26.11.2018

Пример представления о пространственном каркасе России

Предлагаем Вашему вниманию статью «Пример представления о пространственном каркасе России», подготовленную коллективом авторов: научным руководителем института Теринформ, почетным академиком РААСН, главным научным сотрудником ЦНИИП Минстроя России М.Я. Вильнером; руководителем транспортного отдела ЦНИИП Минстроя России А.С. Заграничной и научным сотрудником отдела территориальных основ градостроительства ЦНИИП Минстроя России А.Б. Зайцевым.


Одной из составляющих стратегии пространственного развития России должно стать представление о характере изменений обустройства ее территории, начиная с пространственного каркаса страны. Представляя собой иерархически построенную сеть мест сосредоточения людских и сформированных деятельностью человеческого сообщества ресурсов, обслуживающих граждан инфраструктур и связывающих эти места коммуникаций, он практически определяет характер пространственной организации обустройства территории страны, ее районирование и зонирование. Взаиморасположение компонентов пространственного каркаса страны в статье отображено как пространственное распределение точечных и линейных территориальных объектов федерального уровня по рангам их значимости (подробнее в статьях М.Я. Вильнера в журналах: «БСТ», «Зодчий 21 век», «Управление развитием территории»).

В приведенных в данной статье схемах учтены результаты исследований, представленные в НИР З.В. Азаренковой «Транспортно-коммуникационное обеспечение территориального единства России»; в докладе И.Г. Лежавы на сессии РААСН в апреле 2017 г.; в зачитывавшихся на заседаниях рабочей группы Министерства экономического развития РФ «по подготовке Стратегии пространственного развития России» докладах. Авторы ни в коей мере не претендуют на решение задачи подготовки предложений по стратегии развития пространственного каркаса страны, которые должны стать частью подлежащей выполнению по заказу органов федеральной власти схемы территориального планирования РФ, базирующейся на анализе имеющейся и предстоящей формированию информации. В данной статье приводится только условный пример представления о пространственном каркасе и связанном с ним выделением районов самого высокого территориального уровня в привязке к точечным территориальным объектам, осуществляющим функции их центров. Статья содержит представление: об уровнях и примерном составе, точечных, линейных и планарных объектов на каждом из них (планарные объекты показаны при этом только на самых высоких уровнях).

1. Уровни точечных территориальных объектов

1.1. Города федерального значения: Москва; Санкт-Петербург; Севастополь.

1.2. Города – межрегиональные центры и приравненные к ним региональные центры, ориентированные на осуществление части столичных функций: Новосибирск; Екатеринбург; Ростов-на-Дону; Иркутск; Красноярск; Хабаровск; Владивосток; Нижний Новгород; Самара; Воронеж; Краснодар; Ставрополь.

Инфраструктуры, реализующие осуществление этих функций:

– узлы и системы межселенных транспортных, других инженерных и информационных систем, обеспечивающие устойчивые, комфортные условия межселенных связей международного, межрегионального, регионального и местного уровня;

– социально-культурные, образовательные, научные и инновационные центры международного значения; обустройство городской среды на столичном уровне; развитая социальная и производственная инфраструктура межрегионального, регионального и местного уровня;

– системы защиты от опасности чрезвычайных ситуаций, системы охраны природной и историко-культурной среды межрегионального, регионального и местного уровня.

Конкретизация характера развития инфраструктур, определяемая изменением состава центров по этапам реализации стратегии, должна устанавливаться схемой территориального планирования федерального уровня.

1.3. Города – региональные центры и приравненные к ним по значимости: города, являющиеся центрами субъектов РФ; города – центры городских агломераций с крупными транспортными узлами, научными и образовательными, туристическими и курортными центрами, инженерными и производственными объектами международного значения.

Инфраструктуры, реализующие осуществление их функций:

– узлы и системы межселенных транспортных, других инженерных и информационных систем, обеспечивающие устойчивые, комфортные условия межселенных связей регионального и местного уровня;

– социально-культурные, образовательные, научные и инновационные центры федерального значения; обустройство городской среды на высоком уровне; развитая социальная и производственная инфраструктура регионального и местного уровня;

– системы защиты от опасности чрезвычайных ситуаций, системы охраны природной и историко-культурной среды регионального и местного уровня.

Конкретизация характера развития инфраструктур, определяемая изменением состава центров по этапам реализации стратегии, должна устанавливаться схемой территориального планирования федерального уровня.

1.4. Города и иные поселения с объектами федерального значения:

все города и иные поселения с расположенными в них объектами федерального значения (транспортными узлами, научными и образовательными, туристическими и курортными центрами, инженерными и производственными объектами); с узлами и системами межселенных транспортных, других инженерных и информационных систем, обеспечивающими устойчивые, комфортные условия межселенных связей регионального и местного уровня; с социально-культурными, образовательными, научными и инновационными центрами федерального значения; с обустройством городской среды на высоком уровне; с развитой социальной и производственной инфраструктурами регионального местного уровня; с системами защиты от опасности чрезвычайных ситуаций, системами охраны природной и историко-культурной среды регионального и местного уровня.

Конкретизация характера развития инфраструктур, определяемая изменением состава центров по этапам реализации стратегии, должна устанавливаться схемой территориального планирования регионального уровня.

2. Уровни линейных территориальных объектов

2.1. Коммуникации высокоскоростного наземного транспорта международного, федерального и межрегионального уровня с инфраструктурами, обслуживающими внешние связи городов, ориентированных на осуществление столичных функций или их части.

2.2. Коридоры коммуникаций и коммуникации с межгосударственными, федеральными и межрегиональными функциями (железные и автомобильные дороги, крупные реки), играющие роль осей сосредоточения развитых форм расселения и производства с инфраструктурами, обслуживающими интенсивные пассажиропотоки и грузопотоки:

– меридиональные (в направлении север-юг): Мурманск (Архангельск) – Сочи (Астрахань); Волга (и их сухопутные дублеры);

– широтные (в направлении запад-восток): Трансевропейско-Транссибирская (через Смоленск, Москву, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск и т.д.) с выходом к Тихому океану и странам Тихоокеанского бассейна.

Системы коммуникаций, реализующие осуществление их функций международного, федерального и межрегионального уровня: железнодорожного транспорта; автомобильного транспорта; водного транспорта; воздушного транспорта; трубопроводного транспорта; ЛЭП; линий связи.

Конкретизация характера развития транспортных систем, определяемая изменением состава центров по этапам реализации стратегии, должна устанавливаться схемой территориального планирования федерального уровня.

2.3. Коридоры коммуникаций и коммуникации с межгосударственными, федеральными и межрегиональными функциями (железные и автомобильные дороги, крупные реки), дублирующие основные оси расселения с инфраструктурами, обслуживающими преимущественно транзитные грузопотоки:

– меридиональные (в направлении север-юг): Обь; Енисей; Лена (и их сухопутные параллели);

широтные (в направлении запад-восток): параллели транссибирской магистрали.

Системы коммуникаций с функциями международного, федерального и межрегионального уровня: железнодорожного транспорта; автомобильного транспорта; водного транспорта; воздушного транспорта; трубопроводного транспорта; ЛЭП; линий связи.

Конкретизация характера развития транспортных систем, определяемая изменением состава центров по этапам реализации стратегии, должна устанавливаться схемой территориального планирования федерального уровня.

2.4. Узлы коммуникаций скоростного наземного транспорта преимущественно регионального уровня с инфраструктурами, обслуживающими связи городов – центров систем расселения (в первую очередь ориентированных на осуществление столичных функций или их части) с поселениями в этих системах.

2.5. Коридоры коммуникаций и коммуникации с межгосударственными, федеральными и межрегиональными функциями (железные и автомобильные дороги, крупные реки), имеющие стратегическое значение (строительство которых в значительной мере может быть осуществлено в относительно отдаленной перспективе), связанные с обустройством узлов освоения территории и ее ресурсов инфраструктурами, обслуживающими потоки пассажиров и грузов:

меридиональные (в направлении север-юг): Обь; Енисей; Лена (и их сухопутные дублеры);

широтные (в направлении запад-восток): параллельно северному морскому пути (через Хабаровск и т.д.) с выходом к Тихому океану и странам Тихоокеанского бассейна.

Системы коммуникаций с функциями международного, федерального и межрегионального уровня: железнодорожного транспорта; автомобильного транспорта; водного транспорта; воздушного транспорта; трубопроводного транспорта; ЛЭП; линий связи.

Конкретизация характера развития транспортных систем, определяемая изменением состава центров по этапам реализации стратегии, должна устанавливаться схемой территориального планирования федерального уровня.

2.6. Коридоры коммуникаций и коммуникации, связывающие города – региональные центры с городами и другими поселениями региона, имеющими объекты федерального значения, с инфраструктурами, обслуживающими пассажиропотоки и грузопотоки.

Системы коммуникаций с функциями международного, федерального и межрегионального уровня: железнодорожного транспорта; автомобильного транспорта; водного транспорта; воздушного транспорта; трубопроводного транспорта; ЛЭП; линий связи.

Конкретизация характера развития транспортных систем, определяемая изменением состава центров по этапам реализации стратегии, должна устанавливаться схемой территориального планирования регионального уровня.

3. Уровни планарных территориальных объектов

3.1. Российская Федерация.

Инфраструктуры, реализующие осуществление функций регулирования пространственного развития:

– организационные структуры федеральных органов государственной власти, осуществляющих контроль развития инфраструктур и реализации ими установленных принятой стратегией функций в территориальных объектах федерального и межрегионального значения;

– федеральные, межрегиональные и региональные научные и общественные организации, участвующие на профессиональной основе в разработке и обсуждении стратегии, разработке Схем территориального планирования федерального и межрегионального уровня, конкретизирующих решения стратегии.

3.2. Федеральные округа.

Инфраструктуры, реализующие осуществление функций регулирования пространственного развития:

– организационные структуры органов государственной власти в округах, осуществляющих контроль развития инфраструктур и реализации ими установленных принятой стратегией функций в территориальных объектах федерального и межрегионального значения;

– межрегиональные и региональные научные и общественные организации, участвующие на профессиональной основе в разработке и обсуждении стратегии, разработке Схем территориального планирования межрегионального уровня, конкретизирующих решения стратегии;

3.3. Макрорегионы – межрегиональные, территориально-хозяйственные комплексы, образуемые группами субъектов РФ, на основе формирования в них групп городских агломераций, развитие которых взаимно связано:

– Московский (включающий в себя: Московскую, Тверскую, Ярославскую, Костромскую, Владимирскую, Ивановскую, Рязанскую, Тульскую, Калужскую, Брянскую, Смоленскую, Орловскую области);

– Санкт-Петербургский (включающий в себя: Карелию, Мурманскую, Петрозаводскую, Санкт-Петербургскую, Архангельскую, Вологодскую, Новгородскую и Псковскую области, республику Коми и Ненецкий АО);

– Новосибирский (включающий в себя: Новосибирскую, Новокузнецкую, Кемеровскую, Томскую области, Алтайский край и Горный Алтай).

– Екатеринбургский (включающий в себя: Свердловскую, Пермскую, Тюменскую, Курганскую, Челябинскую области, Удмуртию и Башкирию, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО);

– Нижегородский (включающий в себя: Кировскую, Казанскую и Пензенскую области, Марийский, Чувашский и Мордовский АО);

– Самарский (включающий в себя: Самарскую, Ульяновскую, Пензенскую, Саратовскую и Оренбургскую области);

– Воронежский (включающий в себя: Курскую, Белгородскую, Воронежскую, Липецкую и Тамбовскую области);

– Ростовский (включающий в себя: Волгоградскую область, Крым и Краснодарский край);

– Ставропольский (включающий в себя: Ставропольский край; Астраханскую область; республики Калмыцкую, Кабардино-Балкарскую, Чеченскую, Северную Осетию и Дагестан);

– Владивостокско-Хабаровский (включающий в себя: Хабаровский и Приморский край, Чукотский АО, Магаданскую, Камчатскую, Сахалинскую и Амурскую области, Еврейский АО);

– Иркутский (включающий в себя: Республики Бурятия и Якутия, Иркутскую и Читинскую области);

– Красноярский (включающий в себя Красноярский край, Республику Хакассия и Республику Тыва).

Инфраструктуры, реализующие осуществление функций регулирования пространственного развития:

– организационные структуры объединений представительств органов региональной власти территориальных объектов, входящих в состав макрорегионов; организационные структуры объединений представительств органов муниципальной власти агломераций, входящих в их объединения (включая их объединения при образовании конурбаций);

– организационные структуры региональных органов власти, осуществляющих контроль развития инфраструктур и реализации ими установленных принятой стратегией функций в территориальных объектах межрегионального и регионального значения;

– межрегиональные, региональные, межмуниципальные и муниципальные научные и общественные организации, участвующие на профессиональной основе в разработке и обсуждении стратегии, разработке Схем территориального планирования межрегионального, регионального и межмуниципального уровня, конкретизирующей решения стратегии.

4. Изображение ожидаемых результатов реализации развития «Пространственного каркаса России» к расчетному сроку приведено на прилагаемых схемах.

Литература:

Аникеев В.В., Владимиров В.В. Градостроительные проблемы совершенствования административно-территориального устройства. Труды РААСН, серия «Теоретические основы градостроительства». М., УрСС. 2002.

Вильнер М.Я. О планировочной структуре в районной планировке. Сборник научных трудов. ЦНИИП градостроительства. М., 1973.

Вильнер М.Я. О структурообразующем каркасе территории России. Журнал «Недвижимость и инвестиции». Правовое регулирование, № 2 (39), г. Москва, июль 2009 г.

Вильнер М.Я. О стратегии развития территории России. Вестник «Зодчий. 21 век» – информационно-аналитический журнал, № 3/2009, г. Санкт-Петербург.

Вильнер М.Я. Основы территориального планирования в Российской Федерации. Москва. НП «СРОСЭКСПЕРТ» и ООО Издательский дом «ГРАД-ИНФО», 2016 г. (186 стр.).

Вильнер М.Я. О стратегии пространственного развития России. Журнал «Управление развитием территории», № 3/2016 г.

Вильнер М.Я. О регулировании градостроительной деятельности в России. Мнение специалиста. Журнал «БСТ» № 4 (1) – 2016 г.

Вильнер М.Я. Методологические основы разработки стратегии пространственного развития. Вестник «Зодчий. 21 век» – информационно-аналитический журнал № 1/2017, г. Санкт-Петербург.

Вильнер М.Я. Методологические подходы к стратегическому планированию пространственного развития РФ. «Управление развитием территории», № 4/2016 г.