15.07.2013

Обзор изменений в законодательстве за апрель, май, июнь 2013 года

Публикация подготовлена Е.А. Гемпик, К.А. Рудковской, ООО "ИТП "Град". 


Основы государственного управления

Распоряжением Правительства РФ от 11.06.2013 № 953-р (далее- Распоряжение № 953-р) утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса» (далее- «дорожная карта»). Распоряжение № 953-р вступило в силу со дня его подписания.

Документ подготовлен Минэкономразвития России в рамках проекта Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в РФ во исполнение пп. «д» п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

Реализация «дорожной карты» будет осуществляться с 2013 по 2018 годы.

План мероприятий «дорожной карты» включает:

- создание правовых условий массового внедрения электронного документооборота во всех сферах российской экономики;

- снижение издержек на ведение бизнеса, связанных с предоставлением отчетности, систематически формируемой и предоставляемой субъектами хозяйственной деятельности федеральным органам исполнительной власти, с предоставлением сопроводительной документации на продукцию, копий учредительных документов, внесением информации в государственные реестры и регистры;

- реализацию отраслевых мер, направленных на оптимизацию контрольно-надзорных и разрешительных функций;

- замену в отдельных отраслях экономики избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного регулирования альтернативными рыночными механизмами;

- внедрение модели управления издержками бизнеса, которые связаны с исполнением требований регулирования.

По мнению Правительства РФ, меры, предусмотренные «дорожной картой», позволят упростить взаимодействие государства и предпринимателей в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности, что позволит повысить прозрачность и комфортность ведения бизнеса.

Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 502(далее- Постановление № 502) утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее соответственно Требования, Программы). Постановление № 502 опубликовано и вступило в силу 21.06.2013.

Документ подготовлен Минрегионом России в рамках Плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 22.08.2011 № 1493-р, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.

Требования направлены на создание условий для эффективного выполнения органами местного самоуправления полномочий по обеспечению населения качественными коммунальными услугами.

Согласно Требованиям, Программы должны разрабатываться на основе генеральных планов поселений и городских округов и включать в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены схемами и программами развития единой национальной электрической сети, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, межрегиональными и региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Программы разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения, городского округа.

По мнению Правительства РФ, введение общих требований к Программам позволит обеспечить привлечение частных инвестиций в коммунальную отрасль, эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов, комфортные условия проживания граждан.


Градостроительная деятельность

Приказом Минрегиона России от 19.04.2013 № 169 утверждены Методические рекомендации по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов РФ (далее соответственно Методические рекомендации, СТП субъектов РФ).Документ опубликован на сайте Минрегиона 24.04.2013.

Методические рекомендации содержат состав, порядок подготовки, согласования, утверждения проекта СТП субъекта РФ, порядок реализации СТП субъекта РФ, рекомендации по разработке концепции пространственного планирования субъекта РФ и другие материалы.

Методические рекомендации сопровождаются примерным материалом по обоснованию СТП субъектов РФ, выполненным на основе схемы территориального планирования Костромской области, согласованной Правительством РФ и утверждённой Постановлением Администрации Костромской области от 10.10.2011 № 372-а.

Методические рекомендации направлены на систематизацию, упрощение процесса разработки проектов СТП субъектов РФ, приведение их к «единому формату» при учете особенностей каждого из субъектов РФ.

Регионы России ориентированы на применение Методических рекомендаций при разработке СТП субъектов РФ как ко всей территории субъекта РФ, так и применительно к части территории, при совместной разработке проектов СТП субъектов РФ, а также при уточнении и корректировке уже утвержденных СТП субъекта РФ.


Проекты правовых актов

Минэкономразвития России подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее- Законопроект).

Предлагаемые Законопроектом изменения направлены на исключение из норм Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» объектов землеустройства – территорий субъектов РФ, территорий муниципальных образований, территорий населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также частей указанных территорий и зон. Кроме того, Законопроектом отменяются положения, касающиеся описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства и результата такого описания – карт (планов) объектов землеустройства.

В соответствии с Законопроектом в положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» подлежат внесению изменения, предусматривающие осуществление кадастровых работ для целей внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, особых экономических зонах или территориях объектов культурного наследия, а также устанавливающие правила выноса на местность указанных границ.

Предлагаемым Законопроектом изменения также предусматривают нововведения в части, касающейся документа, на основании которого в государственный кадастр недвижимости будут вноситься сведения о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, особых экономических зонах и территориях объектов культурного наследия - плана границ, а также процедуры, формы и требований к составлению таких планов.

Предполагается, что подготовку планов границ будут осуществлять кадастровые инженеры, в связи с чем Законопроектом предлагается установить административную ответственность кадастрового инженера за внесение в план границ заведомо ложных сведений.

Таким образом, технологию подготовки документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, предлагается дополнить соответствующими положениями и сделать одинаковой как для объектов недвижимости, так и для границ между субъектами РФ, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, особых экономических зон и территорий объектов культурного наследия.

Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ в части совершенствования правового регулирования вопросов подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории» (далее ‑ Законопроект).

Законопроект подготовлен во исполнение п. 24 Плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2012 год, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.12.2011 № 2425-р.

Изменения, предлагаемые Законопроектом, направлены на устранение несогласованности в правовом регулировании вопросов подготовки документов территориального планирования и документации по планировки территории, а также совершенствовании процесса подготовки такой документации.

Законопроектом предлагается дополнить понятийный аппарат Градостроительного кодекса РФ термином «планировочная структура территории», «элемент планировочной структуры территории».

В целях обеспечения реализации генерального плана и системного развития элементов планировочной структуры формирование планировочной структуры территории законопроектом предлагается отнести к основным целям подготовки генеральных планов поселений и городских округов.

Для повышения эффективности исполнения федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы при подготовке проекта генерального плана поселения и городского округа и его дальнейшей адресной реализации посредством разработки документации по планировке территории законопроектом предусмотрена обязательность выделения зон существующей и планируемой жилой застройки.

В связи с тем, что Градостроительным кодексом РФ определен единый для всех территорий состав проекта планировки вне зависимости от вида территории и объектов, размещение которых на ней планируется, законопроектом дифференцированы виды территорий, в отношении которых может подготавливаться проект планировки территории, а также определены цели подготовки таких проектов.

Законопроектом также изменяются и дополняются требования к содержанию документации по планировке территории и ее подготовке.

Минэкономразвития России опубликован проект Постановления Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014- 2019 годы)».

Документ предусматривает утверждение федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014- 2019 годы)» (далее – проект ФЦП), подготовленной для реализации Распоряжения Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Целью проекта ФЦП является гармонизация сферы земельно-имущественных отношений, базирующаяся на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества и обеспечивающая переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития РФ.

Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода к установлению следующих взаимодополняющих друг друга приоритетных задач по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости:

- объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости в Единый государственный реестр объектов недвижимости (ЕГРОН);

- обеспечение перевода услуг в режим «одного окна» и переход к оценке гражданами качества услуг;

- повышение качества данных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и перехода к единому налогу на недвижимость.

Проектом ФЦП намечен комплекс мероприятий, предусматривающий реализацию вышеуказанных задач за счет межведомственного информационного взаимодействия.

По мнению разработчиков проекта ФЦП, прямой экономический эффект от реализации программных мероприятий будет состоять в увеличении доходов бюджетов всех уровней за счет повышения эффективности управления земельными ресурсами, а также за счет снижения расходов федерального бюджета на поддержание в актуальном состоянии федеральных информационных ресурсов.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 2/2013 г.