17.01.2019

О проблемах характера нормативно-правовых основ регулирования градостроительной деятельности

В подкомитете по градостроительству (ПК 9) технического комитета по строительству (ТК 465) Росстандарта в конце 2018 года проводилось обсуждение проблем направленности его деятельности в 2018 году. В данной статье приведены позиции автора по ключевым, по его мнению, аспектам этих проблем: – о предмете компетенции ПК 9; – о проблемах изменения характера нормативно-правового обеспечения градостроительной деятельности; – о наиболее актуальных задачах в этой сфере.


1.                  О предмете компетенции ПК 9.

При распределении предметов компетенции подкомитетов ТК по строительству на ПК 9 возложено определение потребности в составе подлежащих принятию и проведению экспертизы нормативных актов федерального уровня, регулирующих градостроительную деятельность. В правовом поле она представлена территориальным планированием и градостроительным проектированием. Соответственно данному подкомитету следует исходить из роли территориального планирования и градостроительного проектирования в решении задач пространственной организации потребности в продукции строительной отрасли и ее характере:

– территориального планирования на общегосударственном, межрегиональном и межмуниципальном уровнях на долгосрочную и среднесрочную перспективу;

– градостроительного проектирования на среднесрочную и близкую перспективу для поселений или их значимых частей.

Участие ПК 9 в определении потребности в составе подлежащих принятию и проведению экспертизы нормативных актов, регулирующих относимую к сфере компетенции других подкомитетов деятельность, должно распространяться на вопросы, затрагивающие решение задач, относящихся к сфере именно его компетенции. Например, решение задач нормирования характера благоустройства придомовой территории должно быть отнесено к сфере регулирования архитектурно-строительной, а не градостроительной деятельности.

2.                  О проблемах изменения характера нормативно-правового обеспечения градостроительной деятельности.

2.1.            История вопроса.

В пятидесятые годы в СССР при осуществлении огромного объема гражданского и промышленного строительства началась целенаправленная разработка типовых проектов зданий, сооружений и приемов застройки. Нормативно-правовое и техническое регулирование в строительной отрасли пошло по пути разработки и установления стандартов, базирующихся на накопленном опыте ее осуществления. Такой подход учитывал уровень технологий в строительной отрасли, ограниченность и обеспеченность профессионалами проектировщиками. Его негативной стороной стала безликость характера застройки, повторяющегося во многих городах страны.

Важнейшим достоинством сложившейся в этот период системы нормативного регулирования строительной деятельности было ее построение в форме строительных норм и правил (СНИП) как иерархии подсистем по их отраслевой специализации и территориальным уровням. Функции нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность, осуществлялись строительными правилами (СП), определяющими характер типов градостроительных решений для различных уровней и видов ее объектов.

Регулирование градостроительной деятельности в постсоветской России получило правовой статус, приданный принятым в 2004 году Градостроительным кодексом. Однако правовые основы ее эффективного регулирования для условий рыночной экономики им не были заложены. Со времени его принятия:

– потребность в ориентации на снижение цены недвижимости сменилась на потребность в ее обоснованной дифференциации с учетом воздействия результатов градостроительной деятельности;

– научно-технический прогресс внес кардинальные изменения в использовавшиеся в прошлом веке технологии строительной отрасли и функционирования инфраструктур;

– стали наглядными негативные последствия распределения управления территориальным планированием между двумя федеральными ведомствами.

2.2.            Характер проблемы.

Актуальность реформирования системы регулирования градостроительной деятельности в стране начинает пониматься не только профессионалами. Это понимание проявилась, в частности, начавшимся обсуждением вопроса об организации разработки генеральных планов городов.

Для европейских стран с высочайшим уровнем сложившейся урбанизации эта проблема просто перестала быть актуальной. Ориентация на отказ от разработки генеральных планов в России может стать продолжением «мартышечьего» подхода к использованию зарубежного опыта. Он уже привел к появлению в действующем Градостроительном кодексе положений, успевших нанести значительный вред стране. Пользу он приносил только карьере его профессионально малограмотных, амбициозных представителей (получение степеней, званий и благосклонности некомпетентных представителей власти).

В современных условиях в России действительно нет необходимости организации массового обновления генеральных планов городов. Однако градостроительному освоению ее территории предстоит продолжаться десятилетия. Проблема определения состава поселений, нуждающихся в разработке генеральных планов, и реформирования подхода к ней достаточно актуальна. Понимание этого профессионалами и представителями органов власти проявилось, в частности, проведением 20.12.2018 Институтом генерального плана Москвы и ВШЭ конференции на тему «Нужен ли генеральный план?». Профессионально компетентный ответ на этот вопрос, по моему мнению, был дан в докладе, который сделал на ней А.Н. Колонтай.

Нормативное регулирование градостроительной деятельности продолжает осуществляться такими же типами СП, как и в советские времена, что в изменившихся условиях стало анахронизмом и тормозом для использования инновационных подходов. Все более актуальным становится переход к принятию системы нормативных актов, определяющих характер требований к компонентам процесса, обеспечивающего поддержание высокого качества конечной продукции градостроительной деятельности.

3. О наиболее актуальных задачах изменения характера нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения регулирования градостроительной деятельности.

Президентом России обозначена потребность в прорыве в ее развитии. Удовлетворение этой потребности практически не может быть осуществлено без компетентного решения задач пространственной организации обустройства ее территории градостроительной деятельностью, осуществляемой на профессиональной основе.

Осуществление прорыва в этой сфере в сложившихся условиях должно начинаться с обновления действующих и принятия новых нормативных актов, устанавливающих:

– правовой статус всех типов территориальных объектов;

– требования к структуре содержания, технологии разработки, качеству (с установлением его критериев) документов территориального планирования и градостроительного проектирования на каждом из их территориальных уровней;

– требования к порядку организации подготовки и принятия нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность, документов территориального планирования и градостроительного проектирования на каждом из их территориальных уровней;

– требования к порядку организации информационного обеспечения градостроительной деятельности, контроля соблюдения положений действующих нормативных актов, положений утвержденных документов территориального планирования и градостроительного проектирования;

– требования к организации подготовки и повышения квалификации кадров, начиная с получения ими образования в учебных заведениях и завершая оформлением специальными профессиональными органами официального статуса квалификации профессиональных участников градостроительной деятельности.

Соответственно, потребуются проведение необходимых НИР, подготовка пособий и рекомендаций.