03.03.2011

Портальные решения. Государственные и муниципальные интерактивные карты – инструмент обеспечения публичности деятельности по управлению территорией.

За последние несколько мы почти перестали использовать старые способы добычи справочной картографической информации – в автомобиле у нас установлен навигатор со спутниковым приемником и загружены цифровые навигационные карты, на ноутбуке установлен ДубльГИС (www.2gis.ru), в Интернете всегда есть доступ к Яндекс-картам (maps.yandex.ru). Вечерами стало модным исследовать планету Земля и звездное небо с помощью сервисовGoogle (maps.google.ru,www.google.com/intl/ru/sky/). Почти все эти приложения доступны и на смартфонах. Актуальность, удобство использования и полезность таких решений – неоспорима. Качество данных, зачастую, хромает, но год от года неуклонно растет, а свободно распространяемые карты наwww.openstreetmap.org предоставляют всем желающим мощнейшие возможности по участию в процессе создания новых карт и уточнения существующих


Однако, когда нам необходимо получить информацию о своем земельном участке, доме или гараже, найти место для инвестиций, посмотреть какую-то иную легитимную государственную или муниципальную информацию о территории своей страны мы идем, в лучшем случае, в многофункциональные центры. Там, взяв талончик электронной очереди и отсидев свое время в очереди живой, отдаем свое заявление и, повторив поход еще раз через неделю-месяц, получаем на руки набор интересующих нас данных в виде бумажных документов исключительно в рамках какого-то одного объекта учета за один раз. Как тут думать стратегически? Планировать свою жизнь, свой бизнес?

К сожалению, различные, во множестве создаваемые сегодня ситуационные центры, центры космического мониторинга не открывают свои данные в Интернет и не имеют инструментов обратной связи от внешних пользователей. Администрации городов и поселений публикуют данные о своих решениях в части градостроительного зонирования территории в виде растровых картинок часто низкого разрешения, а данные на портале Росреестра пока еще не содержат огромной массы земельных участков, границы которых условны или отсутствуют вовсе. Сегодня вся эта информация разрознена и фрагментарна, лишь немногие федеральные органы, регионы и муниципальные образования делают первые шаги в области создания портальных решений. И хотя есть масса проблем с качеством данных, быстродействием, совместимостью этих решений, мы можем уверенно сказать, что сегодня начинается бум публичных портальных решений, предоставляющих свободный интерактивный доступ к пространственным данным.

Идеи создания государственных и муниципальных геопорталов роятся в умах сообщества давно, впрочем, лишь недавно мы смогли для себя сформулировать основные направления практического применения таких порталов (чтобы не выглядеть бледно на фоне эффективных коммерческих решений).

Во-первых, это порталы региональных и муниципальных инфраструктур пространственных данных, позволяющие публиковать базовые пространственные данные (создаваемые преимущественно за деньги налогоплательщиков), каталоги метаданных, информацию о поставщиках данных; подключать, используя инструменты портала, в одну интерактивную карту тематические наборы пространственных данных, получаемые из различных (в т.ч. он-лайн) источников; обеспечивать доступ к свободно распространяемым данным и механизмы получения и оплаты коммерческих массивов информации. Подобного опыта в стране практически нет и данная тема заслуживает отдельного рассмотрения за рамками этой статьи.

Во-вторых, – это региональные и муниципальные порталы управления развитием территории. Здесь уже набиты шишки, готовы первые блины, есть работающие примеры. Да и как экспертам в области применения решений градостроительной документации в государственном и муниципальном управлении – эта тема близка нам как никакая другая.

Рис. 1. Схема развертывания портального решения

1.png

Публичное портальное решение в виде интерактивной карты в данном случае может решить сразу ряд важнейших для конкретной территории задач:

  1. Обеспечить публичность и обратную связь от граждан в процессе внесения изменений в документы территориального планирования и правила землепользования и застройки, тем самым, значительно сократить сроки подготовки таких решений, повысить гибкость данной процедуры, увеличить качество принимаемых решений.

  2. Предоставить арендаторам, собственникам и потенциальным инвесторам наиболее полный и наглядный массив информации об имеющихся на территории инвестиционных площадках, параметрах их использования и существующих ограничениях.

  3. Публиковать и использовать легальную информацию о поставленных на учет земельных участках и объектах недвижимости совместно с данными о реальном землепользовании (космоснимки) и статистическими данными о налогообложении и размерах арендной платы, что может оптимизировать поступления в бюджет и создать конкурентные условия для развития бизнеса.

  4. Визуализировать деятельность органов власти (местного самоуправления) в различных отраслях экономики (строительство, реконструкция инфраструктуры, благоустройство).

Какие же основные функциональные требования сегодня можно предъявить к публичным портальным решениям, включающим интерактивную карту территории?

Первое и основное – это информационное наполнение таких порталов. Вот оптимальный состав информационного наполнения, каким он видится нам:

  • топографическая основа (леса, горы, озера, реки и т.п.);
  • космоснимок высокого разрешения (желательно получаемый в виде сервиса и постоянно обновляемый поставщиком данных дистанционного зондирования);
  •  градостроительная документация (генеральные планы, правила землепользования и застройки с семантической информацией о видах разрешенного использования, красные линии и зоны планируемого размещения объектов капитального строительства (ОКС) из проектов планировки, границы планируемых земельных участков (ЗУ) из проектов межевания) – утвержденная и проектная;
  •  границы и информация о ЗУ, поставленных на государственный кадастровый учет (наиболее рациональный способ получения таких данных – это подключение портала к веб-сервису Росреестра и дальнейшее развитие сервиса, либерализация регламентов предоставления данной информации);
  •  объекты капитального строительства и территории, связанная с ними семантическая информация;
  •  границы зон с особыми условиями использования территорий и иных ограничений, ограничивающих какую-либо деятельность на данной территории;
  •  адресная информация;
  •  контуры областей, на которые распространяется действие принятых в установленном порядке документов (схема размещения земельного участка на кадастровой карте, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство и т.п.);
  •  контуры и содержание обращений граждан и организаций, поступающих в рамках процессов проведения публичных слушаний по вопросам освоения территории, предложения и замечания, объявления и другая информация в свободной форме, привязанная к пространству;
  •  контуры и информация о доступных инвестиционных площадках, параметрах их освоения.

Эти базовые, как мы считаем, наборы данных можно дополнить различной статистической информацией по всем сферам городского (регионального) хозяйства, будь то данные об общественном транспорте или схемы социальной обеспеченности населения. Определенная часть семантики (как минимум адресная информация) должна отображаться в виде подписей на карте. Логику расположения подписей на различных масштабах придется прорабатывать отдельно, впрочем, как и отображение мелких объектов на различных масштабах, порядок слоев и условные обозначения.

После подготовки данных необходимо задуматься о наличии соответствующих инструментов работы с интерактивной картой. Для решения обозначенных задач оптимальным нам видится такой набор:

– инструменты навигации (в том числе приближение вращением колеса мышки, приближение выделением области рамкой), миникарта, возможность установки фиксированного масштаба;

– инструменты поиска с выводом найденных объектов списком и возможности перехода между найденными объектами (поиск по адресу, поиск по кадастровому номеру ЗУ, поиск по наименованию объекта), в том числе: графическое выделение найденных запросом (выбранных кликом) объектов на карте;

– инструменты фильтрации объектов (пространственная аналитика) – выделение объектов рамкой, радиусом, контуром другого объекта;

– возможность переключения между тематическими картами, подключения и отключения слоев, составляющих карту;

– переключение режимов основы – космоснимок и топографическая карта;

– получение семантической информации по объектам на карте по клику мышкой, переход из блока карточки семантической информации;

– инструменты измерения расстояний;

– вывод на печать окна карты.

Все инструменты и параметры интерфейса должны быть снабжены всплывающей или разворачивающейся справочной информацией, т.к. такие портальные решения направлены на широкий круг пользователей не помешает и наличие справки с примерами использования карты.

Для того чтобы портал стал действительно интерактивным, можно добавить в него три больших функциональных блока:

  1. Регистрация пользователей на портале и доступ к отдельным (дополнительным) слоям данных только для зарегистрированных пользователей, обладающих соответствующими правами. При наличии такого механизма публичное решение можно эффективно использовать и для внутренней работы органов власти (органов местного самоуправления), что позволит сэкономить на серверах и программном обеспечении (при условии наличия в базе только информации открытого характера)

  2. Возможность пользователям создавать свои информационные блоки (написание текста, прикрепление изображения) и привязывать их к определенным объектам на карте (создавать на карте пользовательские объекты). Такое решение является наиболее перспективным, так как позволяет пользователям без труда давать обратную связь администрации, а если эту информацию сразу делать публичной – это снизит количество повторных обращений по спорным вопросам на одну и ту же территорию. Результаты ответов на такие обращения так же публикуются на портале.

  3. Связь портального решения с системами электронного документооборота и предоставление услуг в электронном виде. Выдача Заявителю уникального кода при приеме заявления в работу и проверка статуса оказания услуги путем введения данного когда в форму на портале. А так же предусмотреть возможность подать предварительную заявку через форму на портале и прикрепить необходимые документы.

Что касается внутренней стороны построения интерактивной карты, здесь сегодня все еще достаточно много проблем, касающихся, в первую очередь, вопросов различных систем координат, оперативного размещения и обновления данных, безопасности доступа к данным и скорости работы портальных решений в многопользовательском доступе. Давайте разберемся.

С точки зрения систем координат, конечно, наиболее простым решением в данном случае является использование местной системы координат региона или города. Однако, для того, чтобы в дальнейшем обеспечить возможность загрузки на портал пользовательских данных и получения обратной связи, стоит рассматривать и вариант публикации данных в открытых системах координат, с которыми работают бытовые спутниковые приемники сигнала GPS\Глонасс. Некоторые серверные решения позволяют перепроецировать данные хранящиеся в одной системе координат в другую «налету» при генерации растровых изображений (тайлов) для отображения карты в браузере. Стоит также обратить внимание на возможности существующих веб-сервисов (например, сервиса по предоставлению кадастровой карты Росреестра) и их ограничения, касающихся использования определенных СК.

Проблема размещения и обновления данных кажется нам куда более интересной, т.к. имеет множество способов решения. Давайте разберем один из вариантов организации современного геопортала (см. рисунок 1):

  1. Весь массив пространственных данных хранится на внутреннем сервере органа, уполномоченного на их актуализацию. Эта база данных регулярно синхронизируется с сервером БД веб-портала, куда передаются только данные открытого типа, подлежащие публикации (при отсутствии необходимости организовывать отдельное хранение данных в силу определенного режима их использования возможно использовать только один сервер).

  2. Картографический сервер на основе определенной конфигурации конвертирует пространственные данные, хранящиеся в базе в растровые изображения, которые и будут отображаться пользователю портала. В общем случае он же отвечает за получение информации с внешних веб-сервисов.

  3. Кэширующий сервер обеспечивает постоянное хранение и обновление тайлов наиболее востребованных карт и масштабов (объем кэша зависит от объема и производительности дисковых подсистем и настроек сервера). Это позволяет снять нагрузку с сервера базы данных и увеличить быстродействие при большом количестве пользователей – из базы берутся данные только в случае, если они изменились и требуется заменить хранящиеся в кэше тайлы новыми.
    Семантическая информация по объектам также может кэшироваться.

  4. Сервер портала обеспечивает реализацию пользовательских функций, передает запросы кэширующему серверу, при необходимости, картографическому серверу и обращается к базе данных для извлечения семантической информации о пространственных объектах, в случае, если не предусмотрено ее кэширование.

  5. Акселератор отдачи информации – оптимизирует отдачу сервером тайлов при повышенной нагрузке в многопользовательском режиме работы.

Многие существующие решения работают исключительно по схеме публикации заранее подготовленных данных. Такой подход имеет схожее быстродействие, но затрудняет процесс обновления данных в случае их изменения.

В любом случае для удобства размещения и обновления данных вам потребуется специализированный инструмент, позволяющий задавать конфигурацию картографического сервера – определять перечень карт, типов объектов и их атрибутов, правила генерации условных обозначений и связывать эту конфигурацию со структурой вашей базы данных, в которой хранятся эти данные. Без подобного инструмента настройка карт – достаточно трудоемкий процесс.

С организационной точки зрения сервера публичных порталов целесообразно размещать в специализированных центрах обработки данных, обладающих высокопроизводительными каналами связи и техническим персоналом, готовым производить их обслуживание.

В настоящее время наша компания разрабатывает собственные портальные решения, отвечающие потребностям и возможностям муниципальных образований и регионов. В качестве технологической основы мы используем хранилище пространственных данных Oracle, алгоритмы которого доступны в конфигурациях Standard Edition и Standard Edition One. Вынос инструментов пространственной аналитики на уровень отдельного сервиса позволяет отказаться от использования технологии Spatial и значительно снизить лицензионную нагрузку. Картографический сервер реализован на базе свободно-распространяемого программного обеспечения Geoserver 2.x. Кэширующий сервер и сервер портала собственной разработки ООО «ИТП «Град».

В открытом доступе по адресу portal.itpgrad.ru размещена тестовая версия портала на примере г. Тюмени, для которого в настоящее время ИТП «Град» реализует комплексный проект управления развитием территории (корректировка и разработка всех видов градостроительной документации, обновление ИСОГД и размещение в ней данных). Данная тестовая некоммерческая площадка постоянно модифицируемая нами в соответствии с озвученной в данной статье концепцией развития портальных решений.


1/4