24.02.2015

О власти и о земле

Автор статьи: Евгений Иванович Загороднов - профессор кафедры архитектуры и градостроительства Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета.


Основная проблема эффективного государственного управления, не требующая каких-то особых доказательств, состоит в том, что, не решив главного, не предъявив обществу парадигму (стратегию) позитивного социально-экономического развития государства в целом и идеологию пространственного, территориального планирования в частности, а по сути дела, вектор геополитического позиционирования страны в глобальной иерархии или так называемую национальную идею, бессмысленно продуктивно заниматься производными, частными проблемами: денежно-кредитной политикой, налогово-бюджетной политикой, регулированием хозяйственной деятельности и т.д.

Между тем она (национальная идея) буквально лежит у нас всех под ногами и в прямом, и в переносном смыслах… Ведь что такое Россия? Это 1730 млн га или 11,6 га на человека. Колоссальное достояние и самое большое мировое богатство. Божий дар, если хотите. Структура использования этого богатства следующая: 1% – под землями промышленности и транспорта, 1,1% – земли населенных пунктов, т.е. 2% всей территории в той или иной степени урбанизированы. Остальные земли: лес (63%), сельхозугодья (23%), земли запаса или федеральные земли (9%) и все остальное – земли иных категорий. Другими словами, более 90% территории – сельские районы, а в них пустующие сельские поселения числом более 13000, а также вымирающие населенные пункты с числом населения менее 10 человек (например, в Северо-Западном ФО до 50% таких населенных пунктов, а в Центральном – порядка 40%).

Вот что такое современная Россия!? Всего две!? Вдумайтесь – две агломерации Москва и Санкт-Петербург впитывают и обирают целые регионы, и невозможно представить, что будет, когда по правительственным планам «великого переселения народов» вместо нынешних 85 субъектов россияне станут жить в 20 агломерациях, которые появятся возле крупных городов!!! Численность населения каждой такой агломерации должна будет составлять не менее 3 млн человек. Суть такой «реформы» в том, чтобы поставить крест на нынешней «провинциальной» городской системе. Сейчас 90% городов России – это малые города с населением до 100000 человек. По мнению нью-реформаторов, хуже всего то, что половина из них монопрофильные – их производство адаптировано к одному сегменту рынка. Работы в таких городах нет, институтов, театров, музеев – тоже. Согласно проекту перекраивания России развивать такие города бессмысленно. Поэтому надо создавать условия, чтобы население малых городов мигрировало в агломерации.

Вот такие, уважаемые читатели, идеи колобродят в недрах российского истэблишмента. Так что трепещите и готовьтесь те «провинциалы», у кого на их горе и на нашу общую беду своевременно не оказалось поблизости ни институтов, ни театров, ни музеев… По сути дела, под напором глобальной экспансии в перспективе нам – русским «индейцам», по-видимому, предстоит плановая полномасштабная эвакуация остатков коренного населения с насиженных мест в специально зарезервированные для этого Правительством места. Но если такого рода, с позволения сказать, мероприятие называется Агломерацией, то что же тогда Резервация?

А каковы все же мировые тенденции территориального планирования? К примеру, в развитых странах разработаны и уже давно успешно осуществляются государственные программы по расселению крупнейших мегаполисов в сельские районы. А впрочем, зачем далеко ходить? Здесь у нас под боком в братской Белоруссии за государственный счет уже создано 1500 современных агрогородков с полной инфраструктурой и возможностями для дальнейшего самостоятельного развития и совершенствования. Да и у нас 58% населения тоже хотят иметь собственный дом на своей земле, но в то же время большинство по «Брежневу» продолжает ютиться в архаичных многоэтажных муравейниках.

Говоря всерьез, «без дураков», про новую, инновационную экономику, экономику 21-го века, основанную на небольших предприятиях и интеллектуальной собственности, про экономику, которую двигают вперед не «замыслы» госчиновников, а венчурные компании, тем более нет смысла создавать монстроподобные городские образования или так называемые городские агломерации. Новые формы инновационной экономики вполне укладываются в небольшие городки, даже сельские образования. В развитых странах население, напротив, держится подальше от агломераций, все больше людей стараются жить и работать в отдалении от крупных городов. Престижным считается жить в небольших поселках, чтобы не страдать от эффектов мегаполиса.

Следовательно, аграрно-промышленный сектор – это не просто одна из многих отраслей народного хозяйства, это реальный инструмент поддержания целостности страны и гарант ее суверенитета, территориальной целостности, важнейший фактор безопасного и устойчивого развития государства. Но в то же время деградация сельского хозяйства, выражаясь военным языком, равноценна зачистке территории от коренного населения, причем тотальной зачистке – не останется даже партизан. Иисус Христос учит нас неразумных: «Каждый народ должен питаться плодами своей земли. Земля, которая не кормит, несчастлива…».

Развязанная, скрытая агрессия против государства в финансовой или идеологической сфере ничто по сравнению с продовольственной зависимостью.

Обладайте вы хоть всеми богатствами мира, если вам нечем питаться, вы полностью, с потрохами, зависите от других. Бизнес и торговля создают богатства и иллюзию стабильности, что мы сейчас наблюдаем и чему являемся немыми свидетелями, но только сельское хозяйство обеспечивает истинную свободу и подлинную демократию для всех без исключения.

Все верно, все это так. Но сермяжная правда жизни состоит еще и в том, что впервые в нашей истории сложился транснациональный рынок продовольствия, т.е. на прилавке есть продовольствие из всех стран мира. Другими словами, мы находимся в условиях жесткой конкурентной борьбы на продовольственном рынке, но при этом в условиях поразительного и унизительного неравноправия нашего производителя. В развитых странах уровень государственной поддержки сельского товаропроизводителя порядка 80%, а это значит, что если вы вырастили сельскохозяйственный продукт на 1000000 рублей, то вам государство выплачивает 800000 рублей. А в Европе пошли еще дальше – если вы владеете сельхозугодьями, то вы можете получать деньги за каждый гектар от государства, при этом можете не сеять и не пахать, а только содержать участок в относительном порядке, например, в противопожарных целях дважды в год скашивать траву.

Отсюда вывод: сельскохозяйственная отрасль особенно при неограниченном наличии земельных ресурсов, а также правильно организованной государственной политике – абсолютно конкурентоспособная отрасль. Но при этом процветающая у нас так называемая внутригосударственная или межотраслевая конкуренция (например, газовики, нефтяники, энергетики), т.е. монополисты против сельхозпроизводителей, – это неверный подход. Например, в 1996 г. за 300 кг. дизтоплива надо было отдать тонну пшеницы, а в 2006 г. – уже 7 тонн! Распределение доходов в сельском хозяйстве: 10% – сельхозпроизводителям, 34% – переработчикам, а все остальное – логистам-посредникам. Это прямая дорога к развалу отрасли и государства. Государство обязано управлять порогами рентабельности, если этого нет, идет переток кадров, технологий, утечка мозгов, нет единой экономической среды. Модернизационный путь развития, эффективность и открытость экономики теперь должны определяться не формой собственности и наличием или отсутствием конкуренции, а исключительно компетенцией и профессионализмом конкретных руководителей на местах, т.е. кадрами: «… Надо понять, что при наших нынешних условиях «кадры решают все». Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в армии, наша страна будет непобедима. Не будет у нас таких кадров – будем хромать на обе ноги» (И.В. Сталин).

Медленно, но все же приходит понимание определяющей роли государства в сфере экономического регулирования, регулирования через государственные дотации и субсидии. Дотация – это не помощь отечественному производителю с барского плеча, а священная обязанность государства платы там, где необходимо сохранить рабочие места, несмотря ни на что, где изначально невозможна рентабельность. По сути дела, это плата государства за свои же ошибки и недоработки. Субсидия же, наоборот, должна идти потребителю, и это не помощь, как считается, малоимущим, но исправление ошибок в государственном управлении: в вопросах питания, образования, медицинского обслуживания, доступного и комфортного жилья, ЖКХ, стоимости энергоносителей и т.п. Таким образом, государством должны субсидироваться в первую очередь демографические и энергетические потребности.

«На нашей территории сосредоточено порядка 40 процентов мировых природных богатств. А население – это лишь 2 процента от жителей Земли. Смысл сложившейся ситуации очевиден. Не реализовав масштабный, долгосрочный проект демографического развития, наращивания человеческого потенциала, освоения своих территорий, мы рискуем превратиться в глобальном смысле в «пустое пространство», судьба которого будет решаться не нами» (авторская статья В.В. Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России»).

Имевшееся прежде достаточно продолжительное игнорирование государством демографических проблем привело к тому, что у нас до 80% населения живет в городах, что сопровождается техногенным коллапсом или так называемым «проклятием инфраструктур». Наиболее наглядным примером этой системной проблемы в регионах является борьба с автомобильными пробками – перманентная борьба, где чем больше борются, тем больше пробки. Борьба с пробками эффективна, когда она начинается за 25 лет до их образования. А сейчас выход один – необходимо создавать иные принципы проживания, основанные на концепции компактного города – города людей, а не машин. Тенденция по агломерационному «растягиванию» города чрезмерно увеличивает расходы на содержание социальной и инженерной инфраструктуры. И наоборот, плотная, высокоэффективная мало- и среднеэтажная городская застройка характеризуется более низкими энергетическими затратами, интенсивной социальной жизнью и возможностями для обеспечения безопасности жителей. Она же позволяет эффективно использовать системы общественного транспорта. Разрастание мегаполисов или затеянная «свыше» агломеризация всей страны – есть неверное и чрезвычайно опасное решение – решение вполне в духе создания однополярного глобального миропорядка.

«Глобализация – это ВОЙНА». Так считает экс-президент МВФ Доменик Стросскан – человек, безусловно, знающий, о чем говорит.

Да и мы, обычные граждане, наученные горьким опытом прошлых реформаторских замыслов, знаем, что у нас процесс всегда важнее конечного результата, а потому абсолютно уверены, что и нынешняя затеянная «сверху» агломеризация – это делание денег бизнесом и их кураторами от власти, не более того, а в итоге противоестественные условия для существования всего народа в отрыве от коренных, глубинных потребностей его с более чем 90-процентной неприкаянностью собственных территорий под навязываемую извне погромную идеологию «в политике – глобализация, в экономике – монополизация, в градостроительстве – агломерация».

Совсем не удивительно, что глобальные «амбициозные» планы Правительства по внедрению в российские агломерации все поглощающего транснационального промышленного производства, как правило, предметов потребления, но, увы, отнюдь не производства средств производства, в конечном итоге, рано или поздно высосут из нашей земли и руки (трудовые ресурсы), и мозги, и капиталы, а через спекуляцию передадут в «нечистые руки» все национальные деньги, тем самым выбросив всех нас в ряды мировых пролетариев, обрекая на бесконечную и изнурительную борьбу за существование и выживание.

В результате такого «планового» агломерирования, а по сути, изгнания с собственной земли все еще, несмотря ни на какие «реформы», оставшихся интеллигентных (здоровых) сил в регионах и неизбежного последующего падения земледелия и скотоводства, т.е. сельскохозяйственного производства, постоянно будет возникать потребность в подъеме заработной платы, не приносящей, однако, никакой пользы, ибо одновременно будет происходить удорожание предметов первой необходимости: продовольствия, жилья, образования, медицинского обслуживания и т.д. Замкнутый круг!?

И наоборот, если народ относительно равномерно распределен по всей территории своей страны, то эта территория уже только поэтому самодостаточна и априори безопасна. Когда же вы сконцентрированы на асфальтовых пятачках городских аглорезерваций (агломераций) и зависите от всего на свете, вот уж где раздолье посредникам и всякого рода проходимцам.

Поэтому не опустошение, а заселение земли русской – вот сверхзадача государственной территориальной политики. Проектирование же аглорезерваций или так называемых городских агломераций – это блокирование русского человека в «черте оседлости» в угоду народу, но только уже другому – не русскому.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2014 г.