21.06.2021

Подготовлена ​​резолюция XIV Сессии градостроителей

18-19 марта 2021 года состоялось ежегодное для профессионалов в сфере управления пространственным, территориальным планированием и градостроительным проектированием мероприятие - XIV Сессия градостроителей «Пространственное планирование и комплексное развитие территорий». Сессия прошла в необычном для себя, но уже привычном для нас всех онлайн-формате на платформе «Zoom». В режиме реального времени к работе системы подключилось более 150 человек - представители федеральных министерств и ведомств, САР, РААСН, МААМ, специалисты региональных и муниципальных органов исполнительной власти, разработчики документов стратегического и территориального планирования, градостроители, архитекторы, инженеры, экономисты, социологи и городские активисты. Видеотрансляцию мероприятия на канале ютуб смотрело более 500 человек. В рамках мероприятия состоялось обсуждение актуальных вопросов в области комплексного социально-экономического и территориального развития, пространственного планирования, оперативного управления территориями и территориями городов, в том числе с использованием цифровых систем. По итогам сессии была подготовлена ​​резолюция, включающая в себя основные выводы и предложения по обсуждаемым темам, а также рекомендации Минэкономразвития России, Минстрою России, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и всем участникам мероприятия. Предлагаем ознакомиться с текстом резолюции XIV Сессии градостроителей. 


Блок 1. Роль планирования в качественном развитии территорийучастники обсудили на стратегической сессии, девизом которой был выбран тезис – «планирование не для планирования, а для развития».

Главным предметом обсуждения стал проект концепции законопроекта, направленного на совершенствование системы управления развитием территорий,подготовленный Минстроем России в 2020 году при активном участии Национальной Гильдии Градостроителей, сформулировавшей основные принципы на стратегической сессии в Мурманске (https://urtmag.ru/public/798/).

Концепция ориентирована на достижение национальных целей по улучшению качества жизни населения страны, обеспечивающего его здоровое и счастливое долголетие, и заслуживает одобрения профессионального сообщества.

Основная идея концепции – обеспечение целостности стратегического, бюджетного и территориального планирования развития территорий за счет совершенствования методов планирования, создания актуальных данных и применения инновационных цифровых технологий.

Реализация идеи носит межведомственный характер и требует внесения изменений в законодательство, регулирующее отношения в сфере градостроительной деятельности, а также земельные отношения.

Концепцией определены основные направления совершенствования государственного и муниципального управления развитием территорий:

- оптимизация административно-территориального устройства;

- взаимосвязь стратегического и территориального планирования;

- уточнение задач территориального планирования;

- обеспечение комплексности в программировании инфраструктурного и жилищного строительства;

- разграничение функций территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий;

- изменение роли документации по планировке территории в системе документов по управлению развитием территорий;

- отнесение нормативного регулирования территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории к компетенции одного федерального органа государственной власти;

- обеспечение качества и достаточности данных, их интеграции между системами в рамках межуровневого и межведомственного взаимодействия;

- развитие и внедрение прогрессивных информационно-аналитических инструментов и технологий;

- устранение «кадрового голода» и установление требований к разработчикам документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории.

Важнейший вывод концепцииупрощение процедур и обогащение содержательных смыслов за счет внедрения цифровых информационных моделей управления развитием территорий.

В основу такого совершенствования должны быть положены научные исследования, экспериментальные и пилотные проекты в различных регионах Российской Федерации.

Поддержав основные положения и выводы концепции, а также отметив отдельные результаты по ее реализации, участники предложили развивать региональные практики реализации новых положений федерального законодательства в части расширения полномочий субъектов Российской Федерации в сферах управления развитием территорий.

На региональном уровне рекомендуется проведение научно-исследовательских работ и их апробации при разработке комплексных стратегий социально-экономического и пространственного развития регионов и муниципальных образований (утверждающих стратегические показатели и основные пространственные каркасы), региональных нормативов градостроительного проектирования с использованием механизмов концептуального планирования, генеральных планов городских и муниципальных округов, комплексных программ инфраструктурного и жилищного строительства, документации по планировке территорий и правил землепользования и застройки, цифровых информационных моделей управления развитием регионов и муниципальных образований, созданных на платформах государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

В то же время участники считают необходимым продолжить совершенствование федерального законодательства по вопросам, определенным концепцией, в том числе:

- установление порядка устранения пересечений границ земельных участков и границ территориальных зон (необходимо внести повторно принятый в первом чтении, но снятый с рассмотрения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона № 993592-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о порядке уточнения в документах территориального планирования), разработанный с целью урегулирования вопросов, возникших в правоприменительной практике, при установлении границ населенных пунктов и территориальных зон и внесении сведений о них в ЕГРН);

- обеспечение перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию (необходимость деления земель на категории при наличии института разрешенного использования земельных участков утрачивает свой смысл, предлагаемый переход направлен на совершенствование и упрощение действующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения территориального зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков);

- обеспечение согласованности данных ЕГРН, ФГИС ТП и ГИСОГД, других информационных систем. Также необходимо обеспечить простой доступ к данным ЕГРН органам региональной власти и местного самоуправления, уполномоченным в сферах управления развитием территорий, что необходимо для оперативной координации вопросов градостроительной политики и землепользования;

- утверждение единых требований для цифрового описания всех пространственных объектов для целей государственного и муниципального управления развитием территорий. Базы данных, созданные на основе стратегий социально-экономического развития, документов территориального планирования, комплексных программ жилищного и инфраструктурного развития, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий, и другие документы должны представлять собой единую цифровую информационную модель управления развитием территорий.

Блок 2. Особое внимание в программе сессии было уделено вопросам пространственной организации страны и действующему документу Стратегии пространственного развития Россиидо 2025 года, важности подобного документа для принятия управленческих решений в развитии территорий и назревшей необходимости трансформации государственных политик в данном направлении.

Участники обсудили происходящие процессы в системе расселения и инфраструктурном развитии страны, действенность пространственной политики в условиях часто актуализируемых национальных задач, меняющихся команд всех уровней исполнительной власти, активной разработки стратегических документов СЭР от федерального до муниципального уровней, отраслевых стратегий, госпрограмм, трансформации прорывных институтов для развития приоритетных территорий страны.

Обсуждение сосредоточилось на конкретизации и операционализации целей федерального уровня по «устойчивому и сбалансированному пространственному развитию» в прогнозы и практики территориального планирования на уровне макрорегионов и субъектов федерации, городских округов.

Участники отметили позитивные тенденции в обсуждении пространственных аспектов социально-экономического и территориального развития регионов, подчеркнув, что пространственное планирование в управленческой деятельности, экспертных исследованиях и практиках профессионального сообщества остается слабо используемым инструментом, практически не влияющим на принятие управленческих решений.

По мнению экспертов, основной причиной невостребованности данного инструмента планирования на практике является отсутствие пространственной
константы – опорного каркасастраны (большая часть территории которой является малопригодной для комфортного проживания), на базе которого принимаются отраслевые и политические решения для развития отдельных регионов.

Участниками дискуссии обсуждены и зафиксированы существующие деформации и особенности пространственного развития России в XXI веке: драйверы роста, принципы выбора приоритетов территориального развития, вызовы для неоднородных по многим факторам территорий и соответствующие дифференцированные государственные политики, эффективность действующих документов пространственного планирования в первую очередь на федеральном уровне.

Участники считают необходимым продолжить совершенствование института пространственной организации страны, акцентируя внимание на следующих вопросах.

1. Актуализация документа стратегического территориального планирования – Стратегии пространственного развития России, определяющего цели и приоритетные задачи долгосрочного развития Российской Федерации.

1.1. Определение и обоснование горизонтов государственного пространственного прогнозирования (в долгосрочном периоде – не короче
2050 года), этапы реализации.

1.2. Усиление статуса документа и обязательность его учета при разработке отраслевых, региональных и других документов планирования путем внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство.

1.3. Закрепление в СПР пространственного каркаса, опирающегося на исторически формировавшиеся системы расселения, социально-экономические и транспортные коридоры (в том числе нереализованные по тем или иным причинам).

2. Дифференциация рисков и сценариев развития для территорий, отличающихся по основным факторам (климатическим, плотностным, ресурсным, трансграничным и т.д.), с учетом объективных ограничений и потенциала.

2.1. Пространственное зонирование страны вне привязки к административно-территориальным границам.

2.2. Масштабирование прогнозных моделей с регионального уровня на уровень макрорегиона и федеральный уровень.

3. Формирование государственного заказа на обновление Стратегии, требований к структуре и содержанию документа пространственного развития страны.

3.1. Привлечение экспертно-научного сообщества и профессионального градостроительного цеха к формированию важных для успешной деятельности градостроителей политических долгосрочных документов.

3.2. Использование наработанных научных исследований, исторических проектов и опыта специалистов в сфере территориального планирования.

3.3. Формирование и визуализация Модели пространственного развития России в долгосрочном периоде.

По результатам обсуждения проблем социально-экономического и пространственного планирования и управления развитием территорий, обеспечения качества среды жизнедеятельности участники Сессии приняли следующие РЕКОМЕНДАЦИИ:

Минэкономразвития России:

Рассмотреть вопрос комплексной и единовременной переработки основных положений законодательства о градостроительной деятельности совместно с Минстроем России в целях гармонизации норм и учета выявляемых проблем.

Рассмотреть вопрос об актуализации документа «Стратегия пространственного развития России до 2025 года» с учетом озвученных рекомендаций.

Минстрою России:

Рассмотреть вопрос об актуализации нормативной базы по планировке территорий и градостроительному зонированию в части озвученных выше рекомендаций.

Рассмотреть вопрос комплексной и единовременной переработки основных положений законодательства о градостроительной деятельности совместно с федеральными ведомствами – Министерством экономического развития, Министерством сельского хозяйства, Министерством природных ресурсов, Министерством культуры – в целях гармонизации норм и учета выявляемых проблем.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

Внедрять комплексный подход к управлению развитием территорий с использованием лучших практик, вести научно-исследовательские работы и их апробацию при разработке комплексных стратегий социально-экономического и пространственного развития регионов и муниципальных образований. Продвигать региональные научные исследования на федеральный уровень с целью применения локального видения долгосрочного развития в документах федерального уровня.

Участникам Сессии:

Способствовать развитию профессионального информационно-образовательного портала в сфере градостроительства, архитектуры и информационных технологий «Управление развитием территории» (адрес – https://urtmag.ru/http://ngup.ru/). Размещать статьи на профессиональные темы, давать предложения по открытию дискуссий.