29.04.2022

Город в лабиринте отражений: от ремесленного образца к образу города

Горнова Г. В., Федяев Д. М.

DOI: 10.23951/2312-7899-2022-1-12-23


Информация об авторе:

Горнова Галина Владимировна, Национальный исследовательский университет ИТМО. Доктор философских наук, доцент Института дизайна и урбанистики. Кронверкский проспект, д. 49 А, Санкт-Петербург, 197101, Россия. E-mail: gornovagv@yandex.ru 

Федяев Дмитрий Михайлович, Омский государственный педагогический университет. Доктор философских наук, профессор кафедры философии. Набережная Тухачевского, д. 14, Омск, 644099, Россия. E-mail: fedyaev@omgpu.ru


Исследуется идеальный, эталонный образ города. Цель статьи – проанализировать соотношение идеального образа города и его подобий, отражений первообраза. Для иллюстрации функционирования образа города в качестве идеального объекта используется образ Эмбера из произведения Р. Желязны «Хроники Эмбера». Задачи статьи: во-первых, теоретически описать, как в произведении Р. Желязны воспроизводится метафизическая конструкция платонизма и неоплатонизма; во-вторых, с помощью методологического подхода аналитической психологии К. Г. Юнга показать, что стремление героя вернуться в свой город можно трактовать как движение по пути индивидуации, в котором происходит актуализация архетипа самости, и как стремление человека достичь полноты бытия; в-третьих, проследить использование метафоры отражения в урбанистическом дискурсе мировой культуры, выражающееся, в частности, в «отражении имён», указать на существование механизма изменения иерархической позиции первообраза и отражения; в четвёртых, на материале петербургского текста русской культуры продемонстрировать многоаспектность и парадоксальность урбанистических отражений; в-пятых, проследить генетическую связь между градостроением и ремесленной деятельностью доиндустриальной эпохи. Результатом исследования является описание вещной, процессуальной, субъективной и социальной форм воспроизведения образца, в которых совершается восхождение от ремесленного образца к образу города. Предлагается одна из версий начала проектирования города. Делается вывод о сходстве градостроительного проектирования с ремесленной деятельностью, созданием метафизических систем, построением научных теорий.


Для цитирования:

Горнова Г. В., Федяев Д. М. ГОРОД В ЛАБИРИНТЕ ОТРАЖЕНИЙ: ОТ РЕМЕСЛЕННОГО ОБРАЗЦА К ОБРАЗУ ГОРОДА // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). 2022. Вып. 1 (31). С. 12-23. DOI:10.23951/2312-7899-2022-1-12-23