Автор статьи: Мякота Алексей Дмитриевич - руководитель персональной проектно-образовательной студии «Архитектура. Дизайн. Моделирование».
Мост – один из ключевых объектов инфраструктуры города на реке, определяющий как транспортную и пешеходную доступность отдельных районов, так и образ города в целом.
Как знак, как образная символическая мотивация и визуальный ориентир мост в каждом конкретном месте должен обладать своим эстетически обоснованным качеством.
Работая над концепцией, мы поставили задачу – запроектировать велопешеходный мост, увязанный с прибрежными территориями и ландшафтом места, провоцирующий расширение его событийной карты и формирование комфортного рекреационного пространства на Енисее.
В поиске смыслов и содержательности мы обратились к принципам, разработанным ранее в проектах центральной набережной города, концепции и локальных объектах острова Татышев, концепции и эскизном проекте входной группы в зоопарк «Роев ручей» и ряда других объектов, формирующим наше проектное мировоззрение по отношению к рекреационным и общественным территориям города.
ГОРОДСКАЯ СРЕДА – СОБЫТИЙНОСТЬ – ТРАДИЦИЯ
Создание качественной городской среды возможно только с учетом интересов разных социальных групп горожан, сообществ и каждого жителя города, рассмотренных комплексно, во взаимосвязи с объективно происходящими в городе процессами и архитектурно-пространственными возможностями.
Комфортность среды и полнота испытываемого вкуса от ее «потребления» во многом зависят от происходящих в ней событий и от закономерностей их появления в конкретном месте в конкретное время.
В повседневной жизни мы чаще всего не внимательны к мероприятиям, происходящим в городе. Большинство из нас не ощущают причинно-следственную связь проистекающих в нем процессов и не осознают перерастающую их последовательность, способную в будущем сформировать что-то значимое.
Знание или незнание истории, предпосылок и того, являются ли эти события частью городских традиций, могут во многом формировать наше отношение к ним. Порой, не имея прямой заинтересованности, но сталкиваясь с разносторонней информацией о городе, его истории, о местах и о людях, мы отмечаем, что, складываясь в мозаику, эти знания создают у нас более целостное, содержательное и глубокое его понимание. Так, жизнь города и его архитектурного пространства в нашем сознании постепенно становятся не случайностью, а результатом закономерного и сложного пути его развития, где каждый житель сознательно или бессознательно вовлечен в процесс, порождающий его содержательность и качество. Так формируется представление о разноформатной и многопрофильной дискуссионной инфраструктуре, где сообщества и горожане могут представить свои инициативы, и сегодня в оценке городских качеств это один из основополагающих факторов современного города.
Такого рода системная информация о городе есть знание, совокупно выраженное на разных «языковых» носителях, среди которых архитектура и природа места, ландшафтный и информационный дизайн, музеи и выставочные залы, театры, средства массовой информации, индивидуальный опыт, передающийся в общении горожан и гостей города, и др.
В процессе восприятия этого знания, участия в городских событиях и в диалоге между людьми рождаются городские мифы. Некоторые из них становятся традициями, другие отмирают как внутри общественного сознания, так и как идеологические инструменты власти. Интересным является то, что миф, отмирая в общественно-коллективной памяти людей, сохраняется в памяти конкретного индивидуума, будоража его интуицию, подталкивая к инициативным действиям, способным спровоцировать, восстановить, вернуть общественному сознанию когда-то существовавший миф, а может быть, и вернуть утраченную традицию.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИАЛОГ
Носителями важной событийной информации о традициях и жизни конкретной территории являются сами люди, поэтому в начале работы над концепцией велопешеходного моста мы запустили интерактивный диалог с горожанами на своей странице в сети Интернет, для того чтобы в общении с ними расширить свое понимание места, понять, как эмоционально и осмысленно ощущают его жители, какие у них потребности, узнать о существовавших здесь событийных традициях и о сегодняшнем ее наполнении.
В процессе дальнейшей работы мы поэтапно продолжили этот диалог, ощутив его полезность для расширения содержательного наполнения проектируемого пространства.
ПОТРЕРЯННЫЙ ДИАЛОГ С РЕКОЙ
Анализ городской событийности во взаимосвязи с рекреационными территориями мы начали с ландшафтного своеобразия Красноярска: город расположен в уникальном природном месте на двух берегах мощной сибирской реки и ее островах. И если мы говорим о создании качественной и комфортной среды, имея ввиду не отдельную небольшую территорию, а город в целом, мы должны понимать, что связь с природой и общение с ней являются одним из важнейших аспектов жизни, особенно на фоне того, что многие города имеют тенденцию к переуплотнению застройки и все более урбанизированным моделям построения.
Для Красноярска тесное взаимодействие с Енисеем – одна из городских традиций потерянная, но востребованная. По окончании строительства ГЭС холодная река лишила красноярцев определенной событийности.
До 1961 г. – ледостав-ледоход, нерегулируемый уровень воды, купальный сезон +25°С; после 1961 г. – зимой Енисей не замерзает, регулируемый уровень воды, летом вода +14°С.
Например, летний пляж в центре города – то место, куда в сезон устремлялись горожане, плюхаясь в теплой реке, обласкивающей каждого красноярца: от любителей утренней прохлады с рассеивающимся туманом до персон, багровеющих в лучах позднего заката, а к воскресенью готовились все желающие себя показать и на других поглазеть.
А что мы сегодня знаем о зимних лыжных маршрутах по островам, по замерзшему Енисею, о тех громогласных ледоходах, о хоровых песнопениях на островах, текущих над Енисеем?
Другой немаловажный аспект – это активное использование речного транспорта как для решения утилитарных задач, так и для активного отдыха на реке с прокатами лодок и т.д.
Сегодня река ощущается горожанами как отстраненная, недоступная и холодная. Количество рекреационных пространств, наполненных естественной природой, где можно комфортно спуститься к воде, ограничено.
Потерянная связь с рекой, тактильная и событийная, не компенсируется другими элементами городской структуры, становится выпавшим звеном из нашей городской жизни.
Вспоминая историю, мы видим, как город своим развитием как бы «выдавливает» из себя природу, и на первый план выходят негативные его аспекты, такие как огромные масштабы территорий без достаточного количества рекреационных и общественных пространств, промышленное производство вблизи жилья, транспортная нагрузка и, как следствие, негативное воздействие на экологию среды.
РЕКРЕАЦИОННЫЙ КАРКАС ГОРОДА КАК ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ
В нашем проектном мировоззрении мы выделяем как ценность сохранение и восстановление естественной природы для создания городских рекреационно-общественных пространств, понимая, что это такой же важный элемент устойчивого развития экологии и культуры города, как и сохранение его традиций, охрана объектов культурного наследия и др.
Связь с рекой в масштабах города – это продуктивный потенциал для развития целостного каркаса городских рекреаций. Природная система Енисея с островными и прибрежными территориями, Кача и Базаиха дают нам возможность на их основе понять существовавшую естественную природу того места, на котором построен город.
Первый шаг, который мы делаем в этом процессе, – это проектное осмысление ландшафтов реки в городские общественные пространства, способные сформировать новый событийный ряд, порождающий мифы, адекватные имени Енисей.
Помимо островов и небольших участков благоустроенной набережной, существует ряд намытых прибрежных территорий, сформированных естественным течением реки. Эти территории располагают к выходу к воде и созерцательному, прогулочному отдыху в диалоге с природой. Часть из них предоставляет возможность создания небольших водоемов для купания и организации активного отдыха.
Городская событийность и пространственные решения для таких территорий должны строиться исходя из идентичности конкретного места. Естественные природные свойства этих пространств требуют современных принципов организации среды, направленных не на изменение, а на сохранение и тактичное дополнение природного окружения грамотными элементами архитектуры благоустройства. Нацеленные на создание комфортного и гармоничного пространства, они должны не только деликатно вписываться в природу форм, но и обладать механизмами, защищающими от антропогенного воздействия. Одна только типологически правильно выстроенная дорожно-тропиночная сеть во многом уже позволит сохранить целостными, не дать затоптать природно-ландшафтные участки.
Важный аспект – это неразрывная связь таких рекреационных территорий, дающая возможность создавать длительные и беспрепятственные пешеходные и велосипедные маршруты.
Во время работы над новым генпланом города нашей мастерской предлагалась идея по осуществлению продольного велопешеходного маршрута по Енисею и его островам при строительстве пятого моста, запланированного в районе реки Кача через остров Татышев на правый берег (Затон). Если мост затронет остров Молокова, то можно будет организовать велопешеходный доступ с одного острова на другой, тогда мы получаем коммуникацию от «Зеленой рощи» до «Пашенного» и далее в «Бобровый лог», «Роев ручей» и «Столбы», доступно объединяя тем самым наши самые ценные для отдыха территории.
Развитие разнообразного речного транспорта – скоростного и прогулочного, спортивного и экстремального, туристических маршрутов, прокатов лодок и т.д. расширяет набор доступных рекреационных услуг и связывает быстрыми маршрутами разные районы и городские рекреационные зоны, в несколько раз сокращая время движения в сравнении с наземным транспортом.
Следующие шаги в создании целостного рекреационного каркаса города – это «прорастание» островных и прибрежных территорий в тело застроенных городских пространств. С постепенным возвращением природы и соединением разных городских районов велопешеходными маршрутами город получает новую «капиллярную систему». Выстроенные по законам природы места, рекреационно-общественные пространства восстанавливают взаимодействие и диалог с природой, снижая психологическую и техногенную нагрузку большого города.
Так, например, обратившись к истории реки Кача и Покровской горы, мы вспоминаем, что здесь был мощный сосновый бор, вырубленный для строительства первородного Красноярска. Естественным и органичным решением для качественных рекреационных пространств на Каче было бы воссоздание участков соснового бора там, где для этого есть пространства. Это не только возвращает природу, но и становится своего рода благодарностью и исторической справедливостью по отношению к месту, давшему жизнь самому городу.
ОСТРОВ ТАТЫШЕВ
За несколько лет остров стал самым посещаемым местом в городе. Среди факторов, определивших это, можно выделить быстрый пешеходный доступ из центра и автомобильный по Октябрьскому мосту. Островной ландшафт обладает природными пространствами разного качества – прибрежными, лесопарковыми, луговыми полянами. Здесь появилось большое количество дорожек для катания на велосипедах и роликах, множество прокатов, инфраструктура услуг общественного питания, спортивные и детские площадки, демократично организованная среда, предоставляющая возможности для активного и тихого отдыха людей разного возраста.
Принимая участие в аналитических и проектных работах, предшествовавших изменениям на острове, мы можем сделать вывод, что такой результат не случайность, а ряд продуманных действий со стороны различных участников процесса развития этой территории.
У посетителей острова, то есть жителей нашего города, наслаждающихся разнообразным отдыхом, появляется понимание возможности и реальности создания в городе комфортных общественных территорий, что, в свою очередь, начинает формировать адекватный социальный запрос на такие качественные рекреации.
Продолжающееся развитие инфраструктуры острова на восток от Октябрьского моста с новой актуальностью поднимает вопрос возникновения велопешеходной связи с жилыми территориями Советского района.
Мы видим, что качественные изменения в одном месте способны положительно влиять на соседние, запуская процесс формирования целостного рекреационного каркаса города.
РАЗРУШЕННЫЙ МОСТ
Новый велопешеходный мост проектируется рядом с разрушенным, и главная его задача – пешеходная связь «Зеленой рощи» с островом Татышев и далее с историческим центром города и его центральной набережной.
Старый мост строился в этом месте как техническое сооружение, предназначенное в первую очередь для строительства на острове водозабора (Октябрьский мост в то время еще не был построен). Объект предполагался как временный, этим объясняется такое большое количество не очень мощных опор, именно поэтому мост был подвержен разрушению во время паводков. Железобетонные конструкции давно находятся в аварийном состоянии.
После окончания строительства водозабора мост не был демонтирован. На остров ходили гулять, отдыхая на озерах и протоках, где можно было купаться.
После ряда паводков 1990-х годов несколько пролетов моста были окончательно разрушены. Сегодня он используется только рыбаками. Сама прибрежная территория довольно популярна – сюда приезжают на машинах, спускаются пешком и отдыхают у воды. Выросшие деревья и обилие кустов сформировали естественный природный ландшафт. Площадка никак не благоустроена и, к сожалению, замусорена.
ЛАНДШАФТ МЕСТА И НОВЫЙ МОСТ
Появление моста в этом месте предопределено ландшафтом территории. Активный и сложный рельеф, высокий стилобат берега Енисея на этом участке прорезается пластичным логом, предоставляя возможность спуститься с обрыва на нижнюю террасу – широкую прибрежную полосу, растворяющуюся в островах и полуостровах.
Учитывая, что за последнее время очень многие из красноярцев стали «доверять» и проводить свой отдых в городских общественных пространствах, появление моста, способного обеспечить жителям «Зеленой рощи» и «Северного» пешеходную и велосипедную доступность на остров Татышев, делает его социально значимым объектом.
При проектировании моста мы проанализировали существующую градостроительную ситуацию и изменения, заложенные в новом генеральном плане города. Долгосрочное развитие этой территории можно разделить на три этапа:
1. Строительство велопешеходного моста, подъезда к нему и благоустройство прибрежной парковой зоны.
2. Строительство развязки на спуске и автомобильной дороги вдоль Енисея до центра города (выполняется с учетом третьего этапа).
3. Строительство автомобильного моста через Енисей, проходящего через восточную оконечность острова Татышев.
Появление велопешеходного моста спровоцирует развитие рекреационной территории, на которой новые виды активного отдыха сформируются на основе специфики местного водного ландшафта. Большое количество островов, различных по величине проток с медленным течением и стариц дает возможность в этом месте кататься на байдарках – вид спорта и отдыха, сочетающий оздоровительные и познавательные свойства, простраивающий непосредственный диалог с Енисеем.
Обустройство велопешеходного спуска по логу, водоема для купания и пляжной зоны, объектов инфраструктуры и проката, прогулочных и велосипедных дорожек позволит создать прибрежный парк, естественный и доступный на территории, уже используемой горожанами как место отдыха у реки.
Такая территория в рамках частно-государственного партнерства при грамотном планировании обладает инвестиционным потенциалом.
Мост в этом месте становится продолжением динамики спуска, отражая в своем формообразовании пластику берегового ландшафта и выразительный силуэт отрогов Саян на противоположном берегу. Многогранная ассоциативность образа формирует некий поэтический знак, воспринимающийся в единстве с природным окружением.
Учитывая экономический фактор и дисперсию образа будущего моста, мы стремились найти для него оптимальную и образно выразительную форму.
ПАРАМЕТРЫ МОСТА
Категория моста – большой, трехпролетный.
Длина моста – 170 м.
Ширина полотна проезда – 5,6 м (две пешеходных полосы с разным направлением движения по 1,5 м слева и справа, двухсторонняя велосипедная полоса – 2,6 м в центре).
Полотно проезда предназначено для пешеходов, велосипедистов, роллеров, скейтбордистов и в экстренных случаях может использоваться для проезда легкового транспорта.
Для активного движения выделена нормативная полоса 2,6 м, с каждой стороны пешеходная дорожка с приоритетным направлением движения.
Высота мост – расстояние от уровня соприкосновения с конструкцией быка до верхней точки несущей конструкции – 16,7 м.
Высота от полотна моста до верха несущих конструкций – 9,9 м.
КОНСТРУКЦИИ
Мост имеет два опорных быка, расположенных в русле протоки на участке глубиной 1,5-2 м, два устоя на каждом берегу с одной промежуточной опорой на левом берегу.
В проекте основные конструктивные элементы выполняются из стандартных металлических профилей.
Основной несущий элемент моста выполняется из стального трубчатого бесшовного профиля диаметром 1020-1200 мм (определить расчетной схемой).
Конфигурация формы достигается за счет геометрии секторов из несущего профиля.
ЭКОНОМИКА
В основу экономики моста положены дизайнерские и инженерные решения, построенные на оптимизации формы в сопоставлении со схемой эпюры силовых моментов, что сказывается на объеме конструкций. Форма работает как компенсатор линейных расширений.
На стоимость моста в разной степени влияют:
– объем используемого материала;
– количество быков в русле реки;
– использование стандартных материалов;
– использование вместо вантовых элементов металлических полнотелых и трубчатых стержней.
Подъездные пути к мосту выполняются на грунтовом основании.
Проведен анализ-опрос посредством интерактивного диалога с горожанами в сети Интернет. Аудитория: горожане – жители «Зеленой рощи» и жители других районов, специалисты в области архитектуры и инженеры, проектировщики дорожно-мостовых конструкций.
Результаты опроса:
1. Потребность в появлении велопешеходного моста в этом месте:
– да – 72%;
– сомневаются из-за экономического положения в стране – 26%;
– нет – 2 %.
2. Оценка эстетических качеств проекта:
– отлично – 70%;
– хорошо – 26%;
– удовлетворительно – 4%;
– неудовлетворительно – 0%.
Независимая оценка по результатам публикации на сайте ngs24.ru:
– «+ 305»;
– «- 111».
В результате опроса выявлено мнение горожан, где приоритетным смыслом является сохранение береговой предмостной территории и превращение ее в рекреацию.
Архив журнала "Управление развитием территории", № 2/2016 г.
Комментарии (0)