промышленную продукцию; создание туристско-рекреационных зон также будет способствовать созданию новых рабочих мест в строительстве и обслуживании, в том числе медицинском, привлечению инвестиций; развитие транспортной инфраструктуры обеспечит новые рабочие места в дорожном строительстве и обслуживании транспортных коммуникаций, увеличит поток туристов и отдыхающих, улучшит снабжение района и транспортное обслуживание населения; создание системы профессионального образования должно сократить отток молодого населения и способствовать формированию собственных профессиональных кадров.



Архив журнала "Управление развитием территории", 3 3/2013 г.