15.07.2013

XV Томский инновационный форум INNOVUS «Энергия инновационного развития»

В Томске 22 – 23 мая прошел XV Томский инновационный форум INNOVUS «Энергия инновационного развития». Как сообщила пресс-служба администрации Томской области, участниками форума стали более двух тысяч человек.


«В официальной программе форума приняли участие 1550 человек, 457 спикеров, было представлено 19 стран мира. Ещё 670 человек стали участниками молодежной программы, в рамках которой состоялись 18 открытых лекций и выставка, где были представлены 350 экспонатов», – рассказал журналистам заместитель губернатора по экономике Андрей Антонов. Встреча прошла в режиме видеомоста Томск – Москва и была посвящена подведению итогов XV Томского инновационного форума INNOVUS.


Вице-губернатор напомнил, что главным итогом форума стало подписание нескольких соглашений, в том числе о сотрудничестве с Росреестром об информационном взаимодействии, повышении качества и доступности госуслуг.

Московские эксперты, принявшие участие в подведении итогов томского INNOVUSa, отметили его успешность с точки зрения достижения практических результатов. «Нигде с такой точностью, как в Томске, не работают с инновационной стороной экономики. При этом томский форум всегда заканчивается практическим результатом, а этим качеством могут похвастаться далеко не все подобные форумы», – отметил в режиме видеомоста гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Он подчеркнул уникальность тематики форума, посвященного интеграции инновационного и сырьевого секторов экономики.


Интервью с Е.И. Григорьевой, вице-президентом Союза архитекторов России:

– Елена Ивановна, общественные пространства в городах России комфортны?

– Для меня основное различие между европейскими городами, которыми мы восхищаемся, и городами российскими, которые мы любим такими, какие они есть, в том, что происходит между зданиями, каково состояние этой среды. В западных городах каждый квадратный метр спроектирован, а не отдан на откуп асфальтовому катку. Российские реалии сложились исторически иначе – ландшафтных архитекторов в Советском Союзе не существовало, они не были востребованы. Благоустройство проектировалось архитекторами по остаточному принципу, а воплощалось в жизнь еще реже. Сейчас ситуация меняется, ландшафтники востребованы не только в частных усадьбах, но и при проектировании общественных пространств и крупных градостроительных ансамблей.

Горожане должны прийти к пониманию того, что общественное пространство – улицы, парки, площади – это их общая собственность. Они для них, они им принадлежат, они реконструируются, строятся, а иногда и уничтожаются за их бюджетные деньги. И когда это сознание приходит, а в Томске очевидно, что этот процесс идет, то происходит эффективное взаимодействие общественности, власти и специалистов. Мы двигаемся к нормальному порядку вещей, качественный уровень нашего общественного пространства поднимается, город преображается и становится комфортным, удобным для прогулок, для досуга, а не только для коротких перебежек с работы домой и обратно.

– Кем создаются общественные пространства?

– Общественные пространства чаще всего инициируются, финансируются и создаются властью, но есть и другие примеры. В Иркутске Байкальский университет преобразовал пространство внутри своей территории, через которое транзитом, исторически так сложилось, проходит большое количество жителей города. Университет не только сохранил эти тропинки, но превратил их в настоящее общественное пространство, подняв качество среды до высокого уровня, сделав излюбленным местом горожан.

Еще один пример. Красноярский застройщик квартала «Южный берег» организовал уникальную дворовую среду – над подземными паркингами создал зеленую кровлю, приподняв земельную подушку не только для травы, но и для кустов, возвел парки для сноубордистов и для скейтбординга. Туда приезжают из других районов города погулять с детьми, а на спортивные площадки просто записываются. Я думаю, что город должен стимулировать застройщиков, создавая конкурс между ними при отведении участков для строительства. «Какую среду вы нам предложите, что нового вы внесете в наш город?». И тогда получится, что застройщик финансирует и поднимает качество среды города.

– Почему комфортность городских пространств зачастую далека от идеала?

– То, что происходит в наших городах, вина не только специалистов и управления городом, но и жителей. Беда в том, что у нас нет гражданского общества, оно только зарождается, надо помогать этому. Старшее поколение, конечно, привыкло жить в молчании. Но у молодого поколения должно быть совершенно другое сознание. И мы, жители, должны не занимать пассивную позицию, а высказывать свое мнение в диалоге с властью и бизнесом. Мое внимание привлекла акция, когда томичи на дорогах окрашивали ямы. Они делали совершенно правильное дело.

Обращаете ли вы внимание на то, как портит город и архитектуру уличная реклама? Хорошую архитектуру легко убить беспорядочной рекламой. Один из выпусков информационно-аналитического архитектурного журнала «Проект Байкал» мы посвятили рекламе. Там была подборка фотографий, иллюстрирующих, как складываются рекламные растяжки поперек улиц в совершенно абсурдные тексты или, например, как около церкви расположены баннеры с изображениями, несовместимыми с представлениями о духовности. Через две недели после выхода журнала мэрия Иркутска разорвала все договоры размещения рекламы в историческом центре города. Центр просто преобразился. Сейчас эти же процессы идут в Москве.

То, что города не соответствуют нашим ожиданиям, и наша вина. Жители должны активно включаться в создание достойной среды, помогая властям и архитектурному сообществу.

– Что в публичных пространствах Томска привлекло Ваше внимание?

– Меня заинтересовали маленькие и остроумные элементы городского пространства – «капуста», «Чехов», «рубль деревянный». Я прочитала это так: томичи стремятся, чтобы их общественные пространства были, и были особенные, не такие, как в других городах. Тоска по благоустроенной, насыщенной культурой и природой среде, недостаток общественных пространств ощущается во всех городах – в Москве, в Иркутске, в Красноярске. И мне показалось, что томское сообщество готово создать эксклюзивные общественные пространства, создать так называемый «подчерк города» (этот термин ввели австралийские архитекторы). Мне кажется, он очень важен, особенно для сибирских городов, потому что тут идет конкурентная борьба за качественный человеческий капитал против оттока населения, против западного и юго-западного дрейфа. В Томске есть все, для того чтобы сделать комфортную, интересную, насыщенную событиями городскую среду.

При формировании общественных пространств я бы хотела обратить внимание на два важных пункта:

1. Задача состоит в том, чтобы благоустройство поднять на более высокий уровень и связать общественные пространства в систему. Биологи утверждают, что деревья, расположенные в непрерывной цепочке, на 60% лучше вырабатывают кислород, чем когда они растут разрозненно. Также и общественные пространства работают лучше, когда они связаны линейными общественными пространствами. Возникают прекрасные условия для пеших прогулок. Люди любят гулять по городу, дайте им только возможность.

2. Нет необходимости штамповать и копировать опыт, даже успешный, других городов именно в содержательной части дизайна. Томск должен выработать свой подчерк. В идеале хорошо было бы сначала продумать систему общественных пространств, выявить особенности Томска, а после поэтапно все реализовывать.

Для меня Томск характеризуется двумя всемирно известными брендами – это деревянная архитектура и город студенческий, город-кампус. Это редкие вещи, особенно если учитывать, что они здесь сошлись вместе. Когда изучала информацию о Томске через Интернет, я наткнулась на фразу одного из иностранных путешественников, побывавшего в Томске в 1933 году. Он написал, что Томск – город-парк, то есть очень зеленый город. «Томск – город-парк» – это могло бы стать третьим брендом, третьей идентичностью. В будущем хотелось бы, чтобы Томск был не просто технопарком, но и городом-парком с прекрасной деревянной архитектурой, и то и другое вполне совместимо.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 2/2013 г.