18.01.2021

О «демократии» и «рыночной экономике»

Представители современных российских СМИ очень любят употреблять понятия «демократия» и «рыночная экономика» как представление о том, к чему должно стремиться наше общество.


1. Понятие «демократия» (в переводе на русский язык «народовластие») пришло к нам из Древней Греции. Многие века его реализация практически использовалась как технология создания видимости народовластия, для обретения и удержания своей власти представителями политической элиты общества.

При капитализме оно дает представление о поддерживаемом в интересах его элиты соотношении наиболее значимых прав представителей разных слоев общества:

– для всех граждан (включая инвалидов, лиц детского и пенсионного возраста) – это право выбора мест проживания, получения социальных услуг, образования и квалификации;

– для сотрудников силовых ведомств – это дополнительно право применения оружия в защиту родины и ее граждан;

– для трудящихся (занятых наемным трудом и «самозанятых») – это дополнительно право выбора мест приложения труда;

– для представителей малого и среднего бизнеса – это дополнительно право эксплуатации трудящихся, выбора вида и места ведения бизнеса для своего участия в нем;

– для представителей финансово-экономической элиты – это дополнительно право выделения политической элиты, определяющей структуры, полномочия и характер функций органов власти в своей стране, соответственно, и создающиеся ими условия ведения бизнеса в ней и за ее пределами (для части представителей финансово-экономических элит развитых стран – это дополнительно право вести бизнес, основанный на спекуляции расхищенными ресурсами слаборазвитых стран, способствуя формированию и поддержанию права компрадорской составляющей их политической и финансово-экономической элиты на участие в расхищении ими ресурсов своей страны).

2. Появление финансово-экономических элит объективно обосновано их организационной ролью в повышения эффективности производства и услуг на основе организации использования достижений научно-технического прогресса. Они выделяют в своих странах политическую элиту, определяющую способствующий этому характер политической системы. Неспособность осуществления ими указанных функций приводит к застою в экономике государства и неизбежности смены его политической элиты. В капиталистических странах «демократия» представляет собой осуществляемое их политической системой (оформляемое правовыми и нормативными актами, принимаемыми органами представительной и исполнительной власти) приведенное выше фактическое распределение прав представителей каждого из слоев общества. Представление о демократии как «народовластии» навязывается ее гражданам финансово-экономической и политическими элитами (в частности, посредством формирования общественного мнения купленными политическими деятелями и СМИ), созданием видимости его реализации избирательной системой, обеспечивающей непосредственное участие граждан всех сословий в определении состава, структуры, полномочий и характера функций органов власти в своей стране. Продолжающееся многие десятилетия использование навязываемых представлений о демократии как о реализации определенных прав породило определенные иллюзии. Приведем примеры некоторых из них.

Представители финансово-экономической и политической элит развитых европейских стран и США в 20 веке привыкли успешно пользоваться «правом» вмешательства в своих интересах во внутренние дела большинства других стран. В конце 20 века США стали пользоваться «правом» вмешательства в своих интересах и во внутренние дела развитых европейских стран. Со снижением удельного веса экономики США в мире в 21 веке условия реализации этого «права» их финансово-экономической и политической элитами сильно усложнились, создав предпосылки политического кризиса в развитых европейских странах и самих США.

Представители органов власти СССР до середины 20 века были нацелены «на укрепление обороноспособности страны и регулирование развития экономики в интересах трудящихся». Под страхом социалистической революции органы власти развитых капиталистических стран перешли к регулированию развития экономики с учетом интересов трудящихся. Это способствовало повышению в них уровня жизни граждан и конкурентоспособности экономики. Во второй половине 20 века в силу низкого уровня культуры и профессионализма представителей номенклатуры, все чаще использующих данную им власть в своих корыстных интересах, управление развитием экономики СССР становилось все менее эффективным. Общение с представителями политической и экономической элит развитых стран способствовало их желанию повысить уровень своей жизни, а коммунистическая идеология мешала его реализации. Уровень жизни рядовых граждан был значимо ниже, чем в развитых капиталистических странах и перестал повышаться. Доверие к советской власти и коммунистической идеологии было потеряно. Часть верхушки советской номенклатуры воспользовалась сложившейся ситуацией. Обмануть свой народ ей оказалось достаточно легко, используя навязываемое зависимыми СМИ представление, что «рыночная экономика», основанная на частной собственности и конкуренции, присуща только капиталистическому обществу и способствует достижению более высокого, чем в СССР уровня жизни граждан. Осуществленный частью советской номенклатуры в девяностые годы государственный переворот способствовал приватизации ею своей власти над ресурсами страны и переходу к капиталистическим общественным отношениям в ней. Ценой развала СССР была получена поддержка финансово-экономической элиты США и развитых стран Европы. Посредством интенсивного расхищения природных ресурсов России форсированно осуществлялось формирование компрадорской составляющей ее финансово-экономической элиты. Прошло более четверти века, низкий уровень культуры и профессиональной подготовленности ее представителей во власти страны снова стал приводить к кризисной ситуация в экономике.

3. Понятие «рыночная» относится к экономике, функционирующей в условиях денежного обращения и обслуживаемых им элементов рыночных отношений, начавшихся с производства продукции для обмена и получивших развитие с появлением денег и конкуренции. Конкуренция на рынке товаров и услуг способствовала интенсификации экономики и прогрессивному развитию общества. С появлением государств развитие экономики стало регулироваться органами их власти преимущественно в интересах слоя общества, установившего ее. Эффективность такого регулирования зависела в первую очередь от степени профессиональной подготовленности и персональной ответственности самих представителей органов власти. Эффективность экономики государств во все большей мере зависит от профессиональной подготовленности к осуществлению своих функций всеми ее участниками.

Критерием эффективности экономики всегда была способность ее участников удовлетворять потребности общества в объемах и качестве произведенной продукции и услуг. Для капиталистов им стал размер получаемой ведением бизнеса прибыли. После появления монополистического капитала и обретения им реальной экономической и политической власти конкуренцию стало ограничивать право сильного диктовать на рынке свои условия остальным. Характер экономики стал становиться все менее рыночным. Употребление понятия «рыночная экономика» стало использоваться для поддержания иллюзий, пропагандируемых политиками и СМИ, представляющими корыстные интересы представителей финансово-экономической и политической элит.

4. В 21 веке усиление монополистических проявлений в капиталистической экономике стимулирует кризисные ситуации, мешает эффективному осуществлению характера «рыночных отношений», отвечающего интересам прогрессивного развития общества своих стран и на международном уровне. Все более значимым для экономики становится влияние на образ жизни людей и будущее человечества систем информационных и транспортных коммуникаций, монополистически интегрированных на международном уровне. Переход к широкому применению цифровых технологий в относительно близком будущем повлечет за собой их эффективное использование для распределения производимых товаров и услуг применительно к рассчитанным запросам потребителей; понимание возрастающей значимости для экономических условий дальнейшего развития цивилизации, совершенствования пространственной организации обустройства территории нашей планеты при взаимной согласованности участия в нем всех стран мира Учитывая масштабы занимаемой территории России, повышение эффективности ее использования именно в ней целесообразно начинать с разработки методологических основ подходов к решению этой проблемы и их апробированию.