10.12.2018

Формула любви к городам или экономика красоты

Название статьи начинается со слова «формула», потому что уже нет необходимости доказывать, что общественные пространства оказывают решающее влияние на развитие городов. Всё чаще тема общественных пространств становится центральной на многочисленных урбанистических и градостроительных форумах, семинарах и конференциях, где неизменно повторяются слова великого русского учёного В.Л. Глазычева – «Нет общественных пространств – нет города!». Целью статьи является определение понятной последовательности действий или разработка формулы, применение которой поможет российским городам стать лучше. Начнём с ответов на очень прагматичные вопросы.


Что такое общественное пространство?

На этот вопрос я не смогу ответить лучше, чем Исполнительный директор ООН-Хабитат Хуан Клос в своём поздравительном обращении к Всемирному Дню Хабитат 5 октября 2015 года.

«Хорошее состояние общественного пространства укрепляет сплоченность общества и способствует укреплению здоровья, счастья и повышению благосостояния всех горожан, а также стимулирует инвестирование, экономическое развитие и экологическую устойчивость. Характер города определяется его улицами и местами общественного пользования. Общественное пространство создает облик города, начиная с площадей и бульваров и кончая находящимися рядом зелеными насаждениями и детскими площадками.

Схема планировки связанных между собой улиц и общественное пространство создают структуру города, на которой покоится все остальное. Общественное пространство – жизненно важный элемент успешно развивающегося города. Правильно спроектированное и управляемое общественное пространство является основным преимуществом функционирования города и оказывает положительное воздействие на его экономику, окружающую среду, безопасность, состояние, интеграцию и возможности взаимодействия. Между состоянием городского пространства и качеством жизни населения городов существует прямая связь.

Общественное пространство обеспечивает возможности для социального и культурного взаимодействия и способствует повышению чувства сопричастности и гордости в местах проживания. Общественное пространство, открытое для всех, независимо от этнического происхождения, возраста и пола, служит демократическим форумом для горожан и общества. Общественное пространство объединяет общественность, является местом проведения встреч и способствует развитию общественных связей. Такие пространства формируют культурную идентичность местности, составляют часть ее уникального характера и вызывают чувство принятия окружающей реальности среди местной общественности. Совместное пользование общим пространством – это душа города.

Там, где общественное пространство не отвечает требованиям и плохо спроектировано или приватизировано, все больше и больше проявляется сегрегация. В результате в городе происходит поляризация общества, появляется возможность социальной напряженности и возрастает преступность и насилие» [1].

Каково место общественных пространств в действующей системе управления российскими городами?

Управление городами (и другими населёнными местами, здесь я говорю о любом поселении, где живут люди, и город – это, в нашем случае, имя собственное) от имени населения осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления (мэры и их команды), используя при этом арсенал документов, механизмов и средств:

-                   российское и региональное законодательство;

-                   устав города;

-                   местную нормативно-правовую базу;

-                   стратегию социально-экономического развития;

-                   бюджет;

-                   генеральный план:

-                   правила землепользования и застройки;

-                   муниципальные программы и многое другое.

Где здесь место общественных пространств? Законодательно этот термин не установлен. Вероятно, искать общественные пространства нужно в генеральном плане, так как они непременно вырастают на территориях общего пользования, которые в некотором приближении могут быть определены на карте функционального зонирования, утверждаемой в составе генерального плана. Это рекреационные зоны, в пределах которых существуют или планируются к размещению парки, скверы, бульвары, набережные. Это улично-дорожная сеть, которая тоже не очень внятное место занимает в законодательстве. Что такое, к примеру, улица? Википедия говорит, что «улица – элемент инфраструктуры населённого пункта. Обычно представляет собой два ряда зданий и пространство между ними для передвижения» [2]. Градостроительное законодательство «улицу» как объект планирования не определяет.

Из решений генерального плана в конкретную ответственность городской власти за создание объекта может перерасти только отнесение этого объекта к перечню объектов местного значения, который, в свою очередь, утверждается региональным законом. Как правило, утверждённые перечни ограничиваются объектами капитального строительства в сферах социальной, коммунальной и транспортной инфраструктур и ни парков, ни скверов, ни площадей и тем более детских и прочих площадок для отдыха и досуга не содержат.

Впрочем, генеральный план в умах общественности и властей ещё не закрепился как план конкретных действий, его по-прежнему называют неким стратегическим документом, указывающим желаемое направление для развития, но совершенно не обязательным для исполнения. Вот правила землепользования и застройки – это документ правовой, регламентирующий конкретные действия землепользователя и застройщика! Но вся беда в том, что градостроительный регламент, обязательный для исполнения, никак не распространяется на территории общего пользования. То есть власть устанавливает правила не для себя, а для тех участников градоустройства, которые что-то создают не для общего пользования, а для ограниченного круга лиц, для жильцов дома, для работников офиса, для продавцов и покупателей в магазине. Карта градостроительного зонирования очерчивает территории приватного назначения и оставляет территории общего пользования за бортом регламентирующего воздействия.

Из состава полномочий органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к нашей теме можно отнести следующие:

– «создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

– утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа» [3].

По сути, прямых обязательств по созданию общественных пространств закон не предусматривает, в приведённых формулировках мы читаем «создание условий» (это как?) и утверждение правил благоустройства, которые в большей мере относятся к собственникам недвижимости, но здесь уместно отметить, что инструмента, обеспечивающего исполнение этих правил, даже если они будут написаны и утверждены, не существует. Конкретные обязательства прописываются другими словами, например:

– «организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

– дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации» [3].

То есть названными полномочиями обеспечивается обязанность администрации города за создание, обслуживание и безопасность на дорогах. Про улицы здесь нет ничего. В следствие этого в городах формируются земельные участки под дорожным полотном и передаются на баланс дорожным департаментам.

В отношении улиц и других территорий, формирующих общественные пространства, помимо упомянутых правил благоустройства, к обоснованию необходимости городским властям обустраивать эти общественные пространства можно «притянуть» ещё и следующее полномочие – «создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения» [3]. Но, согласитесь, это крайне мало, чтобы в городах как первостепенная задача рассматривалось создание благоприятной городской среды.

Как исправить ситуацию?

В развитие генерального плана нужно в обязательном порядке разработать и утвердить проекты планировки и межевания территорий общего пользования, включающих в себя: парки, скверы, городские сады, площадки для игр и отдыха, бульвары, набережные, площади и улицы (именно улицы, а не дороги! Дорога – это элемент уличного благоустройства, как тротуар, как газон, цветник).

Все перечисленные объекты, совокупность которых формирует территории общего пользования, необходимо классифицировать как объекты местного значения, не «иного», а именно «местного». Все объекты местного значения должны быть учтены не только в государственном кадастре недвижимости (что в нынешней системе управления совершенно обязательно), но и поставлены на баланс муниципального имущества, за которое несёт ответственность муниципалитет. Здесь есть вполне внятное полномочие – «владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа» [3]. Кстати, это полномочие значится под 3 номером из 43 полномочий для городских округов, что безусловно говорит о его исключительной значимости.

Когда же речь заходит о владении, пользовании и распоряжении имуществом, тут же ставится задача эффективного владения и использования этого имущества. Следовательно, его нужно и посчитать, и оценить, и содержать с пользой. Для чего полезность необходимо тщательно спланировать. А если это общественное, городское имущество, то и планировать общественную полезность необходимо с участием широких общественных масс или всего населения города. Проекты планировки территорий общего пользования должны пройти несколько стадий общественных обсуждений.

Следующий шаг – это параллельная разработка двух документов:

– правил землепользования и застройки (ПЗЗ), которые, как мы уже говорили, утверждают карты градостроительного зонирования и регламенты использования приватных территорий;

– правила благоустройства территорий общего пользования.

Правила благоустройства должны включать в себя не просто формальные тексты, а должны быть привязаны к картам планировочной документации. На таких картах будут обозначены территории (объекты), наиболее значимые для города, с повышенными требованиями к благоустройству. Будут определены территории первоочередного внимания.

На основании ПЗЗ обеспечивается стандартная деятельность по созданию и реконструкции недвижимости как частной, так и муниципальной и государственной.

А вот в развитие правил благоустройства должна быть разработана муниципальная программа по реализации документации по планировке территорий общего пользования. Такая программа могла бы включать в себя нечто похожее на бизнес-план, по крайней мере варианты финансово-экономического обоснования. Задача программы не только обосновать бюджетные, муниципальные средства, но и доказать возможность привлечения частных инвестиций.

Например, может быть определена территория «городского Арбата» – пешеходная улица, которая должна быть не только высокохудожественно обустроена, но и насыщена различными привлекательными функциями, такими как: открытые кафе; сувенирная торговля; мороженое и пирожное; детские игрушки; уличные художники и музыканты и др. То есть это интерес многих представителей малого бизнеса. Можно организовать предпринимателей, заключить с ними соглашение о реализации проекта благоустройства с устройством мест приложения труда и установлением арендной ставки, равной нулю на несколько лет вперёд. Муниципальный служащий скажет – а зачем мне это надо? Если никакой прибавки к местному бюджету я не получу?

Конечно надо! Ответим мы с вами, мы ведь всё посчитали! Сколько дополнительных рабочих мест появится, сколько налогов на доходы физических лиц будет дополнительно уплачено в казну, сколько горожан радостно расстанется с деньгами на этой улице?! И сколько из этих горожан придут на следующие выборы?

А что произойдёт с окружающей недвижимостью? Первые этажи будут преобразовываться, перепланироваться и переводиться в нежилые помещения, квадратные метры и жилой, и нежилой недвижимости будут расти в цене. Будет расти городская экономика!

Прошлым летом я наблюдала преобразование пешеходной улицы в Евпатории. Первое впечатление было – не очень… Эта транзитная улица довольно долго вела меня из центра города к морскому центральному пляжу. Сплошной поток пешеходов, люди, не останавливаясь, двигались к морю, лишь иногда останавливаясь купить воды или мороженое. Через два дня всё решительно изменилось. Главный архитектор города Алексей Комов реализовал обустройство улицы посредством покрытия лёгкими деревянными дощечками существующих цветников и газонов по всей длине этой замечательной улицы. Единовременное население этой улицы утроилось как минимум. У каждого сидящего – в руках мороженое, газировка, игрушки… улица превратилась в оживлённое и счастливое сообщество. Очень простой, но яркий и показательный пример социально-экономического развития за счёт преобразования общественного пространства.

Выводы или формула любви к городам

Города, желающие развиваться, должны удержать своих жителей и привлечь соседей условиями жизни, возможностями выбора места работы, учёбы и досуга. Первостепенное значение в городской жизни имеют общественные пространства. Не просто общественные пространства, а красивые общественные пространства!

Ответственность за создание и развитие общественных пространств должна взять местная власть. Это не только престижно, но выгодно!

Последовательность действий:

1)                разработка на основе генерального плана документации по планировке территорий общего пользования;

2)                включение всей совокупности объектов в реестр муниципального имущества;

3)                разработка правил землепользования и застройки и правил благоустройства во взаимоувязке картографических материалов;

4)                принятие муниципальной программы по благоустройству территорий общего пользования;

5)                последовательная реализация программы.

«Красота спасет мир», – сказал когда-то Ф.М. Достоевский, и все мы радостно и безоговорочно употребляем это крылатое выражение. Писатель был далек от собственно эстетических суждений – он писал о духовной красоте, о красоте души. Это отвечает главному замыслу романа – создать образ «положительно прекрасного человека».

Так и мы с вами, дорогой Читатель, тоже о человеке, ибо не может вырасти «положительно прекрасный человек» среди разбитых тротуаров, окурков и сплющенных пивных банок…

«Красота», о которой говорит князь Мышкин (и сам Ф.М. Достоевский), – это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека». Такое, сугубо личностное, толкование красоты характерно для писателя. Он считал, что «люди могут быть прекрасны и счастливы» не только в загробной жизни. Они могут быть такими, «не потеряв способности жить на земле». Для этого они должны согласиться с мыслью о том, что Зло «не может быть нормальным состоянием людей», что каждый в силах от него избавиться. И тогда, когда люди будут руководствоваться лучшим, что есть в их душе, памяти и намерениях (Добром), то они будут по-настоящему прекрасны. И мир будет спасен, и спасет его именно такая «красота» (то есть лучшее, что есть в людях). Разумеется, в одночасье это не произойдет – нужен духовный труд, испытания и даже страдания, после которых человек отрекается от Зла и обращается к Добру, начинает ценить его. Об этом писатель говорит во многих своих произведениях, в том числе и в романе «Идиот» [4].

«Красота спасёт мир», – сказал Достоевский. «Осознание красоты спасёт мир», – уточнил Николай Рерих.

«Творчество – это чистая молитва духа. Искусство – сердце народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество». «Под знаком красоты идем радостно. Красотой побеждаем. Красотой молимся. Красотой объединяемся... И, чуя путь истины, мы с улыбкой встречаем грядущее» [5].


1.      Всемирный день хабитат. Обращение Исполнительного директора ООН-Хабитат д-ра Х. Клоса // URL: http://urbanoctober.org/downloads/EDmessage2015Russian.pdf (дата обращения: 8.02.2016)

2.      Улица // URL: /http://ru.rfwiki.org/wiki/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0 (дата обращения: 8.02.2016)

3.      Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 сент. 2003 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 сент. 2003 г. // Рос. газ. 2003. 8 окт.

4.      Красота // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/1281/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0 (дата обращения: 8.02.2016)

5.      Рерих Н.К. Цветы Мории // URL: http://beautyart.ucoz.ru/ (дата обращения: 8.02.2016)


Статья опубликована в сборнике «Градостроительное планирование и управление, качество среды и предпринимательский климат: материалы V научно-технической конференции Института Территориального Планирования «Град» (01-03 марта, 2016 г.).