27.05.2011

Город Ирбит: особенности разработки генерального плана

Авторы статьи: Путилов В.А. – Почетный архитектор России, Начальник мастерской генерального плана ОАО «Уралгражданпроект», профессор УралГАХА;

Спиридонов В.Ю. – магистр архитектуры, ст. градостроитель ОАО «Уралгражданпроект».

Город Ирбит – административно-хозяйственный центрВосточного управленческого округа Свердловской области, расположен в204 км к северо-востоку от областного центра - города Екатеринбург,на правом берегу реки Ницы.

Этот город один из наиболее интересных объектов градостроительного проектирования на территории Свердловской области.Последний генеральный план выполнен мастерской генерального плана ОАО «Уралгражданпроект» в 2009 году.


Ирбит на протяжении трех с половиной столетий играл значительную роль в истории освоения Урала и территории Свердловской области, благодаря своему территориально-географическому положению. Можно выделить два основных исторических периода рассвета города:

- первый, связан с периодом освоения Урала и Сибири, когдагород Ирбит был одним из основных транспортно-торговых центров Урала и Сибири;

- второй, связан с периодом мобилизации промышленной базы Центральной России на Урал в период Великой отечественной войны и послевоенной индустриализации страны, с аграрным освоением территории Урала советского периода.

На сегодняшний день исторические связи, проходящие через Ирбит, потеряны, сельскохозяйственная и производственная база города, основные производственные объекты, – мотоциклетный, автоагрегатный и стекольный заводы, - находятся в стадии упадка. Тем не менее, город играет значимую роль в социально-экономических и транспортно-планировочных структурах области.

Основные направления развития города определяются:

- положением в системе области, район расположен на стыке индустриально развитых районов горнозаводского Урала с сельскохозяйственными и лесохозяйственными районами Западной Сибири;

- исторической и культурной значимостью, характеризующейся наличиемуникальных исторических архитектурно-планировочных структур, памятников архитектуры, истории и культуры, объектов археологического наследия, памятников природы;

- природными ресурсами, характеризующимися наличием земель с плодородными почвами, обеспеченностью водными ресурсами, отсутствием крупных залежей полезных ископаемых;

- специализацией района как аграрно-промышленного с высокой сельскохозяйственной освоенностью территории.

Согласно предложениям Схемы территориального планирования Свердловской области (ОАО «Уралгражданпроект», 2008 г.) через Ирбит пройдет автодорога Уфа – Екатеринбург – Ханты-Мансийск; а также региональная кольцевая автодорога вокруг Екатеринбурга, обеспечивающая прямые выходы на город Н. Тагил (через Алапаевск и В. Салду) на город Курган (через Талицу). Формирование этих связей обеспечивает повышение роли Ирбита какадминистративно-хозяйственного центра аграрно-промышленного Зауралья, а также транспортного и логистического узла, усиление его исторической функции – центра ярмарочной торговли, формирования крупного историко-культурного и туристического центра.

Дальнейшее обеспечение устойчивого и гармоничного развития города планируется на основе:

1. геополитической и исторической роли территории;

2. социокультурных взаимосвязей и исторической преемственности.

3. выявления и использования уникальных условий местности;

Уникальное историко-культурное и природное наследие города Ирбит.

Основание города относится к 1631 году, - заложение Ирбитской (Ирбеевской) слободы вблизи устья реки Ирбит (Ирбей) при впадении ее в Ницу. Выгодное территориально-географическое положение слободы на торговом пути от Соликамска до Тюмени вдоль рек Ницы и Туры «Бабинова дорога» (изменение Московского пути от Соликамска с 1597 по 1763 гг.) определили историческую роль города как одного из основных торговых центров между европейской частью России и Сибирью, привело к формированию в 1634 году и узакониванию в 1643 году Ирбитской ярмарки, выросшей до второй по оборотам в России. Вследствие расширения границ русского государства на юг Ирбитская ярмарка приобрела всеуральское, а затем и всероссийское значение, играя роль крупного перевалочного пункта между Уралом и Сибирью, Европой и Азией (см. иллюстрацию 1). Указом императрицы Екатерины II от 3 февраля 1775 года Ирбитская слобода получила статус города в составе Тобольской губернии, за отражение нашествия войск Емельяна Пугачева. 11 февраля 1776 года Ирбит получил герб, используемый в настоящее время как герб Муниципального образования город Ирбит.

С 1821 года Ирбит застраивается по генеральному плану как город-ярмарка с созданием единого архитектурного ансамбля. Ярмарка сформировала исторический центр города – Гостиный двор, бывшие торговые здания, Пассаж, Сретенская церковь, купеческие дома. Развитие торгового города напрямую зависело от оборотов ярмарки. В конце 18-го века с пуском Транссибирской железной дороги значение Ирбитской ярмарки, а вместе с ней и Ирбита заметно снизилось. Ирбит был соединён железной дорогой с Екатеринбургом лишь в 1916 году. Советская власть в Ирбите была установлена 28 января 1918 года.

Мировая война начала XX века, последовавшие за ней события, окончательно подорвали Ирбитскую ярмарку. Возродившись на время в годы Нэпа, она тихо умерла к концу двадцатых годов. Второе рождение городу дала индустриализация. Советский Ирбит стал значительным промышленным центром Зауралья. В городе развивалось машиностроение, производство строительных материалов, фармацевтическая, легкая и пищевая промышленность. В годы войны в Ирбите разместился эвакуированный из Москвы мотоциклетный завод. За пятьдесят с небольшим лет с его конвейера сошло свыше трех миллионов мотоциклов. События конца XX века закрыли промышленный этап в развитии города.

1.jpg

На сегодняшний день исторические связи вдоль рек Ницы и Туры оказались потеряны, город Ирбит потерял статус торгового центра, однако сохранилось его богатое историко-культурное наследие.


Город Ирбит относится к категории исторического города. В исторической части города 78 объектов относится к памятникам архитектуры, истории и культуры муниципального значения, из них 11 – памятники истории.

Несмотря на то, что город Ирбит уникален своей исторической планировочной структурой, а на территории центральной части города засвидетельствовано значительное количество объектов историко-культурного наследия, на сегодняшний день не зафиксированы памятники градостроительства.

Тем не менее, на территории исторической части города сохранились уникальные исторические архитектурно-планировочные структуры, связанные с этапами освоения города, это:

- планировочная структура Ирбитской слободы, сформировавшейсяк серединеXVII века;

- классическая планировочная структура г. ИрбитXVIII-XIX столетий.

Данные градостроительные структуры генеральным планом рекомендуется закрепить в качестве основных памятников градостроительства на территории Ирбита в целях сохранения уникальной планировочной структуры исторической части города.

Наиболее значимыми объектами историко-архитектурного значения в исторической части города рассматриваются:

- архитектурно-планировочная организация исторической центральной части Ирбита с лучевой структурой улиц,

- доминанты в архитектурно-планировочной структуре - Сретенская церковь,Центральный универмаг (бывший пассаж),бывшая мельница Зязина и здание театра, которые определяют местоположение центрального исторического ядра города; Свято-Троицкая кладбищенская церковь, играющая важную роль ориентира при въезде в город;

- архитектурно-планировочные ансамбли: ансамбль исторического центра города бывшего гостиного дворас часовней и Сретенской церковью (на сегодняшний день – территория ОАО «Автоагрегатный завод»); ансамбль бывшей мельницы купца Зязина с надворными постройками;

Проектом предлагается восстановление ансамбля исторического ядра города путем расчистки торговыхрядов от цехов завода, реставрации Сретенской церкви и ликвидации всех чужеродных наслоений;

Важным является то, что параллельно с разработкой последнего генерального плана города велись работы по «Проекту зон охраны объектов культурного наследия Ирбита» (см. иллюстрацию 2). Система зон охраны и регулирования объектов культурного наследия включает не только охранные зоны памятников, но и комплексную зону охраны памятников, а также зону регулирования застройки, охватывающаяосновную историческую часть города.

2.jpg

Уникальное архитектурно-планировочное наследие города Ирбит.

В соответствии с историческими этапами освоения города выделяются три основные планировочные структуры города:

- первая («Центральный» район) – радиально-лучевая планировка поселения серединыXVII века;

- вторая(«Центральный» район) -классическая регулярная сетчато-лучевая планировочная структура городаXVIII-XIX столетий;

- третья(«Южный» район)– сетчато-прямоугольная планировка города советского периода.

В плане жилого района «Центральный» четко выявлена классическая композиция генплана XVIII века: пять лучей основных улиц, сходящихся к главной торговой площади города.

Исторически сложившаяся радиально-лучевая планировка поселения XVII века с его узкими прямыми улицами, устремленными к главному композиционному центру города – бывшему гостиному двору с торговыми рядами является уникальным градостроительным комплексом (ансамблем) Ирбита. Такая планировочная система определила:

-своеобразную конфигурацию центральных кварталов в виде вытянутых небольших трапеций с очень высокой плотностью застройки и больших по размерус уменьшающейсяплотностью застройки по мере удаления от центрального ядра города;

-концентрацию открытых пространств и ведущих городских ансамблей в центральной части города.

Регулярная планировка города на основе градостроительной документации началась спериода утверждения статуса города. В 1776 году был разработан первый генеральный план на центральную часть города.Разработка этого генерального плана относится к периоду больших градостроительных преобразований в стране, началом которых явился указ 1763года «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов и проведению геодезической съемки планам всех городов».

Планировочные принципы формирования Ирбита в генплане 1776 года характерны для перепланировки и застройки русских городов того периода. Все города строились как крепости, большинство имели кремли и,как правило, прямоугольно-сетчатую систему улично-дорожной сети.

Первый генеральный план имел несколько идеализированный характер, не охватывал всей территории города, не учитывал перспектив развития. Вследствие чего в 1790 году был разработан второй генеральный план. В нем отражена идея усиления значения центрального ядра с гостиным двором и площадям, упорядочивания планировкигорода с учетомсложившейся застройки и природного ландшафта, в нем предусматривается дальнейшее наращивание территориив виде системы лучей пяти улиц.

Классическая регулярная сетчато-лучевая планировочная система Ирбита, заложенная в генеральном плане города 1790 года, получила свое развитие в последующих генпланах 1821, 1837, 1866 годов (см. иллюстрацию 3).

3.jpg

Исторически сложившаяся планировочная структура города Ирбита полностью сохранилась и получила дальнейшее развитие в генеральном плане Ирбита, разработанном институтом «Свердловскгражданпроект» (ОАО «Уралгражданпроект») в 1989 году. Центральным ядром района и в целом города является бывшая ярмарочная площадь, территорию которой в настоящее время занимает ОАО «Ирбитский автоагрегатный завод». Цеха завода размещены в сохранившихся зданиях бывшего гостиного двора. Вынос автоагрегатного завода с территории торговой площади предусматривался генеральным планом города Ирбит 1973 года, и генеральным планом города Ирбит 1989 года. В настоящее время эти проектные решения остаются нереализованными. Кварталы,прилегающие к территории бывшей торговой площади, имеют сплошную периметральную застройку двухэтажными каменными зданиями, построенными купечеством, которые в основном находятся в неудовлетворительном состоянии, но, тем не менее, сохраняют исторический архитектурный облик города. Многие здания в этом районе представляют культурную ценность. Южная часть Центрального жилого района застроена пятиэтажными жилыми домами. При реализации генерального плана города Ирбит 1989 года строительство в южной части центрального районавелось с учетом сохранения исторически сложившейся планировочной структуры и укрупнения квартальной сетки. К Центральному району с северо-запада примыкает поселок «Гагарина» с индивидуальной застройкой.

С восточной стороны расположен жилой район «Южный» с прямоугольной планировочной сеткой жилых кварталов. В северо-восточной части района - многоэтажная и малоэтажная капитальная жилая застройка (жилой поселок мотозавода). К западу от него располагается массив индивидуальной жилой застройки. В юго-западной части района формируется крупный микрорайон «Южный -2» («Комсомольский») (см. иллюстрацию 4).

4.jpg

Формирование проектной планировочной структуры города Ирбит обусловлено историей его развития, возможностями его территориального развития и природными особенностями местности.


Основными естественными планировочными осями организации города являются реки Ница и Ирбит, а также приток реки Ница – Гагарка, полоса лесного массива со сложным рельефом памятника природы «Бугры». Эти планировочные оси выступают основными естественными границами развития города. На севере и северо-востоке город ограничен реками Ница и Ирбит, с юго-запада – лесами со сложным природным рельефом. Естественные планировочные оси обусловили компактность городского массива, а также основную историческую планировочную ориентацию города с северо-запада на юго-восток.

Антропогенными планировочными осями выступают – полоса отвода железной дороги Тавда – Екатеринбург и основная улично-дородная сеть города с внешними связями, а также перспективная объездная автодорога, планируема вдоль притока Гагарка. Железная дорога разделяет основные жилые районы «Центральный и «Южный», обеспечивает формирование полосы производственных территорий. Улично-дорожная сеть формирует основной каркас города и обуславливает размещение общественных центров и зон с привязкой к основным транспортным узлам.

В ходе разработки генерального плана 2009 года было рассмотрено два основных варианта развития города.

Первый, основан на повышении степени использования сложившихся жилых территорий за счет повышения этажности застройки и реконструкции существующего жилого фонда. Основное развитие при этом варианте предусматривалось за счет освоения застроенных территорий ветхого индивидуального жилого фонда двух-пяти этажной застройкой.

Второй вариант, экстенсивного развития, основан на освоении новых территорий и включения этих территорий в общую урбанизированную структуру города.

Принят был комбинированный вариант, учитывающий формирование нового жилого района города к юго-западу от основного жилого массива за территорией памятника природы «Бугры», и предусматривающий взаимозаменяемость ветхого индивидуального жилого фонда в старой части города. При таком развитии город будет состоять из исторического «Центрального» района, района периода советского развития - «Южного» и формируемого «Нового» (см. иллюстрацию 5).

5.jpg

Жилой район «Центральный»представляет собой компактное исторически сложившееся образование с сетчато-лучевым каркасом главных улиц, - в структуре сетки прямоугольных кварталов расположено пять лучей улиц, сходящихся к историческому центру города.

Важным является сохранение исторического архитектурно-планировочного решения и архитектурного облика города. Кроме того, необходимым рассматривается усиление значимости исторического ядра города за счет проведения активной градостроительной политики, при сохранении требований, определенных проектом охранных зон.

Проектом предложена регенерация исторической среды города. Предлагается развитие единой структуры общественных центров и объектов архитектурно-культурного наследия, объединенных системой зеленных коридоров и зон, усиление роли исторического городского центра и обеспечение его пешеходными связями с основными рекреационными зонами «Центрального» района города.

Центральным ядром района и города в целом остается бывшая ярмарочная площадь, территорию которой в настоящее время занимает Ирбитский автоагрегатный завод. Намечается его вынос за пределы жилой зоны, что предусматривалось и предыдущим генеральным планом.

Кварталы, прилегающие к территории бывшей торговой площади, имеют сплошную периметральную застройку двухэтажными каменными зданиями, построенными купечеством. Большинство из них находится в неудовлетворительном состоянии, но, тем не менее, сохраняют исторический архитектурный облик города. Здесь проектом охранных зон предложено охранное зонирование, включающее собственно территорию памятника архитектуры и зону охраны, которая распространяется на всю центральную часть района.

Площадки новой малоэтажной застройки окружают центр города Строительство здесь возможно только при соблюдении строгой охранной регламентации и исторического стиля зданий.

Строительство средней этажности предполагается вести в периферийной южной части центрального районас учетом сохранения исторически сложившейся планировочной структурыи сохранения визуальных коридоров.

В целом проектное развитие жилой зоны района «Центральный» характеризуется следующими положениями:

1. Предусматривается повышение этажности застройки в центральной части района за счет ветхого индивидуального жилого фонда с усилением исторической пятилучевой планировочной структуры, укрупнение жилых кварталов с учетом сохранения исторически сложившейся планировочной структурыи сохранения визуальных коридоров. При этом реконструкция жилого фонда на территории зоны охраны памятников архитектурно-культурного наследия должна проходить с учетом предъявляемых охранных регламентов к данной территории и сохранения исторического облика города.

2. Предусматривается реконструкция жилых кварталов исторической части города, которая должна проходить с учетом предъявляемых охранных регламентов и проекта охранных зон.

3. Предлагается усиление общественной роли данной территории за счет развития сети учреждений общественного назначения на первых этажах вдоль основных улиц с повышенными требованиями к их благоустройству и архитектурному облику фасадной застройки. К таким улицам относятся-Ленина, Орджоникидзе, Революции, Коммуны (между ул. Ленина и Революции), Пролетарская и Советская.

4. Реконструкция ветхого индивидуального жилого фонда района рассматривается за счет естественного выбытияи реконструкции зданий в целях повышения привлекательности его территории.

5. Вынос индивидуального жилого фонда на севере и северо-востоке из зоны затопления от рек Ирбит и Ница в период весеннего половодья, предусматривается возможность сохранения части жилья за счет инженерно-технических мероприятий, связанных с формированием дамб обвалования.

6. Вынос индивидуального жилья и перепрофилирование двухэтажной жилой застройки в санитарно-защитных зонах от действующего кладбища иот птицефабрики, а также усадебного жилья, находящегосяв СЗЗ от предприятий, расположенных к юго-западу от железной дороги.

Жилой район «Южный»не имеет резервных площадок для расширения жилого фонда. К юго-западу от района формируется новый жилой район «Южный-2».

На сегодняшний день район «Южный-2» является развивающимся. Общая планировка района основана на предложениях генерального плана 1989 года. Архитектурно-планировочное решение основано на идее лучевого развития, дополняя центральную историческую структуру «Центрального» района и композиционно завершая общую архитектурно-планировочную модель основного массива города.

Новый жилой районформируется в 1,5 км к юго-западу от основного массива города. Их территориально разделяет памятник природы «Бугры».

Некоторая удаленность от основного массива города, привлекательность естественного природного окружения, близость к перспективной объездной автомагистрали города, освоение данной территории по типу коттеджного поселения с центром двухэтажной застройки должны обеспечить высокую степень привлекательности нового района для населения города.

Архитектурно-планировочное формирование района основано на повторениисетчато-лучевой структуры исторической части города.

Район со всех сторон будет окружен богатыми лесными массивами. Он расположен на плато, открывая вид на живописную местность с богатым и сложным природным ландшафтом. Проектом предлагается благоустройство и озеленение уступов рельефа с разбивкой парковой зоны к северо-востоку от района, который должен выходить на рекреационную зону вдоль реки Гагарка и пляж у формируемого водоема.

Основной въезд в район будет осуществлен по меридиональной связи, проходя через рекреационную территорию, будет открывать вид на церковь, предлагаемую к размещению на одном из уступов. Далее вдоль улицы должна открываться площадь с объектами общественного и назначения и территория основного центра района с выходом на основную широтную улицу.

Подводя итог, следует отметить что, несмотря на наличие в городе Ирбит большого количестваобъектов историко-культурного, архитектурно-художественного и природно-ландшафтного наследия,большинство памятников архитектуры, истории и культуры находится в ветхом состоянии, некоторые раздушены или не подлежат восстановлению. В целом историческая часть города находится в критическом состоянии, требующей регенерации и восстановления, и в тоже время территория исторического центра города не представляет особого интереса для застройщиков и инвесторов. Развитие города представляется за счет освоения новых территорий индивидуальной и многоквартирной малоэтажной жилой застройки.

При этом сохранение исторического лица города возможно при условии ведения соответствующей политики администрации города и области, направленной на включение Ирбита в областную туристическую структуру. Первыми шагами в этом направлении стало формирование выставочного центра, значительного количества музеев на территории города – мотоциклетного завода, государственного музея изобразительных искусств, уральского искусства, графики, этнографического и других; реконструкция городского драматического театра им. Островского; сформированиезоны отдыха на территории парка природы с вязовыми насаждениями, представляющей живой интерес для населения Свердловской области. Многие из вышеуказанных объектов расположены на территории памятников истории и культуры, что дает им возможность возрождения.

Актуальным является восстановление утраченных в 20 веке функций города Ирбита как ярмарочного центра. Возрождение города позволит более эффективно использовать и его историко-архитектурное наследие.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2011




1/5