29.01.2016

Актуальные вопросы теории и практики градостроительства в Российской Федерации

Автор статьи: Ольга Вячеславовна Красовская - профессор Международной академии архитектуры (МААМ), соучредитель, заместитель генерального директора, главный архитектор НПИ «ЭНКО».


Статья посвящена анализу и обобщению актуальных проблем теории и практики российского градостроительства, выявленных в процессе разработки более чем 450 крупных градостроительных проектов, выполненных НПИ «ЭНКО» за более чем двадцатилетний период.

В градостроительном развитии российских городов можно выявить следующие типичные общеструктурные проблемы и тенденции.

Нарастание транспортных проблем. Фактический уровень автомобилизации резко опережает скорость строительства и реконструкции транспортной инфраструктуры. Реализация планируемых генеральными планами мероприятий по развитию улично-дорожной сети и транспортных сооружений резко отстает от жилищного строительства. Недостаточно развиты транспортные связи между различными планировочными частями городов; недостаточное количество мостовых сооружений, путепроводов, транспортных развязок; пропуск через селитебную часть города транзитных транспортных потоков ввиду незавершенности автомобильных обходов. Низкие темпы улучшения работы общественного транспорта, медленное внедрение современных видов транспорта – легкого рельсового, скоростного трамвая и др. В некоторых крупных городах в принципе уничтожен такой вид транспорта, как трамвай. Отсутствие инфраструктуры велосипедного движения (в лучшем случае, организация велопарковок). Необходимо подчеркнуть, что решение транспортных проблем возможно лишь при комплексном подходе к развитию всех составляющих транспортной инфраструктуры – это сочетание мероприятий по совершенствованию общественного транспорта, организации движения и современных методов постоянного и временного хранения автотранспорта, строительство автомобильных обходов, развитие и реконструкция улично-дорожной сети и искусственных транспортных сооружений.

В нашей практике существуют примеры городов, целенаправленно решающих сложные транспортные проблемы. Один из них – Ноябрьск (Ямало-Ненецкий автономный округ). В программе комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа указаны стратегические цели Ноябрьска: диверсификация экономики; активизация транспортно-логистических функций; улучшение транспортного обслуживания населения в суровых климатических условиях. Нам представляется, что проект получился интересным, комплексным и развивающимся (рис. 1, 2).


Ноябрьск. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа. Схема улично-дорожной сети с отображением этапов развития

Ноябрьск. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа. Транспортно-логистический комплекс воздушно-автомобильного типа

Другой пример – варианты развития транспортного каркаса г. Ростова-на-Дону в составе проекта внесения изменений в генеральный план г. Ростова-на-Дону – столицы Ростовской области и южного федерального округа Российской Федерации, важнейшего многофункционального центра юга России.Город выполняет функции центра формирующейся Ростовской агломерации и ядра ближнего пояса агломерации – Большого Ростова. Развитие всех элементов транспортного каркаса – одна из ключевых задач генерального плана (рис. 3).

Ростов-на-Дону. Проект внесения изменений в генеральный план г. Ростова-на-Дону. Схема комплексного развития общественного транспорта

Существенной проблемой фактической реализации мероприятий генеральных планов городов является продолжающаяся некомплексность освоения новых периферийных территорий, хотя положительные сдвиги в этом вопросе есть. По-прежнему сохраняется разрыв в уровне обеспеченности объектами социальной инфраструктуры сложившихся центральных районов городов и новых районов массового жилищного строительства. Не в полной мере реализованы мероприятия по благоустройству и инженерному оборудованию районов малоэтажного строительства. Практически не осваиваются застройщиками (или осваиваются оченьмедленно) территории под массовое жилищное строительство, требующие решения вопросов собственности и инфраструктурных затрат.

Достаточно типичной является напряженная экологическая ситуация – загрязнение атмосферного воздуха (причем загрязнение воздушного бассейна сейчас все чаще происходит за счет автомобильного транспорта); загрязнение водных объектов, связанное в значительной степени с отсутствием систем сбора и очистки дождевых вод, недостаточной очисткой промышленных и хозяйственно-бытовых стоков; размещение жилой застройки и объектов социальной инфраструктуры в непосредственной близости от источников негативного воздействия на городскую среду и население.

С большим трудом и низкими темпами по сравнению с запланированными в генеральных планах идут процессы реконструкции так называемых «депрессивных» городских территорий. Это жилые зоны с неблагоустроенной застройкой 30-60 гг., «старые» производственные зоны, территории, ранее выданные под временное устройство огородов. Так, например, попытки сноса массивов боксовых гаражей, зачастую расположенных вдали от жилой застройки и, по сути, являющихся криминогенными зонами, приводят к недовольству жителей и, как правило, не реализуются. Продолжается точечная уплотнительная застройка в сложившихся районах. Достаточно часто территории планируемых общественных центров в новых районах застраиваются жильем.

Тем не менее процессы реновации и благоустройства производственных зон в крупных городах достаточно активно развиваются. В качестве примера можно привести проект планировки многофункциональной территории в г. Орле (рис. 4).

Орел. Проект планировки многофункциональной территории

Положительный пример очень внимательного отношения города к своему перспективному развитию – г. Череповец (Вологодская область). Руководством города была поставлена задача дать предложения по оптимизации расселения и трудового тяготения, выводу транзитного транспорта за пределы городских территорий, благоустройству береговых зон, что и было выполнено в проекте внесения изменений в генеральный план г. Череповца (рис. 5).


Череповец. Проект внесения изменений в генеральный план города. Карта функциональных зон

Очень больным проблемным вопросом является общая высокая инфраструктурная изношенность городских территорий. Это и значительное количество жилищного фонда, требующего модернизации (кварталы ветхого и аварийного жилья, панельные дома первых массовых серий и др.); высокая изношенность инженерных коммуникаций и головных объектов; недостаточный уровень инженерной подготовки территории и благоустройства и др.

В настоящее время существует громадный профессиональный блок вопросов, касающийся содержания и методики разработки градостроительной документации, и эта проблема напрямую связана с качественным уровнем существующих нормативно-законодательных актов, регулирующих разработку документов территориального планирования.Также большое значение имеют доступность и качество информационных ресурсов, используемых для обеспечения градостроительной деятельности. Можно выделить следующие нормативно-законодательные и информационно-тематические блоки:

- федеральные законы и кодексы, указы президента и постановления правительства, приказы федеральных министерств;

- документы стратегического планирования федерального уровня;

- ГОСТы; СНиПы; своды правил; санитарные нормы и правила, санитарные нормы; РДС, МДС, СН, технические регламенты и др.;

- региональные законы, постановления и распоряжения правительств регионов;

- документы стратегического планирования регионального и муниципального уровней;

- региональные и местные нормативы градостроительного проектирования;

- методические рекомендации, комментарии к законам;

- специальная литература; учебные пособия; профессиональные и научные исследования и публикации.

Серьезной проблемой современного российского градостроительства является отсутствие (или скажем более мягко, резкое сокращение) фундаментальных и прикладных исследований функционирования, развития и проектирования градостроительных образований.

Мощнейшим профессиональным информационным ресурсом градостроительной деятельности, как и в других сферах, стал ИНТЕРНЕТ, в первую очередь Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП). В эту систему в соответствии с законодательством должны быть помещены все утвержденные документы территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории. Соответственно, в ФГИС ТП содержатся сведения из документов территориального планирования вышестоящих уровней и информация о состоянии и планируемом развитии территории смежных регионов и муниципальных образований. Стал возможен современный способ согласования градостроительной документации.

Как известно, градостроительство как вид деятельности и научная дисциплина отличается комплексным взглядом на развитие территории. С этой точки зрения важными ресурсами являются активно развивающиеся ведомственные системы (Особо охраняемые природные территории федерального значения; Лесной план Российской Федерации; Месторождения полезных ископаемых; Цифровые топографические карты масштабов 1:1000000 и крупнее; Публичная кадастровая карта и пр.).

Двадцатипятилетний период активного развития в нашей стране компьютерных технологий не прошел даром. Теоретически все документы территориального планирования должны разрабатываться в ГИС-оболочке. На практике это далеко не так. И главное, не существует понятной пошаговой инструкции (стандарта), регламентирующей порядок, структуру, содержание и технологию ГИС-проектов территориального планирования на единой технологической и концептуальной основе. При пользовании ведомственными ресурсами выявляется слабая взаимосвязь отраслевых информационных систем, что затрудняет использование этих информационных материалов в территориальном планировании. Как ни странно, не существует официально утвержденного перечня исходных данных, необходимых для разработки градостроительной документации. В НПИ «ЭНКО», как и в других профессиональных градостроительных организациях, разработан внутренний «вопросник» – перечень исходных данных по всем уровням градостроительной документации.

Также профессиональное сообщество общается и дискутирует, обменивается мнениями в социальных сетях и на информационных сайтах.

Очень важным фактором развития градостроительной профессиональной деятельности является «живое» общение специалистов различных профилей на конференциях, семинарах, форумах.

Позвольте перейти к проблеме творчества. Думаю всем, кто занимается вопросами теории и практики градостроительного проектирования, известен фундаментальный труд А.В. Бунина и Т.Ф. Саваренской «История градостроительного искусства». То есть градостроительство рассматривается как полноценное явление культуры и искусства наравне с живописью, скульптурой, музыкой и пр. Название этого исследования звучит как болезненный укор сложившейся в настоящее время системе российского градостроительного проектирования. Где оно, градостроительное искусство? У нас это границы земель и функциональных зон, объекты капитального строительства всех видов, учет мероприятий и объектов, содержащихся в документах вышестоящих уровней и пр., и пр. Такие фундаментальные понятия, как городская среда, структура городского плана, пространственная композиция, архитектурно-градостроительный ансамбль и др. ушли не только из профессиональной терминологии, но и в принципе из содержания градостроительных проектов.

Если градостроение – это искусство, а это должно быть так, то необходимо развивать профессиональную градостроительную деятельность именно с данной позиции. Это касается и профессионального образования, и целей градостроительного проектирования, которые должны формулироваться в нормативных документах, и профессионального уровня проектных организаций. Правильным было бы восстановить лицензирование таких организаций и вывести территориальное планирование (градостроительство, урбанистику, планировку территорий) за рамки применения ФЗ № 44-ФЗ).

Как это ни грустно констатировать, в настоящее время наблюдается мировоззренческий и культурный разрыв современного российского градостроительного проектирования с общей исторической линией российского градостроения.

Давайте вспомним, что в материальной среде исторических городов и территорий, которых великое множество в нашей стране, отразились в той или иной степени все основные этапы градостроительного формирования территории: элементы древнерусской дорегулярной планировки; классицистические регулярные планыXVIII-XIXвв., сохранились высотные доминанты монастырей и храмов, дворцово-парковые комплексы, дворянские и купеческие усадьбы. Огромное влияние на формирование городских пространств оказало строительство железных дорог вXIXв., бурное развитие производственных зон и доходных домов капиталистического периода. В архитектурном пространстве наших городов существует множество сохранившихся памятников и ансамблей всех исторических периодов, разнообразных стилей и градостроительных приемов. Первые пятилетки индустриализации страны вXX в. дали образцы планировок нового времени – «рабочие (или социалистические) городки» с продуманной системой социального функционирования и организацией соответствующих пространств. Архитектура и планировка периода сталинской неоклассики дала прекрасные примеры ансамблевых архитектурно-градостроительных комплексов в классическом имперском духе, сформировавшие центры многих российских городов. Сосуществование разнообразных архитектурных стилей, приемов, ландшафтов, пространств площадей, парков, набережных и создает неповторимое своеобразие городов. Это тот самый «гений места», который надо почувствовать и постараться «поймать».

Каждый из перечисленных этапов градостроительного развития оставил свой след в окружающем нас пространстве. И это очень важный фактор, определяющий методический подход к комплексному анализу территории и базовые принципы пространственного планирования каждого конкретного города, каждой конкретной территории. Иными словами, особенности объекта градостроительного проектирования определяют приоритетность проблем и направленность их решения.

Таким образом, наиболее актуальными вопросами современной российской урбанистики, на которые должны быть направлены теоретические исследования и практические разработки, являются:

- гуманизация градостроительной деятельности: главная цель – город для человека;

- комплексный подход к проектированию территории на основе природных, культурно-исторических и планировочных особенностей;

- приоритетное развитие инфраструктурных проектов – транспортной, инженерной и социальной инфраструктур;

- качественное преобразование города, реновация территорий всех функциональных типов;

- формирование общественных пространств с организацией пешеходных зон, набережных, благоустроенных озелененных территорий; благоустройство и дизайн городской среды;

- совершенствование нормативно-правовой базы градостроительства.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2016 г.