01.11.2016

О месте градостроительной деятельности в стратегии развития строительной отрасли

Автор статьи: Марк Яковлевич Вильнер - научный руководитель Института "Теринформ", почетный академик РААСН.


1. Развитие строительной отрасли связано с принятием управленческих решений, характер которых определяется:

– административно-территориальным уровнем их принятия;

– особенностями условий использования территории, в пределах которой осуществляется обустройство;

– видами объектов и выполняемых работ на обустраиваемой территории;

– характером требуемых профессиональных знаний и опыта участников процесса обустройства территории;

– сроками обустройства территории и затратами на него;

– освоением инновационных технологий, обеспечивающих переход к человеко-машинным системам подготовки управленческих решений, и переходом к максимизации доли (более 70%) промышленного производства в этой отрасли.

Основные направления регулирования деятельности в строительной отрасли могут выделяться:

– по территориальным уровням и связанным с ними особенностями видов интеллектуальной деятельности;

– по основным наиболее массовым видам деятельности;

– по специфическим направлениям деятельности.

По территориальным уровням и связанным с ними особенностями видов интеллектуальной деятельности в строительной отрасли особое место занимают:

– градостроительство;

– архитектурно- и инженерно-строительное проектирование.

В качестве основных видов деятельности в строительной отрасли могут быть выделены:

– общестроительные и строительно-монтажные работы;

– работы по строительству транспортных и других инженерных сооружений и коммуникаций;

– работы по благоустройству и озеленению территории.

В качестве специфических самостоятельных направлений деятельности в строительной отрасли могут быть выделены:

– промышленность строительных материалов;

– строительная индустрия;

– строительная техника (включая транспорт).

2. Стратегия повышения качества управления развитием строительной отрасли должна опираться на обоснованное определение его места в системе управления развитием страны.

Система управления развитием страны в России строится по принципу распределения ответственности между администрацией президента (преимущественно за поддержание целостности страны и согласованности развития ее регионов) и правительством (преимущественно за взаимосогласованное развитие отраслей).

В правительстве отраслевые органы власти отвечают за регулирование деятельности каждый в своей отрасли. Исключением является Министерство экономического развития, которое, кроме того, отвечает за определение:

– общих требований к характеру мер, необходимых для повышения конкурентоспособности страны в мировой экономике;

– общих требований к социальному и экономическому развитию общества, соответственно, к характеру и уровню гарантий государства по подлежащим удовлетворению требованиям граждан к качеству жизни;

– требований к вкладу каждой из отраслей в решение этой задачи;

– требований к характеру взаимодействия отраслей.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, представляя интересы порученной ему отрасли, отвечает:

– за организацию производства и качество продукции строительной отрасли, образующей материальную среду формирования и реализации личности граждан и их сообществ, отвечающую гарантированным государством требованиям к ее характеру и качеству (а в дальнейшем за поддержание этого качества коммунальным хозяйством);

– за организацию производства и качество объектов капитального строительства, отвечающее установленным ведомствами заказчиками требованиям к условиям и технологии пользования этими объектами.

Распределение ответственности за порученную сферу деятельности между Министерством экономического развития и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства (с учетом приведенного выше описания требований к ним) должно определяться не уровнем сферы принятия управленческих решений, а самими функциями этих ведомств.

Министерством экономического развития (как заказчиком), соответственно, должны устанавливаться общие положения о характере и уровне гарантий государства по подлежащим удовлетворению требованиям граждан и экономического развития к качеству среды, сформированной строительной отраслью, на всех территориальных уровнях.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечиваться удовлетворение установленных требований к качеству среды, сформированной строительной отраслью, на всех территориальных уровнях (а для городской среды и поддержанием этого качества в дальнейшем). Некоторые соображения по поводу того, как это можно делать в сфере его компетенции (относящиеся к подготовке решений в области градостроительной, архитектурно- и инженерно-строительной деятельности), приведены в этой статье.

3. Стратегия повышения эффективности функционирования управленческой составляющей строительной отрасли наряду с ее развитием на инновационной основе должна быть ориентирована на обеспечение согласованности решений, принимаемых на разных территориальных уровнях, и согласованности решений разных видов деятельности в ней.

Повышение обоснованности решений, принимаемых на разных территориальных уровнях, должно обеспечиваться:

– взаимосогласованно работающими системами информационного обеспечения стратегического пространственного планирования, градостроительной, архитектурно- и инженерно-строительной деятельности;

– отвечающими современным требованиям, взаимосогласованными положениями правовых и нормативных актов, регулирующих стратегическое планирование пространственного развития, градостроительную, архитектурно- и инженерно-строительную деятельность.

Повышение обоснованности решений, принимаемых в разных видах деятельности строительной отрасли, должно обеспечиваться системами информационного обеспечения каждого из видов этой деятельности, работающими согласованно между собой и с системами информационного обеспечения стратегического пространственного планирования, градостроительной, архитектурно- и инженерно-строительной деятельности.

4. Все более значимым и актуальным для строительной отрасли становится принятие мер повышения эффективности регулирования и обеспечения согласованности осуществления управленческих решений в градостроительстве, архитектурно- и инженерно-строительном проектировании.

4.1. Характер управленческих решений по регулированию градостроительной деятельности (территориального планирования и градостроительного проектирования в частности) определяется:

– условиями и видами обустройства больших и огромных территорий (от совокупности объектов части поселения, составляющей более одного земельного участка, до региона и всего государства);

– масштабами времени обустройства, от нескольких лет до десятилетий, при огромных (исчисляемых многими миллиардами рублей) затратах и продолжительности жизни формируемой им среды (исчисляемой десятилетиями и даже столетиями);

– требованиями к лицам, принимающим управленческие решения, по обладанию широким спектром профессиональных знаний (включая обретенные опытом) в области градостроительства, экономической географии и экономики, физической географии и экологии, межселенных и городских транспортных и других инженерных систем;

– огромной ценой последствий ошибок, пропорциональной затратам на реализацию принятых решений, а не ничтожным по сравнению с ними затратам на их подготовку и обоснование.

4.2. Характер управленческих решений по регулированию деятельности в области архитектурно- и инженерно-строительного проектирования определяется:

– условиями и видами застройки и обустройства территории земельного участка одним или несколькими объектами строительства;

– масштабами времени строительства, исчисляемыми периодами от нескольких месяцев до нескольких лет, при значимости затрат и продолжительности жизни сформированной ею среды, исчисляемыми годами или десятилетиями;

– требованиями к лицам, принимающим управленческие решения, по обладанию профессиональными знаниями в области проектирования жилых и гражданских зданий, промышленных объектов, инженерных сооружений и коммуникаций, благоустройства объектов городской среды (площадей, улиц, парков, бульваров, набережных, скверов, дворовых участков);

– большой ценой последствий ошибок, пропорциональной затратам на реализацию принятых решений (как правило, во многие разы меньшей, чем в градостроительстве, но соответственно во многие разы большей, чем в строительном процессе).

4.3. Стратегия инновационного развития этих двух видов деятельности должна быть ориентирована в первую очередь:

– на разработку передовых методологий, методик и технологий подготовки управленческих решений в этой сфере;

– на установление и обеспечение соблюдения стандартов требований к качеству среды, формируемой реализацией принятых решений; содержанию и технологиям разработки документов, содержащих эти решения; квалификации специалистов, занятых их подготовкой;

– на переход к разработке и широкому использованию передовых современных человеко-машинных технологий подготовки (включая информационное обеспечение) и обоснования принимаемых решений (использование онтологического инжиниринга, цифрового моделирования, передовых компьютерных технологий);

– на организацию профессиональной подготовки и перманентного повышения квалификации специалистов, завершаемого их сертификацией;

– на организацию просветительской деятельности, создающей современное представление о требованиях к характеру среды формирования и реализации человеческой личности как продукции строительной отрасли.

4.4. Стратегия повышения качества градостроительной деятельности должна опираться на создание предпосылок высокого профессионализма ее осуществления.

Градостроительная деятельность осуществляется коллективным трудом круга специалистов различного профиля, получающих, как правило, знания и опыт в практике выполнения работ по территориальному планированию и градостроительному проектированию или при соответствующей управленческой деятельности. Специальных курсов профессионального образования по каждому из этих профилей в России не существует. В рамках курса подготовки архитекторов-градостроителей может осуществляться только следующая специализация:

– архитектор-градостроитель – специалист по территориальному планированию (планированию пространственной организации обустройства территории: поселений, городских округов и муниципальных районов, регионов, страны);

– архитектор градостроитель – специалист по градостроительному проектированию (планировке и застройке поселений и их частей, включая межевание территории и подготовку «Правил землепользования и застройки»).

Однако, являясь интегратором деятельности труда коллектива специалистов различного профиля, архитектор-градостроитель остается хотя и ключевым, но только одним из участников подготовки и принятия градостроительных решений.

Все более острым становится дефицит ряда видов специалистов, имеющих, кроме специального образования в своей отрасли, необходимую профессиональную подготовку в области градостроительства. К настоящему времени стала особо актуальной потребность в подготовке посредством предоставления дополнительного градостроительного образования (в первую очередь для участия в территориальном планировании) следующих видов специалистов:

– эколог-градостроитель (экологическая ситуация, природные условия, природные ресурсы и их использование, охрана ценной природой среды);

– экономист-градостроитель (социально-экономическая ситуация, демографическая ситуация, развитие инфраструктур, реализующих градостроительные решения, и оценка их эффективности);

– социолог-градостроитель (социальная структура общества, характер требований его основных слоев к среде, формируемой градостроительной деятельностью; социально-политическая ситуация);

– историк-градостроитель (историко-культурная среда, охрана и характер использования ценной природой среды);

– юрист-градостроитель (правовые основы принятия решений по регулированию градостроительной деятельности);

– инженер-градостроитель – специалист по системам городского и межселенного транспорта;

– инженер-градостроитель – специалист по инженерному обустройству территории (водоснабжение, отведение и очистка стоков; энергоснабжение; удаление и переработка отходов; связь; информатика);

– инженер-градостроитель – специалист по поддержанию безопасности среды, формируемой градостроительной деятельностью;

– инженер-градостроитель – специалист по информационным технологиям регулирования градостроительной деятельности и ее информационному обеспечению.

В силу особой остроты проблемы обеспечения строительной отрасли специалистами градостроителями перечисленных выше направлений целесообразно (как это осуществляется в развитых странах для урбанистов) принять решение о выделении профессии градостроитель, в рамках которой выделяются различные виды конкретной специализации.


Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 2/2016.