20.03.2021

В Омске прошел семинар «Градостроительная деятельность и управление развитием территории»

В Омске 1-5 марта 2021 года Институт территориального планирования «Град» провел семинар для государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов органов архитектуры, градостроительства и информационных технологий на тему «Градостроительная деятельность и управление развитием территории». Семинар прошел в гибридном формате с использованием площадки Zoom.

В работе мероприятия приняли участие более 70 человек – представителей органов власти и проектных организаций из Амурской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской областей, Алтайского, Красноярского, Краснодарского, Приморского, Хабаровского краев, республики Татарстан, Удмуртской республики, Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.


В рамках семинара руководители и ведущие специалисты Института поделились с присутствующими своим опытом и знаниями в области комплексного социально-экономического и территориального развития, пространственного планирования, информационного обеспечения градостроительной деятельности и разработки информационных моделей управления развитием территории.

Программа семинара была построена по модульному принципу и включала в себя следующие блоки вопросов:

  • Законодательство в сфере регулирования градостроительной деятельности.
  • Комплексный подход к управлению развитием территорий.
  • Документы территориального планирования.
  • Документация по планировке территории.
  • Правила землепользования и застройки.
  • Государственные и муниципальные программы реализации национальных проектов. Программы комплексного развития инфраструктур.
  • Информационное обеспечение градостроительной деятельности на региональном и муниципальном уровне.
  • Создание и развитие государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
  • Цифровые информационные модели управления развитием территорий.

Завершил программу семинара круглый стол по обсуждению практик и проблем управления развитием территории, в рамках которого специалисты Института ответили на вопросы участников, большая часть из которых не является специфической и характерна для территорий всех субъектов Российской Федерации.

Предлагаем Вашему вниманию ответы на наиболее актуальные и часто встречающиеся вопросы.

Каковы особенности подготовки документации по планировке территории в рамках комплексного развития территорий (КРТ) по инициативе правообладателей? Дополнительные обоснования?

Нужны ли публичные слушания по документации по планировке территории в рамках КРТ по инициативе правообладателей после принятия Федерального закона от 30.12.2020 № 494-ФЗ, если нет внесения изменений в генплан и в ПЗЗ?

Реализация комплексного развития территории осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории (п. 7 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ). Решение о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории (п. 1 ч. 1.1 ст. 45 ГрК РФ). Такая документация разрабатывается самостоятельно лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории (ч. 1.1. ст. 45 ГрК РФ), без учета ранее утвержденной в отношении этой территории документации по планировке территории (ч. 10.2. ст. 45 ГрК РФ). Со дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, ранее утвержденная документация по планировке этой территории признается утратившей силу (ч. 10.3 ст. 45 ГрК РФ).

Обязательства сторон, возникающие в связи с реализацией мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей, в том числе по обеспечению подготовки и утверждению документации по планировке территории, а также в части порядка и условий разработки документации, определяются в договоре о комплексном развитии территории (п.п. 2, 3 ч. 6 ст. 70 ГрК РФ).

Разработанную документацию утверждают уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления в общем порядке (ч.ч. 2, 3, 4, 5 ст. 45 ГрК РФ).

Документация по планировке территории проходит процедуру публичных слушания или общественных обсуждений по общим правилам (ч. 1 ст. 5.1 ГрК РФ, п. 1 ч. 5.1 ст. 46 ГрК РФ утратил силу!).

В случае если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки, подготовка указанной документации по планировке территории осуществляется одновременно с подготовкой изменений в данные генеральный план, правила землепользования и застройки. Утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения этих изменений в данные генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки (ч. 10.2. ст. 45 ГрК РФ). Публичные слушания и общественные обсуждения в случае принятия решения о комплексном развитии территории допускается проводить одновременно для документации по планировке в отношении этой территории и по проектам изменений в документы территориального планирования, если такие изменения необходимы для реализации решения о комплексном развитии территории (ч. 26 ст. 5.1 ГрК РФ).

В части содержания документации по планировке территории только одна особенность: в материалы по обоснованию проекта планировки в текстовой форме должно включаться обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения (п. 7 ч. 4 ст. 42 ГрК РФ)

Документация по планировке территории для комплексного развития территории проходит процедуру публичных слушаний или общественных обсуждений по общим правилам (ч. 1 ст. 5.1 ГрК РФ). Ранее существовавшее исключение (п. 1 ч. 5.1 ст. 46 ГрК РФ) признано утратившим силу.

Каков порядок переформирования земельного участка под многоквартирными домами в соответствии с проектами межевания?

Инструментом реализации решений проектов межевания в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами, являются кадастровые работы.

При этом для муниципалитета наиболее эффективными будут являться комплексные кадастровые работы, поскольку позволят преобразовать границы земельных участков единовременно на всю территорию элементов планировочной структуры вне зависимости от формы собственности земельных участков.

В соответствии со ст. 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в результате выполнения комплексных кадастровых работ в числе прочего осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков, обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами. При этом в отношении земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, комплексные кадастровые работы выполняются, если образование таких земельных участков предусмотрено утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории.

В результате комплексных кадастровых работ для земельных участков многоквартирных домов, сведения о которых в ЕГРН не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, границы земельных участков могут быть уточнены не более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством, либо более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен. В случае превышения этих значений исполнитель комплексных кадастровых работ:

1) устанавливает местоположение границ земельного участка и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории;

2) готовит информацию о границах фактического использования земельных участков, включающую кадастровые номера исходных земельных участков, сведения о способе образования земельных участков, местоположении границ, площади и виде (видах) разрешенного использования образуемых земельных участков в случае, если сведения о таких границах не могут быть внесены в ЕГРН при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, и если для указанной цели требуется образование новых земельных участков.

Для многоквартирных домов, сведения о границах которых в ЕГРН соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, могут быть предложены к образованию новые земельные участки по аналогичным правилам, если образование таких земельных участков предусмотрено утвержденным проектом межевания территории.

В рамках комплексных кадастровых работ до момента рассмотрения согласительной комиссией проекта карты-плана территории либо после окончания комплексных кадастровых работ на основании карты-плана территории муниципалитету необходимо провести работу с собственниками помещений в многоквартирных домах по преобразованию существующих земельных участков под такими многоквартирными домами.

Размещать ли векторные данные в ГИСОГД, если они выполнены некорректно, например, ПЗЗ выполнены не по классификатору? Насколько законно менять и дорабатывать структуру данных со стороны оператора, чтобы разместить их в ГИСОГД? Часто структура данных утвержденных генпланов, ПЗЗ, ППиМ не соответствует структуре шаблонов, созданных для импорта сведений в ГИСОГД. Приходится перестраивать таблицы в MapInfo, наполнять их информацией. Часто в МО принимают работу по корректировке градостроительной документации, проверяя её только на бумаге, не заглядывая в файлы MapInfo, в итоге принимают абсолютно пустые файлы, где есть только границы, а таблицы и списки пустые.

Для обеспечения качества документов территориального планирования, документов градостроительного зонирования, документации по планировке территории регионального и местного уровня, разрабатываемых в виде векторной модели данных, и их беспрепятственного размещения в ГИСОГД региону необходимы Технические требования к информационным ресурсам ГИСОГД. Технические требования к информационным ресурсам ГИСОГД региона разрабатываются и утверждаются на региональном уровне. Наш Институт имеет большой опыт разработки и внедрения Технических требований. В качестве примеров внедрения можно привести Сахалинскую область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Технические требования включают:

1. Классификаторы и справочники объектного и атрибутивного состава пространственных данных;

2. Требования к структуре и составу градостроительной документации (описание структуры базы пространственных данных):

– требования к схеме территориального планирования субъекта;

– требования к схеме территориального планирования муниципального района;

– требования к генеральному плану городского округа, поселения;

– требования к правилам землепользования и застройки;

– требования к документации по планировке территорий.

3. Положение о Технических требованиях;

4. Регламент ведения Технических требований;

5. Программное обеспечение для работы с Техническими требованиями:

– «Редактор технических требований», обеспечивающий возможность внесения изменений в Технические требования и хранение требований в формате XML (MIXML);

– «Создание структуры электронного проекта в соответствии с техническими требованиями», модуль, обеспечивающий возможность создавать пустую структуру проекта для подготовки документов территориального планирования, документов градостроительного зонирования, документации по планировке территории в соответствии с Техническими требованиями;

– «Программный модуль для работы с Техническими требованиями в ГИС» (Инструментальная панель «Справочники» 3.0), обеспечивающий корректное заполнение атрибутов объектов в процессе подготовки градостроительной документации в электронном виде в соответствии с Техническими требованиями;

– «Проверка проекта на соответствие техническим требованиям в ГИС», модуль, обеспечивающий выполнение контроля качества подготовленных проектов документов территориального планирования, документов градостроительного зонирования, документации по планировке территории на соответствие Техническим требованиям.

После утверждения Технические требования включаются в технические задания на разработку градостроительных документов и в обязательном порядке используются разработчиками градостроительной документации при подготовке проектов документов в виде векторной модели данных. Для проверки проектов документов в виде векторной модели данных ОГВ и ОМСУ используют программное обеспечение для работы с Техническими требованиями. Модуль «Проверка проекта на соответствие техническим требованиям в ГИС» обеспечивает автоматизацию процесса проверки проектов документов на соответствие Техническим требованиям. В результате проверки формируется отчёт, содержащий перечень несоответствий, который, в свою очередь, направляется ОГВ или ОМСУ разработчику проекта документа. Таким образом системно исключается возникновение инцидентов и проблем, указанных выше, обеспечивается беспрепятственная загрузка проектов документов и утверждённых документов в виде векторной модели данных в ГИСОГД.

Многих участников семинара интересовал вопрос формирования информационного ресурса ГИСОГД. Предлагаем вашему вниманию методику формирования информационного ресурса ГИСОГД в части плана наземных и подземных коммуникаций.

На плане наземных и подземных коммуникаций (далее – ПНиПК) отображается информация о местоположении существующих и проектируемых сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения), электрических сетей, сетей связи (далее – сети коммунальной инфраструктуры), в том числе на основании данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, Едином государственном реестре заключений (п. 14 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ).

Органы, осуществляющие ведение информационной системы, при размещении в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности сведений, документов, материалов (далее – данных), содержащих информацию о местоположении существующих и проектируемых сетей коммунальной инфраструктуры, обеспечивают актуализацию, обработку и систематизацию такой информации путем внесения ее в форме векторных пространственных данных в ПНиПК (ч. 18, 19 «Правил ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.03.2020 № 279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности»).

Внесение данных раздела 11 «План наземных и подземных коммуникаций» включает:

1) учет поступивших на размещение данных и результатов их рассмотрения путем создания записи в реестре учета;

2) внесение информации о территории действия путем создания записи в реестре территорий действия;

3) учет размещаемых данных осуществляется путем создания записи в реестре тематических наборов данных, т.е. внесения характеристик размещаемых данных в поля записи, а также установки связи между записями реестра тематических наборов данных, относящимися к классам раздела 11, и записями реестра тематических наборов данных, на основании которых такие пространственные (картографические) данные были созданы или изменены;

4) внесение статуса действия размещаемых в информационной системе данных в соответствии со справочником статусов сведений (п. 27 Технических требований к ведению реестров государственной информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, Приложение № 1 к Приказу Минстроя России от 6.08.2020 № 433/пр).

ПНиПК содержит ссылки на данные, на основе которых в них содержится информация о местоположении существующих и проектируемых сетей коммунальной инфраструктуры (ч. 18, 19 «Правил ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.03.2020 № 279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности»). То есть при внесении пространственной (картографической) информации в виде растровой и (или) векторной модели должна быть установлена связь между такой информацией и данными, к которым она относится (п. 22 Технических требований к ведению реестров государственной информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, Приложение № 1 к Приказу Минстроя России от 6.08.2020 № 433/пр), в соответствии с требованиями к структуре информации, для соответствующих разделов (классов данных в соответствии с классификатором 2.А (Приложение № 3 к Приказу Минстроя России от 6.08.2020 № 433/пр), а именно:

а) раздела «Инженерные изыскания» в части инженерно-геодезических изысканий;

б) раздела «Дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках» в части технических планов объектов капитального строительства (далее – ОКС) и схем, отображающих расположение построенного, реконструированного ОКС, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка (исполнительных съемок);

в) раздела «Планировка территории» в части графических материалов документации по планировке территории;

г) раздела «Программы реализации документов территориального планирования» в части графических материалов программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (п. 26 Технических требований к ведению реестров государственной информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, Приложение № 1 к Приказу Минстроя России от 6.08.2020 № 433/пр).

Создание и изменение пространственных (картографических) данных и их характеристик осуществляется в соответствии с требованиями к структуре информации классов раздела «План наземных и подземных коммуникаций» (п. 46.11 Технических требований к ведению реестров государственной информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, Приложение № 1 к Приказу Минстроя России от 6.08.2020 № 433/пр).

Данные ПНиПК могут быть загружены в ГИСОГД на этапе создания и внедрения ГИСОГД посредством миграции данных из информационных систем обеспечения градостроительной деятельности муниципальных образований или формируются и актуализируются непосредственно в рамках предоставления услуг на этапах жизненных циклов ОКС при размещении сведений раздела «Дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках» ГИСОГД, в том числе в рамках выдачи разрешения на ввод – автоматически создается (актуализируется при наличии) существующий объект строительства путем импорта Технического плана и исполнительных съемок.

Учитывая требования к содержанию в ПНиПК ссылок для отображения данных, содержащихся и актуализируемых в иных разделах и реестрах, в том числе на основании данных, содержащихся в ЕГРН, следует в составе существующих сетей коммунальной инфраструктуры отображать линейные ОКС, актуализируемые на основе импорта кадастровых планов территории и кадастровых выписок ОКС.

Несмотря на ограничение состава данных разделов ГИСОГД, с которыми должна быть установлена связь с данными ПНиПК (п. 22 Технических требований к ведению реестров государственной информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, Приложение №1 к Приказу Минстроя России от 6.08.2020 № 433/пр), возможно размещать данные о сетях коммунальной инфраструктуры, содержащиеся:

- в разделах «Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъектов Российской Федерации» и «Документы территориального планирования муниципальных образований», актуализируемые путем загрузки информации о местоположении существующих сетей, содержащейся в материалах по обоснованию (опорных планов), входящих в состав утвержденных документов территориального планирования, соответствующих Техническим требованиям к информационным ресурсам ГИСОГД, а также проектируемых сетей, содержащейся в утверждаемой части указанных документов. Данная возможность особенно важна в случае, если разработанные документы выполнены в масштабе ведения ЕГРН;

- в реестрах, содержащих топографические материалы и актуализируемые путем загрузки информации о местоположении существующих сетей.

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта РФ, в ГИСОГД могут создаваться дополнительные разделы ГИСОГД с иными сведениями, документами и материалами, не содержащимися в основных разделах, без установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам по предоставлению сведений, документов, материалов для размещения в дополнительных разделах ГИСОГД. Между сведениями, документами, материалами различных разделов допускается установление связей, обеспечивающих их автоматическую обработку.

Например, при создании реестра Точек подключения, актуализируемого ответственными специалистами ресурсоснабжающих организаций, подключенных к ГИСОГД в качестве потребителей/поставщиков данных ГИСОГД в ходе предоставления Технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям коммунальной инфраструктуры в рамках выдачи градостроительного плана земельного участка, данные созданного реестра могут быть связаны с соответствующими сетями ПНиПК, к которым планируется подключение.

Структура для отображения данных ПНиПК может включать в себя:

1. Каталог «Существующие сети»:

1.1. Карта «Сведения ЕГРН»:

1.1.1. Слой, содержащий сведения линейных ОКС;

1.2. Карта «Топографические материалы»:

1.2.1. Слои топографических материалов в виде мозаики, состоящие из загруженных в ГИСОГД геопривязанных растровых планшетов или изображений;

1.2.2. Слои топографических материалов в виде векторной модели данных;

1.3. Карта «Технические планы и схемы эксплуатирующих организаций»:

1.3.1. Сети водоотведения;

1.3.2. Сети электросвязи;

1.3.3. Сети водоснабжения;

1.3.4. Сети теплоснабжения;

1.3.5. Линии электропередач;

1.3.6. Распределительные трубопроводы для транспортировки газа;

1.3.7. Трубопроводы жидких углеводородов;

1.3.8. Магистральные трубопроводы для транспортировки жидких и газообразных углеводородов.

1.4. Карта «Материалы по обоснованию документов территориального планирования»:

1.4.1. Слои, содержащие описание современного состояния инженерной инфраструктуры и входящие в состав опорного плана документов территориального планирования;

1.5. Карта «Материалы по обоснованию (опорный план) документации по планировке территории»:

1.5.1. Слои, содержащие описание современного состояния инженерной инфраструктуры и входящие в состав опорного плана документации по планировке территории.

2. Каталог «Проектируемые сети»:

2.1. Карта «Утверждаемая часть документов территориального планирования»:

2.1.1. Слои, содержащие проектные решения документов территориального планирования по развитию инженерной инфраструктуры;

2.2. Карта «Утверждаемая часть (проектные решения) документации по планировке территории»:

2.2.1. Слои, содержащие описание проектные решения документации по планировке территории по развитию инженерной инфраструктуры;

2.3. Карта «Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (при наличии)»:

2.3.1. Слои, содержащие графические материалы программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

2.4. Карта «Рабочие проекты эксплуатирующих организаций (при наличии)»:

2.4.1. Слои, содержащие рабочие проекты эксплуатирующих организаций.

Прошедший семинар стал площадкой для взаимодействия и взаимного обогащения знаниями всех участников мероприятия, помог специалистам на местах разобраться во всех тонкостях современного законодательства в интересующей их сфере, рассмотреть основные подходы в области планирования социально-экономического и территориального развития, разработки градостроительной документации и оперативного управления развитием территории с использованием ИТ-технологий и систем для дальнейшего их применения на территории своего региона, познакомиться с лучшими практиками.

В свою очередь лекторы – сотрудники Института «Град» получили возможность из «первых уст» узнать наиболее актуальные и волнующие представителей администраций вопросы, чтобы в дальнейшем постараться совместными усилиями найти наиболее методически и законодательно правильные и скорейшие способы их разрешения.


Повторный семинар «Градостроительная деятельность и управление развитием территории» будет проведен ориентировочно в конце мая – начале июня 2021 года. Информация о мероприятии будет размещена на официальном сайте Института территориального планирования «Град» и на сайте «Управление развитием территории». Заявки на участие будут приниматься по почте omakarova@itpgrad.ru (контактное лицо – Макарова Ольга).