13.05.2020

Об информационном обеспечении регулирования использования и обустройства территории в современной России

Эффективность управленческих решений, как известно, во многом зависит от информационного обеспечения их подготовки. Проблемы регулирования использования и обустройства территории России, включая его информационное обеспечение, относятся к сфере компетенции и озабоченности автора этой статьи, предметом ее конструктивной нацеленности.


Информационное обеспечение регулирования обустройства и использования территории в современной России обслуживается тремя видами независимо ведущихся информационных систем: кадастром объектов недвижимости, имеющим правовой статус; муниципальными ИСОГД (информационными системами обеспечения градостроительной деятельности, не имеющими правового статуса) и ФГИС ТП (федеральной геоинформационной системой территориального планирования, не имеющей правового статуса). Естественно, при прогнозировании, планировании и подготовке решений в данной сфере деятельности используются не предназначенные специально для этого данные многих отраслевых информационных систем (картографии, статистики, здравоохранения, просвещения и др.). Однако ключевыми проблемами остаются: отсутствие правового статуса информации ИСОГД и ФГИС ТП в отличие от кадастра объектов недвижимости; отсутствие организационных структур и имеющих правовой статус механизмов, обеспечивающих взаимную согласованность информации функционирующих систем.

Все более острой становится потребность в осуществлении на правовой основе взаимно согласованного информационного обеспечения регулирования обустройства и использования территории в привязке к четырем уровням принятия имеющих правовой статус решений: для объектов недвижимости, территориальных объектов муниципального, регионального и федерального уровня. Все более актуальным становится создание на основе имеющихся систем единой, имеющей правовой статус, автоматизированной информационной системы.

Такой системой может стать «Кадастр территориальных объектов России».

1. Для территориальных объектов самого нижнего уровня – объектов недвижимости – это продолжение ведения их кадастра, предоставляющего физическим и юридическим лицам информацию, обеспечивающую возможность реализации права собственности на них. Оно включает в себя и реализацию права пользования этими объектами как права изменения характера их использования и обустройства. Согласно действующему законодательству это право обременяется ограничениями и преференциями (градостроительными регламентами), установленными органами власти муниципального (муниципальных районов и городских округов), регионального и федерального уровня. Однако законодательством практически не установлен требуемый порядок обмена данными и обеспечения взаимной согласованности принимаемых в данной сфере решений на различных уровнях вертикали власти. Это в значительном количестве случаев приводит к появлению проблем, рассматриваемых в судебном порядке.

Продолжение ведения «Кадастра объектов недвижимости» в составе «Кадастра территориальных объектов России» станет способствовать решению проблемы отсутствия имеющей правовой статус системы информационного обеспечения согласованности принятых в этой сфере на разных территориальных уровнях решений.

2. Для территориальных объектов муниципального уровня (городских округов или муниципальных районов) – это ведение своего «Кадастра территориальных объектов (каждого конкретного) муниципального образования». Оно должно предоставлять органам его власти имеющую правовой статус информацию по подведомственным территориальным объектам, необходимую для реализации этими органами своих прав и обязанностей по регулированию обустройства и использования территории своего муниципального образования (включая обеспечение согласованности принимаемых мер в выделенных районах, зонах и группах объектов недвижимости), посредством:

– принятия правовых и нормативных актов (правил землепользования и застройки; положений по объектам особого муниципального значения и др.), базирующихся на решениях принятых в утвержденных документах территориального планирования и градостроительного проектирования;

– согласования в пределах сферы своей компетенции положений по регулированию обустройства и использования территории объектов особого регионального и федерального значения;

– утверждения документов градостроительного проектирования и территориального планирования муниципального уровня;

– обеспечения реализации принятых решений по регулированию обустройства и использования подведомственной территории.

Появление кадастров территориальных объектов муниципальных образований в составе «Кадастра территориальных объектов России» станет способствовать решению проблемы отсутствия имеющей правовой статус системы информационного обеспечения согласованности принятых в этой сфере на разных территориальных уровнях решений. Кадастры территориальных объектов каждого из конкретных муниципальных районов и городских округов станут содержать информацию, необходимую: для контроля соблюдения принимаемых их органами власти решений по регулированию обустройства и использования подведомственной территории, а также для учета решений, принимаемых соседями и на более высоком территориальном уровне.

3. Для территориальных объектов регионального уровня – это ведение «Кадастра территориальных объектов (каждого конкретного) субъекта РФ». Оно должно предоставлять органам его власти имеющую правовой статус информацию по подведомственным территориальным объектам, необходимую для реализации этими органами своих прав и обязанностей по регулированию обустройства и использования территории своего субъекта РФ (включая обеспечение взаимной согласованности мер, принимаемых в муниципальных образованиях), посредством:

– принятия правовых и нормативных актов, учитывающих региональные особенности требований к содержанию и технологии разработки документов территориального планирования, порядку их согласования и утверждения;

– согласования в пределах сферы своей компетенции положений по регулированию обустройства и использования территории объектов особого муниципального и федерального значения;

– принятия положений по объектам особого регионального значения;

– утверждения документов территориального планирования регионального уровня;

– обеспечения реализации принятых решений по регулированию обустройства и использования подведомственной территории.

Появление кадастров территориальных объектов субъектов РФ в составе «Кадастра территориальных объектов России», содержащего информацию по территориальным объектам регионального уровня и значения, станет способствовать решению проблемы отсутствия имеющей правовой статус системы информационного обеспечения согласованности принятых в этой сфере на разных территориальных уровнях решений. Кадастры территориальных объектов каждого из конкретных субъектов РФ должны будут содержать информацию, необходимую: для контроля соблюдения принимаемых их органами власти решений по регулированию обустройства и использования территории в своих муниципальных образованиях; для согласования своих решений в этой сфере с решениями, принимаемыми соседями и на федеральном уровне.

4. Для федерального уровня – это ведение «Кадастра территориальных объектов федерального уровня и значения», предоставляющего федеральным органам власти имеющую правовой статус информацию, необходимую для реализации ими своих прав и обязанностей по регулированию обустройства и использования их территории (включая обеспечение его взаимной согласованности на территориях субъектов РФ), посредством:

– принятия правовых и нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность в России (в частности устанавливающих: правомочия региональных и муниципальных органов власти по принятию в этой сфере решений своего уровня; требования к содержанию и технологиям разработки документов территориального планирования и градостроительного проектирования, порядку их согласования и утверждения; положения по объектам особого федерального значения; положения по информационному обеспечению градостроительной деятельности и др.),

– утверждения документов территориального планирования федерального уровня (схем территориального планирования, стратегий пространственного развития и др.);

– согласования документов территориального планирования регионального уровня;

– согласования положений по регулированию обустройства и использования территории объектов особого федерального значения;

– организации обеспечения реализации принятых решений по регулированию обустройства и использования территории страны.

Появление кадастра территориальных объектов федерального уровня и значения» в составе «Кадастра территориальных объектов России» станет способствовать решению проблемы отсутствия имеющей правовой статус системы информационного обеспечения согласованности принятых в этой сфере на разных территориальных уровнях решений. Кадастр территориальных объектов федерального уровня и значения должен будет содержать информацию, необходимую для согласования принимаемых федеральными органами власти решений по регулированию обустройства и использования занимаемой ими территории с органами власти нижестоящих уровней и контроля их соблюдения.

При формировании «Кадастра территориальных объектов России» на всех уровнях его ведения должно будет обеспечиваться соблюдение принципов:

– полноты состава и достоверности информации, регулярности ее предоставления;

– профессиональной обоснованности, согласованности и субсидиарности устанавливаемых градостроительных ограничений и преференций (установления на более высоких уровнях только тех из них, принятие и соблюдение которых без их участия не может быть осуществлено на нижестоящих уровнях).

Методами создания и ведения «Кадастра территориальных объектов России» должны стать:

– установление федеральными правовыми и нормативными актами требований к содержанию положений и порядку ведения для всех его уровней;

– установление региональными и муниципальными органами власти положений по организации его ведения на своем уровне;

– обеспечение органами власти каждого уровня наполнения его содержания на своем уровне ведения, разработкой и утверждением требуемых документов территориального планирования и (или) градостроительного проектирования.

Способами создания и ведения «Кадастра территориальных объектов России» должны стать осуществляемые органами власти каждого уровня меры, обеспечивающие:

– создание и функционирование структур, осуществляющих его ведение;

– организацию подготовки и предоставления им требуемой информации;

– контроль эффективности осуществления ими своих функций.

Ведение четырех уровней «Кадастра территориальных объектов России» как единой имеющей правовой статус информационной системы позволит значимо повысить взаимную согласованность и эффективность решений пользующихся им органов власти всех уровней, юридических и физических лиц. Адресная привязка лиц, ответственных за принятие этих решений, отображенная в данном кадастре, может быть положена в основу адресного реестра, используемого всеми отраслевыми информационными системами.

Сведения о проблемах регулирования обустройства территории России и его информационного обеспечения, ознакомление с которыми может расширить представление о проблемах, рассмотренных в данной статье, имеются в ряде публикаций ее автора. В первую очередь это монография «Методологические основы учета объективных закономерностей развития территории в управленческой деятельности, определяющей характер ее обустройства»; статьи «Об основных типах территориальных объектов (БСТ 7, 2019 г.)»; «О типах объектов градостроительного проектирования (БСТ 10, 2019 г.)» и «О системе регулировании градостроительной деятельности в современной России» («Управление развитием территории» № 1, 2016 г.)».

Появление «Кадастра территориальных объектов России» позволит решить проблему информационного обеспечения вертикали уровней принятия и согласования решений по регулированию обустройства и использования территории в стране. Этот кадастр станет содержать информацию, необходимую для контроля соблюдения принимаемых федеральными органами власти решений по регулированию обустройства и использования территории в субъектах РФ и согласования своих решений в этой сфере с принимаемыми в других странах.