24.08.2021

О проблемах градостроительной безопасности

Безопасность граждан – одна из главных составляющих функций органов власти современного государства. Относится это и к безопасности преобразованной градостроительной деятельностью среды. Проведенными исследованиями были выделены отвечающие современным условиям: основные уровни принятия решений и проведения мер поддержания градостроительной безопасности, основные виды факторов, подлежащих учету при их принятии и осуществлении.


К числу таких факторов были отнесены:

– характер и пространственная организация обустройства территории (включая наличие возможности быстрой эвакуации людей с мест опасности возникновения чрезвычайных ситуаций);

– территориальное распределение мест с неблагополучной экологической ситуацией и мест распространения опасных для людей инфекций;

– территориальное распределение мест опасности лесных пожаров, опасности затоплений территории, опасности аварийных ситуаций на застроенных территориях, связанных с изношенностью или низкой надежностью конструкций и строительных материалов;

– территориальное распределение сейсмической опасности и других опасных природных явлений и процессов;

– соответствие нормативным требованиям состояния конструкций зданий и сооружений; состояния систем водоснабжения, отведения и очистки стоков; состояния систем энергоснабжения (электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, топливоснабжения); состояния систем удаления и переработки отходов; состояния транспортных систем; состояния информационно-коммуникационных и информационных систем.

На федеральном, межрегиональном и региональном уровнях эти факторы учитываются: принятием правовых и нормативных актов, определяющих характер и порядок осуществления принимаемых защитных мер; отслеживанием соответствующими ведомствами складывающейся ситуации и привлечением к участию в решении возникших проблем своих организационных структур. Для этого необходима система эффективных превентивных мер поддержания градостроительной безопасности (имеется в виду эффективно функционирующая система: правовых и нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность в интересах потребителей сформированной ею среды; территориального планирования и градостроительного проектирования, способствующая максимально эффективному решению проблем градостроительной безопасности; отслеживания факторов, подлежащих учету, и принятия решений, снижающих опасность). Ответственность за ее формирование на федеральном уровне возложена на Министерство строительства и коммунального хозяйства, в руководстве которого нет профессионально подготовленных специалистов, нацеленных на решение этих задач. На ведомства, которые должны поставлять ему информацию о подлежащих учету факторах, ответственность за это не возложена, и она практически до сих пор не сформирована, хотя действительно нужна органам власти, представляющим интересы граждан страны, в отличие от «элиты», которая этих граждан обворовывает.

Достаточно сложна также ситуация на муниципальном уровне, где должна обеспечиваться безопасность преобразованной градостроительной деятельностью среды городских агломераций, в которых в этом веке сосредоточено более половины населения России. Проблема заключается в том, что действующая система административно-территориального деления страны не учитывает изменившихся особенностей пространственной организации обустройства территории страны, освоенной городскими агломерациями. В современных условиях для решения задач поддержания градостроительной безопасности необходим учет состояния среды не только собственно городских, но и межселенных территорий, в пределах которых расположены входящие в состав агломераций городские поселения. Городская агломерация представляет собой только пространственный каркас территории совокупности муниципальных образований, в пределах которой составляющие ее городские поселения расположены. По сути, следует выделять территорию «городского округа», представляющего собой совокупность территорий, подведомственных органам власти входящих в состав агломерации малых и средних городов, муниципальных районов и городских районов больших и крупных городов. Именно такой «городской округ» может и должен становиться объектом регулирования градостроительной деятельности, поддерживающей градостроительную безопасность. В его пределах должны взаимосвязанно рассматриваться факторы, влияющие на состояние частей территории городских поселений и межселенных территорий, на которых расположены коммуникации и объекты инфраструктур, обслуживающих городские поселения, входящие в состав городской агломерации. Система такого регулирования должна решать задачи поддержания безопасности от негативных воздействий с учетом перечисленных выше факторов.