26.11.2018

О направленности стратегии пространственного развития России

Статья о направленности стратегии пространственного развития России.


Рассматривая широко известные наборы ключевых факторов, оказывающие влияние на развитие современных государств (по крайней мере в течение ближайшего отрезка их истории), можно остановиться на представлении, что их судьбы определяются характером:

– участия в мировом научно-техническом прогрессе и пользования его результатами; включая влияние внешних связей на их социальное и экономическое развитие;

– культуры их общества (как совокупности связанных с его историческим опытом знаний и представлений, их отражения в образе жизни, характере и результатах основных видов деятельности);

– исторически сложившейся и осуществляемой деятельностью их граждан по пространственно-организованному обустройству среды их обитания.

Характер участия общества в мировом научно-техническом прогрессе и пользовании его результатами определяет технологии обустройства среды жизнедеятельности его граждан, его структуризацию по набору основных видов их профессий, а в сочетании с характером культуры определяет и его социальную структуру.

Характер культуры общества определяет направленность использования им достижений научно-технического прогресса (для блага основных слоев общества и цивилизации, для блага преимущественно политической и экономической элиты, для установления господства в мире…), особенности статуса и поведения его экономической и политической элиты.

Характер обустройства среды обитания граждан, начиная с его пространственной организации, определяет условия формирования человеческого капитала и степень связности функционирования частей государства как предпосылок поддержания его целостности, повышения интенсивности и устойчивости экономического развития.

Решение задач управления пространственной организацией обустройства территории страны, ориентированное на среднесрочную и долгосрочную перспективу, начинается с формирования и проведения стратегии ее пространственного развития.

Стратегия пространственного развития страны в конечном счете определяется:

– направленностью проводимой органами власти политики;

– сложившимися условиями ее реализации (характеризуемыми в первую очередь: демографической ситуацией; структурой общества; человеческим капиталом и технологиями его формирования; состоянием систем правового и нормативного, технического и административного регулирования использования и обустройства территории страны; ее природными условиями и ресурсами; структурой ее пространственного каркаса, районирования и зонирования, составом и характером инфраструктур в привязке к ним и возможностью использования их услуг потребителями);

– составом, характером и последовательностью мер, предлагаемых для реализации принятой стратегии (определением направленности планируемого развития пространственного каркаса, районирования и зонирования территории, изменений состава и характера реализующих это развитие инфраструктур и мер, способствующих возможности эффективного пользования ими; планируемыми изменениями характера систем правового и нормативного, технического и административного регулирования использования и обустройства территории страны).

Направленность проводимой органами власти страны политики определяется характером выбора ее экономической и политической элиты. На подходящем к завершению отрезке истории, после поражения СССР в холодной войне, определились рамки возможных альтернатив этого выбора с позиций, которые у ее различных представителей далеко не всегда совпадают. Могут рассматриваться различные аспекты их позиций, в том числе связанные с приоритетностью эгоистичных или прагматичных подходов, последствия выбора которых окажут значимое влияние на характер стратегии пространственного развития. В частности, этот выбор может быть нацелен:

1. На продолжение роста сверхдоходов части представителей верхушки элиты, позволяющей им интегрироваться в состав элиты ряда развитых стран, путем ориентации экономики России преимущественно на вывоз ресурсов за рубеж в условиях низкой материальной заинтересованности большей части ее граждан активно участвовать в обеспечении прогрессивного характера экономического и социального развития страны, связанной с занижением доли их доходов, ценой обострения социальной напряженности, снижения Россией конкурентоспособности, а в дальнейшем и способности оставаться великой державой.

2. На поддержание роли России в качестве великой державы путем оптимизации характера ее пространственного, социального и экономического развития, создания предпосылок его прогрессивного характера и устойчивости при снижении остроты проблем расслоения общества мерами, способствующими удовлетворению материальной заинтересованности работающих граждан в повышении интенсивности и качества своего вклада в обеспечение этого; ценой повышения требований к доле своего вклада в развитие страны, при некотором снижении доли своих доходов.

При первой направленности состав, характер мер, предлагаемых для реализации принятой стратегии, останется преимущественно инерционным, способствующим дальнейшему:

– притоку трудовых и интеллектуальных ресурсов преимущественно в Московскую и Санкт-Петербургскую городские агломерации за счет продолжающегося оттока их из регионов страны (преимущественно из Сибири и Дальнего Востока, особенно из сельской местности и малых городских поселений);

– развитию инфраструктур, ориентированных на создание предпосылок роста вывоза ресурсов за рубеж.

При второй направленности состав, характер мер, предлагаемых для реализации принятой стратегии, будет обеспечивать:

а. Проведение конструктивных изменений характера систем правового и нормативного, технического и административного регулирования использования ресурсов и выбора мер обустройства территории страны (характера и территориального распределения: использования природных ресурсов; структуры общества, его социального и экономического развития, начиная с мер формирования и интенсификации использования человеческого капитала; пространственной организации обустройства территории; развития инфраструктур) путем перехода к системе, способствующей поддержанию прозрачности процесса принятия управленческих решений, высокого профессионализма и гражданской ответственности лиц, принимающих их, на основе использования передовых человеко-машинных информационных технологий.

б. Планирование на среднесрочную и долгосрочную перспективу изменений пространственной организации обустройства территории страны, определяющее:

– развитие ее пространственного каркаса (иерархически построенной сети населенных мест и связывающих их коммуникаций), способствующее интенсификации развития и использования человеческого капитала (это в первую очередь: значимый рост количества городов, способных осуществлять часть столичных функций, с формированием соответствующих городских агломераций, инновационных центров и территориально-хозяйственных комплексов; развитие систем расселения курируемых ими регионов; развитие на федеральном уровне системы скоростных пассажирских, начиная с железнодорожных, наземных коммуникаций, связывающих эти города и интегрированные с ними системы пригородного сообщения, в системы связей международного уровня), повышающее возможность пользования услугами инфраструктур федерального уровня их потребителями в регионах страны;

– районирование и зонирование ее территории, определяемое предлагаемым развитием пространственного каркаса (это в первую очередь иерархически построенное членение территории страны по составу территориальных объектов как объектов регулирования градостроительной деятельности; функциональных и средовых зон в них, на основе которого устанавливается система градостроительных регламентов), способствующее повышению эффективности использования и обустройства территории страны.

в. Планирование на среднесрочную и долгосрочную перспективу изменений состава и характера реализующих предусматриваемые изменения пространственного каркаса страны инфраструктур федерального уровня (с использованием инновационных технологий, способствующих повышению возможности пользования их услугами всех потребителей в регионах страны).

г. Принятие мер, способствующих опережающему развитию: транспортных инфраструктур федерального уровня – узлов транспортных коммуникаций федерального значения во взаимодействии с узлами межрегиональных систем расселения и пригородного транспорта, связывающих эти узлы скоростных наземных коммуникаций, коридоров и отдельных видов этих коммуникаций федерального значения; систем создания предпосылок обеспечения взаимной согласованности функционирования инфраструктур федерального уровня положениями соответствующих документов территориального планирования; систем иерархически дифференцированных по территориальным уровням стандартов требований и технологий обеспечения их соблюдения, создающих предпосылки эффективного регулирования градостроительной деятельности (это в первую очередь требования к качеству среды, сформированной этой деятельностью, а также к определяющим характер ее регулирования положениям, материалам и действиям: документов территориального планирования и градостроительного проектирования, включая требования к структуре их содержания и технологии разработки; актов ее правового и технического нормативного регулирования, включая требования к структуре их содержания и технологии обеспечения соблюдения их положений; административно-управленческих структур, включая требования к контролю эффективности принятых ими решений и мониторинга их исполнения, организации обмена соответствующим российским и зарубежным опытом, мер создания предпосылок активного участия реципиентов реализации градостроительных решений в подготовке их принятия, включая требования к обеспечению их информирования и просвещения; систем информационного обеспечения, включая требования к структуре их содержания и технологии ведения; систем организации разработки научных основ, методологий, методик и технологий управления пространственным развитием; систем подготовки, поддержания требуемого уровня квалификации и сертификации лиц, профессионально участвующих в этой деятельности).

д. Принятие для городов, способных осуществлять часть столичных функций, решений о субвенциях и других мерах (направленных на развитие и стимулирование вложений инвестиций бизнеса на инфраструктуры федерального уровня, а не через посредничающие территориальные органы власти) для каждого из видов инфраструктур федерального уровня (социальных, производственных, транспортных и других инженерных, обеспечения сохранения и рационального использования природной и историко-культурной среды; защиты граждан, их собственности и среды жизнедеятельности от опасных внешних воздействий природных или техногенных процессов и терроризма).

е. Принятие для городов, способных осуществлять часть столичных функций, решений, способствующих развитию на инновационной основе особо значимых объектов федерального уровня (для социальных инфраструктур: инновационных, научно-исследовательских и образовательных, культурных, рекреационно-курортных, рекреационно-туристических и спортивных центров; для производственных инфраструктур: научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров, профилированных специальных образовательных, проектных и проектно-строительных центров; для инженерных инфраструктур: узлов систем энергоснабжения федерального значения; связывающих эти узлы коммуникаций систем энергоснабжения; связывающих эти узлы коммуникаций систем энергоснабжения; узлов федерального значения систем водоснабжения, отведения и очистки стоков, удаления и переработки отходов, информационно-коммуникационного обеспечения).