23.12.2019

Обзор изменений законодательства за 2019 год

Подготовлен обзор изменений законодательства в сфере градостроительных, земельно-имущественных, лесных, кадастровых отношений, а также стратегического планирования, за 2019 год.


Федеральные законы

Вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, регулирующие требования к ГИСОГД.

01.01.2019 вступили в силу положения Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 342-ФЗ), регулирующие требования к государственным информационным системам обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД).

ГИСОГД – это создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации с 01.01.2019 относятся создание и эксплуатация ГИСОГД, в том числе ведение таких информационных систем в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов/городских округов с 01.01.2019 относятся ведение ГИСОГД в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях муниципальных районов/городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в ГИСОГД.

По общему правилу порядок ведения ГИСОГД, в том числе ГИСОГД с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, требования к технологиям, программным, лингвистическим, правовым, организационным и техническим средствам обеспечения ведения указанных автоматизированных государственных информационных систем устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом федеральным законом определен круг вопросов информационного обеспечения градостроительной деятельности, которые могут быть урегулированы законом субъекта Российской Федерации, к ним относятся следующие:

  • перечень иных сведений, документов, материалов, подлежащих размещению в ГИСОГД;
  • перечень иных документов и материалов в составе дела о застроенном или подлежащем застройке земельном участке;
  • возможность создания и ведения ГИСОГД с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности;
  • перечень иных документов, подготовка, согласование, утверждение и (или) выдача которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, их подведомственными государственными учреждениями, органами местного самоуправления осуществляется с использованием функций автоматизированной информационно-аналитической поддержки ГИСОГД.

Федеральным законом также предусмотрено, что правовым актом уполномоченного на создание и эксплуатацию ГИСОГД органа исполнительной власти субъекта РФ должен быть определен официальный сайт в сети «Интернет», с помощью которого обеспечивается доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к сведениям, документам, материалам, содержащимся в ГИСОГД.

В России вводится новый вид муниципального образования – муниципальный округ.

С 01.05.2019 вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2019 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Документом вводится понятие «муниципальный округ» – несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В связи с введением нового вида муниципального образования уточняются критерии, которым должны соответствовать городские округа. В частности, устанавливается, что не менее двух третей населения городского округа должны проживать в городах и (или) иных городских населенных пунктах, а плотность населения на территории городского округа должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.

Федеральный законом предусматривается переходный период до 01.01.2025, в течение которого не отвечающие требованиям вышеупомянутого федерального закона городские округа должны быть преобразованы в муниципальные округа, а законы субъектов Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с данным документом.

Подписан закон, направленный на упрощение проведения комплексных кадастровых работ.

16.09.2019 вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».

Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с целью снятия барьеров, возникающих при выполнении комплексных кадастровых работ.

Документом вводится возможность проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработка и утверждение такого проекта не требуется.

Определяются особенности проведения комплексных кадастровых работ для земельных участков, занятых объектами (территориями) общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества, в отношении лесных участков.

Так, в отношении земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами общего пользования и другими объектами общего пользования, и земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, комплексные кадастровые работы выполняются, если образование таких земельных участков предусмотрено утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории.

В отношении земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии с утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории либо в случае, если применительно к такой территории утвержден проект организации и застройки территории или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в границах такой территории, на основании указанных проекта или документа (при наличии таких утвержденных проекта или документа).

В отношении лесных участков комплексные кадастровые работы выполняются только в случае, если образование таких лесных участков предусмотрено утвержденной в порядке, установленном лесным законодательством, проектной документацией лесных участков.

Также документом устанавливается порядок выявления самовольного занятия земельных участков, а также порядок уточнения границ земельных участков, площадь которых не соответствует указанной в Едином государственном реестре недвижимости. В случае несоответствия площади исполнитель комплексных кадастровых работ устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями подписанного закона и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории, также исполнитель готовит информацию о возможности образования земельных участков на территории выполнения комплексных кадастровых работ, включающую кадастровые номера исходных земельных участков, сведения о способе образования земельных участков, местоположении границ, площади и виде (видах) разрешенного использования образуемых земельных участков.

Документом расширяется перечень объектов, для которых не нужно проводить кадастровые работы. В него добавлены земельные участки:

  • являющиеся предметом договора об освоении или комплексном освоении территории для строительства стандартного жилья;
  •  находящиеся в границах территории, в отношении которой владельцами земли или недвижимости заключен договор о комплексном развитии;
  • находящиеся на территории, в отношении которой орган местного самоуправления принял решение о комплексном развитии.
  • Федеральным законом расширяется перечень реестровых ошибок в сведениях реестра, которые могут быть устранены Росреестром самостоятельно.

Устанавливается, что в случае если до дня вступления Федерального закона в силу органом государственной власти или органом местного самоуправления заключен государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ, к отношениям, связанным с выполнением таких работ, включая представление карты-плана территории в орган регистрации прав, а также к отношениям, связанным с рассмотрением органом регистрации прав подготовленной в результате выполнения таких работ карты-плана территории, положения данного Федерального закона не применяются (применяются положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона) и положения Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона).

Лесной кодекс РФ дополнен главой о лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда.

С 01.07.2019 вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2018 № 538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий». Нововведения предполагают исключение лесопарков из числа основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Установлено, что границы земель лесного фонда определяются только границами лесничеств. Лесопарки, которые созданы до 01.07.2019, подлежат преобразованию до 01.07.2020 в лесничества.

Уточнено, что при проектировании лесничеств осуществляются:

  •  установление их площади;
  • проектирование участковых лесничеств (в случае принятия решения об их создании);
  • определение квартальной сети;
  • установление границ лесничеств.

Обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств является текстовое и графическое описание местоположения их границ, включающее перечень географических координат характерных точек таких границ или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Лесной кодекс Российской Федерации дополнен главами 17 и 18 «Защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов», «Леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда». Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов (в том числе лесов, расположенных на землях населенных пунктов), должны быть установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на землях сельскохозяйственного назначения и землях обороны и безопасности – Правительством Российской Федерации.

Вступил в силу федеральный закон, направленный на комплексное совершенствование правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории.

02.08.2019 вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на комплексное совершенствование правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории (законопроект № 503785-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Так, федеральным законом уточняется понятие красных линий: они обозначают территории общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территорий.

Также документом предусмотрено исключение, допускающее пересечение границ территориальных зон с границами земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (это случаи допускаемого пересечения границ земельных участков и территориальных зон, предусмотренные пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

Вместе с этим из Градостроительного кодекса Российской Федерации исключаются положения о том, что формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается, и территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Границы территорий, на которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, отображаемые в правилах землепользования и застройки, теперь требуют заключения одного или нескольких договоров, предусматривающих такую деятельность.

Также новым законом сокращена продолжительность проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки: не менее месяца и не более трех месяцев с момента опубликования проекта (было – не менее двух и не более четырех месяцев).

Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки и подготовка заключения комиссии теперь не требуются в следующих случаях:

  • однократное изменение видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
  • однократное изменение одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, но не более чем на 10 процентов.
Федеральным законом уточнен порядок внесения изменений в документацию по планировке территории и ее отмены. Порядок внесения изменений в документацию по планировке территорий, порядок отмены такой документаций полностью или ее отдельных частей, а также порядок признания отдельных частей документации по планировке не подлежащими применению будет определяться принимаемыми в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В случае внесения изменений в проект планировки территории и (или) проект межевания территории путем утверждения их отдельных частей, общественные обсуждения или публичные слушания теперь проводятся применительно к таким утверждаемым частям.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется теперь и для территорий, в отношении которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию.

Срок на проверку документации по планировке территории уполномоченными органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации сокращается с 30 до 20 рабочих дней. Также законом устанавливается срок в 20 рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, в течение которого орган местного самоуправления поселения или городского округа обязан принять решение об утверждении документации по планировке или отправить ее на доработку.

Документом продляется до 6 лет срок действия проекта планировки территории, предусматривающего размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Данный срок действует для принятия решения об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Также в Градостроительный кодекс Российской Федерации вводится новая глава 5.1 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления», в которую объединяются нормы о развитии застроенных территорий, о комплексном освоении территорий, об освоении территории в целях строительства стандартного жилья и др. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах такой территории, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством.

В границы территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей, для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур могут включаться земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не обремененные правами третьих лиц, при условии, что такие земельные участки являются смежными по отношению к одному или нескольким земельным участкам правообладателей земельных участков. Такое включение допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. Порядок согласования устанавливается Правительством Российской Федерации.

Национальные и межотраслевые документы стратегического планирования

Разработан «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены 9 национальных целей развития Российской Федерации.

Поскольку национальные цели развития носят «межпрограммный» («межпроектный») характер, тесно взаимосвязаны между собой, достижение ни одной из них не может быть обеспечено в рамках лишь одной государственной программы и (или) национального проекта (программы). Например, снижение в два раза уровня бедности невозможно без устойчивого экономического роста. Рост производительности труда невозможен без широкого распространения цифровых технологий и инновационного развития.

В этой связи разработан «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Единый план), в котором приводится набор основных мер, действий, ключевых инструментов по достижению национальных целей развития Российской Федерации, перечень инструментов и механизмов, направленных на их достижение вне зависимости от принадлежности к государственным программам и национальным проектам (программам), а также основные показатели, характеризующие их достижение.

В частности, в Едином плане в целях ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной предусмотрено решение следующих задач:

1. Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом;

2. Создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;

3. Выведение отечественного программного обеспечения на конкурентный рынок и, как следствие, преимущественное использование его государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

Утверждена Стратегия пространственного развития РФ до 2025 года.

Распоряжением от 13.02.2019 № 207-р Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия).

Документ был разработан Минэкономразвития России в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» с учетом указов Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» и от 07.05.2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также в соответствии с Положением о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития России и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории России и приоритетных направлениях размещения производительных сил (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2015 года № 870).

Цели Стратегии – обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития страны, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, обеспечение национальной безопасности.

Стратегией определены задачи, принципы, приоритеты и основные направления пространственного развития России, сценарии пространственного развития, в том числе приоритетный (целевой) сценарий, перспективные центры экономического роста, макрорегионы, перспективные экономические специализации субъектов Российской Федерации, целевые показатели пространственного развития страны.

К принципам пространственного развития отнесены обеспечение равных возможностей для реализации конституционных прав и свобод на всей территории Российской Федерации, комплексный подход к социально-экономическому развитию территорий, содействие развитию межрегионального и межмуниципального сотрудничества, учет интересов и мнения населения и бизнеса при планировании социально-экономического развития территорий и другие.

В рамках реализации Стратегии предусматриваются ликвидация инфраструктурных ограничений федерального значения и повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, снижение внутрирегиональных социально-экономических различий, расширение географии и ускорение экономического роста, научно-технологического и инновационного развития страны за счет социально-экономического развития перспективных центров экономического роста.

В частности, для обеспечения сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижения внутрирегиональных социально-экономических различий Стратегией в отношении городских и сельских территорий предлагается:

1) повысить устойчивость системы расселения за счет социально-экономического развития городов путем:

  • обеспечения повышения качества и комфортности городской среды за счет капитального ремонта жилого фонда, расселения из ветхого и аварийного жилья, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, развития и благоустройства общественных (публичных) пространств, реставрации и приспособления объектов культурного наследия для современного использования;
  • развития транспорта общего пользования;
  • обеспечения сбалансированного развития городских территорий, в том числе путем освоения заброшенных и неэффективно используемых территорий, согласованного и комплексного развития застроенных и планируемых к застройке территорий;
  • улучшения состояния окружающей среды, сохранения и развития зеленого фонда городов и пригородных территорий, стимулирования внедрения инновационных и экологически чистых технологий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, расширения использования экологически безопасного транспорта для обслуживания населения и отраслей экономики, реализации мер по защите от шумового загрязнения, развития системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, включая развитие индустрии обработки и утилизации отходов;

2) повысить устойчивость системы расселения за счет социально-экономического развития сельских территорий путем:

  •  улучшения условий жизни жителей сельских населенных пунктов, в том числе путем обеспечения устойчивого сокращения доли непригодного для проживания жилищного фонда, повышения уровня благоустройства сельских населенных пунктов, обеспечения коммунальной инфраструктурой, в том числе центральным водоснабжением и водоотведением, газо-, энергоснабжением;
  • содействия развитию малых и средних городов и крупных сельских населенных пунктов как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий;
  • повышения транспортной доступности сельских территорий до ближайших межмуниципальных обслуживающих центров за счет развития и приведения в нормативное состояние сети региональных и местных дорог, стимулирования развития общественного транспорта;
  •  повышения конкурентоспособности экономики сельских территорий, путем продвижения уникальных локальных брендов, содействия развитию потребительской, кредитной и иных форм кооперации, фермерства, повышения доступности рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, поддержки развития специализированной инфраструктуры хранения сельскохозяйственной продукции, внедрения технологий и оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, содействия развитию объектов мелиорации, вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых угодий и пашен; содействия диверсификации занятости и расширения поддержки инициатив населения в сфере предпринимательства, не связанного в том числе с сельским хозяйством;
  • поддержки мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия сельскохозяйственных земель, восстановление лесов и водных биологических ресурсов;
  • содействия развитию туристской и обеспечивающей инфраструктуры на сельских территориях и продвижения их туристских ресурсов на внутреннем и международном туристских рынках.

Особое внимание в Стратегии уделяется приоритетным геостратегическим территориям, среди них Крым, Севастополь, Калининград, регионы Дальнего Востока, Северный Кавказ, Арктическая зона. Для таких территорий, по заявлению председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, будут предусмотрены специальные меры поддержки, в развитие уже осуществляющихся.

В перечень перспективных центров экономического роста Стратегией включены перспективные города, образующие крупные городские агломерации и крупнейшие городские агломерации, которые обеспечат вклад в экономический рост более 1% ежегодно (20 центров); перспективные центры экономического роста субъектов Федерации, которые обеспечат вклад в экономический рост от 0,2% до 1% ежегодно (44 центра); перспективные центры экономического роста субъектов Российской Федерации, которые обеспечат вклад в экономический рост до 0,2% ежегодно (31 центр); перспективные минерально-сырьевые и агропромышленные центры (27 центров); перспективные центры экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня (20 центров).

В Стратегии сформированы 12 макрорегионов: Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Северный, Южный, Северо-Кавказский, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральско-Сибирский, Южно-Сибирский, Ангаро-Енисейский, Дальневосточный.

Основным механизмом реализации Стратегии является план ее реализации, который утверждается Правительством Российской Федерации (далее – план реализации Стратегии).

В целях координации, контроля и мониторинга реализации Стратегии федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, наделяется полномочиями:

  • по координации и контролю деятельности субъектов естественных монополий, государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием по комплексному социально-экономическому развитию территорий;
  •  по методологическому обеспечению пространственного развития;
  • по обеспечению разработки статистического инструментария для мониторинга и оценки реализации Стратегии, в том числе на муниципальном уровне;
  • по обобщению и продвижению лучших практик реализации проектов развития территорий;
  • по формированию и обеспечению функционирования на постоянной основе центра анализа и мониторинга пространственного развития.

Для реализации определенных в Стратегии общенациональных задач заинтересованными федеральными органами исполнительной власти могут разрабатываться долгосрочные планы социально-экономического развития отдельных территорий, в том числе субъектов Российской Федерации, их частей и городов. Приоритетные области социально-экономического развития таких территорий определяются в соответствующих стратегиях социально-экономического развития. В отношении городских территорий приоритетные области социально-экономического развития определяются с учетом индекса городского развития (интегральная оценка качества человеческого капитала, состояние экономики и комфортности городской среды).

Состав мероприятий долгосрочных планов социально-экономического развития городов дифференцируется в зависимости от наличия особого статуса (монопрофильное муниципальное образование (моногород), наукоград, историческое поселение), численности населения и роли города в системе расселения. По представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в планы могут включаться мероприятия, осуществляемые ими в пределах собственных полномочий, в целях комплексного развития соответствующих территорий.

Реализация Стратегии потребует разработку и утверждение стратегий социально-экономического развития макрорегионов, а также планов их реализации в форме аналитических программ территориального развития макрорегионов, которые должны обеспечить синхронизацию во времени и пространстве реализации мероприятий, предусмотренных отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, государственными программами Российской Федерации, схемами территориального планирования Российской Федерации, инвестиционными программами развития субъектов естественных монополий.

Стратегией предусматривается создание нового механизма развития территорий (инвестиционных площадок) с особым режимом ведения предпринимательской деятельности, учитывающим перспективные специализации субъектов Российской Федерации и другие особенности территорий. В целях исключения дублирования мер государственной поддержки федеральные органы власти при государственной поддержке отраслей экономики каждого конкретного субъекта Российской Федерации будут учитывать перспективные экономические специализации граничащих с ним субъектов Российской Федерации и входящих с ним в состав одного макрорегиона.

В рамках реализации Стратегии также предполагаются разработка и утверждение комплекса мер по привлечению людей на территории со значительным экономическим потенциалом, характеризующиеся неблагоприятной демографической ситуацией, посредством стимулирования внутренней и внешней миграции.

Постановления Правительства Российской Федерации

Некоторые акты Правительства РФ по вопросам разработки и утверждения схем теплоснабжения приведены в соответствие с действующим законодательством.

27.03.2019 вступило в силу постановление Правительства РФ от 16.03.2019 № 276 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам разработки и утверждения схем теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения».

Изменения вносятся в постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 882 «Об утверждении Правил рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения» и постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».

В частности:

  • определяются особенности разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения;
  • устанавливается порядок рассмотрения разногласий между единой теплоснабжающей организацией и органом местного самоуправления, органом исполнительной власти городов федерального значения по проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения), в том числе замечаний органа местного самоуправления, органа исполнительной власти городов федерального значения к доработанному проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) в ценовой зоне теплоснабжения;
  •  уточняется понятийный аппарат требований к схемам теплоснабжения (в частности, вводится понятие «средневзвешенная плотность тепловой нагрузки»);
  • отмечается, что разделы схемы теплоснабжения, содержащие перспективные и существующие топливные балансы, включают в себя описание используемых источниками тепловой энергии видов топлива (в случае, если топливом является уголь – описание его вида), их доли и значения низшей теплоты сгорания топлива – по каждой системе теплоснабжения, описание преобладающего в поселении, городском округе вида топлива, определяемого по совокупности всех систем теплоснабжения, находящихся в соответствующем поселении, городском округе, а также приоритетное направление развития топливного баланса поселения, городского округа.

Утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696 утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий».

Общий объем финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 1 трлн рублей.

Постановление разработано Минсельхозом России во исполнение поручения Президента России по итогам рабочей поездки в Ставропольский край 9 октября 2018 года (№ Пр-2014 от 31 октября 2018 года, подпункт «а» пункта 1).

Основные цели госпрограммы – сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населённых пунктах до 50%.

Госпрограмма состоит из проектной и процессной частей.

В проектную часть госпрограммы включены пять ведомственных проектов: «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений», «Содействие занятости сельского населения», «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях», «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях», «Благоустройство сельских территорий».

К процессной части госпрограммы отнесены три ведомственные целевые программы: «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий», «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий», «Современный облик сельских территорий».

В госпрограмму включена информация по опережающему развитию приоритетных территорий – субъектов Федерации, входящих в Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, Республики Крым, Севастополя, Калининградской области, субъектов Федерации, отдельные территории которых входят в состав Арктической зоны России.

Проект госпрограммы был одобрен по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий 21 мая 2019 года в Воронеже.

Уточнен порядок наполнения ГИСОГД.

02.07.2019 вступило в силу постановление Правительства РФ от 19.06.2019 № 781 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым уточняется порядок наполнения ГИСОГД.

Так, документом установлено, что материалы и результаты инженерных изысканий направляются в срок не более чем 1 месяц со дня их выполнения в уполномоченные на размещение в ГИСОГД органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых выполнены инженерные изыскания.

Орган, уполномоченный на принятие решения о подготовке документации по планировке территории и ее утверждение, в течение 5 рабочих дней со дня утверждения проекта планировки территории направляет подлежащие размещению в ГИСОГД документы, материалы в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых утвержден проект планировки территории.

Утвержденный главой местной администрации поселения или городского округа проект планировки территории в течение 10 рабочих дней со дня утверждения размещается органом местного самоуправления в ГИСОГД.

Внесены изменения в Положение о содержании, составе, порядке разработки стратегий СЭР макрорегионов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2019 № 1198 внесены изменения в Положение о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 г. № 822.

Уточнены требования к содержанию стратегий социально-экономического развития макрорегионов.

Определено, что стратегия макрорегиона направлена на сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов РФ за счет усиления межрегионального сотрудничества и координации их социально-экономического развития. Стратегия должна содержат следующие разделы:

  •  основные тенденции социально-экономического развития макрорегиона на основе анализа социально-экономического положения макрорегиона;
  • основные проблемы и вызовы социально-экономического развития макрорегиона;
  • цель, задачи и приоритеты социально-экономического развития макрорегиона;
  •  основные направления социально-экономического развития макрорегиона;
  •  сценарии социально-экономического развития макрорегиона;
  •  механизмы и инструменты реализации основных направлений социально-экономического развития макрорегиона, меры государственной поддержки, в том числе преференциальные режимы;
  • целевые показатели социально-экономического развития макрорегиона.

Установлено также, что при подготовке стратегии макрорегиона разрабатываются обосновывающие материалы, которые включают в себя статистические, аналитические, картографические и иные материалы, определяющие и иллюстрирующие основные положения стратегии макрорегиона. Данные материалы не входят в состав стратегии макрорегиона, утверждаемой распоряжением Правительства РФ.

Распоряжения Правительства Российской Федерации

Утвержден План мероприятий «Трансформация делового климата».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 № 20-р утвержден План мероприятий «Трансформация делового климата» (далее – План), разработанный в целях упрощения ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в различных сферах экономики.

План направлен на улучшение инвестиционного климата по 12 направлениям: технологическое присоединение к инженерным сетям; градостроительная деятельность; регистрация прав на имущество и кадастровая оценка; таможенное администрирование; международная торговля и развитие экспорта; доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам; доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансам; регистрация юридических лиц; человеческий капитал и производительность труда; корпоративное управление; налоговое администрирование; контрольно-надзорная деятельность.

Так, реализация мероприятий по направлению «Градостроительная деятельность и территориальное планирование» призвана улучшить предпринимательский климат в сфере градостроительной деятельности, в том числе упростить процессы осуществления строительства от стадии подготовки градостроительной документации до ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию и регистрации прав собственности на такие объекты. Для этого планируется обеспечить:

  •  совершенствование деятельности в области территориального планирования, в том числе за счет повышения качества документов территориального планирования и дальнейшей модернизации федеральной государственной информационной системы территориального планирования;
  • сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных функций в сфере градостроительства;
  • переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в сфере градостроительства в электронной форме;
  •  совершенствование порядка проектирования и проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  •  повышение эффективности межведомственного электронного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности.
Согласно Плану к концу 2019 года должна быть создана необходимая методическая база: методические рекомендации по подготовке и утверждению нормативов градостроительного проектирования, документов территориального планирования.

В целях оценки эффективности реализации документа утверждены целевые показатели и их значения до 2024 года.

Всего план содержит 130 пунктов, которыми предусмотрена разработка 33 федеральных законов, 38 актов Правительства Российский Федерации, 21 ведомственного акта. В целях обеспечения электронного взаимодействия представителей бизнеса и федеральных органов исполнительной власти План предусматривает формирование пяти электронных сервисов.

В документ также включены 13 мероприятий, предусмотренных национальными проектами «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Такой подход позволит обеспечить контроль со стороны предпринимателей за реализацией национальных проектов в части улучшения инвестиционного климата.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 года № 1042 утверждены Правила реализации Плана, которые определяют порядок актуализации, мониторинг и контроль реализации Плана.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа № 1795-р утвержден список экспертных групп по 12 направлениям Плана и их руководители, а также организации, ответственные за организационно-техническое обеспечение деятельности экспертных групп. Экспертные группы будут работать на площадках РСПП, ТПП России, «Опоры России», «Деловой России», Аналитического центра «Форум».

Принятые решения позволят создать комплексную систему по формированию, мониторингу и контролю реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата», установить полномочия экспертных групп и повысить ответственность за результаты их деятельности, а также вовлечь субъекты предпринимательской деятельности в процесс нормативного улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.

Утверждена новая Методика формирования индекса качества городской среды.

Распоряжением Правительства РФ от 23.03.2019 № 510-р утверждена Методика формирования индекса качества городской среды (далее – Методика), документ вступил в силу со дня утверждения. Ранее действовала Методика определения индекса качества городской среды муниципальных образований РФ, утвержденная приказом Минстроя России от 31.10.2017 № 1494/пр.

Новая Методика разработана Минстроем России в целях реализации положений указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и национального проекта «Жилье и городская среда», в том числе в целях выявления конкурентных преимуществ городов и ограничений, препятствующих их развитию, актуальных проблем, перспективных направлений развития городов, и предназначена для определения уровня качества городской среды городов путем расчета и присвоения им индекса качества городской среды.

Для определения индекса качества городской среды будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих шесть типов пространств города: жилье, общественно-деловая инфраструктура, социально-досуговая инфраструктура, озеленение территорий, уличная инфраструктура, общегородское пространство. Индикаторы также распределены по факторам, формирующим среду обитания: безопасность, комфортность, экологичность, идентичность и разнообразие, современность среды и эффективность управления органов власти. Индекс города определяется на основании суммы значений всех индикаторов. Таким образом, индекс позволит комплексно оценить состояние городской среды.

По словам Д. Медведева, индекс качества будет рассчитываться ежегодно. И с 2020 года размер субсидий регионам из федерального бюджета на поддержку различных государственных и муниципальных программ по городской среде будет зависеть от того, достигнуты ли показатели этого индекса. На брифинге по завершении совещания с вице-премьерами В. Мутко заявил, что в городах, у которых индекс по 36 показателям будет меньше 50%, городская среда будет считаться неблагоприятной. Задача – до 2024 года сконцентрировать ресурсы, чтобы в 50% этих городов на 30% улучшить качество городской среды.

Утверждена Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 1189-р утверждена Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными.

Концепцией определяются цели, задачи, принципы и порядок создания системы, описываются основные составляющие ее элементы и участники. Утвержден также план мероприятий («дорожная карта») ее создания, который предусматривает в первую очередь разработку соответствующей нормативной правовой базы, отработку механизмов повышения качества управления государственными данными. Речь идет о создании «умной» платформы, которая систематизирует информацию из множества госсистем, реестров и баз данных. По данным Минкомсвязи, таких информационных ресурсов сейчас более 800, но информация из этих ресурсов рассредоточена по разным базам данным.

Предполагается, что система позволит в едином формате описать данные государственных информационных ресурсов и ускорить обмен информацией между госструктурами. Сами базы данных не будут объединены, они просто станут совместимы друг с другом.

Подготовительная работа должна завершиться к концу года, а полностью НСУД заработает в 2022 году.

Для минимизации рисков внедрения, обеспечения дальнейшего успешного функционирования и изучения потенциальных возможностей НСУД принято решение о проведении с 1 июля 2019 года по 31 марта 2020 года эксперимента по апробации основных подходов к созданию НСУД на данных, предоставляемых органами государственной власти.

Приказы министерств

Утверждена форма ходатайства об установлении публичного сервитута.

01.09.2019 вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 10.10.2018 № 542 «Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута».

Согласно документу в форме ходатайства указываются в том числе:

  • испрашиваемый срок публичного сервитута;

  • цели установления публичного сервитута (в соответствии со статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации или статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

  • срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или затруднено (при наличии таких обстоятельств);

  • обоснование необходимости установления публичного сервитута;

  • кадастровые номера (при их наличии), в отношении которых испрашивается публичный сервитут и границы которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

  • вид права, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю.

Обоснование необходимости установления публичного сервитута должно содержать, в том числе:

  • реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с градостроительным законодательством, об утверждении документа территориального планирования и об утверждении проекта планировки территории в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей (далее – инженерные сооружения), являющихся объектами федерального, регионального или местного значения. В случае если инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования, то реквизиты решений об утверждении документа территориального планирования не указываются;

  • реквизиты решения уполномоченного органа об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса в целях размещения инженерных сооружений, необходимых для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, а также реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких инженерных сооружений (если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерных сооружений требуется разработка документации по планировке территории). В случае если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции инженерного сооружения в соответствии с инвестиционными программами субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, обоснование необходимости установления публичного сервитута должно содержать реквизиты решения об утверждении инвестиционной программы, краткое описание инвестиционной программы, планируемые цели, задачи, этапы, сроки и результаты реализации инвестиционного проекта относительно инженерного сооружения, размещение которого планируется осуществить, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

  • реквизиты решения уполномоченного органа об утверждении проекта планировки территории в целях устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог либо устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

  • реквизиты решений уполномоченных органов об утверждении документа территориального планирования и об утверждении проекта планировки территории в целях размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях. В случае если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных автомобильных дорог и железнодорожных путей не требуется разработки документации по планировке территории, то реквизиты решений об утверждении проекта планировки не указываются;

  • реквизиты решения уполномоченного органа об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции;

  • реквизиты решений уполномоченных органов об утверждении документа территориального планирования и об утверждении проекта планировки территории, предусматривающих размещение объекта федерального, регионального или местного значения в целях проведения инженерных изысканий для их строительства или реконструкции. В случае если инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования, то реквизиты решений об утверждении документа территориального планирования не указываются.

Обновлены формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон.

18.02.2019 вступил в силу приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.11.2018 № 650 «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. № 163 и от 4 мая 2018 г. № 236».

Приказом утверждены:

  • форма графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории;
  •  форма текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон;
  • требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории.
  • В связи с принятием документа утратившими силу признаются:
  • приказ Минэкономразвития России от 23.03.2016 № 163 «Об утверждении Требований к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории»;
  • приказ Минэкономразвития России от 04.05.2018 № 236 «Об установлении форм графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон».

Утверждены Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Приказом Минстроя России от 07.03.2019 № 153/пр утверждены Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации разработаны в целях оказания методологического содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления при проведении работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, и которые не были образованы ранее.

В Методических рекомендациях приводятся, в частности:

  •  перечень мероприятий, которые необходимо организовать и провести в целях формирования земельных участков;
  • особенности определения местоположения границ земельных участков, занятых многоквартирными домами;
  •  порядок определения размера земельного участка;
  •  особенности образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными.

Так, в целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется, в частности, подготовить и утвердить проект межевания территории, провести кадастровые работы.

Под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок: границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого земельного участка.

Размер образуемого земельного участка рекомендуется определять исходя из:

  •  площади многоквартирного дома;
  •  территории, необходимой для обеспечения функционирования (обслуживания) площади многоквартирного дома;
  •  плотности застройки элемента планировочной структуры.
При образовании земельных участков рекомендуется учитывать будущее градостроительное развитие территорий, определенное в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и иных документах, определяющих направления развития соответствующей территории, а также результаты инвентаризации дворовых территорий, проведенной в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».

Образование земельных участков под многоквартирными домами, расположенными в границах территорий, на которых в соответствии с правилами землепользования и застройки предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, рекомендуется осуществлять на основании утвержденного в отношении такой территории проекта межевания и (или) проекта планировки территории.

В целях организации проведения образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется утвердить график выполнения соответствующих мероприятий, в котором рекомендуется определить планируемые сроки подготовки и утверждения документации по планировке территории, выполнения кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.

Изменения в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков.

Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2019 № 44 внесены изменения в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Так, появились отдельные коды видов разрешенного использования земельных участков, в том числе для предоставления коммунальных услуг, домов социального обслуживания, оказания услуг связи, общежитий, объектов культурно-досуговой деятельности, цирков и зверинцев, осуществления религиозных обрядов, проведения научных испытаний, проведения азартных игр, заправки транспортных средств, автомобильных моек, ремонта автомобилей, площадок для занятий спортом и др.

Кроме того, уточнены описание и детализация отдельных видов разрешенного использования земельных участков. Документ вступил в силу 08.04.2019.

Обновлены требования к структуре и форматам информации, составляющей информационный ресурс ФГИС ТП.

16.04.2019 вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 19.09.2018 № 498, которым утверждены новые требования к структуре и форматам информации, составляющей информационный ресурс федеральной государственной информационной системы территориального планирования.

С этого момента не подлежащим применению признается приказ Минрегиона России от 02.04.2013 № 127 «Об утверждении требований к структуре и форматам информации, составляющей информационный ресурс федеральной государственной информационной системы территориального планирования».

Актуализированы требования к содержанию ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и составу прилагаемых документов.

11.04.2019 на официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ Минприроды России от 25.12.2018 № 684 «Об утверждении содержания ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов». Данный документ вступил в силу со дня признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» в части, определяющей требования к составу документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.

Так, согласно приказу в ходатайстве о переводе земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель (далее – земельный участок) в другую категорию указываются:

  • сведения о заявителе ходатайства;
  •  сведения о земельном участке из земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить;
  • сведения о правах на земельный участок, перевод которого предполагается осуществить;
  •  сведения о правообладателе (правообладателях) земельного участка и о согласии правообладателя (правообладателей) земельного участка на перевод земельного участка из земель лесного фонда в другую категорию земель;
  •  категория земель, в состав которой предполагается осуществить перевод земельного участка из состава земель лесного фонда;
  • обоснование перевода земельного участка в другую категорию земель.

К ходатайству о переводе земель лесного фонда в другую категорию необходимо прикладывать, в частности:

  •  копию документа, удостоверяющего личность заявителя – физического лица;
  •  выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ – для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
  •  документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, с копией документа, удостоверяющего личность представителя заявителя;
  •  акт выбора земельного участка, подготовленный в соответствии с формой, утвержденной приказом Минприроды России от 24.11.2004 № 702 «Об утверждении формы акта выбора участка лесного фонда»;
  • решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, об утверждении акта выбора земельного участка;
  •  акт натурного технического обследования земельного участка;
  •  выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
  •  документы об отсутствии на испрашиваемом к переводу земельном участке полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, содержащие сведения о местоположении, кадастровом номере такого участка, и разрешение на застройку земельного участка, находящегося на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений в случае наличия полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, содержащее сведения о местоположении, кадастровом номере такого участка, выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предоставляющим соответствующую государственную услугу и иные документы.

Актуализирован порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В связи с принятием федеральных законов от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказом Минэкономразвития России от 27.02.2019 № 88 внесены поправки в порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости. Документ вступил в силу 30.04.2019.

Приказом установлено, в частности, что при внесении в реестр границ сведений о зоне с особыми условиями территории, в составе которой установлены подзона или подзоны, сведениям о каждой подзоне присваивается учетный номер, представляющий собой реестровый номер зоны с особыми условиями использования территории и через знак слеш «/» порядковый номер подзоны в границах зоны с особыми условиями использования территории. В случае прекращения существования определенной подзоны в границах зоны с особыми условиями использования территории повторное использование порядкового номера не допускается.

Также внесенными поправками в том числе:

  • скорректирована структура записи о зоне с особыми условиями использования территорий, территориальной зоне, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, об игорной зоне, о лесничестве, лесопарке, об особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьих угодьях в реестре границ;
  • установлена структура записи о публичном сервитуте в реестре границ.
  • Кроме того, уточнена структура записи об утвержденном проекте межевания территории в реестре границ, теперь она имеет следующий вид:
  •  учетный номер и дату его присвоения;
  •  ранее присвоенный учетный номер;
  • реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории;
  •  описание местоположения границ земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
  • вид или виды разрешенного использования земельных участков, указанные в утвержденном проекте межевания территории;
  •  описание местоположения границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории;
  •  дата внесения, изменения либо исключения сведений о проекте межевания территории.

Письма-разъяснения ведомств

Разъяснены особенности размещения в ЕГРН информации о запретной зоне.

В письме Росреестра от 19.04.2019 № 18/1-03930-ВС/19 «О вопросах внесения в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий» в дополнение к письму от 12.12.2018 № 19-12495-ВС/18 сообщается, что при внесении в ЕГРН сведений о запретных зонах и иных зонах с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в случае, если решение межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны содержит информацию, составляющую государственную тайну, к документам, направляемым в орган регистрации прав, прикладывается выписка (не содержащая информацию, составляющую государственную тайну) из решения федерального органа исполнительной власти об установлении, упразднении либо изменении границ зон без необходимости приложения решения (выписки из решения) межведомственной комиссии.

XML-схема, используемая для формирования XML-документов, содержащих описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий, утверждена приказом Росреестра от 01.08.2014 № П/369 «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде» и размещена на официальном сайте Росреестра.

В части составления документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений о запретных зонах, исполнителям работ по подготовке таких документов рекомендуется следующее.

При подготовке документов в электронном виде в формате XML:

– в элементе «Наименование зоны по документу», а также в сопроводительном письме указывать наименование запретной зоны идентичное наименованию, обозначенному в решении об установлении запретной зоны;

– в элементе «Содержание ограничений» указывать ограничения в соответствии с Положением об установлении запретных зон, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 (далее – Положение № 405);

– обеспечивать соответствие конфигурации границ запретной зоны, построенной по координатам характерных точек таких границ, представленных в XML-документе, конфигурации и местоположению границ запретной зоны, содержащихся в графическом описании местоположения границы установленной запретной зоны, а также требованиям к пространственным параметрам запретных зон, указанным в Положении № 405.

При составлении выписки рекомендуется обеспечить наличие в ней следующих сведений:

– реквизиты решения межведомственной комиссии;

– реквизиты решения федерального органа исполнительной власти об установлении, упразднении либо изменении границ зоны;

– наименование запретной зоны;

– содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах запретной зоны.

Кроме того, к документам, направляемым для внесения в ЕГРН сведений о запретных зонах, должно быть приложено графическое описание местоположения границ установленной зоны.

Минэкономразвития России разъяснены обязанности исполнителя комплексных кадастровых работ при выявлении несоответствия площади земельного участка сведениям, содержащимся в ЕГРН.

16.09.2019 вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 150-ФЗ). Письмом Минэкономразвития России от 24.07.2019 № ОГ-Д23-6853 разъяснены обязанности исполнителя комплексных кадастровых работ при выявлении несоответствия площади земельного участка сведениям, содержащимся в ЕГРН.

В письме сообщается, что в соответствии с Законом № 150-ФЗ в случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, уточненная площадь земельного участка превышает допустимые пределы, установленные Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ), исполнитель комплексных кадастровых работ:

  • устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями Закона № 221-ФЗ и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории;
  •  одновременно готовит информацию о возможности образования земельного участка в фактически существующих границах (в том числе о способах образования, кадастровых номерах исходных земельных участков, местоположении границ образуемого земельного участка, площади и виде (видах) его разрешенного использования), которая по завершении выполнения комплексных кадастровых работ вместе с картой-планом передается исполнителем комплексных кадастровых работ заказчику комплексных кадастровых работ (орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта РФ – города федерального значения Москва, Санкт-Петербург или Севастополь).

Указанные положения Закона № 221-ФЗ применяются исключительно при выполнении комплексных кадастровых работ, при выполнении кадастровых работ в индивидуальном порядке данные положения Закона № 221-ФЗ применению не подлежат.

Минэкономразвития России разъясняет, в каких случаях наличие проектных документов является обязательным условием при выполнении комплексных кадастровых работ.

В связи со вступлением в силу 16.09.2019 Федерального закона от 17.06.2019 № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 150-ФЗ) Минэкономразвития России в письме от 21.08.2019 № Д23и-28336 сообщает, что наличие одного из проектных документов, в том числе проекта межевания территории, является необходимым условием для выполнения комплексных кадастровых работ только в случае, если в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ предусмотрено образование соответствующих земельных участков в соответствии с одним из таких документов.

В остальных случаях наличие проектных документов, в том числе проекта межевания территории, не является обязательным условием для выполнения комплексных кадастровых работ при этом необходимо принимать во внимание, что при выполнении комплексных кадастровых работ будет возможно осуществление только действий, предусмотренных пунктами 1, 2 и 5 части 2 статьи 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»: уточнение местоположения границ земельных участков, установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства; исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

При выполнении комплексных кадастровых работ уточнение местоположения границ земельных участков должно осуществляться по определенным правилам, предусмотренным Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

При этом Законом № 150-ФЗ исключена возможность применения проекта межевания территории для целей уточнения местоположения границ земельных участков.

Законопроекты

Законопроект об архитектурной деятельности.
По итогам прошедшей 16 июля 2019 года в Туле встречи Дмитрия Медведева с экспертами в области развития городской среды было дано поручение Минстрою России и Минкультуры России с участием Союза архитекторов России и Национального объединения изыскателей и проектировщиков проработать вопрос о необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 17 ноября 1995 года №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» в части повышения роли архитекторов (главных архитекторов) при осуществлении градостроительной деятельности, включая определение круга полномочий и пределов ответственности архитекторов (главных архитекторов) при осуществлении ими архитектурной деятельности.

С целью привлечения общественно-профессионального сообщества к процессу разработки документа независимая экспертная платформа Urban Policy Institute совместно с Архитектурной школой МАРШ запустили онлайн-платформу Архитектура.рф. На платформе можно прочитать две версии законопроекта об архитектурной деятельности в редакциях НОПРИЗ и САР, а также пройти опрос и оставить свой комментарий. Данные опроса будут собраны, сформированы в отчет и переданы в Минстрой для интеграции предложений в законопроект.

В первую очередь поправки призваны юридически закрепить полномочия главных архитекторов городов, определить возможность и условия прохождения аттестации практикующими архитекторами, регламентировать стадии проектирования, а также установить процедуру проведения архитектурных конкурсов.

Ожидается, что проект будет вынесен на обсуждение парламента в самое ближайшее время и принят уже в следующем году.

Законопроект № 439861-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в части конкретизации стратегического планирования на уровне муниципального образования) прошел второе чтение.

Документом предлагается существенно расширить перечень документов стратегического планирования муниципальных образований. Утверждение номенклатуры документов предполагается закрепить за самими муниципальными образованиями.

К ним будут относиться: стратегия социально-экономического развития муниципального образования, прогнозы социально-экономического развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, бюджетные прогнозы, а также планы мероприятий по реализации стратегий.

При этом следует отметить, что органы местного самоуправления муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением разрабатывают и утверждают стратегию социально-экономического развития, а также план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением в обязательном порядке. За городскими и сельскими поселениями, внутригородскими районами, внутригородских муниципальных образований города федерального значения остается право разработки и утверждения документов при необходимости.

Законопроект № 828200-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации 01.11.2019 г.

Субъекты права законодательной инициативы: члены Совета Федерации А.Ю. Русских, А.А. Салпагаров, А.Ю. Пронюшкин; депутаты Государственной Думы С.В. Чижов, В.С. Скруг.

Предлагаются изменения в Федеральный закон от 31.12.2017 года № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие продление срока внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон до 1 января 2024 года.

Авторы законопроекта в пояснительной записке указывают на то, что в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 507-ФЗ:

  •  органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до 11.01.2018, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон до 1 июня 2020 года;
  • органы государственной власти, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов, правила землепользования и застройки, обязаны направить в Росреестр документы, необходимые для внесения сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в ЕГРН, в целях обеспечения внесения таких сведений в ЕГРН в срок не позднее 1 января 2021 года.

При этом отмечается, что после указанного срока при отсутствии в ЕГРН сведений о границах территориальных зон выдача разрешений на строительство не допускается (часть З2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Уполномоченными органами организовано взаимодействие с Росреестром, в ходе которого выявлены проблемы, препятствующие внесению сведений в ЕГРН, в том числе:

  •  наличие в ЕГРН пересечений границ земельных участков с границами других земельных участков, поставленных на кадастровый учет;
  •  пересечение границы населенного пункта с земельными участками, занятыми линейными объектами;
  •  пересечение границ лесничеств, лесопарков с границами земельных участков, поставленных на кадастровый учет и попадающих под действие Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». При этом работы по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН должны быть завершены в срок до 01.01.2023.

Авторы также указывают на отсутствие механизма устранения указанных проблем в настоящее время, в связи с этим требуется его закрепление путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Учитывая значительный объем предстоящей работы по внесению в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон, существует необходимость продления срока их внесения в ЕГРН до 1 января 2024 года с целью недопущения остановки градостроительной деятельности на территории Российской Федерации.

Законопроект № 825313-7 «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации» внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации 29.10.2019 г.

Субъект права законодательной инициативы: Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

Предлагается принятие Федерального закона «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку в настоящее время существуют проблемы обновления жилищного фонда в России, так как до сих пор продолжается эксплуатация многоквартирных домов 1957-1975 гг. постройки. Данные строения были рассчитаны на срок, не превышающий 50 лет, который близится к истечению либо уже истек. Состояние домов неудовлетворительное или и вовсе аварийное, а условия проживания далеки от комфортных.

Решение проблемы возможно с помощью реновации жилищного фонда, по мнению авторов законопроекта. В частности, она предлагает реконструкцию или снос устаревших в техническом отношении домов с предоставлением проживающим в них гражданам равнозначных жилых помещений или равноценного возмещения. При этом улучшаются жилищные условия нуждающимся в этом лицам, а освободившаяся территория используется для современного жилищного строительства или в иных общественно полезных целях.

В пояснительной записке приводится пример опыта проведения реновации в Москве и отмечается, что его нельзя полностью применить в других субъектах ввиду ограниченного финансирования и отсутствия законодательной базы.

В связи с этим проведение реновации на территории всей страны нуждается в создании законодательства в этой области на федеральном уровне. Авторами разработан механизм реализации реновации, приемлемый для всех субъектов Российской Федерации.

Особенности законопроекта заключаются в следующем:

Возможность законодательного регулирования реновации на уровне каждого субъекта Российской Федерации.

Вводится и подробно регулируется институт проекта реновации, определяются его типы, виды и формы реализации.

Прописаны возможности финансирования реновации за счет средств иных, помимо бюджета, источников, в то время как концепция реновации в Москве исходит из финансирования реновации за счет бюджета, что и делает эту концепцию неприемлемой для всех остальных субъектов Российской Федерации.

Вводится такой субъект, как инвестор проекта реновации. Идет речь о применении законодательства о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Законопроект предусматривает возможность осуществления реновации в отношении не только отдельного многоквартирного дома, но и элемента планировочной структуры (квартала, района, микрорайона). Аналогичные положения отсутствуют в законодательстве, принятом для реновации в Москве.

Это необходимо, поскольку градостроительная деятельность предполагает именно комплексный подход к реновации и влечет за собой обновление и благоустройство значительной территории.

Законопроект предоставляет субъектам Российской Федерации право использовать освобождаемые территории для строительства не только жилья, но и других объектов, а также право изменить в установленном порядке целевое назначение данного земельного участка.

Устанавливаются полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области реновации. Определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации в этой сфере.

Предусмотрен институт ответственного исполнителя (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) и соисполнителей такой программы, их основные функции и полномочия.

Подготовлены несколько способов исполнения программы через дирекции, в качестве которой может выступать как подразделение ответственного исполнителя (при реализации бюджетных проектов), так и специально создаваемая унитарная некоммерческая организация (то есть не только фонд, но и бюджетное учреждение). Такой подход расширяет возможности субъектов Российской Федерации в выборе схемы управления реновацией и позволяет решать соответствующие вопросы более экономно, при этом законопроект не противоречит реализации программы реновации по московскому сценарию через фонд.

Содержит критерии, позволяющие определить возможность включения многоквартирных домов в перечень объектов, в отношении которых могут осуществляться проекты реновации.

Предусмотрен порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о даче согласия на включение в проект реновации.

Предусматривает право собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, на получение равнозначного жилого помещения. Законопроект подробно регулирует весь комплекс отношений, возникающих в процессе реновации.