23.08.2021

О проблемах нацеленности политики федеральных органов власти современной России

Мы живем в веке, в котором более половины населения развитых стран сосредоточено в городских агломерациях. Качество жизни граждан в них во многом предопределено качеством среды, обустроенной градостроительной деятельностью, и во многом определяется нацеленностью политики органов власти страны, определяющей характер ее регулирования. Результаты проводившейся в ФРГ и Японии во второй половине прошлого века политики, нацеленной на совершенствование качества и пространственной организации обустройства территории своих стран, могут служить положительным примером.


Действия федеральных органов власти России в течение трех десятков лет были нацелены на установление и функционирование в стране капиталистического общественного строя. Ключевой его предпосылкой стало форсированное формирование финансово-экономической элиты. Основными средствами стали правовые и организационные меры, способствующие обогащению расхищением и вывозом природных ресурсов страны за рубеж курируемых органами власти ее представителей. Значимое содействие этому оказывало руководство США и их империалистических союзников, накопившее огромный опыт участия в формировании колониальных (по сути) элит стран, ресурсы которых с их помощью расхищались. Поставленная цель была успешно достигнута. Интересы зарубежных коллег, участвующих в расхищении ресурсов страны, часто оказывались представителям этой элиты ближе интересов своего народа, однако мировой империалистической элитой она продолжает восприниматься только как спонсированная ею колониальная, не подлежащая интеграции в ее состав. Будучи сформированной, эта элита обрела представителей в органах государственной власти. Они предельно низко опускали поддерживаемую государством мораль, продвигая свою «либеральную» – «компрадорскую», по сути, идеологию. Накопленный капитал стал расходоваться ими преимущественно в своих корыстных интересах, а не в интересах прогрессивного развития общества и повышения качества жизни граждан своей страны. Низкий уровень профессионализма и социальной ответственности ее представителей в органах государственной власти способствовал возобновившемуся застою в социально-экономическом развитии страны.

Стала предельно актуальной смена нацеленности политики федеральных органов власти на повышение темпов социально-экономического развития, качества и эффективности управления развитием территории России.Они должны осуществлять функции заказчика, представляющего интересы граждан страны и обладающего определенной профессиональной подготовленностью к регулированию градостроительной деятельности. Это предполагает знание подлежащих учету при подготовке градостроительных решений:

– основных объективных закономерностей развития территории и форм их проявления в характере и пространственной организации ее обустройства (планировочной структуре территории, характеризуемой ее пространственным каркасом, районированием и зонированием);

– основных особенностей экологической ситуации, природных, социальных и экономических условий развития территории;

– основных особенностей условий реализации градостроительных решений строительными организациями.

Такими знаниями в первую очередь обладают профессионалы «планировщики» – архитекторы-градостроители, обеспечивающие подготовку и принятие градостроительных решений в документах территориального планирования и градостроительного проектирования. Однако в системе федеральных органов государственной власти регулирование градостроительной деятельности возложено не на профессионалов, а на руководство Министерства строительства и коммунального хозяйства, обладающее профессиональными знаниями преимущественно в области:

– производства строительных материалов и конструкций;

– технических средств и технологий строительства;

– транспортного обслуживания и организации строительства.

В силу предназначения своего ведомства они осуществляют функции представительства интересов строительного бизнеса, которые далеко не всегда совпадают с интересами граждан – реципиентов его деятельности. Уровень осуществления им функций регулирования градостроительной деятельности крайне низок и порождает серьезные проблемы.

Следует отметить, что в истории России регулированию градостроительной деятельности органами государственной власти уделялось особое внимание. Функции его куратора всегда принадлежали первому лицу в органах ее власти. При Петре I и Екатерине II эти органы функционировали непосредственно при них и при их особом покровительстве. Все более актуальным становится изменение сложившейся ситуации с учетом этого опыта.