15.11.2013

Интеграция региональной информационной системы с системой межведомственного электронного взаимодействия

Авторы статьи: И.С. Пономарева, А.М. Васин, ООО "ИТП "Град". 


О системе межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ) уже немало написано статей, показано презентаций, кроме того, созданы сайты методической (http://210fz.ru/mdx) и технологической (http://smev.gosuslugi.ru/portal) поддержки, где подробно рассказывается обо всем, что связано с этой системой.

Наверняка, впервые столкнувшись с понятием СМЭВ, вы обратитесь именно к этим источникам. И это, безусловно, будет правильный выбор. Также поступили и мы, увидев среди перечня работ очередного технического задания пункт «Интеграция с СМЭВ».Но ознакомившись со всей этой информацией, осталось впечатление несобранного пазла: полученные знания не сложились в красивую картинку и, как оказалось впоследствии, у нас были даже не все его «кусочки».

Пройдя путь интеграции региональной информационной системы с СМЭВ, мы решили поделиться своим опытом с теми, кто только начинает осваивать эту область.

Для начала совсем кратко попытаемся ответить на вопрос, зачем все-таки нужна СМЭВ? Основное назначение СМЭВ – упростить для заявителя процесс подачи заявления и сделать получение услуги более прозрачным.

Межведомственное взаимодействие

Заявитель посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ) подает заявление на получение услуги (подать заявление также можно путем личного обращения), прикладывая к нему только те документы, которые находятся в его распоряжении, т.е. не были получены ранее в других органах власти, что позволяет УПРОСТИТЬ подачу заявления. Услуга оказывается, и в процессе ее предоставления меняются статусы подготавливаемого документа, которые публикуются на ЕПГУ, что делает получение услуги более ПРОЗРАЧНЫМ.

Как же быть с документами (сведениями), которые являются необходимыми для предоставления услуги, но не были представлены заявителем? Для их получения из информационной системы (далее – ИС) органа государственной власти или органа местного самоуправления, оказывающего услугу, (потребителя) отправляются межведомственные запросы в ИС ведомств, в распоряжении которых такие документы находятся, (поставщиков). Те, в свою очередь, отправляют ответы на полученные межведомственные запросы.

Все межведомственное взаимодействие построено на использовании электронных сервисов. Мы можем выделить 3 типа межведомственного взаимодействия:

· сервисы ЕПГУ (или сервисы регистрации заявлений; используются для получения с ЕПГУ сведений, указанных в заявлении на получение услуги, и размещения их в ИС органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставляющего услугу);

· сервисы запроса сведений (используются для отправки потребителем из ИС запросов на получение документов (сведений) в рамках оказания услуги, а также для получения от поставщиков ответов на такие запросы);

· сервисы предоставления сведений (используются для регистрации в ИС запросов на предоставление документов (сведений) от потребителей при оказании услуг другими органами власти, а также для отправки поставщиком ответов на такие запросы).

Работы по разработке сервисов каждой группы в целом схожи, но все же имеют свои особенности.

Основными действующими лицами, участвующими в процессе интеграции ИС с СМЭВ, являются: владелец ИС, разработчик сервисов СМЭВ, оператор региональной СМЭВ (РСМЭВ), оператор СМЭВ. В данной статье мы охватим те мероприятия, которые проводятся первыми двумя, известными больше по техническому заданию, как заказчик и исполнитель соответственно.


Итак, с чего начать, и без чего интеграция не возможна

Прежде всего, между владельцем ИС и оператором РСМЭВ должно быть заключено соглашение о взаимодействии, должны быть разработаны и утверждены административные регламенты и технологические карты межведомственного взаимодействия (далее – ТКМВ) по услугам, предоставление которых должно осуществляться с использованием СМЭВ. Сведения о таких услугах должны быть опубликованы в региональном реестре государственных и муниципальных услуг (функций).

Некоторые работы могут выполняться параллельно, так как не зависят друг от друга. Например, одновременно можно определять список разрабатываемых сервисов и проводить работы по подключению ИС к СМЭВ.


Подключение ИС к СМЭВ

Сразу хочется отметить, что подключение системы носит скорее организационный характер и выполняется ее владельцем. Разработчик сервисов СМЭВ выступает здесь в роли консультанта. Все работы по подключению системы к СМЭВ осуществляются через оператора РСМЭВ, которому передается заполненная форма предоставления информации об ИС (http://smev.gosuslugi.ru/), при этом предварительно должны быть выполнены следующие действия:

- организован защищенный канал между ИС и РСМЭВ;

- ИС аттестована по работе с персональными данными (при необходимости);

- ИС присвоена мнемоника;

- получены средства технологической электронной подписи для ИС и всех участников.

Особое внимание стоит обратить на пункт по аттестации системы. Обязательным условием для проведения работ по аттестации системы по работе с персональными данными является наличие лицензии. Чем незнание данного факта может грозить заказчику и исполнителю работ:

1) у исполнителя работ отсутствуют соответствующие обязательства в техническом задании. В этом случае заказчику необходимо будет проводить дополнительный конкурс для аттестации ИС;

2) у исполнителя работ имеются соответствующие обязательства в техническом задании, но отсутствует лицензия на проведение работ по аттестации ИС. В этом случае исполнителю необходимо будет привлекать подрядчика для проведения работ по аттестации ИС.


Определение перечня разрабатываемых сервисов СМЭВ

Для того чтобы определить, какие сервисы СМЭВ потребуется разработать, необходимо проанализировать документацию в части предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием СМЭВ, в том числе это будет нормативно-правовая документация о документах (сведениях), необходимых для предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций); административные регламенты, ТКМВ, техническое задание. В результате проведенного анализа можно составить перечень разрабатываемых сервисов ЕПГУ, сервисов запроса сведений и сервисов предоставления сведений. Скорее всего, эта работа будет выполнена разработчиком сервисов СМЭВ, однако владелец ИС должен активно участвовать в согласовании полученного списка.

ИСОГД ТО

Запрос

Наименование запроса

Поставщик

Потребитель

Проект разрешения на строительство

Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости)

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Администрации МО

Кадастровая выписка об объекте недвижимости

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Администрации МО

Сведения из ЕГРЮЛ (краткие сведения)

Федеральная налоговая служба

Администрации МО

Правоустанавливающие документы на земельный участок

Департамент имущественных отношений Тюменской области

Администрации МО

Проект планировки территории и проект межевания территории

Главное управление строительства Тюменской области

Администрации МО

Помимо самого перечня сервисов СМЭВ, нужно определиться, в соответствии с какой версией методических рекомендаций по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии будет произведена разработка сервисов ЕПГУ и сервисов предоставления сведений, а также к каким именно сервисам поставщиков будут разработаны сервисы запроса сведений.

Согласованием в данном случае нельзя пренебрегать. Фиксируйте принятые решения протоколами. Дело в том, что полученный перечень сервисов подвержен риску изменений по внешним причинам. Это могут быть: изменения нормативно-правовых документов в части, касающейся СМЭВ, в том числе влекущие изменения административных регламентов; отсутствие утвержденных регламентов и ТКМВ; появление новой версии методических рекомендаций по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии; разработка поставщиками новых сервисов или изменение, аннулирование существующих.

Пример реализованных ИТП "Град" сервисов запроса сведений

Разработка сервисов СМЭВ

Выполняется разработчиком сервисов СМЭВ, как и в предыдущем пункте, здесь не обойтись без согласования.

Сервисы ЕПГУ

Представляют собой сервисы регистрации заявлений на предоставление государственных или муниципальных услуг и получения информации о статусе предоставления услуги.

Разработка каждого из сервисов данного типа включает следующие работы:

  1. Разработка шаблона заявления на получение услуги для возможности его последующей публикации на ЕПГУ. При разработке шаблона заявления лучше использовать средства, позволяющие наглядно представить эскиз формы заявления (например,MS Visio). Разработанный шаблон согласуется с владельцем ИС.
  2. Разработка сервиса ЕПГУ:

- разработка требований к сервису ЕПГУ. Требования к сервису ЕПГУ содержат правила переноса значений полей из формы заявления ЕПГУ в ИС. При необходимости возможна доработка требований к объектам ИС. Разработанные требования согласуются с владельцем ИС;

- разработка сервиса ЕПГУ. Разработка должна осуществляться в соответствии с согласованной версией методических рекомендаций по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии. При необходимости предварительно осуществляется доработка объектов ИС. Разработка может быть осложнена, если в методике обнаружились противоречия. В этом случае нужно обращаться в службу поддержки СМЭВ, но стоит иметь в виду, что с решением проблемы придется подождать;

- реализация возможности обращения разработанного сервиса к сервису обновления статуса услуги на ЕПГУ;

- развертывание сервиса ЕПГУ на сервере владельца ИС.

  1. Разработка документации на сервис ЕПГУ:

- паспорт на электронный сервис;

- руководство пользователя и методика испытаний электронного сервиса;

- техническое описание интерактивной формы заявления на ЕПГУ;

- шаблон генерации кода формы заявления.

Формы первых двух документов можно найти на технологическом портале СМЭВ.

  1. Тестирование сервиса ЕПГУ и разработанной на сервис документации. Разработанный сервис тестируется владельцем ИС на предмет:

- соответствия согласованной версии методических рекомендаций по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии;

- прохождения контрольных примеров, указанных в руководстве пользователя электронного сервиса;

- наличия полного комплекта документов на сервис;

- соответствия согласованным требованиям к сервису в части правил переноса значений полей из формы заявления ЕПГУ в ИС. Проверка данного пункта осуществляется на основании представленной разработчиком сервисов СМЭВ программы методики испытаний и с помощью инструмента, который позволяет тестировать web-сервисы (например, SoapUI).

После того, как указанные выше работы будут выполнены, сервис должен быть зарегистрирован в РСМЭВ, а форма заявления передана для публикации на ЕПГУ (см. п. Публикация сервисов в СМЭВ).


Сервисы запроса сведений

Представляют собой сервисы запроса сведений, необходимых при предоставлении государственных или муниципальных услуг и находящихся в распоряжении других ведомств.

Разработка каждого из сервисов данного типа включает следующие работы:

1. Разработка сервиса запроса сведений:

- разработка сервиса. Разработка должна осуществляться в соответствии с согласованным сервисом поставщика, к которому будет обращаться разработанный сервис. В том числе на основании документации на сервис, разработанной поставщиком и утвержденной ТКМВ. В документации, ТКМВ содержатся форматы (набор входных и выходных параметров) запроса и ответа на запрос. При отличии форматов, указанных в документации на сервис поставщика и в ТКМВ, разработку сервиса запроса сведений целесообразнее проводить на основании документации;

- развертывание сервиса запроса сведений на сервере владельца ИС.

Разработка сервиса запроса сведений предполагает от разработчика сервисов СМЭВ создание только клиентской части. В РСМЭВ должен быть открыт доступ к сервису поставщика в СМЭВ. При отсутствии указанного доступа владелец ИС обращается к оператору РСМЭВ с соответствующим запросом.

  1. Тестирование сервиса запроса сведений. Сервис тестируется путем отправки контрольных примеров к соответствующему тестовому сервису поставщика, а также проводится тестирование в продуктивной среде СМЭВ путем отправки запросов к действующему сервису поставщика.

При разработке данного вида сервисов далеко не все зависит от возможностей и способностей разработчика сервисов СМЭВ. Здесь проблемы могут возникнуть как раз со стороны поставщиков. Это могут быть ошибки в руководствах пользователей на сервисы поставщиков или в самих сервисах, недоступность сервисов и прочее. В этом случае нужно обращаться к контактному лицу, указанному в руководстве пользователя на сервис поставщика, и надеяться на оперативный ответ.

Публикация услуги на ЕПГУ

В результате выполнения указанных работ в ИС появится возможность для органов государственной власти и органов местного самоуправления, эксплуатирующих такую ИС, при предоставлении государственных или муниципальных услуг отправлять межведомственные запросы в СМЭВ для запроса сведений, находящихся в распоряжении других ведомств.


Сервисы предоставления сведений

Представляют собой сервисы предоставления сведений, находящиеся в распоряжении органов государственной власти или органов местного самоуправления, эксплуатирующих ИС, и необходимые другим ведомствам при предоставлении ими услуг, выполнении функций.

Разработка каждого из сервисов данного типа включает следующие работы:

  1. Разработка сервиса предоставления сведений:

- разработка сервиса. Разработка должна осуществляться в соответствии с согласованной версией методических рекомендаций по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии. Разработанный сервис должен соответствовать документации на сервис, опубликованной на федеральном уровне, если он предназначен для предоставления документов (сведений) по запросу федеральных органов власти (при наличии такой документации). Здесь могут возникнуть проблемы, уже описанные ранее.

- развертывание сервиса предоставления сведений на сервере владельца ИС.

  1. Разработка документации на сервис предоставления сведений:

- паспорт на электронный сервис,

- руководство пользователя и методика испытаний электронного сервиса.

Формы документов можно найти на технологическом портале СМЭВ.

  1. Тестирование сервиса предоставления сведений и разработанной на сервис документации. Разработанный сервис тестируется владельцем ИС на предмет:

- соответствия согласованной версии методических рекомендаций по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии, либо версии, указанной в документации на сервис, опубликованной на федеральном уровне;

- прохождения контрольных примеров, указанных в руководстве пользователя электронного сервиса;

- наличия полного комплекта документов на сервис.

В результате выполнения указанных работ для органов государственной власти и органов местного самоуправления, эксплуатирующих ИС, появится возможность принимать от других ведомств межведомственные запросы, а также подготавливать и направлять им ответы на полученные запросы.


Публикация сервисов в СМЭВ

Работы по публикации проводятся операторами РСМЭВ и СМЭВ, поэтому дадим совсем краткий обзор этого пункта.

Сервисы федерального уровня публикуются в СМЭВ, сервисы регионального уровня – в РСМЭВ (доступ к ним доступен через СМЭВ). Так как описанные выше работы касались сервисов регионального уровня, то рассмотрим только их публикацию.

В РСМЭВ публикуются разработанные сервисы ЕПГУ и сервисы предоставления сведений. Дополнительно для сервисов ЕПГУ необходимо форму заявления опубликовать на ЕПГУ, для чего нужно провести отдельный конкурс. Первоначально публикация сервисов осуществляется в тестовом контуре РСМЭВ. Далее проводится функциональное тестирование сервисов в тестовом контуре, после чего сервисы публикуются в продуктивной среде.

В заключение хочется отметить, что в данной статье мы лишь поделились своим опытом, полученным при выполнении работ по интеграции региональной ИС с СМЭВ, и не призываем использовать ее как инструкцию к действию. Но советуем применять ее как шпаргалку при выполнении аналогичных работ, которая позволит избежать маленьких и не очень маленьких неприятностей.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 3/2013 г.