03.12.2018

Предложения по установлению норм в сфере озеленения в НГП, ПЗЗ и правилах благоустройства и озеленения территорий МО

Цель градостроительного проектирования – создание качественной городской среды. Городская среда – это сложное комплексное образование, сформированное взаимодействиями социальной, природной и предметно-пространственной среды и определяющее условия жизнедеятельности человека в городе. Качество городской среды определяется ее способностью удовлетворять материальные и духовные потребности жителей, выступать главным фактором аттрактивности города, влиять на формирование городской идентичности.


Одним из важнейших показателей качества городской среды является озеленение и благоустройство городской территории. Озелененные территории общего пользования – парки, скверы, бульвары, набережные, несомненно, являются центрами привлекательности, эмоционального притяжения населения городов.

Вопросы озеленения и благоустройства, обеспечивающие качественную городскую среду, в градостроительном проектировании могут быть регламентированы в следующих видах документов: нормативы градостроительного проектирования, правила землепользования и застройки, правила благоустройства и озеленения территории.

Указанные документы решают разные задачи в градостроительном проектировании, но в целом направлены на достижение единой глобальной цели – обеспечение качественной среды обитания жителей.

Вопросы озеленения рассматриваются в этих документах с совершенно различных сторон. Наша задача – выявить возможные связи между нормами, требованиями и рекомендациями, касающимися озеленения, определить последовательность их установления и состав в указанных видах документации.

Выявление данных связей должно показать целесообразность комплексной разработки указанных документов для достижения всесторонней проработки вопросов озеленения территорий, эффективного использования организационных ресурсов.

 Нормативы градостроительного проектирования.

Цель – обеспечение качественной и доступной среды жизни людей.

В нормативах градостроительного проектирования устанавливаются расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами регионального или местного значения и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов.

Современное законодательство строго ограничивает виды показателей, устанавливаемых в нормативах градостроительного проектирования (показатели обеспеченности и доступности), и виды объектов, по отношению к которым данные показатели устанавливаются (объекты регионального и местного значения).

Таким образом, при разработке нормативов градостроительного проектирования для установления расчетных показателей в сфере озеленения в первую очередь необходимо определить перечень объектов местного или регионального значения. Озелененные территории общего пользования: парки, скверы, сады, бульвары и т.д., как правило, являются объектами местного значения.

Нормативы градостроительного проектирования позволяют установить для данных объектов только показатели обеспеченности и доступности. Показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами озеленения общего пользования местного значения могут быть выражены суммарной площадью озеленённых территорий общего пользования населенных пунктов, приходящейся на одного жителя, а также минимальными размерами земельных участков, необходимыми для размещения объектов озеленения общего пользования. Расчетные показатели максимально допустимого уровня доступности до объектов озеленения общего пользования могут быть выражены в показателях транспортной и пешеходной доступности.

Итак, в нормативах градостроительного проектирования есть возможность регламентировать нормы только для объектов озеленения общего пользования, так как они являются объектами местного значения, и только показатели обеспеченности и доступности: суммарная площадь озеленения общего пользования, минимальные размеры земельных участков, необходимые для размещения объектов озеленения общего пользования, показатели транспортной и пешеходной доступности до объектов озеленения общего пользования.

Для установления нормативных показателей озеленения населённых пунктов с учётом региональной специфики территории необходимо проанализировать факторы, влияющие на проектирование и организацию озеленённых территорий общего пользования.

Как правило, нормы озеленения общего пользования устанавливаются с учётом четырёх основных факторов: численность населения, архитектурно-планировочная организация, природно-климатическая характеристика и устойчивость ландшафтов к антропогенным нагрузкам.

Численность населения города или посёлка является основополагающим фактором в установлении норм озеленения. В зависимости от численности населения выполняется расчет суммарной площади озеленённых территорий общего пользования населенных пунктов.

Данный фактор находится в тесной связи с архитектурно-планировочным фактором.

Влияние архитектурно-планировочного фактора выражается в установлении норм озеленения территории в зависимости от градостроительной ситуации, особенностей планировочной организации населённого пункта, плотности и типов застройки.

В крупнейших, крупных и больших городах, где традиционно преобладает среднеэтажная и многоэтажная застройка, норма озелененных территорий общего пользования составляет 16 м кв. на человека.

В средних и малых городах значительно вырастает доля индивидуальной застройки, где имеет место озеленение индивидуальных участков, по этой причине суммарная норма озелененных территорий общего пользования уменьшается соответственно до 13 кв. м и 8 кв. м на человека.

Природно-климатический фактор включает в себя следующие параметры, влияющие на развитие зелёных насаждений: температура воздуха, солнечная радиация, продолжительность периода вегетации, количество осадков, наличие вечной мерзлоты, почвенный покров.

В зависимости от климатических условий формируются природные зоны: тайга, лесостепь, степи и т.д. Природные зоны обладают характерными ландшафтами, которые, в свою очередь, различаются по устойчивости к антропогенным воздействиям.

В зависимости от природной зоны нормируется показатель обеспеченности зелёными насаждениями. Площадь озелененных территорий общего пользования в поселениях допускается уменьшать для тундры и лесотундры до 2 кв. м /чел.; полупустыни и пустыни – на 20-30%; увеличивать для степи и лесостепи на 10-20%.

С учётом всех этих факторов при разработке нормативов градостроительного проектирования устанавливаются особые требования к организации озеленённых территорий общего пользования для разных групп населённых пунктов при разной планировочной организации и в зависимости от принадлежности к определенной природной зоне.

Нормативы градостроительного проектирования являются своего рода начальной точкой в обеспечении населения объектами благоустройства и озеленения территории, так как содержат лишь минимальный перечень показателей.

Установленные в нормативах градостроительного проектирования показатели, утвержденные нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления муниципального образования, становятся действенным инструментом в решении вопросов озеленения населённых пунктов, когда находят отражение в правилах землепользования и застройки – нормативном правовом акте муниципального образования.

С учетом предлагаемых в нормативах градостроительного проектирования показателей обеспеченности объектами озеленения общего пользования в составе генерального плана формируются решения по установлению функциональных зон рекреационного назначения.

На основании установленных в генеральном плане функциональных зон в правилах землепользования и застройки разрабатывается карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон, и устанавливаются градостроительные регламенты для этих зон.

Таким образом, следующим этапом проработки вопроса озеленения в градостроительном проектировании являются правила землепользования и застройки территорий.

Правила землепользования и застройки.

Среди целей разработки правил землепользования и застройки: создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия. Данный документ, как и нормативы градостроительного проектирования, направлен на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Правила землепользования и застройки позволяют установить параметры использования земельных участков, расположенных в границах различных территориальных зон.

В соответствии со ст. 38 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя среди иных показателей и процент озеленения земельных участков.

Включение в состав градостроительных регламентов, в предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства требований к озеленению земельных участков обеспечивает обязательное исполнение данных требований.

Согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты используются в процессе застройки земельных участков и последующей эксплуатации возведенных на них объектов капитального строительства.

Влияние положений градостроительных регламентов на строительство на земельном участке носит опосредованный характер, то есть осуществляется через систему градостроительной и разрешительной документации.

Начиная с момента утверждения правил землепользования и застройки и заканчивая вводом в эксплуатацию объекта капитального строительства, требования градостроительных регламентов транслируются на всех этапах подготовки и осуществления строительства в следующих видах документации:

-  градостроительный план земельного участка;

-  проектная документация;

-  разрешение на строительство;

-  разрешение на ввод в эксплуатацию.

При этом несоблюдение требований градостроительных регламентов на любом из этапов подготовки и осуществления строительства приводит к невозможности выдачи разрешения на строительство, а также разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.

Так, в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается в том числе информация о градостроительном регламенте (в случае если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.

Согласно требованиям к форме градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Минрегиона России от 10 мая 2011 г. № 207, положения градостроительных регламентов отображаются как в текстовой части градостроительного плана земельного участка (в виде информации о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства), так и на чертеже градостроительного плана земельного участка (указываются параметры разрешенного строительства).

Несмотря на то что ГрК РФ прямо не содержит требований о включении в состав материалов проектной документации сведений градостроительных регламентов, требования последних являются обязательными для подготовки проектной документации в связи со следующим.

Во-первых, в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 48 ГрК РФ градостроительный план земельного участка является обязательным документом, предоставляемым уполномоченному лицу для подготовки проектной документации.

Во-вторых, из смысла ч.ч. 1, 13 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства может быть выдано только при соответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

Таким образом, градостроительный план земельного участка как документ, закрепляющий в полном объеме требования градостроительных регламентов, обеспечивает соответствие им проектной документации.

Аналогичную роль градостроительный план земельного участка выполняет при выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.

Так, согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

Также согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что обеспечение применения требований градостроительных регламентов, утвержденных правилами землепользования и застройки, обеспечивается не только прямой нормой ч. 1 ст. 36 ГрК РФ, но также и требованиями к подготовке и выдаче градостроительной документации (градостроительных планов земельных участков), проектной, а также разрешительной документации (разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства).

Таким образом, установление в правилах землепользования и застройки в составе градостроительных регламентов предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции требований к озеленению земельных участков обязывает застройщиков благоустраивать застраиваемую территорию.

Данный инструмент может использоваться для улучшения благоустройства территории города, как, например, в правилах землепользования и застройки г. Волгограда.

Так, в правилах землепользования и застройки г. Волгограда в составе градостроительных регламентов предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены конкретные требования к озеленению. Например, минимально допустимые площади озелененной территории земельных участков на территории всех зон: многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, дач, объектов начального и среднего общего образования, объектов среднего и высшего профессионального образования, открытых объектов физической культуры и спорта и т.д. Также учтена минимальная доля озеленения территории земельного участка многоквартирного жилого дома на территории исторического центра Волгограда (должна составлять 10%, но не менее 15 кв. м на земельный участок).

В том случае если в правилах землепользования и застройки озеленение территории отнесено к вспомогательным видам разрешённого использования, параметры к данному виду использования не устанавливаются, что позволяет застройщику вообще не озеленять территорию участка.

Правила благоустройства и озеленения территорий муниципальных образований.

Документом, в котором требования и нормы по озеленению городских территорий рассматриваются наиболее подробно, являются правила благоустройства и озеленения территорий муниципальных образований.

Цель правил благоустройства и озеленения территорий муниципальных образований – создание безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований.

Правила устанавливают единый порядок озеленения территорий муниципального образования для всех юридических и физических лиц, являющихся собственниками, пользователями земель, застройщиками, собственниками и арендаторами зданий, строений, помещений и сооружений, расположенных на территории муниципального образования, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.

В правилах благоустройства и озеленения могут устанавливаться типы и виды озеленения в различных категориях насаждений, расстояния, отделяющие зеленые насаждения от зданий, сооружений и коммуникаций, максимальное количество деревьев и кустарников на территориях различного назначения и иные требования к организации зеленых насаждений и уходу за ними.

Общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов озеленения и благоустройства на территориях муниципальных образований установлены в Методических рекомендациях по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований (2).

Для достижения эффективной и взаимосвязанной проработки вопросов организации системы городского озеленения при разработке норм и правил по благоустройству территории муниципального образования необходимо обеспечить согласованность решений в сфере озеленения с градостроительной документацией.

На основе карты градостроительного зонирования в правилах благоустройства и озеленения возможно создание схем озеленения, учитывающих градостроительные регламенты для территориальных зон.

Использование карты градостроительного зонирования в качестве основы для схем озеленения позволяет графически отобразить долю озеленения на участках различного назначения, видовой состав и способы посадки зеленых насаждений.

В том случае если в правилах землепользования и застройки предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены требования по озеленению земельных участков, в правилах благоустройства и озеленения существует возможность графического отображения этих требований.

В случае если правила землепользования и застройки не содержат требований к озеленению земельных участков различного назначения, процент озеленения для территорий различного назначения на схемах озеленения может быть установлен в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований (см. Таблица 1).

 Таблица 1. Обеспеченность озелененными территориями участков общественной, жилой, производственной застройки

Территории участков        
общественной, жилой,        
производственной застройки     
       Территории озеленения, %       
Участки детских садов-яслей                       Не менее 50            
Участки школ                                      Не менее 40            
Участки больниц                                     50 – 65              
Участки культурно-просветительных учреждений                      20 – 30              
Участки территории ВУЗов                            30 – 40              
Участки техникумов                                Не менее 40            
Участки профтехучилищ                             Не менее 40            
Участки жилой застройки                             40 – 60              
Участки производственной застройки                10 – 15 <*>
<*> В зависимости от отраслевой направленности производства.

На рисунке 1 в качестве примера представлена схема, созданная на основе фрагмента карты градостроительного зонирования, с установлением процента озеленения для различных территориальных зон.

 Рисунок 1. Процент озеленения территориальных зон


Ведущая роль правил благоустройства и озеленения в установлении требований и норм к озеленению территорий обосновывается тем, что, кроме количественных показателей в сфере озеленения, данный документ может содержать показатели, определяющие состав и качественные характеристики зеленых насаждений.

Зеленые насаждения современного города выполняют в нем разнообразные функции. Эти функции можно подразделить на две большие группы: санитарно-гигиенические и декоративно-планировочные.

Санитарно-гигиенические функции зеленых насаждений включают:

-  пыле- и газозащитную функцию;

-  ветрозащитную функцию;

-  фитонцидное (антибактериальное) воздействие;

-  шумозащитную функцию;

-  регулирование теплового и радиационного режимов;

-  регулирование влажности воздуха.

Декоративно-планировочные функции зеленых насаждений можно подразделить на три большие группы: ландшафтообразующие, планировочные, организация отдыха городского населения.

Эффективное выполнение зелеными насаждениями перечисленных функций обеспечивает повышение качества городской среды, делая ее максимально комфортной и привлекательной для жителей.

Выполнение различных функций зелеными насаждениями зависит от их видового состава и способов посадки.

Пылезащитные функции лучше всего выполняют деревья и кустарники с шершавыми листьями и листьями, поверхность которых покрыта ворсинками. Наиболее сильными пылезадерживающими свойствами обладают такие виды, как вяз, сирень, черемуха, бузина.

Газозащитная функция зеленых насаждений во многом определяется степенью их газоустойчивости. К породам с высокой газоустойчивостью относятся вяз (шершавый и гладкий), ель колючая, ива древовидная, клен ясенелистый, осина, тополь (берлинский, бальзамический, канадский и черный), яблоня сибирская, акация желтая, боярышник сибирский, вишня дикая, калина обыкновенная, смородина черная, сирень обыкновенная. Из трав наибольшей устойчивостью к газам обладает овсяница луговая, наименьшей – полевица белая.

Ветрозащитную функцию наиболее эффективно выполняют зеленые насаждения сравнительно небольшой высоты и ажурной конструкции, произрастающие поперек основного ветрового потока. Для ветрозащиты достаточно наличие размещаемых на определенных расстояниях друг от друга зеленых полос шириной 20-30 м. Наиболее эффективны ажурные защитные полосы, пропускающие сквозь себя до 40% ветра всего потока. Допускаются небольшие разрывы среди зеленых полос для проезда и проходов, которые практически не снижают ветрозащитных свойств зеленых насаждений.

Механизм ветрозащитного действия заключается в том, что часть воздушного потока, идущего поверх насаждений, встречается с воздушным потоком, проходящим сквозь защитную полосу. При встрече воздушные потоки взаимно гасятся.

Посадка зеленых насаждений плотной конструкции не оправдывает ветрозащитных функций, так как способствует усилению турбулентности воздушного потока в зоне застройки.

Полное затухание ветра в массиве возможно при наличии сомкнутых крон в верхнем ярусе и плотного подлеска.

Обязательным условием формирования участков ветрозащиты является включение в посадки хвойных пород: сосны обыкновенной, ели и других круглогодично зеленых пород, так как эффективность ветрозащиты лиственных пород резко падает после опадания листвы.

Фитонцидное действие в разной степени оказывают более 500 видов растений. Среди них: акация белая, багульник болотный, барбарис обыкновенный, береза карельская, граб обыкновенный, дуб черешчатый, ель обыкновенная, ива плакучая, каштан конский, кедр сибирский, клен красный, лиственница сибирская, липа мелколистная, можжевельник казацкий, осина, пихта сибирская, платан восточный, райграс пастбищный, сосна обыкновенная, софора японская, тополь серебристый, туя западная, чубушник, черемуха, эвкалипт. Наиболее выраженными фитонцидными свойствами обладают такие виды деревьев, как береза, дуб, тополь, черемуха.

Наибольший эффект ионизации наблюдается под кронами следующих пород и деревьев: сосна обыкновенная, ель обыкновенная, туя западная, дуб красный, дуб черешчатый, ива плакучая, клен серебристый, клен красный, тополь черный, лиственница сибирская, пихта сибирская, береза карельская, береза японская, рябина обыкновенная, сирень обыкновенная, акация белая. Лучше ионизируют воздух смешанные насаждения.

Шумозащитные функции наиболее эффективно выполняются зелеными насаждениями при многоярусной посадке деревьев с густыми кронами, смыкающимися между собой, и опушечными рядами кустарника, полностью закрывающими подкроновое пространство, тем самым обеспечивая шумозащитную эффективность насаждений вблизи земной поверхности.

При формировании шумозащитных насаждений следует учитывать комплекс биологических особенностей пород. Наиболее существенное снижение шума дают деревья и кустарники с высоким удельным весом зеленой массы, каковыми являются в первую очередь хвойные растения. Вечнозеленые лиственные также эффективны в борьбе с шумом во все сезоны года. По степени шумозащитной эффективности различные насаждения располагаются в следующем порядке: сосновые, еловые, кустарниковые (лиственные разных видов) и лиственные древесные. Целесообразно создание смешанных насаждений. Посадка главных пород может производиться по шахматной или рядовой схеме. Допустима свободная конструкция посадки при условии образования в перспективе достаточно густого насаждения.

Регулирование теплового режима в городе в результате воздействия зеленых насаждений приобретает эффективность при следующих основных условиях: зеленые насаждения должны образовывать систему, включающую все типы зеленых насаждений (посадки деревьев, кустарников, газоны), так как каждый из них выполняет определенные функции. Радиус воздействия зеленых насаждений на окружающую застройку незначителен, поэтому необходимо, чтобы зеленые насаждения вводились непосредственно вглубь застройки. Оптимальным вариантом является размещение застройки среди зеленых насаждений; площадь зеленых насаждений в городах должна быть достаточно велика, так как в небольших скверах и парках температура и чистота воздуха практически не отличается от температуры и чистоты воздуха прилегающих к ним участков городской застройки; плотность посадок деревьев и кустарников должна обеспечивать затенение не менее 50% занимаемой территории.

Наиболее эффективно снижают температуру растения с крупными листьями, которые значительную часть энергии отражают, не поглощая, и таким образом способствуют снижению количества солнечной энергии.

Регулирование влажности воздуха при помощи зеленых насаждений определяется большой испаряющей способностью растительности. Относительную влажность воздуха в значительной степени определяют приемы размещения зеленых насаждений и их сочетания с открытыми пространствами. Наиболее комфортные микроклиматические условия обеспечиваются при чередовании деревьев и кустарников, располагаемых компактными массивами, с полянами, имеющими плотный травяной покров. В этом случае существующий перепад радиационных температур между открытыми участками и затененными территориями достигает 30°С, а влажность – 20%, что способствует перемещению воздуха (1).

В зависимости от размеров и структуры массивов зеленых насаждений влияние растительности на влажность воздуха распространяется на прилегающие инсолируемые открытые пространства и проявляется на расстоянии, в 15-20 раз превышающем высоту растений. На территории, отстоящей от зеленого массива на 500 м, из-за влияния растений относительная влажность может при определенных условиях повышаться на 30%. Влажность воздуха увеличивают даже неширокие десятиметровые полосы древесно-кустарниковой растительности, которые на расстоянии 500 м поднимают влажность на 5-8% по сравнению с открытой площадью (1).

Озелененная территория любого размера и типа является многофункциональной, и чем большее число функций она выполняет, тем эффективнее система озеленения в целом.

В зависимости от назначения территорий в правилах благоустройства и озеленения целесообразно предложить для каждой территориальной зоны способы посадки и видовой состав растительности, соответствующий определенным функциям зеленых насаждений.

С учетом планировочной организации территорий населенного пункта для каждой территориальной зоны необходимо установить потребности в выполнении определенных функций зеленых насаждений.

Видовой состав зеленых насаждений подбирается на основе анализа природно-климатических особенностей территории.

Для зон жилой застройки определяющими факторами организации озелененных пространств являются: рациональное использование благоприятных природных особенностей, охрана и оздоровление воздушного бассейна и водоемов, защита от шумового воздействия, формирование комфортного микроклимата.

Зоны озелененных территорий общего пользования, предназначенных для активного отдыха (скверы, парки культуры и отдыха, бульвары), целесообразно располагать вблизи общественного центра жилого района, отводя для этой цели участки с менее ценным, изреженным древостоем.

Озелененные территории общего пользования, предназначенные для тихого отдыха (ландшафтные парки и лесопарки), желательно планировать в отдалении от основных транспортных потоков, используя более живописные территории с значительной долей естественной растительности,

В зонах общественно-деловой застройки озеленение, выполняющее различные санитарно-гигиенические функции, необходимо дополнять декоративными насаждениями: обширными цветниками, газонами, красиво цветущими кустарниками, используя декоративные породы.

Зоны учебно-образовательного значения и здравоохранения требуют организации тщательно продуманной системы зеленых насаждений. Следует включать в озеленение породы, обладающие фитонцидным действием, уделять внимание шумозащитным и ветрозащитным полосам. Например, для детских садов и яслей общая площадь зеленых насаждений должна составлять 75-80% всей территории детского учреждения. Вокруг участка устраивают защитные посадки: во внешнем ряду – колючий кустарник, в среднем – кустарник без колючек, во внутреннем – деревья.

На территории производственных, коммунально-складских, транспортных зон и при организации санитарно-защитных зон целесообразна посадка растений, обладающих способностью улавливать вредные выбросы. Установлено, что белая акация, берест перистоветвистый, бузина красная, тополь канадский, шелковица и бирючина обыкновенная улавливают соединения серы, а активными поглотителями фенолов оказались белая акация, берест перистоветвистый, аморфа кустарниковая, бирючина обыкновенная. Ива, белая акация устойчивы по отношению к фтору, поэтому их используют при озеленении предприятий, связанных с алюминием.

Учитывая, что зеленые насаждения за счет задерживающей и поглощающей способности способствуют оздоровлению окружающей среды, при подборе ассортимента растений для озеленения в техногенных регионах необходимо отдавать предпочтение растениям, обладающим максимальной емкостью поглощения и устойчивым к выбросам данного предприятия в данных природно-климатических условиях. При этом следует иметь в виду, что широкие, плотные массивы гасят ветер, и на территории промышленных предприятий возникает ситуация, способствующая концентрации вредных газов. Чередуя вокруг точек выброса вредных газов насаждения с открытыми участками, можно значительно усилить проветривание территории в вертикальном направлении.

Полосы защитного озеленения вдоль автотранспортных магистралей необходимо формировать из пород деревьев и кустарников, обладающих высокой газоустойчивостью и пылезадерживающими свойствами.

Наиболее эффективным подходом к решению вопроса озеленения городских территорий и сельских районов является создание единой, целостной системы озеленения с использованием полного спектра функций зеленых насаждений, а не отдельных санитарно-гигиенических или эстетических качеств.

На рисунке 2 в качестве примера представлена схема, предлагающая видовой состав растительности для каждой территориальной зоны, соответствующий определенным функциям зеленых насаждений.



Рисунок 2. Виды озеленения территориальных зон

Следует отметить, что действующим федеральным законодательством не предусматривается ответственность за нарушение правил благоустройства и озеленения. Однако установленные в правилах благоустройства и озеленения муниципального образования требования и нормы к озеленению участков в пределах различных территориальных зон могут стать обязательными для выполнения застройщиками при включении в региональный кодекс об административных правонарушениях требований об обязательном исполнении положений, указанных в правилах благоустройства и озеленения.

Комплексная разработка нормативов градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки территории и правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования позволяет наиболее основательно и подробно рассматривать нормативные показатели и требования в сфере озеленения.

Начиная с разработки нормативов градостроительного проектирования, минимальные показатели обеспеченности объектами озеленения устанавливаются с учетом анализа факторов, определяющих особенности проектируемой территории. Далее при разработке генерального плана эти показатели приобретают пространственно-географическую привязку к территории с учетом ландшафтных особенностей и функционального зонирования. Правила землепользования и застройки позволяют установить параметры озеленения для конкретных земельных участков в зависимости от их назначения. И наконец, в правилах благоустройства и озеленения предоставляется возможность установить способы посадки и виды зеленых насаждений, требования к содержанию объектов озеленения и уходу за ними.

Последовательное и взаимосвязанное проектирование озелененных территорий в градостроительной документации с учетом показателей нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов правил землепользования и застройки и требований правил благоустройства и озеленения обеспечит наилучшую проработку проектных решений в сфере озеленения и будет способствовать достижению главной цели градостроительной деятельности – созданию качественной и комфортной среды обитания людей.


Литература:

1. Горохов В.А. Зеленая природа города. – М., 2005.

2. Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 613.

Материал подготовлен в соавторстве с К.А. Кустовой