Интервью с главным архитектором города Севастополя А.А. Брусенцевым.
Алексей Анатольевич, не секрет для наших читателей, градостроительная политика строится на принципах политики социально-экономического развития региона. Как реализуется целостная государственная политика развития нового российского региона – города федерального значения?
Государственная политика развития нового российского региона – города федерального значения Севастополь реализуется в соответствии с реализацией современной Россией важных концептуальных документов, определяющих стратегии и приоритеты долгосрочного социально-экономического развития страны.
Как известно, возрастающая необходимость государственного планирования развития в современной России привела к принятию Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Концепция имеет ключевое значение для понимания основных задач, которые стоят в настоящее время перед экономикой России, основных направлений повышения эффективности социально-экономического развития, государственного управления и взаимодействия всех уровней публичной власти в стране. А для нашего региона – понимания основных задач, которые стоят в настоящее время перед экономикой города федерального значения Севастополя, основных направлений повышения эффективности социально-экономического развития, государственного управления и взаимодействия всех уровней публичной власти в Севастополе.
В Концепции подчеркнуто, что правовые основы формирования экономики необходимо устанавливать в сочетании с равномерным размещением производительных сил и инфраструктурным развитием всей территории государства при соблюдении конституционных принципов федерализма и местного самоуправления. Повышение эффективности экономики на современном этапе напрямую зависит от правовых основ комплексного стратегического планирования дальнейшего развития страны, что является важным и основополагающим для развития Севастополя.
Как я понимаю, для решения задачи успешного социально-экономического развития страны и повышения надежности в обеспечении национальной безопасности и был принят закон «О государственном стратегическом планировании» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ, которым руководствуется в своей деятельности и Севастополь.
Агентством стратегического развития Севастополя в середине 2014 года была разработана Концепция социально-экономического развития города федерального значения Севастополя на 2015-2020 гг.
В рамках Концепции стратегического развития утверждено целевое видение Севастополя, объединяющее все основные образы города в единую систему. Севастополь позиционируется как:
– главная база Черноморского флота Российской Федерации;
– центр генерации национального самосознания и военно-патриотического туризма;
– сообщество людей, в котором установлено главенство справедливости.
В рамках целевого видения города сформировано 5 стратегических приоритетов развития:
– обеспечение профицита бюджета за счет развития приоритетных отраслей экономики;
– создание федерального центра исторического и военно-патриотического туризма;
– создание комфортной городской среды, современной системы обеспечения мобильности населения и ЖКХ;
– обеспечение качественного образования; формирование системы здравоохранения в соответствии с лучшими федеральными практиками;
– создание эффективной власти под общественным контролем.
Для реализации каждого стратегического приоритета проработана система соответствующих задач и базовых мероприятий.
Глядя на карту региона, мы видим, что его границы включают в себя, кроме города Севастополя, еще несколько городов и довольно приличную территорию с расположенными на ней сельскими населенными пунктами. Как строится управление такой огромной территорией?
Действительно, в исторически сложившейся системе расселения присутствуют такие города, как Инкерман, Балаклава, сложившиеся в соответствии с устойчивыми тенденциями развития территории, на которой расположен город федерального значения – Севастополь. Это связано с богатой историей развития поселений на Гераклейском полуострове в течение всего периода, если так можно сказать, градостроительной деятельности на этой территории.
В свете действующего законодательства административно-территориальное устройство города регламентируется Законом города Севастополя «Об административно-территориальном устройстве города Севастополя».
Закон предусматривает территориальное деление города федерального значения Севастополя на административно-территориальные единицы в целях осуществления полномочий исполнительных органов государственной власти города Севастополя и состоит на следующих районов: Балаклавского, Гагаринского, Ленинского и Нахимовского.
Территория города определяется границами, существовавшими на день принятия города Севастополя в состав Российской Федерации.
В границах административно-территориальных единиц города Севастополя (районов города Севастополя) находятся населенные пункты – города, поселки, села и иные населенные пункты.
Полномочия градостроительной деятельности на всей этой территории переданы Департаменту архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя.
Расскажите, пожалуйста, о мероприятиях, направленных на получение городом генерального плана, о тех, которые уже состоялись, и тех, которые в Ваших планах.
Для реализации градостроительной деятельности на территории города Севастополя в рамках исполнения Федеральной целевой программы Департаментом архитектуры и градостроительства разработана и утверждена программа «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2015-2020 годы», основным мероприятием которой является разработка генерального плана города Севастополя.
В рамках подготовки генерального плана города Правительством Севастополя принято Распоряжение «О подготовке проекта Генерального плана города Севастополя», а также ряд правовых документов, которые обеспечат подготовку проекта генерального плана города Севастополя и рассмотрение иных вопросов в сфере градостроительной деятельности на его территории.
В целях обеспечения выполнения этапов разработки генерального плана Правительством Севастополя были подготовлены исходные данные для разработки генерального плана и как этапа – Концепции пространственного развития города федерального значения Севастополя.
На основании подготовленных материалов ведущими проектными организациями в области градостроительного проектирования разработаны проекты «Концепции пространственного развития города федерального значения Севастополя» и техническое задание на разработку генерального плана города Севастополя.
Союзом архитекторов России совместно с Российской академией архитектуры и строительных наук 28 мая 2015 г. в Москве было организовано рассмотрение четырех Концепций пространственного развития города федерального значения Севастополя, выполненных ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (далее – ОАО «Гипрогор»), ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» (далее – Институт Генплана Москвы), ООО «Институт территориального планирования «Урбаника» (далее – ООО «Урбаника») и командой Союза архитекторов Севастополя (далее – САС).
Данные работы выполнены с целью определения общих положений пространственного развития города федерального значения Севастополя на основе Концепции социально-экономического развития Севастополя.
Для обеспечения разработки генерального плана в необходимом правовом и градостроительном режиме Департаментом архитектуры и градостроительства подготовлен пакет конкурсной документации на разработку региональных нормативов градостроительного проектирования и генерального плана города Севастополя.
Реализация разработки генерального плана позволит осуществить мероприятия по разработке правил землепользования и застройки, что, в свою очередь, позволит регулировать градостроительные отношения в развитии всех направлений деятельности города, обеспечит создание условий для развития и обеспечения населения объектами жизнеобеспечения.
Особо хочется подчеркнуть, что в работах проектных институтов учтены не только градостроительные особенности существующего Севастополя, но и наличие на территории города историко-культурного наследия, имеющего высокую ценность для народов Российской Федерации, в том числе археологический ландшафт, включенный в перечень объектов всемирного наследия Юнеско.
По этому направлению Правительством Севастополя совместно с Министерством культуры Российской Федерации осуществляются мероприятия по разработке проектной документации по определению границ территории и предмета охраны исторического поселения федерального значения города Севастополя, что, в свою очередь, обеспечит разработку важнейшего раздела генерального плана – историко-архитектурного опорного плана.
Каким будет новый генеральный план? Он будет принципиально отличаться от генерального плана, действующего ранее? В чем главные отличия?
Основным отличием нового генерального плана города Севастополя будет его соответствие с реализацией современной Россией важных концептуальных документов, определяющих стратегии и приоритеты долгосрочного социально-экономического развития страны и каждого региона. Таким образом, будет обеспечена преемственность между достаточно общими документами стратегического развития, которые носят декларативный характер, и детализированными документами градостроительного и инфраструктурного планирования, которые имеют прямую нормативно-правовую силу.
Генеральный план Севастополя будет осуществляться на основе градостроительной документации – региональных нормативов градостроительного проектирования, генерального плана, правил землепользования и застройки, комплексной транспортной схемы, генеральных схем по различным видам инженерной инфраструктуры, проекта границ территорий объектов культурного наследия.
В новом генеральном плане будут рассмотрены варианты реновации исторического центра, размещения административно-делового центра, развития городских центров второго порядка, размещения новой жилой застройки, развития научно-образовательного кластера, кластеров информационно-коммуникационных технологий, туристcко-рекреационных, в том числе связанных с патриотическим воспитанием молодежи, черноморской кухни и авторского виноделия, промышленных, логистических и технологических парков, развития пешеходных пространств, зеленых зон, водных пространств, набережных и пляжей, решения по развитию инженерной инфраструктуры.
В новой работе обязательно будут учтены все положительные планировочные предложения ранее действующего генерального плана, которые содержат идею полицентрического развития города, поддержанную большинством участников разработки Концепции пространственного развития Севастополя, а также несколько других понятных и положительных моментов.
Об этом можно говорить долго, исследования данного документа были тщательно проведены, обозначены причины, по которым документ не был реализован, в том числе и градостроительные ошибки при проектировании.
Скажу, что разработка проекта генерального плана не является финальной точкой на пути градостроительного развития города, это должно стать началом большой системной работы.
Алексей Анатольевич, Вы архитектор, и Вы чиновник. Кому труднее? Удалось ли сформировать команду единомышленников, которые вместе с Вами разделят ответственность за создание генерального плана Севастополя? Я имею в виду и сотрудников департамента, и проектировщиков, и представителей общественных профессиональных организаций и бизнес-сообществ, и, конечно, городских активистов.
Вопрос самый трудный.
Я архитектор, как архитектору мне задача понятна, интересна и главное – очень ответственна.
Да, я чиновник, но чиновник в области архитектуры и градостроительства, и эта позиция, конечно, возлагает еще большую ответственность за подготовку, а главное – за реализацию генерального плана. И эта работа будет выполняться не только Департаментом архитектуры и градостроительства, но и командой Правительства Севастополя.
Надеюсь на плодотворную работу с проектировщиками, коллегами архитекторами, градостроителями, представителями общественных профессиональных организаций и, конечно, жителями Севастополя.
Архив журнала "Управление развитием территории", выпуск № 2/2015.
Комментарии (0)