Чистосердечное признание дизайнера (вместо вступления): до работы над проектом о городе Лабытнанги я не слышала ровным счетом ничего, даже не подозревала о его существовании. Поэтому вся работа, начиная с обзорной командировки и заканчивая отправкой проекта в печать, была наполнена ощущением легкого волнения и восторга от причастности к чему-то новому и неизведанному.
Лабытнанги – небольшой город в ЯНАО, расположенный за Северным полярным кругом, с населением около 30 тыс. человек, и находящийся в тесной дружбе с близлежащим Салехардом. В Лабытнанги есть вокзал, а в Салехарде – аэропорт, что делает эти два города неизменными спутниками друг друга. Лабытнанги и Салехард – это такие дружелюбные соседи по лестничной площадке, готовые и продуктов одолжить, и подвезти по пути. Жители обоих городов постоянно ездят друг к другу в гости: в Лабытнанги – за продуктами, в Салехард – за развлечениями, для этого нужного лишь перебраться через Обь – летом на пароме, а зимой на воздушной подушке.
Согласитесь, жизнь далеко не каждого российского города насыщена подобными «бытовыми приключениями», что неизбежно отразилось и на характере жителей Лабытнанги – это очень живые, добрые, активные люди, уверенные в перспективах своего города и желающие развивать его во что бы то ни стало. Логично, что именно Лабытнанги стал одним из первых городов ЯНАО, решившим разработать собственный дизайн-проект благоустройства.
Дизайн-проект – это документ, который по заказу администрации города Лабытнанги разработал ИТП «Град». В нем анализируется текущее состояние городской среды, формулируется общее видение развития процесса благоустройства и определяются принципы, нормы и стандарты последующего проектирования.
Дизайн-проект – это концепция, которая задает общие рамки дальнейшей работе по благоустройству Лабытнанги. Кроме того, дизайн-проект содержит концепции проектов благоустройства первоочередных общественных пространств Лабытнанги.
Изначально было понимание, что необходимо начинать работу совместно с жителями города, включить их в процесс, чтобы в результате получился проект, максимально отвечающий их потребностям и чувствам. Для этого во время обзорной командировки нами был проведен специальный семинар, на котором заинтересованные местные жители могли поделиться своим мнением о городе, его сущности, отметить значимые для себя места на карте, а также помочь нам сориентироваться на территории (рис.1). Неравнодушное отношение местных жителей к своему городу было настолько заразительным, что не могло не отразиться в «видении» нашего проекта, которое и стало необходимым фундаментом для всей разработки.
«Лабытнанги – здесь делятся теплом» – вот видение проекта, вот то, что чувствуешь, общаясь со всеми его жителями. Посреди сурового северного климата, затяжной полярной ночи этот город живет и греет всех своих жителей и гостей, готов поделиться и душевным и физическим теплом, причем последнее в этих местах – вопрос выживания (рис.2).
Во время общественных обсуждений перспектив развития Лабытнанги, жители в разных вариациях высказали мысль о том, что на севере теплота отношений ценится превыше всего, что люди здесь особые, готовые всегда прийти на помощь, несмотря на внешние суровые условия жизни.
Действительно, если рассмотреть понятие «тепла» шире, то становится очевидным, что Лабытнанги – это своеобразный логистический центр «тепла»: в виде энергоносителей оно отправляется из города во все уголки нашей страны, а также на север Ямала идут все необходимые для жизни и работы геологов ресурсы.
Идею о теплоте северных людей должна продолжать и городская среда, в которой должны быть созданы условия для круглогодичного общения и взаимодействия жителей Лабытнанги.
Подобным настроением нельзя не заразиться, вдохновленные, полные идей, мы вернулись из командировки и принялись за работу. Сразу стало понятно, что для того чтобы максимально донести свои идеи и упростить жизнь будущим проектировщикам нам необходимо разработать набор правил, руководствуясь которыми можно будет разрабатывать будущие объекты благоустройства, а также на соответствие которым легко будет проверять уже существующие.
Так появился «Северный городской стиль» – набор принципов, которые следует учитывать при проектировании зданий, сооружений, малых архитектурных форм, а также при работе с благоустройством Лабытнанги.
Можно провести параллели между северным городским стилем и архитектурой модернизма, принципы которой были заложены еще в начале ХХ века: использование самых современных строительных материалов и конструкций; рациональный подход к решению внутренних пространств; отсутствие тенденций излишнего украшательства.
Северный стиль добавляет к этим правилам: лаконичность, функциональность, яркие акценты. Лаконичность выражается в превалировании функций над декоративностью. Обоснованность решений проверяется прежде всего соответствием контексту и окружающей среде. Природные условия, географическое положение и климат города задают жесткие рамки при выборе форм и материалов, поэтому основные формы должны быть упрощены, необходимо стремиться к чистоте, отказываясь от неоправданной, необоснованной декоративности. Ненужная декоративность визуально вредит объекту и создает проблемы с его эксплуатацией.
Северный городской стиль предполагает четкое понимание и обоснование каждого элемента, в том числе цвета и декора; это не аскетизм, а осмысленный подход ко всему. Северный стиль использует суровые природные условия крайнего севера как источник для вдохновения – берет у природы примеры для визуальных ходов и решений. Этот подход распространяется на выбор строительных материалов, форм и цветов. Правило выбора современных строительных материалов, заложенное модернистами, находит отклик в северном стиле, но не противоречит идее использования натуральных материалов. Так, при работе с благоустройством следует применять дерево, металл и камень, которые подвергаются обработке, либо композитные материалы.
Яркие акценты – это принцип сочетания основных цветов и цветовых элементов, обладающих гораздо большей насыщенностью по отношению к общему фону. В акцентах разрешено использование чистых «открытых» цветов. На этом принципе, пожалуй, стоит остановиться подробнее – условия затяжной полярной ночи влияют на жизнь людей и на их стремление создать комфортную для себя обстановку, что логично. Это заметно в попытке компенсировать чувство «колористического голода» в новой городской застройке: полихромия визуально «разваливает» городское пространство, вырывая отдельные участки из общего контекста, что создает проблемы для последующего проектирования и восприятия города как целостной системы. Проблема заключается в отношении людей к цветам – под термином «яркий» у нас принято понимать основные цвета цветового круга и их использование в чистом виде, что не совсем подходит для решения фасадов зданий. За поиском другого подхода мы решили обратиться к окружающей среде (рис.3,4).
Колористический анализ природы ямальского севера показал следующую закономерность – на единообразном фоне присутствуют небольшие детали ярких оттенков. На основе анализа были выявлены природные цвета, которые формируют фон и которые следует использовать как базу для дальнейшего проектирования. Еще одна особенность использования цвета в северной зоне – оранжевые и красные цвета теплого спектра в вечерние сумеречные часы и дни полярных ночей выглядят почти черными контрастными поверхностями на фоне снежного покрова. В то же время при недостаточной освещенности приобретают насыщенное звучание, что усиливает видимость зданий.
Северный городской стиль вслед за природой предполагает использовать темные теплые оттенки для формирования базовых фоновых колористических решений, не бояться использовать черный, графитовый, темно-зеленый цвета и подобные (рис.5).
Темные оттенки рекомендуются при оформлении фасадов и крыш, малых архитектурных форм, декоративных элементов прикрытия свай, обрамлении окон. Отдельные элементы зданий, оконные переплеты, швы между панелями могут иметь контрастную к фасаду здания окраску и быть яркими акцентами. Акценты не должны превалировать над фоном, их присутствие следует обосновывать функциональной и композиционной необходимостью. Акцент должен подчеркивать форму, им может быть контрастный архитектурный элемент, роспись фасада. Мы предлагаем достигать яркости не за счет кричащих открытых цветов, а путем изящных контрастных сочетаний, усиливающих восприятие формы, а не заглушающих её. Яркими акцентами городского ландшафта могут стать остановочные павильоны, павильоны для обогрева, цвет которых оправдан необходимостью быть заметными в любое время суток, а также освещение и праздничное оформление города.
В итоге работы мы пришли к созданию дизайн-проекта, который содержит описание северного стиля, подход к колористическому оформлению зданий, а также 16 разделов, посвященных правилам благоустройства: от безбарьерной среды, освещения и малых архитектурных форм до праздничного оформления города. Мы так же разработали концепции для 12 территорий города, включая центральные площади и автомобильные дороги, основываясь во всех своих решениях на правилах северного городского стиля.
Проект был реализован в виде двух отдельных книг, одна из которых представляет из себя набор правил, этакий «учебник», а вторая содержит концепции и иллюстративный материал.
Все разделы удалось выполнить в едином графическом стиле, для каждого была разработана своя эмблема, которая отображала содержание раздела и помогала ориентироваться в книге (рис.6).
Конечно, каждый раздел достоин отдельного разговора, поэтому со всем проектом в целом можно ознакомиться на специально созданном сайте: labytnangi.itpgrad.ru.
Вместо послесловия: От себя хочу заметить, что работа над проектом помогла не только расширить географические познания, но и дала возможность задуматься над восприятием городской среды в новом ключе, теперь посещая тот или иной город, я часто задаюсь вопросом: «Какого он цвета?», «Какие условия влияют на его облик?», «О чем говорит среда и чего ей не хватает?» К сожалению, пока попытки работы с цветом в архитектуре российских городов случаются редко и действительно качественных, смелых решений среди них очень мало, но хочется верить, что всё еще впереди!
Комментарии (0)