28.10.2016

Быть или не быть городским лесам?

Автор статьи: Кишинский Константин Юрьевич - юрист ГКУ КО «Агентство по привлечению и защите инвестиций», г. Кемерово.


Отечественное земельное законодательство определило развитие земельных отношений в условиях непрестанной заботы об окружающей среде. Например, ч. 2 ст. 1 Земельного кодекса РФ в качестве основного принципа земельного права установлен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Принципы градостроительного законодательства вторят указанной норме, есть масса подзаконных актов на разных уровнях, развивающих данные принципы.

Но что происходит с окружающей городской средой, в частности, с городскими лесами и другими зелеными насаждениями в реальности?

Думаю, что нет необходимости долго заниматься поисками примеров современного строительства здания, например, многоквартирного жилого дома, имеющего строительный объём 30000 кв. м общей полезной площади здания и всего 1000 кв. м территории, занятой зелеными насаждениями, которые и так еле дышат.

Стремление максимально эффективно застроить участок в погоне за квадратными метрами иногда доводит до абсурда как самого застройщика, так и подыгрывающих ему проектировщика, инженеров и подрядчиков. Постепенно окружающая среда в привычном понимании исчезает, т.к. становится обузой для проектировщика, который, рассчитывая баланс территории, стремится «запихать» в участок как можно больше продаваемых объектов, а что останется – отдать под благоустройство и озеленение, при этом озеленение не стоит в приоритете. Упор делается на тиражирование «каменных джунглей». Учитывая уровень автомобилизации, инвестор, застройщик, а часто и конечные покупатели хотят увидеть, сколько приходится парковочных мест на расчетную единицу площади.

В итоге мы все реже видим в достаточном количестве на участках объектов, сданных в эксплуатацию, многолетние насаждения – деревья, кустарники, я уже не говорю о террасных лужайках, объемных зеленых сооружениях ландшафтного дизайна. Присутствуют, как правило, небольшие, озелененные травой и мелким кустарником территории, которые даже зрительно не идут ни в какое сравнение с объёмом объекта капитального строительства.

Несмотря на существующие довольно высокие нормативные требования по озеленению территорий, застройщики планомерно погружают население городов в душный каменный мешок.

В такой непростой ситуации с зелеными насаждениями в городской среде хочется сохранить хотя бы те анклавы природы, которые были созданы ранее и которые муниципалитеты хоть как-то содержат. Однако и здесь «зеленые братья» попадают под топор. Под застройку попадают не только островки диких зеленых насаждений, которые из-за непланомерной застройки остались еще с советских времен, но и части муниципальных парков и скверов.

И это еще не все. Существует множество примеров тому, как пригороды крупных городов застраиваются (с попутной вырубкой пригородных защитных лесов) коттеджами и дачами без какой-либо документации по планировке территории, соответственно, и без расчетов территорий, без обоснования, без расчетов компенсации зеленых насаждений и мероприятий по их восстановлению. Часто решения о предоставлении земельных участков под строительство жилья на землях лесного фонда, сельскохозяйственных землях, занятых вековыми реликтовыми деревьями, в том числе редких и ценных пород, вообще не обусловлены положениями документов территориального планирования, градостроительного зонирования, по планировке территории, т.е. приняты без учета общественного мнения, выявленного на публичных слушаниях.

На сегодняшний день в условиях урбанизации населенных пунктов, высокого уровня автомобилизации, постоянного воздействия на человека различного рода излучений, ограниченной возможности общения с живой природой непосредственно рядом с жильем человек как никогда нуждается в островках природы как внутри города, так и на его окраинах.

Несмотря на политическое противостояние нашего государства с государствами Евросоюза, надо признать, что европейское население на несколько шагов опередило россиян в понимании и осознании необходимости сохранения существующих природных анклавов в городской среде. В современной Европе становится модным создавать живые уголки (клумбы на балконе, огороды на крыше, живые изгороди и многое другое) в любых, даже самых скромных пространственных условиях.

К сожалению, деятельность органов местного самоуправления в подготовке градостроительной документации пригородных территорий не только не стремится к реализации принципов земельного и градостроительного законодательства в области сохранения и восстановления благоприятной окружающей среды, но и носит истощительный характер. Пригодные по ландшафтным и геологическим условиям территории просто нарезаются на энное количество участков с определением территорий размещения объектов, в том числе линейных, транспортной и инженерной инфраструктуры (и то не всегда). На этом работу по планировке территории жилой пригородной застройки местные архитекторы считают оконченной. Участки идут с молотка, как горячие пирожки. Тот факт, что гектарами вырубаются многолетние лесные насаждения, выполняющие защитную функцию городского поселения (в первую очередь) и межселенной территории (во вторую очередь), видимо, мало кого волнует. Причем ситуация в разных городах примерно одинаковая. Судя по всему, опасения и предупреждения городских экологов и ученых в области природоведения о последствиях бездумной вырубки городских и пригородных лесов кем-то умело маскируются от пристального взора архитекторов и глав пригородных территорий. Или есть какая-то другая причина не руководствоваться в своей работе по организации градостроительной деятельности ни принципами земельного и градостроительного законодательства, ни здравым смыслом?

К сожалению, в существующей реальности организация правовой защиты городских лесов становится возможной только в случае с особо охраняемой природной территорией. Однако и этот путь достаточно тернист, защитники природы не всегда находят общий язык с чиновниками, уполномоченными на принятие соответствующих решений.

ООПТ «Рудничный бор» в Кемерово стал тому показательным примером. Несмотря на то что организация ООПТ на территории существующего соснового массива в центре областной столицы была предусмотрена генеральным планом города Кемерово, утвержденным еще в 2011 году, активистам Общероссийского народного фронта понадобилось почти 4 года, чтобы сосновый бор стал особо охраняемой природной территорией.

Схема границ ООПТ "Рудничный бор"

И это была вынужденная мера: большое количество предпринимателей наметили свою деятельность на территории бора, что неизбежно привело бы к потере уникальной экосистемы природного объекта, чудом уцелевшего в самом сердце индустриального и административного центра. В настоящее время членами рабочей группы по экологии и защите леса Регионального отделения ОНФ по Кемеровской области совместно с Администрацией г. Кемерово ведется работа по созданию сети особо охраняемых природных территорий. Целью этой работы является обеспечение особым охранным статусом всех сосновых массивов на территории областного центра.

Учитывая данный опыт, можно с уверенностью говорить, что городские и пригородные леса и другие природные объекты на территории поселений нуждаются в дополнительной защите, в том числе в документах нормативного регулирования. Предлагается создание связанных между собой норм в системе земельного и градостроительного законодательства, которые будут иметь предметом регулирования правоотношения по охране городских, пригородных лесов и иных зеленых насаждений при осуществлении градостроительной деятельности. Кстати, термин «пригородный лес» отсутствует в законодательстве. Полагаем, что пришло время его вводить вместе с нормами защиты таких лесов, поскольку они имеют принципиальное значение для защиты городских поселений и повышения качества жизни горожан. Однако юридически ни городские власти, ни городское население не имеет рычагов влияния на сохранение, восстановление и использование пригородных лесов. Наверняка многие сталкивались с ситуацией, когда, выбравшись за город, можно долго искать уголок нетронутой природы для прогулки и отдыха, постоянно натыкаясь то на песчаный карьер, то на очередной «туристический» новодел какой-нибудь компании, ценящей корпоративный массовый отдых на своей базе в лесу, то на забор, охраняющий частную собственность с растущими на ней дикими вековыми соснами или кедрами, которые должны быть все-таки в государственной собственности, а не в частной.

Нужны нормы, предусматривающие участие в регулировании градостроительной деятельности тех лиц, права которых затрагиваются решениями органов территорий, хотя и расположенных в границах другого муниципального образования, но так или иначе влияющих на качество жизни соседей.

Поэтому предлагается рассмотреть вопрос введения норм, обязывающих органы местного самоуправления при проведении публичных слушаний по градостроительной документации в отношении лесных участков в обязательном порядке обеспечивать участие в них жителей городского округа, к которому примыкает территория образования, проводящего публичные слушания.


Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 1/2016.