10.11.2019

На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации»

Законопроект подробно регулирует весь комплекс отношений, возникающих в процессе реновации.


Законопроект № 825313-7 «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации» внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации 29.10.2019 г.

Субъект права законодательной инициативы: Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

Предлагается принятие Федерального закона «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку в настоящее время существуют проблемы обновления жилищного фонда в России, так как до сих пор продолжается эксплуатация многоквартирных домов 1957-1975 гг. постройки. Данные строения были рассчитаны на срок, не превышающий 50 лет, который близится к истечению либо уже истек. Состояние домов неудовлетворительное или и вовсе аварийное, а условия проживания далеки от комфортных.

Решение проблемы возможно с помощью реновации жилищного фонда, по мнению авторов законопроекта. В частности, она предлагает реконструкцию или снос устаревших в техническом отношении домов с предоставлением проживающим в них гражданам равнозначных жилых помещений или равноценного возмещения. При этом улучшаются жилищные условия нуждающимся в этом лицам, а освободившаяся территория используется для современного жилищного строительства или в иных общественно полезных целях.

В пояснительной записке приводится пример опыта проведения реновации в Москве и отмечается, что его нельзя полностью применить в других субъектах ввиду ограниченного финансирования и отсутствия законодательной базы.

В связи с этим проведение реновации на территории всей страны нуждается в создании законодательства в этой области на федеральном уровне. Авторами разработан механизм реализации реновации, приемлемый для всех субъектов Российской Федерации.

Особенности законопроекта заключаются в следующем:

Возможность законодательного регулирования реновации на уровне каждого субъекта Российской Федерации.

Вводится и подробно регулируется институт проекта реновации, определяются его типы, виды и формы реализации.

Прописаны возможности финансирования реновации за счет средств иных, помимо бюджета, источников, в то время как концепция реновации в Москве исходит из финансирования реновации за счет бюджета, что и делает эту концепцию неприемлемой для всех остальных субъектов Российской Федерации.

Вводится такой субъект, как инвестор проекта реновации. Идет речь о применении законодательства о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Законопроект предусматривает возможность осуществления реновации в отношении не только отдельного многоквартирного дома, но и элемента планировочной структуры (квартала, района, микрорайона). Аналогичные положения отсутствуют в законодательстве, принятом для реновации в Москве.

Это необходимо, поскольку градостроительная деятельность предполагает именно комплексный подход к реновации и влечет за собой обновление и благоустройство значительной территории.

Законопроект предоставляет субъектам Российской Федерации право использовать освобождаемые территории для строительства не только жилья, но и других объектов, а также право изменить в установленном порядке целевое назначение данного земельного участка.

Устанавливаются полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области реновации. Определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации в этой сфере.

Предусмотрен институт ответственного исполнителя (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) и соисполнителей такой программы, их основные функции и полномочия.

Подготовлены несколько способов исполнения программы через дирекции, в качестве которой может выступать как подразделение ответственного исполнителя (при реализации бюджетных проектов), так и специально создаваемая унитарная некоммерческая организация (то есть не только фонд, но и бюджетное учреждение). Такой подход расширяет возможности субъектов Российской Федерации в выборе схемы управления реновацией и позволяет решать соответствующие вопросы более экономно, при этом законопроект не противоречит реализации программы реновации по московскому сценарию через фонд.

Содержит критерии, позволяющие определить возможность включения многоквартирных домов в перечень объектов, в отношении которых могут осуществляться проекты реновации.

Предусмотрен порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о даче согласия на включение в проект реновации.

Предусматривает право собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, на получение равнозначного жилого помещения.

Законопроект подробно регулирует весь комплекс отношений, возникающих в процессе реновации. Он состоит из семи глав, объединяющих 38 статей.