15.11.2013

Проблема общественных пространств: как создавать, как управлять и как применять

Автор статьи: Сёмина Варвара Юрьевна

в 2012 г. окончила архитектурный факультет Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (кафедра градостроительства и ландшафтной архитектуры).

В настоящее время является аспирантом кафедры градостроительства Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ). Тема диссертации на степень кандидата архитектуры – «Разработка методологии нормативов градостроительного проектирования жилых территорий на примере Красноярского края».

С 2011 года работает архитектором в ООО «ИТП «Град»».



«Общественное пространство – определяющий признак города. Более того: общественное пространство – это и есть город. Нет общественного пространства – нет города».

В.Л. Глазычев


Причины актуальности сегодня темы общественных пространств

Качество жизни – это важнейший ресурс в глобальной конкуренции городов. Изначально город развивается в определённой экосистеме. Природные условия совместно с ресурсами территории составляют природную основу городской среды. Формирование среды города происходит на основе технической базы, транспортных и инженерных сетей, застройки и населения, существующего непосредственно в городской среде.

Все составные части системы города находятся друг с другом в постоянном и сложном взаимодействии, результат которого определяет качество городской среды. Соответствие ее общепринятым стандартам зачастую не удовлетворяет современным требованиям, хотя в градостроительной документации закладываются основы для создания условий формирования качественной среды жизнедеятельности.

В настоящее время состав чертежей определен Градостроительным кодексом РФ, но ничего не мешает включить в проект схему развития общественных пространств. Однако само понятие «общественные пространства» не имеет в Градостроительном кодексе РФ статуса и определения.

Существующие общественные пространства имеют ряд основных проблем:

– постоянно растущая степень урбанизации;

– отсутствие достаточного уровня безопасности во время нахождения внутри общественного пространства;

– слабая благоустроенность;

– отсутствие подходов и механизмов к получению прибыли с территорий общественных пространств.

Все выделенные проблемы необходимо решать на современном уровне, потому что системы открытых общественных пространств города можно рассматривать как архитектурный портрет города в его историческом развитии, как своеобразный структурно-планировочный каркас, концентрирующий в себе активность городской жизни, встроенный в системы пешеходного движения, зеленого каркаса и выполняющий функции границ городской ткани – застройки.

Сохранившиеся памятники деревянного зодчества на территории квартала № 130 г. Иркутска


Необходимость создания общественных пространств

Одним из условий повышения качества городской среды и создания положительного имиджа города является формирование пространственной системы озеленения, включающей различные по площади и функциональному назначению типы озелененных пространств и природно-ландшафтных территорий: небольшие жилые дворы, общественные скверы, городские сады, парки, набережные, пригородные зоны отдыха.

Для формирования непрерывной системы озеленения все данные территории должны быть связаны между собой аллеями, бульварами и пешеходными улицами.

Необходимо отметить, что развитые общественные пространства меняют структуру города. Ведь до «общественного центра» человек должен дойти пешком – это поддерживается наиболее популярной градостроительной теорией («новый урбанизм») последнего времени, в которой заложена идея пешеходного масштаба города.

Общественные пространства призваны обеспечивать для горожан:

– избыточность возможностей для саморазвития и сотворчества;

– устранение границ внутри городских сословий и различных социальных слоев;

– места социализации;

– вовлеченность в городское развитие;

– уникальный почерк города;

– конкурентоспособность города в борьбе за человека.


Подходы к формированию общественных пространств

Общественные пространства несут на себе основные социальные, просветительские, политические, религиозные, культурные, торговые и рекреационные функции. Опыт последних 20 лет продемонстрировал интересную закономерность – появление нового общественного пространства, ничтожного в соотношении с общей территорией города (0,01%), способно менять имидж города, по примеру Барселоны, Нью-Йорка, Берлина и других городов.

Интересно заметить, что основное различие между европейскими и российскими городами заключается в том, что происходит на территориях, окружающих застройку, и каково состояние и качество этой среды. Яркими примерами могут являться реализованные или реализовывающиеся проекты в городах Красноярск (проект микрорайона «Южный берег»), Иркутск (проект квартала № 130), Томск с сохранившимися уникальными памятниками деревянного зодчества и оригинальными малыми архитектурными формами.

Новая концепция структуры открытых общественных пространств представляется как «русла» городской жизни, концентрирующие в себе общественные функции, освобождающие от них жилые кварталы. Таким образом, создаются условия для организации «островов спокойной жизни» с сохранением традиционных, полноценных дворов. Жителям города нужны разнообразные общественные пространства: площади для праздничных и непраздничных гуляний, протяженные пешеходные аллеи, скверы и зеленые уголки на шумных улицах, открытые галереи торговых рядов и многое другое. Классификатор общественных пространств будет иметь обширный перечень объектов, который будет иерархично изменяться в зависимости от региона проектирования и особенностей сложившейся территории. Для обеспечения возможности создания таких объектов необходимо включить их в перечень объектов регионального и местного значения.


Классификация общественных пространств

Жилой район будет включать в себя:

– парки;

– площади;

– набережные;

– пешеходные бульвары;

– УДС (улично-дорожная сеть);

– туристические улицы (маршруты);

– лыже-роллерные трассы;

– велодорожки;

– игровые комплексы для детей;

– площадки для культмассовых мероприятий.

Жилой микрорайон будет включать в себя:

– пешеходные аллеи и бульвары;

– скверы;

– площадки для выгула собак;

– площадки перед торговыми и общественными объектами;

– выставочные площадки;

– танцевальные площадки;

– комбинированные площадки для ожидания;

– прогулочные дорожки для тихого отдыха;

– площадки для зрелищ.

Жилой квартал будет включать в себя:

– детские площадки;

– лужайки;

– видовые площадки;

– места для курения;

– хозяйственные площадки;

– стоянки для автомашин;

– площадки для занятий физкультурой и спортом;

– площадки для чтения и тихих настольных игр;

– площадки для шумных настольных игр.

Микрорайон "Южные берега" (г. Красноярск)

Подход к управлению общественными пространствами

Для того чтобы общественное пространство функционировало, важно уметь выстроить систему управления. Управление общественным пространством может идти совместно различными департаментами администрации города, где за благоустройство детских площадок, за уборку и управление муниципальным имуществом отвечают разные люди. Проблема коммерциализации пространства может быть решена путем получения дополнительной прибыли от продажи прав на торговлю, дохода от передачи прав аренды парковочного места жителям близлежащих домов. Важно понимать, что социально-психологические особенности общественных пространств также играют важную роль и помогают создавать благоприятную и комфортную психологическую атмосферу.


Законодательная база

В действующем Градостроительном кодексе РФ понятие «общественные пространства» не имеет никакого статуса. Во всех видах нормативной документации отсутствует общее определение общественных пространств, конкретные физические характеристики и нормируемые показатели данного элемента планировочной структуры. К примеру, в правилах землепользования и застройки территорий устанавливают параметры застройки, пишут регламенты использования территории под строительство капитального объекта, но общественные пространства как комплексная система в этом документе также не рассматриваются. В связи с этим необходимо ввести понятие «общественные пространства» в нормативные документы. И можно начать с местных нормативов градостроительного проектирования.

Благодаря внесенным поправкам в федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) становится возможным говорить о включении общественных пространств, в состав которых, помимо капитальных объектов, жилых дворов, могут входить и линейные (скверы, парки, бульвары, аллеи), в перечень объектов местного и регионального значения, а значит и о передаче всех вышеперечисленных объектов в ведомство данных структур. Подобные изменения спровоцируют инвестиции в благоустройство и облагораживание общественных и придомовых территорий.

Памятники г. Томска

Заключение

Необходимо понимать, что работа с общественными пространствами – важная и ответственная задача, поскольку их преобразование и создание непосредственно сказывается на облике города. Кроме того, эффект от качественных преобразований становится очевидным не сразу, а затраты при этом имеют колоссальные обороты. Но система общественных центров, тесно взаимосвязанная с непрерывной системой озеленения и благоустройства города, несет за собой повышение уровня комфортности окружающей среды, что всегда является новым этапом в развитии города, делает его более привлекательным, конкурентоспособным, безопасным и современным.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 3/2013 г.