01.03.2021

Утверждена стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 312-р от 11.02.2021 утверждена стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года. Документ вступил в силу в день принятия, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 17.02.2021.

Стратегия подготовлена с учетом национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».


Цель документа – достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств России в части лесов, а также повышение долгосрочной конкурентоспособности лесной промышленности и увеличение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие России. Целевое видение лесного комплекса предусматривает обеспечение внутреннего спроса России на продукцию лесного комплекса, переход от сырьевой направленности лесного комплекса к рациональному управлению лесами, ускорение социально-экономического развития регионов.

Основные направления развития сферы лесного хозяйства предусматривают:

  • удовлетворение общественных потребностей в древесном сырье и других лесных ресурсах, а также в иных полезных функциях лесов;
  • ведение лесного хозяйства на принципах устойчивого управления лесами, сохранения экологической и социально-экономической роли лесов.

К 2030 году ожидается формирование устойчивого лесоуправления и безубыточного лесного хозяйства на основе внедрения инновационных технологий и масштабирования лучших практик использования и воспроизводства лесов, охраны и защиты лесов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, противодействия незаконным рубкам и обороту незаконно заготовленной древесины.

Основные направления развития сферы лесной промышленности предусматривают:

  • обеспечение роста лесной промышленности опережающими темпами относительно роста экономики в целом;
  • обеспечение комплексного использования лесного сырья, включая низкокачественную древесину, на базе формирования лесопромышленных кластеров вокруг целлюлозно-бумажных комбинатов;
  • обеспечение глубокой переработки добываемой древесины на базе строительства новых и расширения существующих предприятий по переработке древесины;
  • производство целлюлозы, ориентированное в большей степени на экспорт, производство тарного картона и санитарно-гигиенических изделий для удовлетворения спроса на внутреннем рынке, ориентированное в равной степени на внутренний рынок и экспорт, производство пиломатериалов, фанерно-плитной продукции, а также продукции деревянного домостроения.

Одним из этапов реформирования лесного хозяйства должно стать совершенствование распределения функций по управлению лесами между Российской Федерацией и субъектами на принципах рационального сочетания федерализма и централизации в сфере государственного управления лесами.

Развитие информатизации в лесном хозяйстве предусматривает коренную модернизацию всех имеющихся информационных систем в лесном хозяйстве, их взаимную интеграцию и обмен данными как с информационными системами иных органов государственной власти, так и с системами, используемыми бизнес-сообществом. Цифровой трансформацией лесной отрасли является переход от обмена бумажными документами к обмену данными, введение реестровых моделей, отказ от дублирующей и излишней информации.

Ключевым элементом цифровой трансформации лесного хозяйства должна стать передача на федеральный уровень государственного лесного реестра, ведение которого должно осуществляться в цифровом формате с использованием федеральной государственной информационной системы лесного комплекса. При этом федеральная государственная информационная система лесного комплекса должна стать цифровой основой для оказания государственных услуг и государственных функций в сфере лесного хозяйства и заменить иные разрозненные информационные системы, которые используются в настоящее время в лесном хозяйстве.

Федеральная государственная информационная система лесного комплекса (до ее создания – Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней) должна обеспечить прослеживаемость всей цепочки движения древесины, от заготовки на лесосеке до производства продукции или вывоза за рубеж, включая все промежуточные этапы: лесные склады, производства и контроль сопроводительных документов в электронном виде.

В результате реализации Стратегии к 2030 году ожидается прирост добавленной стоимости, создаваемой предприятиями отрасли, в стратегическом сценарии до 1136 млрд рублей (в постоянных ценах), а также увеличение вклада лесного комплекса в валовый внутренний продукт с 0,74% до 1,5%. Численность персонала, занятого в лесном комплексе, вырастет с 617 до 820 тыс. человек. Налоговые поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации вырастут с 134 до 215 млрд рублей (в постоянных ценах).

Комплексное решение указанных задач будет способствовать достижению цели по адаптации лесов к изменению климата и реализации комплекса мер по совершенствованию регулирования выбросов парниковых газов в лесном хозяйстве.