06.05.2013

Итоги деятельности Минрегиона России за 2012 год и задачи на 2013 год

В начале года Министерство регионального развития РФ провело ряд мероприятий, в ходе которых были подведены итоги деятельности федерального органа за 2012 год и обозначены планы на 2013 год.

Представляем вниманию читателей материалы заседания Коллегии Минрегиона России «Об итогах деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации по стратегическому и территориальному планированию в Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год», прошедшего в Красногорске 20 февраля с.г., а также заседания Президиума Коллегии Минрегиона России «Об итогах законодательной деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год», прошедшего в Москве 15 марта с.г.

(публикация подготовлена по материалам сайта http://minregion.ru/)


Основные итоги 2012 года

(по материалам доклада Ю.В. Осинцева, представленного на заседании Президиума Коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации 15.03.2013 г.)

В соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства РФ на 2012 г. Министерство регионального развития РФ вело сопровождение законопроектов, в т.ч. проекта Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования вопросов подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории), который внесен в Правительство РФ, проходит завершающую стадию доработки после совещаний у заместителя Председателя Правительства РФ.

В 2012 году приняты следующие федеральные законы, разработка которых велась в Министерстве:

– Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части обязательности подготовки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа).

Согласно положениям указанного ФЗ программы комплексного развития стали документами, подготовка которых для муниципальных образований обязательна и обусловлена необходимостью взаимосвязи документов территориального планирования (далее – ДТП) и развития инженерной инфраструктуры. Именно программы комплексного развития призваны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых коммунальных услуг.

– Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Целью ФЗ является установление срока – не менее 5 лет (с оговоркой – за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ) – для действия технических условий при комплексном освоении земельного участка для целей жилищного строительства. Кроме того, закон позволил унифицировать понятия «технологическое присоединение» и «подключение».

– Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ФЗ направлен на повышение эффективности использования земельных участков Фонда «РЖС» для жилищного и иного строительства в связи с некачественным или несвоевременным исполнением застройщиками обязательств, предусмотренных договорами купли-продажи или аренды земельных участков Фонда «РЖС», и установление закрытого перечня требований (дополнительных квалификационных), предъявляемых к участникам аукционов Фонда «РЖС».

Также Министерством осуществлена разработка ряда постановлений Правительства РФ, среди которых:

– постановление Правительства РФ от 12.04.2012 г. № 289 «О федеральной государственной информационной системетерриториального планирования»;

– постановление Правительства РФ от 06.02.2012 № 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства».


Основные задачи на 2013 год

1. В план законопроектной деятельности Правительства РФ на 2013 г., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14.12.2012 г. № 2369-р, включены 4 законопроекта:

– О внесении изменений в ГрК РФ (в части установления возможности подготовки и утверждения единого ДТП двух и более субъектов РФ);

– О внесении изменений в ст. 48 ГрК РФ (в части требований к составу и содержанию проектной документации при строительстве (реконструкции) опасных объектов, особо опасных производственных, технически сложных и уникальных объектов);

– Об Арктической зоне РФ;

– О внесении изменений в ГрК РФ (в части создания региональных ИСОГД).

2. В целях исполнения ряда Указов Президента РФ от 07.05.2012 г. были подготовлены комплексы и планы мероприятий, реализация которых не завершена, большинство из которых предполагает внесение изменений в законодательство в сфере строительства, ЖКХ и жилищной политики.

3. Завершение реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 16.08.2012 г. № 1487-р.

4. В целях совершенствования законопроектной и нормотворческой деятельности, а также повышения исполнительской дисциплины при подготовке проектов нормативных правовых актов Минрегионом России был издан приказ от 13.02.2013 г. № 49 «О нормотворческой деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации в 2013 году», который включил в себя два приложения: план организации законопроектных работ (9 проектов) и план по подготовке подзаконных актов (78 проектов).

5. Завершение работы по исполнению решений Конституционного Суда РФ в части внесения изменений, в том числе в:

– Жилищный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ (в части устранения препятствий собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом);

– Гражданский процессуальный кодекс РФ (в части определения пределов действия имущественного (исполнительского) иммунитета применительно к жилому помещению).

6. Обеспечение сопровождения законопроектов, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе.

В настоящее время таких законопроектов 21, среди них к сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства относятся 13, к сфере территориального планирования – 4, к сфере строительства – 2.

Принимая во внимание, что Министерство напрямую заинтересовано в принятии большей части законопроектов, за каждым законопроектом закреплен соответствующий департамент вплоть до конкретного исполнителя, что позволит повысить уровень законопроектной деятельности Министерства регионального развития РФ в целом.


Выдержки из Решения Коллегии Министерства регионального развития РФ от 20.02.2013 г.

Приоритетные направления деятельности Министерства в части стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования в 2013 году:

1) Совершенствование системы государственного стратегического планирования регионального развития в Российской Федерации;

2) Осуществление нормативного и методического обеспечения подготовки долгосрочных документов социально-экономического развития субъектов РФ;

3) Формирование подходов к комплексным территориальным системам регионального развития, в том числе к системам расселения, городским агломерациям, территориальным кластерам, приморским территориям и прибрежным акваториям РФ;

4) Реализация государственной политики в области социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов) РФ в части координации, мониторинга и контроля исполнения стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий, а также планов мероприятий по их реализации;

5) Выработка концептуальных и методологических подходов к реализации документов территориального планирования (далее – ДТП) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, подготовки ПЗЗ на базе генеральных планов с учетом новых подходов к зонированию и использованию ФГИС ТП;

6) Формирование законодательной и нормативной базы и методических материалов для подготовки ДТП и их корректировки с учетом обеспечения инновационного развития (с использованием ФГИС ТП и ИСОГД);

7) Осуществление международного сотрудничества в сфере пространственного планирования и стратегического развития.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2013 г.