28.12.2018

Научные исследования в создании системы управления развитием территорий

Статья о необходимости проведения научных исследований при разработке всего комплекса документов и решений, реализация которых направлена на повышение эффективности управления развитием территорий регионов и муниципальных образований для создания благоприятной среды жизнедеятельности и улучшения предпринимательского климата.


Целью статьи поставлено доказательство необходимости проведения научных исследований при разработке всего комплекса документов и решений, реализация которых направлена на повышение эффективности управления развитием территорий регионов и муниципальных образований для создания по-настоящему благоприятной среды жизнедеятельности и улучшения предпринимательского климата, так как первое без второго не достижимо.

К таким документам мы относим: стратегию социально-экономического развития (включающую концепцию пространственного развития, демографический и инвестиционный прогнозы) и план её реализации; документы территориального планирования; программы комплексного развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур; документацию по планировке территорий; концепции и правила благоустройства; правила землепользования и застройки; информационно-аналитические системы управления развитием территорий.

Почему это доказательство важно?

Разве нельзя, если есть такое убеждение, просто включать в состав работ научные исследования и добиваться лучшего результата?

Можно, но наша цель добиться общего понимания, признания верности тезиса «эффективное управление территориями без научных исследований невозможно» на всех уровнях, доказать такую необходимость всем участникам процессов управления развитием территорий:

-                   в первую очередь – руководителям регионов и городов, так как нашим регионам и городам необходимо не просто «устойчивое развитие», а рывковое стремительное развитие-преобразование, такое волшебное перевоплощение, которое вырвет наши регионы и города из серости и прозябания. У нас нет волшебства, но у нас есть наука!

-                   во вторую очередь – руководителям профильных министерств и ведомств, утверждающих руководства и инструкции по разработке названных документов, определяющих требования к их содержанию и нормативные трудозатраты на их разработку, несущих ответственность за правила и порядки проведения торгов в рамках государственных и муниципальных закупок. Необходимо прекратить сложившуюся в последнее время тенденцию «упрощения» сложнейших по своему содержанию и роли документов. Нельзя упрощать сложное!

-                   в третью очередь – профессиональному сообществу, стратегам и градостроительным проектировщикам, учёным и преподавателям, общественным деятелям и активным гражданам, причисляющим себя к урбанистам. Только знания, труд и талант, объединённые наукой, могут победить посредственность и бедность российских городов и сёл!

Проблематика

Управление развитием территорий регионов и городов осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, основываясь на принятых решениях – результатах разработанных и утверждённых в соответствии с действующими законами и другими нормативно-правовыми актами документов.

Целью государственного или муниципального управления является повышение качества жизни граждан и улучшение среды жизнедеятельности в регионах и муниципальных образованиях. Рассмотрим вопросы влияния управленческих решений на качество среды жизнедеятельности как важнейшего компонента качества жизни человека в городе (городском округе), предполагая, что эти вопросы актуальны для любого типа поселения. Повышение и улучшение не должны быть абстрактными, неопределёнными, неизмеримыми. Следовательно, качество среды необходимо исследовать: оценить, охарактеризовать, определить его качественные и количественные показатели на современном этапе и на планируемый к реализации (расчётный) период. Оценка качества среды требует проведения научных исследований как пространственных (градостроительных, географо-экологических), результатом которых является определение характеристик природной и техногенной среды, то есть характеристик «недвижимого» городского состояния, так и гуманитарных (социологических), направленных на выявление отношения людей к этому «недвижимому» состоянию. Гуманитарные исследования являются определяющими, именно они формируют основополагающие городские ценности, исходя из которых должны выстраиваться цели и задачи стратегии социально-экономического и пространственного развития города на определённый срок (как правило, это 20-30 лет, период изменений, заметный для одного поколения людей, но реализуемый несколькими управленческими командами).

В то же время гуманитарные исследования не могут дать исчерпывающие сведения для определения целей и задач городского развития на определённый расчётный срок, так как цели, сформулированные исходя только из желаний горожан, могут быть утопичными, нереализуемыми, по крайней мере, именно в этот установленный срок. Большую опасность несёт в себе позиция, часто обосновывающая принятие необоснованных решений, – ради будущих поколений. Любое принятое решение должно быть чётко сформулировано, и результат его определён на конкретный период.

Для определения достижимых целевых показателей наряду с гуманитарными исследованиями необходимо проведение исследований экономических, включающих в себя оценку бюджетных и иных инвестиционных возможностей с учётом демографического и инвестиционных прогнозов развития города.

Город – это сложная система. И это утверждение не требует доказательств, это – аксиома. Управление развитием сложной системы требует глубокого научного подхода и не терпит упрощений.

Задачи научных исследований

Для достижения цели эффективного управления необходимо выстроить ряд задач научных исследований, который в самом общем выражении может быть сформулирован следующим образом.

Первая задача необходимого для создания системы управления развитием территории научного исследования – комплексная оценка современного состояния и использования территории города, выявление основных характеристик жизнеустройства, отношения жителей к городу в целом и его конкретным территориям, определение места и роли города в системе расселения с учётом возможных агломерационных эффектов и связей.

Вторая задача – формулирование основных городских ценностей и на их основе определение целей и целевых показателей социально-экономического и пространственного развития.

Третья задача – выбор наиболее эффективного сценария развития, обеспечивающего достижение целевых показателей наилучшим способом (максимально быстро и с наименьшими затратами). Сценарий формализуется в своеобразный бизнес-план городского развития, включающий описание мероприятий, их последовательность и предполагаемые источники финансирования.

Четвертая задача – создание информационно-аналитической системы управления развитием территории, включающей в себя организационную, правовую, методическую, информационную и технологическую компоненты. Система обеспечит накопление знаний о городе и применение передовых инновационных научных методов исследования городских процессов на любом из периодов реализации принимаемых планов и программ. Система также обеспечит мониторинг и возможность моделирования изменений, в том числе вариантного прогнозирования, в целях выбора наилучшего решения.

Пятая, шестая, седьмая и все последующие задачи определяются бизнес-планом городского развития и корректируются в результате деятельности по мониторингу и прогнозному моделированию.

Какая наука отвечает за исследование системы городского развития?

Вся деятельность по созданию и реализации системы управления городским развитием должна быть организована как деятельность научно-исследовательская, и только при таком условии города могут изменяться к лучшему, могут быть интересны людям. Традиционно с советского периода науку о развитии территорий принято называть градостроительной наукой или градостроительством. Однако с учётом текущих изменений законодательства современное градостроительство всё больше уходит от глубокого научного содержания, склоняясь к простым действиям по размещению объектов, что можно сравнить с переходом от высшей математики к примитивной арифметике. Эту тенденцию необходимо прекратить самыми решительными действиями.

Даже привычная терминология требует изменений. Градостроительство изначально понималось (и теперь понимается в профессиональной среде) как деятельность и как наука, направленная на создание или преобразование города как единого комплексного объекта. Градостроитель – созидатель, создатель, творец, архитектор единого объекта – города, архитектор пространства. Но градостроительное законодательство постепенно видоизменилось таким образом, что суть градостроительной деятельности вполне логично ограничить деятельностью по архитектурно-строительному проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства и их комплексов, то есть отдельных частей, компонент целого объекта – города.

Наряду с термином «градостроительство» мы будем применять более полный, более содержательный (с авторской точки зрения) термин «градоустройство».

Градоустройство – наука о жизнеустройстве, о социально-экономическом и пространственном развитии городов и других населённых мест. Над точным определением предлагаемого термина, не рождённого только что, в процессе написания этой статьи, а уже достаточно прижитого и осмысленного в профессиональной среде, предстоит ещё серьёзно думать, ибо народная мудрость говорит: «Как ты лодку назовёшь, так она и поплывёт» (что, собственно, мы вынуждены констатировать, наблюдая последовательную трансформацию термина «градостроительство»).

Градоустройство – это научно-исследовательская деятельность, направленная на получение, применение и распространение новых знаний о населённых и подлежащих заселению территориях, включающая поисковые и прикладные научные исследования для достижения практических целей и решения конкретных задач создания качественной благоприятной среды жизнедеятельности.

Градоустройство – это научно-техническая деятельность, направленная на получение, применение и распространение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных задач обеспечения функционирования города как единой системы в пространстве и времени, представляя картину города в форме своеобразного пространственно-временного континуума, моделируя и изучая его в четырёх основных измерениях, три из которых относятся к пространственным характеристикам, а четвёртое – к временным.

В составе научно-исследовательской деятельности в обязательном порядке должны проводиться и экспериментальные разработки, направленные на создание новых методов исследования, планирования, регулирования и мониторинга процессов градоустройства.

Если градоустройство – это наука, значит, при решении задач градоустройства могут применяться все основные общенаучные методы исследования: общелогические, теоретические и эмпирические.

Посмотрим, так ли это?

Общелогические методы

Комплексная оценка социально-экономического и ресурсного потенциала территории выполняется посредством применения общелогических методов: анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии. Анализ включает в себя расчленение, разложение объекта исследования на составные части – территория города представляется в форме планировочной структуры, и каждый её элемент обладает своими характеристиками, определёнными в соответствии с классификационными требованиями. Вся городская семантика раскладывается в систему знаний, которую исследователь градоустройства синтезирует и делает вывод о состоянии города в целом через свойства природной и культурной среды города и его конкретных инфраструктур (социальной, коммунальной, транспортной, жилищной, производственной, рекреационной).

В градоустройстве широко применяется индуктивный метод исследования, от частного к общему, от фрагментарных исследований конкретных жилых территорий формируется знание о существующих морфотипах, выявляются достоинства и недостатки каждого из них, формулируются общие лучшие качества, в результате создаётся представление о приоритетах жилищного развития.

Сложное познание городской системы приводит к частным, индивидуальным выводам в отношении отдельных уникальных пространств, посредством дедуктивных умозаключений «выращивается» новое представление о возможном лучшем преобразовании среды.

При прогнозировании желаемого качества среды на планируемых к освоению территориях при определении градостроительной ценности этих территорий незаменимым методом научного исследования является метод аналогии. Здесь применяются данные анализа, включающие количественные и качественные характеристики существующих освоенных территорий, включая и отношение граждан, и рыночную стоимость недвижимости, и рентабельность объектов бизнеса. Лучшие сочетания характеристик существующих градостроительных комплексов закладываются в условия освоения новых территорий.

Теоретические методы

Несмотря на исключительно практическую значимость градоустройства, в исследовании невозможно обойтись без теоретических методов. Гипотетический метод как способ исследования с использованием научной гипотезы, т. е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления, применяется как при оценке качества жизнеустройства на определённой территории, так и при выявлении причин отношения горожан к своему городу. Например, нет точных данных, почему из города на протяжении ряда лет уезжает молодёжь. Причин может быть множество – недостаточно развлечений, мало высших учебных заведений, серость общественных пространств и многое другое. Здесь исследователь на подобии терапевта использует все конкретные данные, но не имеет единой формулы для постановки диагноза, он делает это гипотетически. Насколько более профессионален исследователь, настолько более точным будет его диагноз. Гипотетический метод мы также называем методом профессионального предвидения. Этот метод позволяет нам выработать такое представление о будущей среде, которое не только соответствует лучшим существующим образцам городских пространств, но и будет превосходить их по своим качествам, позволяя планировать в дальнейшем создание лучших, ещё не существующих в действительности городских структур и комплексов.

Градоустройство – наука об изучении и преобразовании сложной системы – города, состоящей из живой природной и созданной многими поколениями людей культурной среды, из совокупности возведённой недвижимости и самое главное – населённой горожанами, каждый из которых исполняет множество ролей, он же житель, он же предприниматель, он же студент… При этом каждый из жителей не постоянен в своей роли, из школьника он превращается в студента, из студента – в учёного, из сына – в отца…

Градоустройство не разовая задача, невозможно раз в двадцать лет разработать и утвердить генплан и спокойно «по писанному» жить-поживать и добра наживать. Люди не роботы, они будут вести себя так, как хотят, в рамках закона, конечно. Поэтому наука градоустройства должна всё время, постоянно изучать город и совершенствоваться.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись цифровизация знания и процесса исследования. Поэтому для постоянного изучения города и совершенствования системы управления его развитием необходимо применение метода формализации, который используется при разработке системы технических требований к созданию базы цифровых данных об объектах градостроительной деятельности и городской среды в целом. База данных включает в себя данные о современном состоянии и использовании территории города, о действующих ограничениях (зоны с особыми условиями использования территорий, зоны охраны памятников истории и культуры, административно-территориальные границы, границы земельных участков), о существующих объектах капитального строительства жилого и производственного назначения, об объектах всех видов инфраструктур, объектах, планируемых к реализации, и т.д.

Формализации требуют и характеристики, связанные с отношением жителей к городу, к его конкретным территориям, к условиям жизнедеятельности. Также в условиях несовершенной законодательной и нормативно-правовой базы необходимо использование искусственного формализованного языка, который в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка (для целей научного исследования), как многозначность, неточность, неопределенность.

Особенное место в науке градоустройства занимает метод обобщения, подразумевающий установление общих свойств и отношений объектов и явлений, определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки объектов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не только существенных, а любых признаков объекта или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Обязательным в градоустройстве является применение исторического метода, который заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности. Город создаётся веками и несёт в себе не только культурное, но и политическое, экономическое наследие, что в совокупности составляет «историческую память города». Приведём пример, казалось бы, тривиальный: построенные в советский период микрорайоны как единые градостроительные комплексы необходимо разделить на отдельные объекты недвижимости – земельные участки. Однозначного решения для всех советских микрорайонов во всех российских городах нет! В каждом городе, в каждом микрорайоне необходимо проведение специального исследования с применением множества научных методов, в том числе и исторического, и тогда будет найдено не идеальное (идеального решения здесь быть не может, так как социально-экономическая ранее признанная закономерность общественной собственности опровергнута ныне действующим институтом частной собственности), но максимально приближенное к лучшему из возможных решение.

Одним из ключевых теоретических методов в исследовании города как сложной системы, безусловно, является метод системного анализа. Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей, ее компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что существующие взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов. При анализе явлений и процессов в сложных городских системах рассматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второстепенное.

Эмпирические методы

К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование. И все эти научные методы без исключения применяются в градостроительном исследовании, являясь незаменимыми в науке градоустройства.

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. Каждый градостроительный проектировщик знает, что невозможно разработать качественный генеральный план без так называемого натурного обследования территории, без обследования «ножками». И даже теперь при доступности космических снимков в интернете без личного обследования создать генплан как план изменения города к лучшему невозможно!

Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта – территории города, которые устанавливаются путем наблюдения или измерения. Описание формализуется в виде текста пояснительной записки о существующем состоянии и использовании территории. В настоящее время традиционные методы описания дополняются методами цифрового описания с применением методов формализации, о котором уже говорилось.

Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод применяется в комплексной оценке городской территории для определения в том числе обеспеченности населения объектами социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры.

Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном. Так, числовые значения, характеризующие мощности существующих объектов инфраструктуры, сравниваются с нормативными. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности и позволяет сделать выводы о дефиците либо избыточности социально значимых объектов в пределах исследуемой территории. Особенно важным в градоустройстве является измерение качественного показателя. Недопустимо применение таких показателей, как «да» и «нет», которые до сих пор присутствуют во многих методических документах и даже в дорожных картах по улучшению инвестиционного климата, утверждённых Правительством РФ. Разве может влиять на инвестиционный климат само по себе наличие генерального плана? Конечно, нет! В чём измерить качество генерального плана для оценки влияния его решений для улучшения инвестиционного климата (которые также нужно научиться измерять)?

Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств. Например, сравнивая жилые кварталы по качеству среды, сопоставляются как мнения жителей и других экспертов, так и показатели, полученные расчётным способом: плотность застройки; уровень благоустройства (показатель сложно определяемый, требует как количественных, так и качественных оценок); обеспеченность социально значимыми объектами. Сравнение широко применяется как при определении рейтингов городов, так и в постановке задач для изменения места в рейтинге.

Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления или процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза. Для проверки предполагаемого сценария развития города или планировочных принципов организации жилого квартала эксперименты проводятся на выборочных территориях. Например, новое, даже научно-обоснованное представление о лучших планировочных решениях, целесообразно не реализовывать на всех планируемых к освоению территориях, а лучше провести эксперимент на территории одного квартала, получить практические результаты и тиражировать метод только при результатах положительных. Часто эксперименты по внедрению новых методов проводятся в форме пилотных проектов.

Моделирование – метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью (объектом), содержащей существенные черты оригинала. Генплан – это и есть модель будущего города, в которой сохранены незыблемые основательные свойства существующего города и внесены те изменения, которые на основе комплексных научных исследований признаны городским сообществом необходимыми для создания в будущем благоприятной среды жизнедеятельности. Сам генплан (планировочная структура и функциональное зонирование с размещёнными объектами местного значения) имеет ту же физическую природу, как и созданный на этапе комплексной оценки опорный план (план современного состояния и использования), отражающий существующую планировочную структуру и современное функциональное использование с существующими объектами, поэтому его можно отнести к физической модели, которая должна быть создана по единым техническим требованиям (об этом говорилось ранее) и будет использоваться при мониторинге реализации генерального плана через комплексные программы развития социальной, транспортной и коммунальной инфраструктур.

При разработке решений территориального планирования применяются и более сложные – математические и цифровые модели. Математическая модель – это математическая абстракция, характеризующая физический, биологический, экономический или какой-либо другой процесс. Математические модели при различной физической природе основаны на идентичности математического описания процессов, происходящих в них и в оригинале.

Математическое моделирование – метод исследования сложных процессов на основе широкой физической аналогии, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями. Так, благодаря сходству показателей рыночной стоимости недвижимости и её физических и экономических характеристик можно получить температурную карту градостроительной ценности на всю территорию города, включая территории, подлежащие новому освоению либо градостроительному преобразованию. Характерная особенность и достоинство данного метода – возможность применять его к отдельным участкам сложной городской системы, а также количественно исследовать явления, трудно поддающиеся изучению на физических моделях.

Без цифровых моделей уже не может обойтись ни один градостроительный проект. Повсеместно распространено применение цифровых моделей местности, представляющих собой цифровые картографические модели, содержащие данные об объектах местности и их характеристиках. Будущее же мы видим за созданием цифровых моделей развития городов, создание которых потребует ещё множество научных исследований и экспериментов.

Результат научных и прикладных исследований – лучшие практики

Достижение цели – создание благоприятной среды жизнедеятельности, соответствующей потребностям современного общества, без постоянного совершенствования методов управления и создания наилучших условий для привлечения инвестиций в развитие территорий невозможно. Правительством РФ создано агентство стратегических инициатив (АСИ) по продвижению приоритетных проектов [4], направленных на улучшение предпринимательского климата, основу которых составляют лучшие региональные и местные практики.

Лучшие практики могут формироваться в регионах и муниципальных образованиях только на основе научных и прикладных исследований, проводимых при подготовке стратегических и тактических документов, решения которых составляют систему мер управления развитием регионов и городов. К таким документам относятся: стратегии социально-экономического развития и планы их реализации; нормативы градостроительного проектирования; документы территориального планирования и программы их реализации в виде программ комплексного развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур; документация по планировке территорий; правила землепользования и застройки; правила и программы благоустройства; информационно-аналитические системы управления развитием территорий, включающие в себя информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и автоматизированные системы, обеспечивающие исполнение муниципальных функций предоставления услуг, а также обеспечения мониторинга достижения целевых показателей по изменению городской среды в электронном виде.

С сожалением отмечаем, что выявление и изучение лучших практик в отношении эффективных систем управления развитием территорий регионов и муниципальных образований на федеральном уровне не организовано. АСИ рассматривает только малые части систем управления, проводя рейтинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг в различных сферах (получение разрешение на строительство, подключение к энергетическим системам, регистрация прав на недвижимость и т.д.) по показателю совокупного времени прохождения всех необходимых процедур и их количества в рамках одной услуги. Качество принятого решения, эффективность реализации этого решения здесь не учитываются. Важность имеет только скорость принятия решения, что впоследствии может оказать больше негативного воздействия и на изменение качества среды, и на развитие бизнеса предпринимателя, и на социально-экономическое развитие города в целом.

За последние 13 лет только в Градостроительный, Земельный и Лесной кодексы РФ внесено более 100 поправок, и несколько десятков новых законопроектов в настоящее время разрабатываются уполномоченными федеральными министерствами и ведомствами, многие из которых уже рассматриваются профильными комитетами Государственной Думы. Почти ежедневно принимаются новые ведомственные порядки и правила регулирования отдельных вопросов территориального развития. Стартовал новый федеральный приоритетный проект «Комфортная городская среда» [5]. Всё это говорит о том, что на уровне Правительства РФ есть понимание того, что в настоящее время состояние действующих систем управления и законодательная база далеки от совершенства, требуются новые лучшие практики, подтверждённые научными исследованиями, обосновывающие новые нормы и правила создания документов и систем, определяющих развитие российских городов и всей территории страны.

Кроме законодательной базы, для обеспечения по-настоящему эффективной системы управления развитием территорий необходима методическая основа, которая также формируется при проведении научно-исследовательских работ.

Учитывая и то, что каждый регион и каждый город в нашей стране уникальны, обладают своей спецификой социально-экономических отношений, природно-экологическими особенностями, при подготовке одинаковых по значению документов всегда требуются индивидуальные научно-исследовательские работы, направленные на изучение современной ситуации и сложившегося жизнеустройства, выявление городских ценностей, на определение индикаторов развития, прогнозирование демографических изменений, инвестиционной привлекательности территорий.

Наряду с очевидной необходимостью развития науки градоустройства на федеральном уровне под руководством Российской академии архитектуры и строительных наук
(РААСН) ясна и потребность в формировании лучших практик создания эффективных систем управления территориями непосредственно в регионах и муниципальных образованиях. Лучшие практики необходимо изучать и, опираясь на результаты практических исследований, создавать научную основу для совершенствования нормативно-правовой и методической базы системного управления развитием территорий.

Вывод

Для создания качественной среды жизнедеятельности и привлекательного инвестиционного климата необходима эффективная система управления развитием территории города. Эффективная система включает в себя ряд взаимно согласованных, научно-обоснованных и реализуемых документов и решений в области социально-экономического и территориального планирования и регулирования использования городских территорий.

Каждый хороший (реализуемый) проект стратегии социально-экономического развития, генерального плана или другого документа, направленного на развитие города, представляет собой научно-исследовательскую работу и не может выполняться только строго в соответствии с нормами законодательства, так как закон требует определённого состава каждого из документов, но не содержит требований к качеству его решений и тем более не устанавливает требования к методам выполнения работ. Определить прогнозные темпы демографического роста (или наоборот – убыли населения) исходя из требований закона невозможно. Невозможно без научных исследований выявить наиболее целесообразные для развития сферы экономики. Невозможно без научных исследований определить городские идеалы и ценности.

Следовательно, разработка документов в области планирования территориального развития относится к видам работ с непредсказуемым заранее результатом. Качественные и количественные характеристики результатов проекта зависят от обоснований проекта, выполненных посредством проведения научно-исследовательских работ.

Создание экономически эффективной и одновременно гуманитарно-ориентированной системы управления развитием территории города, целью которой является обеспечение высокого качества жизни и комфортной среды, без применения всего комплекса общенаучных методов исследования (общелогических, теоретических, эмпирических) невозможно.

Наиболее целесообразным способом создания эффективной системы управления развитием территории города является организация разработки комплексного проекта создания такой системы, содержащего в своём составе следующие проекты: стратегии социально-экономического развития (включающей концепцию пространственного развития, демографический и инвестиционный прогнозы) и план её реализации; генерального плана; программ комплексного развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур; документации по планировке территорий, в первую очередь территорий общего пользования (в том числе улично-дорожной сети), территорий, подлежащих комплексному и устойчивому развитию, других территорий первоочередного освоения или преобразования; концепции и правил благоустройства; правил землепользования и застройки; автоматизированной информационно-аналитической системы управления развитием территорий, включающей в себя цифровую модель управления развитием территории города.

Наилучшим способом, максимально гарантирующим высокое качество и эффективность системы управления развитием территорий, является организация торгов на разработку комплексного проекта в форме конкурса на выполнение научно-исследовательских работ, предусматривающих в техническом задании обязательное включение в состав материалов по обоснованию проведение следующих научных исследований:

-                   гуманитарных историко-культурных и социологических исследований с использованием передовых информационных методов и технологий, анализа реализации действующих документов социально-экономического и территориального планирования;

-                   исследований демографических изменений, инвестиционной привлекательности и предпринимательской активности;

-                   исследований, направленных на эффективность и гармонизацию планирования развития всех видов инфраструктур с учётом бюджетной обеспеченности и возможностей привлечения частных инвестиций.

В составе конкурсной документации заказчик может предъявить такие требования к квалификации и опыту участника, чтобы наверняка победу одержал самый достойный кандидат. Проведение торгов в форме конкурса на выполнение научно-исследовательских работ в значительной мере увеличит шансы заказчика на получение высококачественной документации, так как со сложными работами способны справиться только лучшие институты, обладающие всеми необходимыми кадровыми и материально-техническими ресурсами.

Библиографический список

1.      Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/

2.      Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/

3.      Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/

4.      Официальный сайт АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». – Режим доступа: http://asi.ru/

5.      Официальный сайт проекта «Комфортная городская среда». – Режим доступа: http://www.gorodsreda.ru/gorodskaya-sreda/

Статья опубликована в сборнике научных трудов РААСН за 2018 г.