23.05.2021

Установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

В целях закрепления возможности внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости принят Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Документ был опубликован 30.12.2020 и вступает в силу 28.06.2021.


В настоящее время права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

При этом в отношении значительной части таких ранее учтенных объектов недвижимости в ЕГРН отсутствуют актуальные и достоверные сведения об их правообладателях.

Это снижает степень защиты права собственности и иных вещных прав на такой объект, создает риск невозможности учета наличия соответствующего права при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, согласовании местоположения границ земельных участков.

Сейчас процедура внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости предполагает наличие заявлений таких лиц о регистрации ранее возникшего права. Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» закрепляет еще один механизм наполнения ЕГРН соответствующими сведениями: выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

В частности, теперь в ЕГРН будут вноситься дополнительные сведения о выявленном правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости и о вещных правах на такой объект: органы власти регионов, органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями по принятию решений и проведению мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направлению сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в ЕГРН.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, возникших до 31.01.1998, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах как о ранее учтенных в ЕГРН в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте как о ранее учтенном обратился правообладатель. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости проводятся в отношении объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

К мероприятиям по выявлению правообладателей законодатель относит деятельность по получению и анализу сведений, содержащихся в документах, находящихся в архивах и (или) в распоряжении уполномоченных органов, а также опубликование сообщения о способах и порядке предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости такими правообладателями.

Сведения о подлежащих выявлению правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, в том числе документы, подтверждающие права на ранее учтенные объекты недвижимости, могут быть представлены в уполномоченные органы самими правообладателями (их уполномоченными представителями) либо иными лицами, права и законные интересы которых могут быть затронуты.

При отсутствии противоречий в сведениях о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости уполномоченными органами подготавливается проект решения о выявлении правообладателя. В случае, если ранее учтенный объект недвижимости является зданием, сооружением, объектом незавершенного строительства, прекратившим свое существование, проект решения не подготавливается, а уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета осуществляется на основании заявления уполномоченного органа с приложением акта осмотра такого объекта недвижимости.

Проект решения в течение пяти рабочих дней направляется выявленному правообладателю ранее учтенного объекта недвижимости, который вправе представить возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, указанных в проекте решения, с приложением обосновывающих такие возражения документов.

В отсутствии возражений от выявленного правообладателя уполномоченный орган принимает решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и направляет в течение пяти рабочих дней в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости и сведений о таком объекте.

Также уполномоченные органы вправе обеспечить выполнение комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков с расположенными на них ранее учтенными объектами недвижимости. Уполномоченные органы вправе в дальнейшем обратиться без доверенности от имени правообладателей таких земельных участков в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ таких земельных участков. При наличии возражений со стороны правообладателя ранее учтенного земельного участка относительно выполнения кадастровых работ в целях уточнения границ принадлежащего ему земельного участка указанные работы не выполняются.