Автор статьи: Гнодоян Людмила Юрьевна - директор МКУ "Городской информационный центр".
С 23 по 25 апреля 2013 г. в Волгограде прошла 7-я Всероссийская конференция «Геоинформационные технологии в муниципальном управлении». Организаторами выступили Правительство Волгоградской области, Администрация г. Волгограда и межрегиональная «ГИС-Ассоциация». В конференции приняли участие более 140 специалистов из 40 городов России. Программа мероприятия охватила широкий круг вопросов, на обсуждение было вынесено много важных проблем.
Участники рассмотрели вопросы государственной политики в сфере инфраструктуры пространственных данных (далее – ИПД), геодезии и картографии, а также обеспечения пространственными данными на разных уровнях управления. Президент ГИС-Ассоциации С.А. Миллер рассказал о состоянии, проблемах и перспективах развития ИПД. Обсуждались функции и полномочия органов власти различного уровня в сфере ИПД.
Вниманию участников конференции были представлены планы, достижения и проблемы формировании ИПД и применения ГИС-технологий и пространственных данных в конкретном регионе – Волгоградской области, о которых рассказали представители принимающей стороны. По их мнению, в настоящее время у каждого региона и муниципалитета есть потребность в пространственных данных на его территорию. Местные органы власти используют свои ресурсы, за легитимность данных об области должен отвечать областной геоинформационный ресурс, поэтому сейчас наиболее остро стоит вопрос интеграции этих данных. Пока же пространственным данным не хватает «подвижности» межведомственного взаимодействия, которое реализовано в СМЭВ, требуется решение о государственной ГИС, объединяющей все сервисы пространственных данных. Помимо этого, участники ознакомились с российским опытом реализации комплексных ГИС-проектов муниципального уровня.
В ходе обсуждения был затронут по-прежнему актуальный вопрос о секретности ряда пространственных данных. Многие не понимают, почему являются секретными снимки, доступные всему миру и к тому же полученные зарубежным производителем. Некоторые вспомнили, как на предыдущей конференции в Волгограде в 2008 году представитель Роскартографии заверял, что ситуация кардинально изменится. «А воз и ныне там» – подытожили слушатели.
Особое внимание участники конференции уделили вопросам обеспечения единства координатного обеспечения пространственных объектов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Опытом решения данной проблемы поделились представители Тюменской области. В ходе обсуждения этого вопроса, к которому в режиме видеоконференции подключился начальник Управления информационных технологий Росреестра О.Ф. Шварц, было сформулировано, что главной задачей до 2017 г. является переход на ГГСК-2011.1., что предусматривает перевод всей деятельности регионов на новые версии МСК ГКН на базе СК-95. На этой задаче и нужно сфокусироваться. По мнению О.Ф. Шварца, работа в данном направлении должна быть поднята на уровень Росреестра, он должен координировать работу подрядчика по пересчету СК для описания объектов кадастрового учета. Методика плавного перехода на геоцентрическую СК, возможно, будет разработана в рамках НИОКР. По итогам этого обсуждения был рекомендован план мероприятий, которые необходимо провести в Волгоградской области для перехода на местную систему координат.
Большой интерес вызвало выступление заместителя руководителя Росреестра С.А. Сапельникова. Он рассказал об особенностях работы с ЕГРП, ГКН, Фондом данных кадастровой оценки, Федеральным картографо-геодезическим фондом. Особое внимание С.А. Сапельников уделил публичной кадастровой карте. На ближайшее время запланировано ее обновление, открыт доступ к ЕГРП, в мае будет открыт доступ к ГКН по 10 первым регионам. Также можно будет подписаться на изменения в ЕГРП, а позже – и в ГКН. Отмечается рост доли электронных запросов в ЕГРП, в том числе за счет СМЭВ, особенно активны в этом плане Башкирия, Северный Кавказ. Росреестр планирует активно повышать информированность граждан о своей деятельности, поэтому на конец мая – начало июня запланирована конференция для разработчиков, работающих с данными ведомства. С.А. Сапельников также отметил, что по-прежнему не удается из-за режимных препятствий сделать публичной созданную картографическую основу ГКН из высокодетальных космических снимков.
Кроме того, на конференции специалистами были подняты актуальные вопросы создания информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, управления муниципальной землей и недвижимостью, оказания электронных услуг в данной сфере. В рамках проведения ИТП «Град» мастер-класса «Управление развитием территорий, градостроительная документация и информационное обеспечение развития муниципальных образований» были затронуты проблемы территориального планирования и роли муниципальных органов власти в этой работе, рассмотрены последние изменения в законодательстве и его наиболее острые проблемы.
Многие специалисты приняли активное участие в деловой игре «Цифровая картографическая основа муниципалитета: геодезическое дежурство или городская инфраструктура пространственных данных?». По итогам игры были приняты следующие выводы и рекомендации:
1. Учитывая, что подготовка топографических планов осуществляется инженерно-геодезическими организациями исключительно в векторном представлении, а в дальнейшем они используются, как правило, в растровом представлении, признать неэффективной и устаревшей технологию мониторинга дежурного топографического плана города путем вычерчивания изменений на планшетах на жесткой основе.
2. Ведение дежурных топографических планов городов в растровом виде осуществлять путем растеризации результатов инженерно-геодезических изысканий.
3. Учитывая наличие в крупных эксплуатирующих организациях (Водоканал, Теплоэнернго) инженерных сетей в векторном представлении и потребность этих организаций в сведениях о смежных сетях, ориентироваться на ведение дежурных топографических планов городов в векторном представлении в виде цифровой модели местности (ЦММ), используя объектно-ориентированную модель.
4. Признать наиболее эффективным способом создания и ведения дежурного топографического плана города в векторном представлении постепенное накопление современных материалов инженерных изысканий и использование векторных материалов эксплуатирующих организаций с минимальной оцифровкой существующих планшетов. Данный способ предполагает достаточно длительный переходный период, в котором ведется гибридный дежурный топографический план частично в векторном, частично в растровом представлении.
5. Обратить внимание на нормативную «запутанность» вопросов отнесения материалов дежурного топографического плана к материалам для служебного пользования и к сведениям, составляющим гостайну. Нормативно-правовые акты, регулирующие данные вопросы, как правило, не доведены до лиц, осуществляющих ведение дежурных топографических планов. В связи с чем рекомендовать органам МСУ обращаться в высшие исполнительные органы субъектов РФ (до которых Минэкономразвития РФ обязано доводить все изменения) для получения действующих редакций соответствующих нормативно правовых актов.
6. Отсутствие четкого механизма влияния органов МСУ на инженерно-геодезические организации, выполняющие топографические материалы с нарушениями требований соответствующего технического регламента. Поверхностная проверка результатов инженерных изысканий в рамках госэкспертизы, в том числе ввиду отсутствия материалов архивных исполнительных съемок. Рекомендовать заинтересованным лицам направить в ГИС-Ассоциацию конструктивные предложения по решению данного вопроса.
7. Наличие существенных технических трудностей в организации ведения дежурного топографического плана в векторном представлении в связи с отсутствием единых требований к результатам инженерных изысканий. Рекомендовать Минрегионразвития (Госстрою) обеспечить разработку и утверждение соответствующих требований.
Для распространения лучших практик и обсуждения проблем мобилизации местных имущественных налогов в муниципальном образовании специалисты разных ведомств и организаций городского поселения Мытищи провели соответствующий мастер-класс. Они познакомили участников со своим опытом проведения таких работ, с проблемами, с которыми они столкнулись, а также предложили примерный план мероприятий по мобилизации местных имущественных налогов в муниципальном образовании. По итогам мастер-класса С.А. Миллер предложил ОМСУ городского поселения Мытищи подготовить набор поправок в НПА, а также подсчитать выгоду от введения различных налогов, поскольку по данному вопросу требуются оценки экспертов.
Еще один важный вопрос, обсуждавшийся на конференции, – ведение муниципальных адресных систем и их взаимодействие с ФИАС. Участникам были представлены выводы Межведомственной рабочей группы по разработке и применению реестров и общероссийских классификаторов, сделанные по результатам оценки текущей ситуации. Специалисты муниципальных образований рассказали о своем опыте ведения муниципальных адресных систем и проблемах взаимодействия с ФИАС. Нерешенными в настоящее время остаются следующие проблемы взаимодействия с федеральными органами:
– отсутствие механизмов интеграции ФИАС с муниципальными адресными системами;
– дублирование адресов в ФИАС;
– ФНС как оператор ФИАС не оказывает никакого методического технического консультирования по вопросам работы ФИАС.
Модератор данного блока В.Л. Глезер, ведущий руководитель проектов отдела методологического обеспечения и сопровождения ПО ФКЦ «Земля», предложил участникам конференции сформировать перечень замечаний к существующим НПА по ведению адресного реестра, особенно к проекту ФЗ «О Федеральной информационной адресной системе».
Можно с уверенностью сказать, что 7-я Всероссийская конференция «Геоинформационные технологии в муниципальном управлении» прошла очень продуктивно и в насыщенном режиме. Как отметил С.А. Миллер, «конференция уже «наследила», став причиной внесения в повестку Росреестра ряда проблем Волгоградской области. Свою благодарность участникам передал С.А. Сапельников. Он согласовал вопрос о проведении селектора с начальниками отделов геодезии и картографии. Участники конференции выразили надежду, что выработанные на конференции решения и рекомендации будут использоваться на федеральном уровне.
Архив журнала "Управление развитием территории", № 2/2013 г.
Комментарии (0)