21.04.2021

Законопроект об изменении лесного законодательства и закона о местном самоуправлении

В Государственную Думу РФ внесен проект Федерального закона № 1147176-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Законопроект находится на предварительном рассмотрении.


Проект федерального закона разработан в соответствии с поручениями Президента РФ (перечни поручений по итогам пресс-конференции 19 декабря 2019 г.: от 24 января 2020 г. № Пр-104, пункт 1 «в», от 6 ноября 2020 г. № Пр-1816, пункт 1, подпункты «д», «ж – и», «м»).

Начатая в 2018 году лесная реформа не позволила устранить все проблемы, существующие в сфере законодательного регулирования лесов. Главной задачей остаётся решение вопросов, связанных с декриминализацией и развитием лесного комплекса. В этой связи по поручению главы государства на очередном заседании Правительства РФ 8 апреля 2021 года были рассмотрены и подготовлены поправки в Лесной Кодекс РФ и законодательство о местном управлении в части учёта и оценки лесов, а также повышения эффективности их использования.

Законопроект решает проблему дублирования полномочий и четко разграничивает полномочия органов власти в сфере лесоустройства, как на федеральном уровне, так и на местном. При этом все работы будут осуществляться в рамках единого федерального плана. Предлагается перевести на федеральный уровень функции по осуществлению лесоустройства, а также повысить интенсивность лесоустроительных работ, установить ответственность исполнителей за их качество.

Законопроект предлагает в частности:

  • введение в законодательство понятия лесоустройства как системы взаимосвязанных мероприятий по проектированию территориальных единиц управления лесами, закреплению их границ, планированию лесохозяйственных мероприятий;
  • закрепление функции лесоустройства как информационной основы лесного планирования, государственной инвентаризации лесов, ведения государственного лесного реестра, оценки лесов;
  • закрепление статуса лесоустроительной документации как первичного источника сведений о лесах, их количественных и качественных характеристиках, закрепление возможности подготовки соответствующей документации в электронной форме;
  • введение единого федерального плана работ по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, с учетом зон интенсивного использования лесов;
  • установление требований к периодичности проведения лесоустройства в зависимости от вида лесов (защитные, эксплуатационные, резервные) и степени интенсивности их освоения;
  • гармонизацию требований к пространственным данным, используемым при установлении границ лесничеств, с требованиями, установленными для ведения единого государственного реестра недвижимости;
  • введение правового института отвода и таксации лесосек, предшествующих проведению лесосечных работ и рубок лесных насаждений;
  • разграничение таксации лесов как составной части лесоустройства (выявление, учет и оценка количественных и качественных характеристик лесов и лесных ресурсов) и таксации лесосек (определение параметров лесных насаждений, назначаемых в рубку и объема подлежащей заготовке древесины на конкретной лесосеке);
  • определение полномочий государственных заказчиков и исполнителей лесоустроительных работ на землях лесного фонда;
  • введение квалификационных требований к лицам, выполняющим работы и оказывающим услуги по лесоустройству, отводу и таксации лесосек;
  • четкое разграничение полномочий между органами государственной власти, органами местного самоуправления в сфере лесоустройства с учетом категорий земель, на которых расположены леса, в том числе закрепление полномочий по образованию и установлению границ лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, за органами местного самоуправления;
  • совершенствование порядка взаимодействия органов государственной власти, уполномоченных в сфере лесных насаждений, и органов регистрации прав при выявлении пересечений установленных границ лесничеств и границ населенных пунктов.
Предполагается, что предложенные поправки и изменения позволят решить главную проблему в лесном комплексе страны – нелегальная заготовка древесины, а также предоставят государству возможность обладать полной и достоверной информацией о лесах и, соответственно, эффективно их использовать. Результаты лесоустроительных работ должны стать основой для планирования и использования лесов в 10-летней перспективе.