25.06.2020

Город решает: развитие общественных пространств

Авторы статьи: Костарев С.В., Попова А.А., Фрейдин Е.О.


Города, как особые социально-экологические сущности, формируются в ходе продолжительного процесса взаимодействия ландшафта, социума и отдельных людей, образуя сложную пространственно-временную систему, включающую компоненты разного уровня, функций и значений, среди многообразия которых особое значение имеют общественные пространства – территории города, доступные для разных социальных групп. Однако доступность не обязательно совпадает с востребованностью, так как общественное пространство может представлять интерес только для части горожан, и чтобы эта территория развивалась, следует согласовывать интересы стейкхолдеров – людей или групп, имеющих к нему отношение, количество и состав которых у каждого общественного пространства может быть различным: жители соседних домов, организации, чьи офисы находятся рядом, администрации территории, предприниматели, ведущие бизнес в непосредственной близости, и т.д. [1]. Таким образом, невозможно рассчитывать на его устойчивое развитие без института согласования различных интересов, выраженных в запросах на изменение инфраструктуры пространства. Процесс благоустройства общественных пространств до 2017 года рассматривался как изменение физических и инфраструктурных характеристик территории и в лучшем случае был основан на архитектурном проекте (проектной документации). С введением требований по вовлечению горожан в процесс благоустройства, стандартизацией требований к заявкам конкурса проектов для малых городов и сельских поселений понятие дизайн-проекта расширено и включает элементы социокультурной программы территории. В рамках разработки модели градостроительного проектирования в условиях конфликта [2] было предложено совмещение процессов архитектурного проектирования и социально-культурного программирования (организационного блока градостроительной деятельности), для того чтобы снизить риски возникновения противоречий между сценариями использования территории и её физическими изменениями.

Проекты, решающие подобные задачи в Омске как в центральной части города, так и на периферии, выполняются уже несколько лет и охватывали масштабы всего города («мастер-план» от Института территориального планирования «Град», 2016-2018), крупных территорий (городское пространство «Омская крепость», 2013-2014; «Центральные набережные Иртыша и Оми», 2017), локальные площадки (Лето в центре, ГорКино, Балкон в Советском парке), городские события (Городской пикник, 2012-2016). В результате были переосмыслены и преобразованы в тестовом режиме парки, скверы, университетские кварталы и улицы.

Определённым обобщением накопленного опыта стал проект 2018-2019 гг. «Город решает: развитие общественных пространств», поддержанный президентским грантом, направленный на создание набора образцов и технологий для акселерации развития территории города за счёт формирования общественных пространств, заполненных событийным рядом. За год были сформированы устойчивые сообщества на локальных территориях и проведен фестиваль, что создало постоянно живущее социальное пространство, привлекательное для различных стейкхолдеров. В результате проекта команды целевых территорий получили архитектурные концепции и дизайн-проекты, а также программы развития. Информационно-коммуникационная среда и курс обучения обеспечивают распространение образов и положительной практики на другие локальные территории Омска, поддерживая инициативу и желание омичей развивать свой город.

В настоящей статье авторы представляют общую технологию создания и акселерации общественного пространства, способного к саморазвитию внутри социально-экологической системы города. Технология выстроена в соответствии с современными концепциями проектных циклов, содержащих этапы, связанные причинно-следственной связью через интерфейсы промежуточных результатов [3].

Проектная деятельность начинается с создания команды, способной предложить идею и организовать выполнение проекта. Так как развитие общественных пространств на начальной стадии практически не имеет оформленных задач, и конкретная цель не может быть априори зафиксирована, команда формируется, опираясь на компетенции людей, желающих развивать целевую территорию. Как правило, инициатор проекта ищет поддержку среди тех, кто может распоряжаться территорией. Кроме того, в команду нужно вовлечь пользователей будущего пространства, способных играть важные роли: координатор, мотиватор, креатор, вдохновитель, исполнитель, тайм-кипер и т.д. Первоначально команда может быть небольшой, иногда это 3-4 активных и инициативных человека, которые связаны с несколькими людьми, готовыми поддержать идею, но по мере развития проекта количество участников увеличивается и может включать в себя десять и более человек. Современные информационные технологии позволяют организовать интерактивные площадки для совместной работы, например, на виртуальных файловых хранилищах, что позволяет оптимизировать время на совместную деятельность: планирование, подготовку и оценку мероприятий, агрегирование данных, собранных о территории и стейкхолдерах, организацию информационной кампании по продвижению проекта и привлечению внимания потенциальных участников, среди которых важными стейкхолдерами проекта развития общественного пространства являются группы, которые несут ответственность за неё:

− органы муниципальной власти, заинтересованные в соблюдении существующих норм и правил содержания территории, включая комитеты местного самоуправления;

− органы государственной власти, которые могут поддерживать проект за счёт целевых программ и грантов;

− постоянные посетители (пользователи) территории, которые могут участвовать в реализации проекта;

− предприятия и организации, расположенные рядом;

− тематические группы, заинтересованные в развитии территории (экологи, краеведы, спортсмены и т.п.);

− фонды, поддерживающие реализацию социально значимых проектов;

− предприниматели, которые могут оказывать дополнительные услуги пользователям общественного пространства;

− образовательные учреждения всех уровней, имеющие большой ресурс обучающихся;

− производители уличной мебели и оборудования, которое нужно для пользователей общественного пространства;

− организации, обслуживающие территорию;

− авторитетные люди, имеющие желание помогать развитию территории.

Для оптимального и эффективного выполнения проекта команда должна предусмотреть создание специального объединяющего органа в форме совета или комитета, в который нужно включить представителей всех групп ключевых стейкхолдеров. В полномочия такого органа входит согласование конкретного плана изменений, а также оценка проведённой работы. Кроме того, совет или комитет может дополняться рабочими группами по отдельным направлениям, что обеспечивает постоянную коммуникацию команды проекта, владельцев территории и пользователей общественного пространства. Состав и задачи групп определяются исходя из приоритетов, например, рабочая группа по организации фестиваля сообществ, рабочая группа по озеленению территории и т.д.

Для успеха каждый проект должен иметь цель, причём в притягательной форме, понятной для всех стейкхолдеров, и для развития общественных пространств наиболее удачной формой является видение – идеальный образ будущего пространства, сформулированный потенциальными пользователями. Для видения продуктивно использовать относительно простую форму, включающую четыре компонента:

а) название, несущее маркетинговый смысл и привлекающее потенциальных участников;

б) краткое описание, поясняющее основное содержание будущего пространства;

в) графический образ, сводящий вместе запросы от стейкхолдеров и рекомендации от экспертов;

г) подробное описание, фиксирующее запрос на возможные архитектурно-планировочные решения, ценности, социально-культурные приоритеты, сценарии использования.

При создании видения главное внимание должно быть сосредоточено на максимальном вовлечении всех стейкхолдеров в процесс его формирования, иначе могут возникнуть конфликты между разными группами интересов в ходе проекта, что затормозит развитие общественного пространства. Для вовлечения можно использовать разнообразные социальные технологии, например, общественное участие [4], которое позволяет в адаптивном цикле учесть максимальное количество мнений и подготовить решение, принимаемое всеми группами интересов.

Классический вариант цикла общественного участия включает пять этапов:

1. Информирование, когда решение не сформулировано, но информация о предстоящем развитии общественного пространства распространяется открыто и широко.

2. Выявление мнений, которое может происходить в форме проектных сессий, интервью, круглых столов, анкетирования и опросов. Собранные данные используются профессиональными разработчиками дизайна развития территории.

3. Обсуждение вариантов решений, предложенных профессиональными разработчиками в форме концепций, дизайн-проектов и т.д.

4. Принятие решения на основе обсуждения и с учётом возможностей на реализацию программы развития.

5. Обратная связь, которая обеспечивает максимальное информирование о принятом решении.

Технология вовлечения использует специальные инструменты совместной работы, среди которых самым эффективным для разработки видения общественного пространства является «реальное планирование». Для его применения не нужно обладать специальными знаниями в сфере градостроительства и благоустройства, но нужно знать территорию и уметь формулировать свой запрос на её изменение, учитывая особенности пространства и пользования. По существу, реальное планирование представляет собой размещение на уменьшенной копии территории объектов и зон, выделение режимов использования, фиксацию конкретных запросов и ценностей, что проходит как занимательная деловая игра в малых группах под наблюдением модераторов или фасилитаторов. В соответствии со структурой видения в ходе сессии реального планирования формулируется название и краткое содержание будущей территории, изготавливается макет обустройства, описываются особенности будущего использования. Обязательно нужно представить видение другим участникам сессии и провести сравнительную оценку всех вариантов. Важным является и участие в реальном планировании тех профессионалов-проектировщиков, кто будет разрабатывать архитектурную концепцию и план мероприятий, чтобы они могли непосредственно понять существующие запросы, а затем их реализовать в рамках существующих требований и с современными технологическими решениями.

Сформулированная цель определяет желаемую ситуацию в будущем, чтобы её достичь, следует провести комплексное исследование текущей ситуации. Так как общественное пространство представляет собой сложную систему, а команде нужно одновременно понять проблемы и перспективы как территории, так и сообществ, которые заинтересованы в её развитии, то для этого необходимо привлечение экспертов по социологии, культурологии, антропологии, архитекторов, ландшафтных дизайнеров, дендрологов. Кроме того, особенности и проблемы территории лучше всех знают её пользователи и другие стейкхолдеры, которые также должны вовлекаться в процесс исследования. У каждого общественного пространства есть несколько категорий пользователей, которые по-разному используют пространство, различаются по возрасту, интересам, запросам, степени привязанности к пространству и имеют свой опыт его «проживания», и это надо исследовать, для чего проводятся социологические опросы пользователей пространства, глубинные интервью со стейкхолдерами, экспертами и постоянными пользователями пространства. Помимо классических опросов и наблюдений, интересные результаты могут дать комбинации методов: для реконструкции жизненного пути или отдельных событий – интервью в движении (прогулка вместе с респондентом по значимым для него местам); чтобы понимать культурный опыт жителей изучаемого пространства – автоэтнография (исследователь ставит себя на их место: фиксирует опыт своего передвижения и восприятия района, а затем анализирует его); для выражения себя и изменения собственного положения по отношению к территории – партисипативное исследование (максимальное вовлечение жителей в проект).

По завершению исследовательского этапа собранные данные о территории, стейкхолдерах и проблемах становятся основанием для разработки первого варианта комплексной концепции территории, и если видение – это идеальная картина будущего, то концепция – это приземление идеального образа на существующую территорию, включая вариант её конкретных изменений. Концепция развития общественного пространства состоит из результатов исследования, архитектурного и социально-культурного проектов с учётом экономической модели и долгосрочной перспективы для целевой территории. При разработке архитектурной части важно учитывать не только современные принципы развития открытых пространств, но и технические, нормативные требования, трассы инженерных сетей и т.д. Над социокультурной программой работают антропологи и социологи, культурологи и маркетологи, организаторы сообществ и менеджеры культуры. Для детализации озеленения, освещения, навигации или фирменного стиля приглашают дендрологов, световых инженеров, графических дизайнеров, а виртуальную трехмерную модель готовят визуализаторы. Фактически концепция общественного пространства представляет собой вариант стратегии как развивающегося процесса «коллективного обучения» [5, с. 149-150], направленного на формирование устойчивой социально-экологической системы локальной территории и сообщества, которая должна быть согласована со всеми участниками. Для этого концепция представляется стейкхолдерам на специальных проектных сессиях, обсуждается, дополняется и изменяется в соответствии с предложениями и оценками.

После утверждения концепции процесс переходит на стадию программирования (проектирования), в ходе которого разрабатываются комплексы архитектурных и социально-культурных решений. Эта деятельность осуществляется профессионалами, которые опираются на запросы стейкхолдеров, с одной стороны, и на современные принципы проектирования, с другой. Направления развития места закрепляют в функциональной концепции. В эскизе генерального плана определяют ценные участки, которые необходимо сохранить, основные и второстепенные транзиты людей по территории, места со специфической или смешанной функцией, стилистику пространства. В генеральном плане решают конфликты транзитов и использования территории, предлагают композиционные решения, типы покрытий, приёмы озеленения. Разрабатываются или подбираются уличная мебель (сидения, элементы навигации), малые архитектурные формы (павильоны, навесы, элементы рельефа), освещение. На схемах показывают, как видение трансформируется в пространственные решения. Для иллюстрации выбирают характерные ракурсы восприятия или самые интересные места. Трехмерная визуализация, аксонометрии или перспективные виды от руки демонстрируют и потенциальные сценарии того, что будет происходить в пространстве, например, подбор «героев» и «сценок» превращает крыльцо школы в театральную площадку или открытый класс.

Помимо архитектурного проектирования, важным компонентом программы развития общественного пространства является социокультурное программирование, так как территория – это только форма, которую нужно наполнить содержанием, событиями и проектами, отвечающими запросам пользователей и учитывающими возможности территории. Разнообразие программы поможет расширить аудиторию общественного пространства: посетители, которым всё понравилось, будут возвращаться снова и снова, а разные форматы и темы событий помогут вовлечь новых пользователей.

После разработки дизайн-проекта и социально-культурной программы целесообразно провести тестирование идей в пространстве, обсудить и оценить их в средовых интервенциях или событиях. Проверка правильности решений покажет необходимость трат или корректировки проекта, проинформирует о решениях, позволит найти единомышленников. В проекте «Город решает» развитие общественных пространств» специально для выполнения этой задачи был организован фестиваль сообществ [6], который продолжался несколько месяцев, объединив десятки событий с сотнями участников, в ходе которых мы увидели готовность сообществ к реализации видения и отношение стейкхолдеров к предложенным идеям.

Развитие общественного пространства представляет собой циклический процесс, причём точный перечень работ очередного цикла заранее определить практически невозможно (и не нужно). Мы предлагаем следовать поэтапной стратегии, в соответствии с которой результатом первого цикла становится дорожная карта, включающая наиболее полный предварительный перечень направлений деятельности по развитию территории. В дополнение к дорожной карте разрабатывается конкретный план действий на очередной год. Это связано со спецификой финансирования подобных проектов, а также позволяет экономить время и ресурсы за счёт исключения планирования далёкого будущего. Список основных направлений деятельности обсуждается среди стейкхолдеров в очной и заочной форме, после чего выбираются приоритеты – те направления деятельности, которые должны и могут быть выполнены в первую очередь. Таким образом, итоговая стратегия (долгосрочная программа) включает в себя видение как цель, перечень всех направлений деятельности с короткими описаниями и набор приоритетов, которые реализуются в первый год. По окончании года проводится новое обсуждение и выбор приоритетов на очередной год. Процесс продолжается в течение всего времени существования общественного пространства.


Литература

1. Костарев С.В. Стейкхолдеры социального проекта: определение и анализ // Инновационная экономика и общество. Омск: ОмГУПС, 2016. № 3. С. 85-91.

2. Фрейдин Е.О. Градостроительная деятельность в конфликтном обществе: трансформация традиционной модели. Архитектура России. Электронная библиотека, 2009. Ссылка.

3. Костарев С.В. Адаптивное управление в развитии социально-экологической системы // Инновационная экономика и общество. Омск: ОмГУПС, 2014. № 3. С. 95-100.

4. Костарев С.В. Общественное участие как механизм обеспечения устойчивости городских сообществ // Человек и общество в нестабильном мире: Мат. международной научно-практической конференции. Омск, ОмЮА, 2015. С. 54-58.

5. Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 330 с.

6. Проект «Город решает: развитие общественных пространств. Фестиваль сообществ. Ссылка на сайт.