20.07.2021

Совершенствование правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления

02.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021 № 356-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на гармонизацию законодательства в области обращения с отходами и законодательства, регулирующего перевозки грузов, в части, касающейся транспортирования отходов.


Документом вносятся изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Уточнено понятие «транспортирование отходов» с учетом особенностей транспортного законодательства и видов транспорта, осуществляющего перевозки отходов. В этой связи федеральным законом предусматриваются особенности транспортирования отходов производства и потребления с соблюдением экологических, санитарно-эпидемиологических и иных требований, установленных законодательством об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте, при условии наличия паспорта отходов I–IV классов опасности и соответствующей документации.

В целях повышения эффективности контрольно-надзорных мероприятий, проводимых органами Росприроднадзора и Ространснадзора, устанавливается требование о наличии на транспортных средствах, контейнерах, цистернах специальных отличительных знаков, обозначающих определённый класс опасности отходов. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Грузоотправители (производители, отправители) определяют вид груза, его массу, опасность, отвечают за упаковку и его маркировку, а также за представление соответствующих документов перевозчику.

Также предусматривается возможность использования средств федерального бюджета, поступивших в счет уплаты экологического сбора, на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, возведение некапитальных строений (сооружений), которые необходимы для осуществления деятельности в области обращения с отходами, на их модернизацию и обустройство мест (площадок) накопления отходов.

Другим важным изменением является установление требований к федеральной схеме обращения с твёрдыми коммунальными отходами, федеральной государственной информационной системе учета твёрдых коммунальных отходов, единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров. Оператором указанных информационных систем определен российский экологический оператор.

Кроме того, федеральным законом уточняются требования к федеральной схеме обращения с отходами I и II классов опасности, а также к федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. Строительство, реконструкция и техническое перевооружение федеральным оператором объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I и II классов опасности должны осуществляться в соответствии с инвестиционной программой, разработанной и утвержденной государственной корпорацией «Росатом» по согласованию с Минприроды России и ФАС России.