27.10.2020

Итоги круглого стола «Лидеры рынка 2020 или Непарадный парад стратегов»

20 октября стартовал онлайн-этап XIX Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России».

Первым в списке акций стал круглый стол «Лидеры рынка 2020 или Непарадный парад стратегов», организованный Ресурсным центром по стратегическому планированию при Леонтьевском центре.

Открывая работу мероприятия, модератор круглого стола – директор Ресурсного центра Борис Жихаревич отметил, что «парад» организован в ознаменование юбилея Ресурсного центра, который на протяжении вот уже 20 лет занимается продвижением лучшей практики стратегирования в России.

В «параде» приняли участие организации, хорошо известные на рынке российского территориального стратегического консалтинга: Центр прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ, ООО «Научные разработки», АНО по городскому и региональному развитию «УРБЭКС-развитие», Институт территориального планирования «Град», Финансовый и организационный консалтинг, Консорциум Леонтьевский центр – AV Group, Центр стратегий регионального развития ИПЭИ РАНХиГС и АНО «Институт регионального консалтинга».

Каждая команда представила свое понимание современного российского стратегирования, рассказав о фирменных особенностях технологии планирования.


Директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ Александр Курячий обозначил главные, на его взгляд, вызовы сегодняшнего времени, среди которых: отсутствие у городских и региональных стратегий социально-экономического развития своего места в системе государственного управления; достижимость целевого назначения стратегии как акта консолидации власти, бизнеса и общества и документа стратегического планирования; отсутствие реальных долгосрочных механизмов в системе государственного управления; однотипность стратегического планирования разных территориальных уровней; партисипация при реализации стратегий.

Спикер высказал предложение, чтобы все стратегии писались по одному сценарию – сценарию трансформации, который подразумевает изменение самой системы государственного и муниципального управления. Отметил необходимость модернизации методики разработки государственных и муниципальных программ, региональных и приоритетных проектов; разделения методик стратегирования на федеральном, региональном и местном уровнях; легализации альтернативных партисипаторных практик и альтернативных инструментов количественного анализа.

Исполнительный директор ООО «Научные разработки» Татьяна Красникова, представляя свое видение процесса стратегирования, отметила, что стратегия – это единство трех составляющих: стратегических целей, приоритетов и действий; это реалистичный путь преодоления разрыва между текущим состоянием территории и желаемым будущим. Т.к. не существует двух одинаковых территорий, то не может существовать и двух одинаковых стратегий. Каждая стратегия уникальна. Разработка стратегии – процесс коммуникативный, он предполагает взаимодействие с широким кругом стейкхолдеров: от органов власти до бизнеса и местных сообществ.

Докладчик отметила необходимость нескольких сценариев развития при разработке документов, описала технологию, которую использует компания, указав, что заказчики в первую очередь ценят команду ООО «Научные разработки» за индивидуальность каждой стратегии, большое количество коммуникаций и умение подобрать федеральные ресурсы, которые могут быть использованы для развития.

Директор АНО по городскому и региональному развитию «УРБЭКС-развитие» Сергей Самарцев и председатель правления Татьяна Бочкарева при изложении своего видения разработки стратегий назвали основные подходы, используемые компанией. Среди них: ориентация на комплексное «живое» стратегирование во взаимосвязи с территориально-пространственным развитием; настройка технологии на ситуацию конкретной территории и актуальные тренды развития в современном мире; сопряжение регионального и муниципального уровней развития, документов стратегического и территориального планирования; ориентация на реализационность стратегии силами местных команд соуправления развитием; встроенное консультирование и образовательная поддержка. Указанные подходы были проиллюстрированы на примере стратегии Самары.

Руководитель ИТП «Град» Анна Береговских представила взгляд Института на новые подходы к стратегическому планированию развития городов, сосредоточившись на связи стратегического и территориального планирования.

Сегодня государство, все профессиональные институты нацелены на реализацию национальных проектов, государственных программ в разных сферах. При этом все направления социально-экономического развития объединены жизненным пространством города, поэтому говорить отдельно о социально-экономическом и пространственном нельзя. По мнению спикера, эффективным и комплексным документом стратегического планирования должна выступить стратегия городского развития.

В советский период главным стратегическим документом развития города был генеральный план. Сегодня это не так. Сегодня все городские процессы объединены городским пространством. Стратегическое социально-экономическое, территориальное, бюджетное, инвестиционное планирование неразрывны. Генеральный план утратил свою стратегическую значимость, а стратегия эту значимость в полной мере ещё не обрела.

По мнению А.Н. Береговских, стратегия обладает рядом преимуществ перед генпланом, чтобы стать комплексным стратегическим документом. Во-первых, за стратегию отвечает мэр, а не структурное подразделение администрации. Во-вторых, отсутствие законодательных требований к ее содержанию дает широкие возможности применения инновационных методов. В-третьих, наличие плана реализации стратегии позволяет применять различные механизмы.

Далее докладчик привела пример стратегии пространственного развития Омска, разработанной на основе стратегии социально-экономического развития в составе материалов по обоснованию генерального плана города.

Стратегия социально-экономического развития определяет основное целеполагание. Генеральный план размещает объекты местного значения на карте функционального зонирования. Вопросы пространственного развития, как правило, находятся вне правового поля, за очень редким исключением они включаются в состав стратегий социально-экономического развития.

Стратегия социально-экономического развития может включать весь комплекс стратегических целей, показателей и пространственных параметров, достижение которых обеспечит высокое качество жизни и городской среды.

Стратегия социально-экономического развития города на основе широких обсуждений, статистических и аналитических данных, демографического, инвестиционного, бюджетного прогнозов и профессиональных исследований должна закрепить:

  • городские ценности и стратегическое видение будущего города;
  • цели социально-экономического и пространственного развития;
  • целевые показатели развития города по всем направлениям (демография, жилье, образование, здравоохранение, инфраструктура, инвестиции, экология и т.д.);
  • пространственные каркасы (транспортно-планировочный, социокультурный, природно-экологический, экономический);
  • градостроительные политики по районам города;
  • задачи территориального планирования и инфраструктурного развития;
  • план реализации стратегии и механизмы достижения целевых показателей.

В заключении своего выступления А.Н. Береговских озвучила следующие определяющие выводы доклада:

– стратегическое социально-экономическое, пространственное, бюджетное, инвестиционное планирование неразрывны;

– стратегия устанавливает весь комплекс целей городского развития независимо от полномочий администрации, является открытым общественным договором власти, бизнеса и общества;

– план реализации стратегии содержит мероприятия по достижению всех целей, в том числе:

  • по повышению качества жизни, жилья и городской среды;
  • по развитию транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур местного значения посредством подготовки и реализации генерального плана;
  • по развитию внешнего транспорта, высшего образования посредством продвижения инициатив на региональном и федеральном уровне;
  • по преобразованию территорий посредством разработки мастер-планов, привлечения частных инвестиций и других финансовых механизмов;
  • по продвижению флагманских проектов;
  • по развитию предпринимательской среды и бизнеса и многое другое.

Стратегия социально-экономического и пространственного развития комплексная, она может работать полноценно и эффективно только тогда, когда станет неразрывной частью цифровой информационной модели управления развитием территории. Главное – обеспечить реализацию стратегических направлений, их доступность. Таким образом, за счет комплексного стратегического документа, к которому не предъявлены сегодня жесткие нормативные законодательные требования, можно осуществить стратегический маневр без внесения изменений в федеральное законодательство.

Управляющий директор Консорциума Леонтьевский центр – AV Group Алексей Крыловский главной ценностью компании назвал цикличность выполняемых работ. По мнению докладчика, ключевым фактором успешности стратегии выступает «философия живой стратегии развития». Отметил, что при разработке стратегий важным является взаимодействие с региональной командой, формирование консорциума для работы с определенным регионом, экспертность мирового уровня, а также включение региональных экспертов и консультантов. Представил методологию и идеологию той системы, которую использует консорциум в процессе стратегирования, проиллюстрировав доклад конкретными кейсами на примере стратегий Краснодарского края, республики Татарстан, ЯНАО и др.

Управляющий партнер «Финансовый и организационный консалтинг» Моисей Фурщик в своем выступлении сделал акцент на практической значимости разрабатываемых документов. Среди самых важных проблем отметил отсутствие у регионов собственных доходов даже на базовые потребности, а также невозможность решить все проблемы только за счет привлечения инвесторов, более подробно остановившись на вопросах привлечения федерального финансирования.

Директор Центра стратегий регионального развития ИПЭИ РАНХиГС Владимир Комаров, описывая методологический подход, применяемый при разработке стратегий командой центра, озвучил основные принципы работы, среди которых: принцип эколого-ориентированности; принцип человеко-ориентированности; принцип «демократического соавторства». Представил возможные направления совершенствования системы стратегического планирования в целом, предложив закрепить следующие подходы к стратегированию в России:

– подход устойчивого развития: преодоление «туннельного» (ведомственного) подхода к национальным проектам и отдельным сферам;

– подход теории изменений и доказательной экономической политики;

– упрощение системы стратегического планирования и продление «периода угасания»;

– повышение адресности стратегии для людей и территорий.

Надежда Замятина, заместитель генерального директора АНО «Институт регионального консалтинга», обратила внимание участников круглого стола на разнообразие территорий нашей страны, которое делает невозможным применение единого подхода к разработке стратегий. Подчеркнула, что команда Института работает чаще всего с территориями, для которых требуются нестандартные подходы (в основном это удаленные северные территории), используя два основных принципа:

– «от территории»: допущение качественно различных траекторий развития территорий;

– «семейный доктор» – междисциплинарный анализ.

Далее участники ответили на вопросы, поступившие от представителей потенциальных заказчиков, а также заслушали комментарии экспертов, руководителей подразделений, отвечающих за стратегическое планирование в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Выступления консультантов прокомментировали специалисты органов власти Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга, на основе анкетирования определившие шесть основных черт идеального стратегического консультанта.

По итогам голосования за лучшие подходы к стратегическому планированию, наиболее отвечающие потребностям времени, приз зрительских симпатий достался Консорциуму Леонтьевский центр – AV Group.

С видеозаписью мероприятия можно ознакомиться по ссылке.

1/1