11.01.2022

Общественная стратегия градостроительства

Ответ на заданный вопрос о подразумеваемом мною содержании «общественной стратегии градостроительства».

Полагаю, что должна быть задействована Стратегия участия граждан Российской Федерации в общественных обсуждениях документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки и межевания территорий, застройки земельных участков, благоустройства территорий. Коротко – «Стратегия участия» в общественных обсуждениях проектов развития.


Необходимо использовать потенциал, предоставляемых законодательством возможностей для воздействия общественности на проекты развития территорий и на нормативные документы. Прежде всего – своды правил по планировке и застройке поселений, жилым зданиям, общественным зданиям и другим СП, определяющими комфортность и безопасность городской среды как национальной цели на предстоящее десятилетие.

Стратегия участия является общественной стратегией градостроительства, которой следуют общественность, граждане, заинтересованные лица в диалогах и более широких обсуждениях с представителями местных и государственных органов власти, корпораций, частных инвесторов, вопросов развития территорий, строительства и реконструкции объектов недвижимости, предусмотренных законодательством нормативных актов и т.п.

Для запуска такого института нужно подготовить набор информационных и методических материалов, составляющих общественно-правовое ядро, и ряд стандартных протоколов обсуждений применительно к разным видам обсуждаемых с общественностью документов.

Целесообразно было бы обсудить проект стратегии строительной отрасли и ЖКХ, поскольку сегодня мы имеем веер противоречивых сообщений о том, что с этой стратегией происходит. Может быть, ее уже решено принять в форме, когда граждане страны столкнуться с линиями развития, противоречащими положениям Стратегии национальной безопасности РФ об ограничениях развития столичных мегаполисных агломераций, о развитии малых и средних поселений.

Сегодня граждане сталкиваются с самыми разными трактовками путей пространственного развития страны – от небольшого числа мега-агломераций до предложений о создании новых полюсов развития на Дальнем Востоке, высказанных Сергеем Кожугетовичем Шойгу.

Требуется также консолидированная позиция относительно роли высотных жилых блоков, о территориальных формах развития индивидуального и малого жилищного строительства, о социальной роли нормативов плотности населения и жилого фонда при нарастающей автомобилизации и пандемических санитарных требованиях.

Хорошо, если бы этой работой занялась Е. Чернова и ее лаборатория. РААСН, МААМ, СА могли бы включиться в активную практическую работу по созданию Стратегии участия в развитии. Поскольку обсуждение между органами власти, инвесторами, градостроителями, населением требует прояснения позиций каждой из сторон.

Пока отчетливая позиция и система целей указаны лишь Президентом РФ в форме национальных целей и проектов. Остальные стороны ведут обсуждения преимущественно внутри себя самих и предъявить стратегию, обладающую убедительной и принятой гражданами страны доказательной базой, не могут.