03.08.2020

Предложение по созданию ЦИМ УРТ размещено на сайте «Сильные идеи для нового времени»

«Агентство стратегических инициатив» совместно с Фондом «Росконгресс» проводит федеральный форум «Сильные идеи для нового времени».

Цель форума – консолидировать 100 сильных идей, которые помогут перезагрузить экономику и социальную сферу, сформировать технологическую стратегию развития страны, а также организовать реализацию сильных идей и проектов, способных обеспечить устойчивое развитие России в новых экономических условиях.

Институт территориального планирования «Град» в качестве «сильной идеи нового времени» по направлению «Современная экономическая политика» (Деловой климат. Новая регуляторика) предложил идею «Цифровая информационная модель управления развитием территории (ЦИМ УРТ) – путь к достижению цифровой зрелости управления развитием территорий».




Описание идеи

Цифровая информационная модель управления развитием территорий (ЦИМ УРТ) – это прорывной путь к реализации национальных целей социально-экономического развития за счет достижения цифровой зрелости государственного и муниципального управления развитием территорий городов.

ЦИМ УРТ – комплекс данных, методов и технологий, обеспечивающих эффективное управление развитием инфраструктуры, инвестиционным освоением территорий и жилищным строительством, направленным на создание комфортной городской среды и повышение качества жизни.

Данные ЦИМ УРТ создаются в соответствии с единой системой требований на основе преобразований в нормативно-правовом регулировании (новая регуляторика) и синхронизированных решений стратегического и территориального планирования, комплексного программирования развития инфраструктур (транспортной, коммунальной, социальной, рекреационной) и жилищного строительства, градостроительного зонирования и планировки территорий.

Методы ЦИМ УРТ разрабатываются на основе научных исследований процессов городского жизнеустройства и задач управления развитием территорий.

Технологии ЦИМ УРТ разрабатываются на основе алгоритмов реализации сценариев управления развитием территорий и обеспечивают постоянное функционирование информационно-аналитической среды для всех заинтересованных в развитии территорий лиц.

Проблемы управления развитием территорий муниципальных образований

Основная проблема – отсутствие комплексной системы управления развитием территорий (УРТ) в регионах и муниципальных образованиях, которая должна включать в себя правовые, организационные, финансовые, информационные (документы и решения) и технологические компоненты.

Правовые основы (вопросы местного значения, определенные ФЗ № 131; нормы Градостроительного, Земельного, Налогового, Бюджетного кодексов РФ) не позволяют обеспечить эффективное развитие территории с максимальным использованием всех возможных ресурсов. Отсутствие гибкости в системе управления (одинаковые требования для всех МО независимо от их размеров и других особенностей), громоздкость отдельных элементов, противоречия между элементами и очень медленное вхождение в УРТ цифровизации тормозят развитие.

Действующая система правового регулирования УРТ МО включает в себя стратегии социально-экономического развития, нормативы градостроительного проектирования, документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования, три отдельные программы комплексного развития транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур (ПКР), документацию по планировке территорий, правила благоустройства и т.д. Отметим, что в муниципальных районах ПКР разрабатываются только для поселений, в то время как основные полномочия по созданию инфраструктурных объектов возложены на муниципальные районы. Решения всех перечисленных стратегических и градостроительных документов в подавляющем большинстве муниципальных образований не синхронизированы между собой и часто друг другу противоречат.

УРТ осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основе решений вышеназванных документов с учетом прав собственности на земельные участки (федеральная, региональная, муниципальная, частная). В настоящее время (2020 год) разграничение собственности на землю в муниципальных образованиях в среднем осуществлено на 50%. Права на использование земельных участков не оформлены в полном объеме, не защищены от изменений, которые могут быть приняты в любой момент.

Особенной проблемой является комплексный физический износ городов и других населенных пунктов – стареющее жилье (около 10% жилого фонда приближается к состоянию ветхости и аварийности, а существующие темпы строительства только усугубляют ситуацию). Еще хуже ситуация с состоянием коммунальной инфраструктуры. Реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» без интеграции с планами реконструкции инженерных сетей уже дает свои плоды… Многие отремонтированные дорожные покрытия и тротуары, созданные в рамках другого национального проекта «Жилье и городская среда», уже вскрыты для ремонта или прокладки сетей, которая ведется по другим инвестиционным программам и проектам.

Решения

В основе предлагаемого подхода к УРТ лежит изменение парадигмы – переход от градостроительства к градоустройству.

Главной задачей развития российских городов третьего десятилетия двадцать первого века является не территориальное расширение городов и других населенных пунктов, а наведение порядка в существующих пределах – комплексное градоустройство – устройство, преобразование уже созданного жизненного социально-экономического пространства.

Комплексное градоустройство может быть реализовано за счет системных мер.

Правовое регулирование. Полномочия по корректировке требований к составу и содержанию документов планирования необходимо передать на уровень региональной власти.

Например, для малочисленного муниципального района, не предполагающего взрывного роста, может быть принято решение о подготовке и утверждении единого комплексного проекта социально-экономического и пространственного развития, включающего в себя целевые показатели, приоритеты инвестиционного развития, решения по созданию необходимых объектов инфраструктуры, план землепользования с установленными регламентами по отношению к каждому земельному участку. Весь проект будет представлять собой цифровую модель УРТ, стоимость создания которого будет в разы меньше затрат на десятки документов, обязательных для каждого поселения в отдельности.

Для интенсивно развивающихся городов нужен иной, более сложный подход. Но в любом случае – это переход от существующих документов к цифровым информационным моделям управления развитием территорий (ЦИМ УРТ) городских округов и других муниципальных образований.

Организационная деятельность. В структуре местного самоуправления необходимо создавать департаменты (управления) либо бюджетные учреждения, агентства, уполномоченные на осуществление деятельности по развитию территорий. Эти службы должны обеспечивать городской консенсус, выявлять проблемы, выстраивать планы по преобразованию, встраивать предпринимательские модели развития отдельных территорий в общий план градоустройства. Для справки – в эффективно развивающихся городах (например, Тюмень) по экспертным оценкам в пространственное развитие города совокупный региональный и местный бюджеты вкладывают не более 10% ежегодно, все остальное – частные инвестиции. При том, численность населения в Тюмени ежегодно растет примерно на 25 тысяч жителей.

Традиционная организационная структура городских администраций не содержит подразделения, занимающегося комплексным городским развитием во взаимодействии с предпринимательскими и городскими сообществами.

Документы и решения. Во главе всех решений и документов необходимо поставить стратегию развития города. Стратегия – это документ, определяющий цели, приоритеты развития и целевые показатели комплексного социально-экономического и пространственного развития муниципального образования.

Социально-экономическое неотделимо от пространственного!

Предлагаемая структура утверждаемых документов (решений, которые могут стать информационными звеньями единой ЦИМ УРТ):

– стратегия развития МО (объединяет задачи действующих в двадцатом веке генеральных планов и стратегий социально-экономического развития, принимаемых в двадцать первом веке российскими муниципальными образованиями);

– комплексный план жилищного и инфраструктурного развития (объединяет содержание генеральных планов постсоветского периода и программ комплексного развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также программ по благоустройству городской среды);

– план городского землепользования (объединяет задачи правил землепользования и застройки и документации по планировке территорий) содержит параметры и регламент использования каждого земельного участка.

Цифровизация. ЦИМ УРТ создается как комплекс данных, методов и технологий, обеспечивающих эффективное управление развитием территорий содержащий в себе открытый информационный ресурс, включающий все основные данные обо всех объектах и процессах градоустройства.

ЦИМ УРТ обеспечивает согласованность важнейших компонент градоустройства: стратегию развития; комплексный план жилищного и инфраструктурного развития; план городского землепользования; оперативное управление и предоставление услуг.

Таким образом, трансформация системы управления в градостроительстве как важнейшая мера обеспечения прорывного социально-экономического развития России может быть реализована посредством перехода от статичных и тяжеловесных документов планирования к цифровой информационной модели управления развитием территорий (ЦИМ УРТ), содержащей четыре основных подсистемы: цифровая информационная платформа; стратегический уровень; тактический уровень; оперативное управление.

ЦИМ УРТ функционирует, обеспечивая через интерактивный портал постоянное взаимодействие всех участников городского развития: власти; бизнеса; граждан.

Цифровая информационная платформа строится на основе ортофотоплана, выполненного с точностью ЕГРН, и «выращенной» из него 3D-модели города. Цифровая платформа создаётся как модель данных, обязательным информационным ресурсом которой является комплексный проект межевания всей территории муниципального образования, который, в свою очередь, является основой создания опорного плана жизнеустройства.

Стратегический уровень создаётся параллельно с цифровой информационной платформой и включает в себя стратегические приоритеты и цели, пространственный, экологический, социальный, экономический каркасы. Целевые показатели и стандарты социального благополучия заменят действующие нормативы градостроительного проектирования.

Тактический уровень обеспечит принятие решений по вопросам, находящимся в настоящее время в компетенции документов территориального планирования, градостроительного планирования, документации по планировке территорий и комплексных программ развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур. Планирование и регулирование будет опираться на институт частной собственности на землю и муниципальную ответственность за создание комфортной среды в пределах связанного уличной сетью общественного городского пространства.

Оперативное цифровое управление развитием территорий будет обеспечиваться посредством исполнения функций, предоставления услуг во всех сферах градостроительного комплекса и предоставления прав на использование земельных участков и объектов капитального строительства в электронном виде с использованием данных цифровой модели и открытого интерактивного портала.


Ознакомиться с идеей можно на специально созданной крауд-платформе https://idea.asi.ru/ по адресу, предварительно зарегистрировавшись на сайте.