12.11.2015

Управление стратегическим развитием Крыма

Автор статьи: Павленков Юрий Викторович - генеральный директор НП эффективного управления недвижимостью и обеспечения безопасности зданий и сооружений при их эксплуатации «Индустрия Сервейинг».


«Здоровье не лучше болезни, богатство не лучше нищеты,

почести не лучше унижения, долгая жизнь не лучше короткой.

Лучше то, что ведёт и приводит к цели»

Игнатий Лойола


Материал подготовлен на основе опыта практического взаимодействия с представителями государственных и муниципальных администраций, предпринимательских, жилищных, общественных объединений и граждан по продвижению программ и проектов социально-экономического развития в Республике Крым и городе Севастополь. Предложения не претендуют на концептуальную завершённость, но у автора сохранятся надежда на то, что в результате публичной дискуссии и административных усилий институциональное и организационное взросление Крыма и Севастополя не затянется на десятилетия.

Субъекты Российской Федерации – Республика Крым и город Севастополь успешно преодолели начальную стадию интеграции в правовое и экономическое пространство России. Проделана большая работа по подготовке и принятию базовых региональных и муниципальных законодательных и нормативных актов во всех отраслях и экономических сферах, и в срок до 2017 года муниципальные образования Крымского федерального округа (КФО) должны завершить разработку документов территориального и градостроительного планирования.

Предстоящий этап наряду с принятием планов территориального развития муниципальных образований предполагает их синхронизацию по основным стратегическим параметрам между собой и с единой концепцией комплексного социально-экономического и пространственного развития КФО на основе целостных, взаимоувязанных по целям, задачам и ресурсам показателям. Для успешного перехода от задач законодательного обеспечения к прикладным вопросам комплексного социально-экономического развития необходимо создать соответствующую организационно-административную систему управления и институты инфраструктурного обеспечения.


I. Некоторые исходные условия для планирования стратегического социально-экономического и пространственного развития Крымского федерального округа


В настоящее время численность населения Крыма составляет около 2,5 млн. человек, площадь территории Крыма – 26 тыс. кв. км.

В 2015 году (по состоянию на начало октября) Крым посетило 4 млн. туристов.

При формировании стратегии развития полуострова на период до 2025 – 2030 годов в качестве одного из основных целевых показателей целесообразно прогнозно оценить совокупный туристический и санаторно-курортный потенциал Крыма (как один из главных драйверов развития), предусмотрев увеличение численности гостей до 10 – 15 млн. человек в год. Обслуживание подобного потока гостевых групп потребует развития инфраструктуры и услуг в базовых отраслях и экономических сферах, а также повлечёт за собой необходимость кардинального обновления сложившейся застройки, проектирования и строительства новых населённых пунктов. Для инфраструктурной модернизации, нового строительства, развития сферы услуг и некоторых производственных отраслей в Крыму в ближайшее десятилетие потребуется привлечение не менее 4 – 4,5 млн. специалистов различных профессий и квалификации. Большая часть из них прибудет в Крым по целевому трудовому призыву и может остаться для долговременного проживания (многие из них с семьями). Численность постоянного населения Крыма до 2025 года, таким образом, может вырасти до 8 – 10 млн. человек (при том что фактическое число работоспособных жителей не превысит 4 млн. человек).

Инфраструктура и сфера услуг КФО, следовательно, должны быть рассчитаны на жизнеобеспечение и качественное обслуживание не менее 20 млн. человек в год (одновременно около 10 – 12 млн.) и при этом иметь определённый прочностной запас и резервы развития. Данная целевая установка является отправным пунктом для формирования стратегии развития и предопределяет исходные расчётные параметры для инфраструктурных отраслей и экономических сфер Крыма – привлечения необходимых трудовых, технологических, инвестиционно-финансовых и иных ресурсов и капиталов. Такая численность постоянно проживающих жителей и гостей Крыма позволит обеспечить его экономическую самодостаточность, бездотационность и независимость от федерального бюджета.

Целевые расчётные показатели по увеличению жителей Крыма устанавливают базовые приоритеты, образующие фундамент социально-экономического развития на период до 2025 – 2030 годов:

1. Повышение энергопотенциала Крыма до достаточного для перспективного стратегического развития региона уровня.

2. Обеспечение муниципальных образований, сельскохозяйственного и туристически-рекреационного комплекса, предприятий и организаций водными ресурсами требуемого качества. Модернизация систем водоочистки.

3. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры всех видов транспорта: воздушного, водного, канатного, автомобильного, лёгкого метро. Строительство Керченского транспортно-логистического перехода, состоящего из автомобильного, железнодорожного и технологического тоннелей, канатной дороги и паромной переправы.

4. Комплексная модернизация и реконструкция инженерной и коммунальной инфраструктуры.

5. Развитие санаторно-курортной, рекреационной, туристической, физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры.

6. Комплексное социально-экономическое и пространственное развитие муниципальных образований.

7. Развитие банковской, страховой, предпринимательской инфраструктуры, финансовых институтов и инструментов.

8. Расселение старого и комплексная реновация жилищного фонда.

9. Развитие социальной, медицинской, образовательной инфраструктуры.

С учётом эколого-географических и природно-ландшафтных особенностей Крыма вновь создаваемая инфраструктура и сфера услуг должны соответствовать, а по фундаментальным качествам опережать уровень требований международных стандартов устойчивого развития. Такие отрасли экономики, как транспорт, энергетика, новое строительство, водоснабжение, сельскохозяйственное производство предстоит развивать на основе зелёных стандартов, повышенных требований к классам энергоэффективности объектов недвижимости и инфраструктуры (в том числе с учётом новых правил оптового рынка электрической энергии и мощности) с использованием технологий возобновляемых источников энергии. Создание крупных энергетических объектов целесообразно планировать за пределами Крыма, например, на Таманском полуострове.


II. Структурный каркас системы управления стратегическим развитием Крыма


Упразднение Министерства РФ по делам Крыма не отменило актуальности и не сняло с повестки вопроса о разработке и принятии стратегии и долгосрочной концепции комплексного социально-экономического развития Крыма. Для решения данных задач целесообразным и своевременным стало бы создание организационной структуры управления стратегическим развитием Республики Крым и города федерального значения Севастополь (на период 3 – 5 лет) в виде системы институтов и учреждений с целевыми функциями, обеспечивающими эффективное взаимодействие административных органов федерального, регионального и муниципального уровней между собой и с участниками проектов (рис. 1).

Организационная структура управления комплексным социально-экономическим развитием Крыма


1. Генеральный план развития Крыма.

Рассматривается как орган Правительственной комиссии по вопросам стратегического управления и комплексного социально-экономического развития КФО. В действующей системе распределения государственных полномочий Генплан выполняет функции основного планирующего органа, координирующего деятельность федеральных и региональных отраслевых министерств и ведомств в области разработки и управления стратегией развития КФО.

Документы социально-экономического развития и территориального планирования муниципальных образований в КФО в настоящее время разрабатываются в условиях недостаточной готовности общей стратегии и концепции развития Крыма при низком качестве исходных кадастровых, имущественных и иных сведений, слабой синхронизации программ развития между субъектами РФ – Республикой Крым и городом Севастополь и муниципальными образованиями.


2. Госплан Крыма.

Для организации исполнения плана комплексного социально-экономического развития Крыма как единого целого в соответствии с документами стратегического планирования необходимо скоординированное межотраслевое и межуровневое взаимодействие административных и экономических субъектов.

Госплан Крыма как орган Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя обеспечивает выполнение функций по координации разработки и исполнения федеральных, межрегиональных и региональных программ и проектов, реализующих стратегию развития Крыма. Отдельной задачей Госплана является отработка и запуск методики проектного финансирования на основе принципов и механизмов внебюджетного финансирования.

Основные функции Госплана – обеспечение контроля соответствия планов социально-экономического развития и генеральных планов развития территорий, программ и проектов стратегии и концепции комплексного развития Крыма, отбор и согласование крупных инфраструктурных проектов.

Строительство канатной дороги в Севастополе. Схемы размещения основных посадочных мест. Схема  трассы канатной дороги

3. Агентство стратегического развития Крыма.

Является исполнительным органом Госплана развития Крыма. Основные функции Агентства – отбор, подготовка, оценка и непосредственное финансово-экономическое сопровождение межрегиональных и крупных региональных инфраструктурных проектов, участие в реализации программ и проектов, привлечение в них бюджетных и внебюджетных инвестиций, подготовка заключений и рекомендаций государственным и муниципальным органам по проектам и программам, контроль экономической эффективности программ и проектов.

Координация вопросов инвентаризации государственного имущества в КФО с целью его вовлечения в крупные инфраструктурные проекты (обеспечение надлежащего кадастрового и имущественного учёта, оценки и т.д.) – одна из важнейших задач Агентства.

Учреждают и управляют институтами развития федеральное и региональные правительства. К реализации отраслевых программ и проектов привлекаются корпоративные участники, отечественные и зарубежные специалисты.

Макет проекта туристско-рекреационного комплекса в горной части Крыма

4. Банк реконструкции и развития Крыма.

Для финансового сопровождения программ и проектов социально-экономического развития КФО, особенно в условиях продолжающихся международных санкций, необходимо создание самостоятельного кредитно-финансового учреждения, способного сопровождать крупные инфраструктурные проекты в Крыму без риска ограничения деятельности со стороны третьих лиц.

Создание и деятельность организационной структуры управления стратегическим и комплексным социально-экономическим развитием КФО может быть обеспечена за счёт корпоративных участников инфраструктурных проектов без использования бюджетных средств. Такая форма финансового обеспечения структуры управления будет экономически оправдана и окупаться за счёт возможности комплексного решения задач, сокращения сроков прохождения проектов на согласительные процедуры, обеспечения ускоренного прохождения документов социально-экономического развития, территориального планирования муниципальных образований и инвестиционных проектов, квалифицированного структурирования проектов, повышения качества управления программами и проектами путём повышения эффективности взаимодействия и координации деятельности органов власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Образцы канатных пассажирских трасс

И все-таки одной из главных целей создания и обеспечения деятельности институтов развития в предлагаемом виде является формирование условий для организации в Крыму механизмов проектного финансирования, основанных на внебюджетных источниках и производных финансовых инструментах.

Реализация данных предложений за счёт синхронизации и структурирования программ и проектов (с учётом Постановления Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года») привлечёт в Крым институциональных инвесторов, обеспечит старт процессу комплексного инфраструктурного обновления в интересах всех участников процесса – граждан, предпринимателей, региональных и муниципальных администраций.

С учётом текущего геополитического положения Крымского полуострова и внутренних социально-экономических факторов комплексное развитие в Крыму может быть обеспечено в основном за счёт российского частного и корпоративного потенциала и капиталов. Российские граждане и предприниматели ожидают от правительств России, Республики Крым и города Севастополя (особенно от председателя Комиссии – заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака – ответственного за развитие Крыма) важных решений.

Пример функционирования канатной дороги в сложных городских условиях



Архив журнала "Управление развитием территории", № 3/2015 г.