24.02.2015

Взгляд мэра на проблемы управления развитием города

Мы живём в большой стране с федеративным устройством, которая включает 85 субъектов Федерации и более 1000 городов. Вся страна живёт в системе единого федерального законодательства, над совершенствованием которого мы (в том числе авторы и эксперты нашего журнала) постоянно работаем. Часто мы обвиняем законодателя в неудачах городского развития, в экономических спадах, в нарастающих проблемах транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства. Законодательство несовершенно! И его развитию мы традиционно посвящаем первый раздел журнала. Но факты – упрямая вещь! Почему-то одни города имеют высокие рейтинги, а другие – низкие. В одни города идут инвесторы, а в другие нет. В городах одной страны средняя заработная плата значительно отличается. Одни города растут, а другие стремительно теряют своё население… Всё ли в России зависит лично от президента страны? Всё ли зависит от федеральной власти и от федерального законодательства? Или что-то зависит и от руководителей городов, от личностей мэров? Что-то зависит от системы муниципального управления, от активности гражданского общества, от конкретных стратегических или тактических действий городских администраций? Мы решили поговорить с мэрами городов с различной численностью населения, с различной географией и структурой экономики на тему значимости муниципального управления и планирования. Мы задали всем мэрам – участникам дискуссии пять одинаковых вопросов, связанных с развитием городских территорий, и о том, как городские лидеры видят свою миссию, готовы ли они к оценкам своей деятельности через показатели качества городской среды. От имени редакции журнала я выражаю благодарность за участие в открытом разговоре Главам городов Евпатории, Владивостока, Сочи, Екатеринбурга, Тулы, Белгорода и Сургута.


Какая стратегия социально-экономического развития нужна городу? Должен ли её проект обсуждаться с гражданами, с предпринимательскими и общественными организациями? И способна ли принятая стратегия что-то изменить в развитии города?


Филонов Андрей Владимирович – Глава Администрации города Евпатория Республики Крым

Евпатория, как и все города Республики Крым, находится сегодня в уникальной ситуации: мы строим новое государство практически с чистого листа. Это позволяет учесть все старые ошибки, а также воспользоваться передовым опытом субъектов Российской Федерации, адаптировав его к Крыму.

К управлению городом пришла новая молодая команда, которая хочет полностью поменять систему управления городом, сделать ее открытой, доступной и понятной для людей.

Новая стратегия социально-экономического развития должна стать той основой, которая позволит городу подняться с колен и оторваться от пагубной курортной зависимости, приведшей экономику города к краху. Дело в том, что за последние 23 года основная ставка была сделана на развитие курорта. В результате практически все промышленные предприятия города остановились, а три летних месяца курортного сезона не могли выправить сложившуюся патовую ситуацию.

В городе должна быть построена новая экономика, работающая круглогодично и не зависящая от курортного сезона. При этом курорт будет оставаться важной отраслью городского хозяйства. Планируется, что основная ставка будет сделана на развитие перерабатывающей промышленности, фармацевтические технологии.

Безусловно, данная стратегия будет формироваться с широким привлечением общественности, пройдет общегородское обсуждение и только после этого будет утверждаться официально.


Харитоненко Олеся Викторовна – Глава муниципального образования город Евпатория, председатель Евпаторийского городского совета

Наиболее эффективными стратегиями являются стратегии устойчивого развития, основой которых являются экономические векторы развития.

Принцип разработки любой стратегии устойчивого развития города основан в первую очередь на вовлечение как можно большего количества жителей, заинтересованных в улучшении качества жизни. К разработке стратегического плана также необходимо привлекать экспертов в сфере градостроительства, экономики, ЖКХ, социальной сфере, важен опрос и анкетирование представителей бизнеса.

Любой стратегический план города должен иметь миссию, видение, цели и задачи. Мировой опыт показывает, что стратегия развития территорий способна изменить ее дальнейшее назначение и социально-экономическую модель.


Игорь Сергеевич Пушкарёв – Глава города Владивосток

«Стратегия и стратегический план развития Владивостока до 2020 года» был принят Думой города Владивостока в июле 2011 года. Работа над документом шла несколько лет. Разработка была поручена «Леонтьевскому центру социально-экономических исследований», привлечено экспертное сообщество – ученые, предприниматели, представители городской власти. Затем проект документа обсуждался в ходе общественных слушаний.

Разработка такого рода документа – важнейший этап планирования развития любой территории. Он позволяет проанализировать текущее положение дел, просчитать и спрогнозировать различные сценарии и пути развития, предложить оптимальные и наиболее перспективные из них, причем с учетом программ социально-экономического развития макрорегиона.

Разработка стратегии – это еще и сопоставление развития территории с развитием соседних регионов и стран, поиск своего места в международном разделении труда. Более того, порой это может стать «выходом в открытый космос» – когда ученые предлагают новые стратегии, еще вчера казавшиеся фантастикой. Но именно так и развиваются многие города мира.

К слову, именно так случилось с Владивостоком, когда в середине 2000-х годов город сменил вектор своего развития: из военно-морского порта город стал центром международного сотрудничества России со странами АТР. «Стратегия и стратегический план …» стал еще одним документом в логике такого развития, которое, очевидно, исторически созрело и было предложено федеральной властью.

В документе рассмотрены инерционный, реалистичный и оптимистичный сценарии развития города, а также условия для каждого из таких вариантов. Конечно, наиболее желательным является оптимистичный сценарий. Практика показала, что «Стратегия и стратегический план развития Владивостока» стал хорошей основой для понимания перспектив развития и городского планирования.


Пахомов Анатолий Николаевич – Глава города Сочи

Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определяет необходимость разработки документов стратегического планирования (в том числе прогнозирование, планирование и программирование), социально-экономического, отраслевого и пространственного развития макрорегионов, регионов и муниципальных образований, определяющих цели, задачи и принципы государственного и муниципального управления на среднесрочный и долгосрочный период в 25-30 лет.

Приказ Министерства регионального развития РФ № 75 от 18.03.2014 г. «О мерах по реализации отбора пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в Российской Федерации» положил начало общероссийскому практическому эксперименту по подготовке государственной программы «Развитие агломераций в РФ», целью которой является установление особого порядка регулирования градостроительной деятельности на основе изучения и обобщения инновационного опыта регионов и муниципалитетов в управлении процессами урбанизации территорий, появления новых точек роста, экономической связанности территорий, комплексного развития инфраструктуры, служит реализации главной цели – созданию комфортных условий для жизнедеятельности горожан.

Новая идеология развития Сочи, опирающаяся на инновационный потенциал олимпийского наследия, была отражена в Заявке муниципалитета города Сочи на участие в Программе пилотных проектов по развитию агломераций РФ, которая широко обсуждалась общественностью и представителями администрации города Сочи и Краснодарского края.

В связи с включением Концепции Сочи-Туапсинской трансграничной курортной агломерации в перечень пилотных проектов по социально-экономическому развитию городских агломераций в Российской Федерации, утвержденный Министерством регионального развития РФ, должна быть разработана соответствующая муниципальная и региональная система стратегической документации по социально-экономическому и пространственному ее развитию с учетом отраслевого планирования на среднесрочный и долгосрочный периоды.

Успешная реализация этого проекта возможна только при объединении усилий градостроителей, научного сообщества и органов власти всех уровней.

Чтобы Сочи стал конкурентоспособным круглогодичным курортом мирового уровня, учитывая олимпийское наследие, необходимы «точки роста» для всех его районов. Комплексная инвестиционная программа Сочинской курортной агломерации будет наполняться по итогам определения «точек роста» и формирования локомотивных проектов для всех его курортных планировочных округов.

Сегодня потенциальными партнерами, заинтересованными в устойчивом развитии Сочи как курортной агломерации (у которых есть здесь экономические интересы, объекты недвижимости), могут стать:

– фонд стратегического развития Краснодарского края;

– Федеральное Агентство стратегических инициатив;

– банки (СБ РФ, ВТБ);

– РАО ЕЭС;

– Росавтодор (ФГУП ДСД «Черноморье» в части подэстакадного пространства);

– ОАО «РЖД» – надпутевые пространства, грузовой двор и пляжные территории;

– Минтранспорт – трансчерноморская магистраль, 3-я очередь обхода Сочи, трасса Центр-Юг;

– Минприроды – Проект границ, зонирования и лесоустройства Сочинского Национального Парка;

– СОУД «Сочинские выставки», «Сочи-Экспо»;

– морпорт – каботажное судоходство, морской транспортный коридор, яхтинг.


Евгений Вадимович Ройзман – Глава Екатеринбурга, Председатель Екатеринбургской городской Думы

28 июня 2014 года был принят Федеральный закон № 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», разработанный Правительством РФ по поручению Президента РФ, которое содержалось в Указе от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Этот закон заменил прежний Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», который был принят в 1995 году и в течение 20 лет не менялся.

Если обратиться к истории, государственное планирование в Советском Союзе развивалось десятилетиями. Однако стратегического планирования в современном его понимании не существовало (оно зародилось только в 60-е годы XX века в западных странах). Зато организация нормативного и индикативного планирования достигли своего совершенства к середине 80-х годов. Многое из советской системы планирования было заимствовано Германией, Францией, Италией, Великобританией, Канадой и другими странами. После распада СССР и упразднения структуры Госплана народохозяйственное планирование в новой России было фактически отменено. Планы и программы продолжали разрабатываться, но основывались на старой нормативно-правовой базе, которая во многом уже не соответствовала экономическим реалиям.

Определенный возврат к планированию произошел лишь в 1995 году с принятием закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ». Однако к нему было много нареканий как со стороны самих органов власти, так и со стороны экспертного сообщества. В частности, предметом регулирования было лишь планирование на федеральном уровне; планирование в регионах и муниципалитетах осталось без внимания.

Потребовалось почти четверть века после распада СССР и упразднения Госплана на то, чтобы понять, что в стране должна быть создана единая система стратегического планирования. Сегодня в рамках нового федерального закона задача создания единой системы стратегического планирования рассматривается уже как одна из ключевых задач обеспечения национальной безопасности страны и ее регионов.

Однако принятый закон вызвал множество вопросов и замечаний как со стороны экспертного сообщества, так и со стороны регионов и муниципалитетов. Эти вопросы были сформулированы на XIII Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России», который прошел в Санкт-Петербурге в конце октября 2014 года.

В частности, закон относит к полномочиям органов местного самоуправления в области стратегического планирования разработку, рассмотрение, утверждение и реализацию документов только по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления, но при ограничении полномочий только вопросами местного значения возможно лишь разработать план работы органов местного самоуправления, а не стратегию развития муниципального образования.

Кроме того, согласно закону участниками стратегического планирования на уровне муниципального образования являются только органы местного самоуправления, а также в ряде случаев муниципальные организации. А научное и экспертное сообщество, а бизнес, а население? Стратегические документы по своей сути должны представлять собой документы комплексного развития и общественного согласия.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования, разработанная строго в соответствии с вновь принятым законом, вряд ли будет кому-то нужна. Но стратегический план городу нужен, и такой план у Екатеринбурга есть.

Стратегический план Екатеринбурга разрабатывался по всем канонам стратегического планирования коллективом авторов, включающим представителей администрации города и городской Думы, науки, бизнеса, общественности. Это была сложная задача, требующая увязывания интересов населения, хозяйствующих субъектов и органов власти и управления различного уровня. Она решалась последовательно и системно, при широком обсуждении общественности и научных кругов, начиная с 2000 года, и первый ее этап закончился в июне 2003 года утверждением Стратегического плана на заседании городской Думы. Город Екатеринбург был первым муниципальным образованием Российской Федерации, где был разработан совместно с общественностью и принят представительным органом муниципального образования документ такого рода. В 2010 году с учетом изменившихся реалий Стратегический план был актуализирован, и городская Дума приняла его новую редакцию.

Стратегический план Екатеринбурга стал базой для системы городского управления в целом. Одним из условий реализации Стратегического плана является внедрение его в текущую деятельность Администрации города. Система планирования, направленная на достижение стратегических целей, предусматривает три взаимоувязанных уровня: стратегическое – стратегические проекты, разрабатывающиеся на период до 2020 года; среднесрочное – это муниципальные программы и трехлетний прогноз; текущее – текущее бюджетное и индикативное планирование.

Сложившаяся система стратегического управления, созданная в Екатеринбурге, позволила нашему городу занять одно из ведущих мест в изменившемся экономическом пространстве России и обеспечивает преемственность основных целей развития города.

В Екатеринбурге (по данным 2013 года) показатель смертности на 19,6% ниже, чем в среднем по России. У нас на 24,6% выше средняя заработная плата и в 2,6 раза ниже уровень безработицы. В Екатеринбурге выше, чем в среднем по России (на душу населения): в 2,9 раза – оборот розничной торговли и в 1,3 раза – ввод жилья. Екатеринбург стабильно занимает ведущие места в рейтинге городов России.

Но сколь бы логичной и эффективной ни была система муниципального управления, она напрямую зависит от решений, принимаемых на федеральном уровне. Последнее десятилетие крупные города и так уже фактически встривали в вертикаль власти. Их постепенно лишали собственных финансов, делая экономически зависимыми от губернаторов. Принятый в мае 2014 года Федеральный закон № 136-ФЗ, который внес радикальные изменения в Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», усилил эту зависимость еще политически и организационно, то есть отдал губернаторам право практически полного контроля над городом. Дальнейшая судьба Стратегического плана Екатеринбурга, как и его системы управления в целом, в значительной мере зависит от того, в какой мере губернатор воспользуется этим правом. Остается только надеяться на лучшее.


Юрий Иванович Цкипури – Глава муниципального образования город Тула

Задачи по развитию Тулы определены в стратегии социально-экономического развития города до 2018 года и на перспективу до 2030 года. Основная миссия стратегии: «Тула – город для нас и наших детей».

Главная цель – сделать жизнь туляков комфортной, а город – благоустроенным, привлекательным для жизни и работы, открытым для инвесторов и туристов. Нужно по-современному и максимально эффективно развивать социальную сферу, экономику, транспорт и дорожное хозяйство. Главным результатом этой работы станет сохранение «человеческого капитала» – уменьшение оттока туляков в другие регионы и желание жить в родном городе. Тула должна стать территорией больших возможностей для ее жителей.

Стратегия предусматривает использование исторических и культурных традиций города для развития туризма, создание промышленного сектора и зоны компактного проживания населения. В частности, предусмотрен переход от традиционно промышленного развития к территориальному и инновационно-индустриальному.

В 2014 году в жизни областного центра произошло историческое событие – изменились границы муниципального образования. Тула была объединена с Ленинским районом, который кольцом окружал наш город и затруднял дальнейшее развитие. С учетом этого фактора разрабатывалась стратегия развития.

На сегодняшний день стратегия не утверждена окончательно. Ее положения обсуждаются на заседаниях экспертного совета Штаба по стратегическому развитию Тулы. К ее разработке привлекали крупных экспертов, представителей различных государственных структур и ведомств и, конечно, жителей. Учитывая общее мнение, будет выбрана единая политика развития областного центра. Новую стратегию планируется принять до конца 2015 года.


Сергей Андреевич Боженов – Глава Администрации города Белгород

Стратегия развития обеспечивает:

– понимание перспектив развития города как в целом, так и отдельных сфер жизнедеятельности;

– организацию работы, направленной на измеримый социально-экономический результат, что отличает стратегическое управление от текущей деятельности;

– сплочение местного сообщества вокруг общей идеи – развития комфортного, безопасного, хранящего традиции и инновационного города.

Стратегия позволяет упорядочить регулирование сфер жизнедеятельности, не допускать необоснованного повышенного внимания (и финансирования) одних сфер за счет других. В условиях кризиса стратегия позволяет оптимально распределить ограниченные ресурсы, заблаговременно подготовиться к вызовам будущего.

Стратегия должна быть ориентиром для разработчиков муниципальных программ. Желательно, чтобы номенклатура программ и их элементов была приведена в соответствие элементам Стратегии (задачи – направления – показатели).

Разработка и актуализация Стратегии важны не только как результат – создание документа стратегического планирования, но и как процесс. Стратегическое планирование может способствовать налаживанию связей с общественностью, а также сыграть важную роль в профессиональном развитии муниципальных служащих.

Участвуя в стратегическом планировании, муниципальные служащие обеспечивают объемное понимание предмета своей деятельности, поднимаются над текущим функционированием.

Стратегическое планирование позволяет наладить межведомственное взаимодействие, переориентировать служащих с реализации ведомственных интересов на получение социальных результатов.

Важным элементом Стратегии является перечень стратегических показателей. Результативность Стратегии повышается при распределении ответственности за достижение показателей за конкретными органами администрации города.

Итак, Стратегия способна изменить развитие города в лучшую сторону, если:

– обеспечит понимание направлений развития города, а также способов достижения целей и задач (организационных технологий);

– будет стимулировать административные органы работать в проектном режиме: на решение социальных проблем, достижение показателей;

– позволит повысить профессиональный уровень служащих (активная форма обучения – обучение через деятельность);

– позволит интегрировать местное сообщество (власть – бизнес – население) вокруг проблем и задач развития города.


Попов Дмитрий Валерьевич – Глава города Сургут

Бесспорно, каждый стремится к лучшему. Каждый житель в любом городе строит планы, основываясь на личных ценностях. В этой связи наша задача при осуществлении стратегического планирования – выявить и учесть ценности, видение жителей, максимально вовлечь их в процесс разработки стратегии развития города. На мой взгляд, стратегия должна стать неким публичным договором всех участников жизнедеятельности города, ориентированным на долгосрочную перспективу.

Что было сделано? В Сургуте Распоряжением Главы города была определена структура разработки главного стратегического документа. Принять участие в обсуждении в рамках стратегических сессий могли все желающие. Для удобства обсуждение шло по четырем направлениям: «Жизнеобеспечение», «Гражданское сообщество», «Предпринимательство» и «Человеческий потенциал». Отмечу, что сургутяне активно участвовали на всех этапах: от выявления основных проблем и критической оценки развития города до обсуждения общественных ценностей и больших амбициозных целей, векторов развития, вплоть до конкретных мероприятий, необходимых для достижения целей, критериев и показателей при их реализации.

Уверен, стратегия, разработанная по такому принципу, действительно способна многое изменить. Инвентаризация собственных ценностей и осознание того, «что есть наш город?» и «каким ему быть?», с участием широкого круга общественности, молодежи – это основы прочного фундамента преобразования города. Необходима точная настройка инструментов реализации стратегических планов, и в этой связи мы не случайно синхронно с разработкой стратегии начали корректировку всего свода градостроительной документации. В перспективе после утверждения Стратегии предстоит полная переработка основных целевых программ в муниципалитете, что станет основой для бюджетного планирования, ориентированного на цели и задачи Стратегии.

Таким образом, в основе разработки Стратегии развития Сургута лежат следующие положения:

– Стратегия как «рабочий и инструмент» муниципального управления развития города;

– Стратегия как документ общественного согласия;

– Стратегия как отражение индивидуальности города, направленная на сохранение неповторимого образа и «духа» города;

– Стратегия как система целей и задач, критериев и показателей с выходом на перечень программ и проектов.


Сапко Игорь Вячеславович, Глава города Перми - председатель Пермской городской Думы

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования для нас – это базовый долгосрочный документ, определяющий ключевые задачи. На основе стратегии мы разрабатываем среднесрочные планы, содержащие механизмы реализации основных задач. Основой качественного формирования плана и объективной оценки конечных результатов реализации плана является тесное взаимодействие с субъектами экономики, организациями социальной сферы различных форм собственности в процессе его разработки и реализации. Необходимо участие и градообразующих предприятий города в этом процессе.

Из практики взаимодействия с другими муниципальными образованиями нашей страны, в том числе в рамках работы ассоциаций городов, мы видим необходимость в определении единой для всех муниципальных образований Российской Федерации системы базовых показателей стратегического планирования, что позволит нам находиться в одной системе координат.


Как Вы считаете, может ли градостроительная документация оказать существенное влияние на улучшение предпринимательского климата в строительстве, или она больше нужна для формального исполнения Градостроительного кодекса РФ?


Филонов Андрей Владимирович – Глава Администрации города Евпатория Республики Крым

Для любого серьезного инвестора наличие полного пакета градостроительной документации в городе – обязательное условие для совместной работы. Это показатель соответствия города общепринятым критериям, уровень его современности и конкурентоспособности.


Харитоненко Олеся Викторовна – Глава муниципального образования город Евпатория, председатель Евпаторийского городского совета

Градостроительная документация – это основная документация, на основании которой осуществляется градостроительная деятельность на территории всего городского округа. Поэтому наличие градостроительной документации на территории городского округа Евпатория создаст условия для развития предпринимательской деятельности как в области строительства, так и в других сферах экономической деятельности.


Игорь Сергеевич Пушкарёв – Глава города Владивосток

Градостроительная документация нужна как для упорядочивания сегодняшней застройки, так и для перспективного планирования развития города.

Во Владивостоке действующий сейчас генеральный план города принят в 2008 году. По мере развития города, возникновения новых перспективных планов и задач в документ вносятся актуальные изменения. В 2014 году началась разработка новой концепции генерального плана города. Дело в том, что город вышел на новый этап развития, и теперь необходимо проработать целый ряд новых перспективных задач. Среди таких задач – активное включение в градостроительный оборот островных территорий, формирование Владивостокской агломерации, создание новых транспортных коридоров и многие другие. Перспективное развитие Владивостока стало предметом активного обсуждения в ходе Владивостокского урбанистического форума, который состоялся в ноябре 2014 года во Владивостоке с участием ведущих российских и зарубежных экспертов в области урбанистики.


Пахомов Анатолий Николаевич – Глава города Сочи

Территориальное планирование является инструментом, с помощью которого осуществляется Стратегия социально-экономического и территориально-пространственного развития муниципального образования и обеспечивается устойчивое развитие территорий, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур на долгосрочную перспективу. Без четкого видения территориальных ограничений и возможностей нельзя добиться эффективного развития территории. Недооценка важности значения градостроительства влечет непоправимые последствия, в том числе дефицит коммуникационной и транспортной связности территорий, функциональные дисбалансы и социальные контрасты в их развитии. Сегодня необходимо поменять приоритеты: от количества к качеству. Важны не только квадратные метры жилья, но и обеспеченность территории детскими садами, школами, объектами здравоохранения, парковками, озелененными общественными пространствами.

Важным инструментом механизма реализации генерального плана должно стать ценностное зонирование территории города как обязательная часть в составе генерального плана и правил землепользования и застройки, это обеспечит реальный объем налога на землю, объекты недвижимости в зависимости от территориальной зоны.

Около 83% территории муниципального образования город-курорт Сочи занимают федеральные особо охраняемые природные территории: Сочинский Национальный Парк, Кавказский биосферный заповедник, которые задействованы в туристско-экскурсионной, научно-инновационной, культурно-исторической, археологической деятельности СКА.

Откорректировать генеральный план городского округа Сочи возможно при понимании приоритетов пространственного и стратегического развития, вопросов землепользования, для чего необходимы усилия профессионалов – градостроителей, ученых, социологов, экономистов.

Только получив качественно выполненный проект корректировки генерального плана городского округа город Сочи на актуальной топооснове, затем откорректированные правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи со схемой ценностного зонирования, можно говорить об улучшении предпринимательского климата.


Юрий Иванович Цкипури – Глава муниципального образования город Тула

Убежден, что может. Кроме того, эта тенденция уже наблюдается в областном центре.

В декабре 2014 года Тульская городская Дума утвердила изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки. Это открыло новые возможности для прихода в город новых инвесторов.

Необходимость этих изменений назрела давно. В последние годы мы столкнулись с тем, что городу некуда больше расти и развиваться. У Тулы был низкий потенциал для дальнейшего строительства в существующих границах, поскольку подавляющую часть земельного фонда муниципального образования составляют застроенные или непригодные для этого территории. Речь идет о карьерах, образовавшихся в местах угольных месторождений, площадях, занятых крупными производственными объектами, территориях военного назначения, подтапливаемых участках. Кроме того, наш город, «зажатый» кольцом Ленинского района Тульской области, не имел возможности расширять свои границы.

Вместе с тем в 2013 году в Туле было построено 252,7 тыс. кв. м жилья, что почти в 2 раза больше, чем в 2012 году. Плотность жилой застройки достигла невероятных размеров и являлась одной из самых высоких в Центральном федеральном округе. Большое количество аварийного и ветхого жилья, точечная застройка – вот что мы имели. О приходе новых инвесторов в строительную отрасль не могло быть и речи.

К сожалению, и сегодня в городе периодически начинается строительство домов-одиночек, которые уродуют облик нашего старинного города. Кроме того, застройщики абсолютно не задумываются о том, где жильцы будут ставить свои автомобили – парковки в 99% случаев отсутствуют. Плюс ко всему это вызывает дискомфорт у жильцов тех домов, во дворах которых вырастают такие «грибы». Вместо мест для прогулок и отдыха они получают очередной новострой.

Разрешения на подобное строительство были выданы 5-10 лет назад. Сегодня наша позиция по данному вопросу принципиальная. Мы уходим от практики точечной застройки в пользу комплексного освоения территорий.

Объединение Тулы и Ленинского района как раз позволяет решить накопившиеся проблемы. Сформирована городская агломерация, решится, прежде всего, вопрос с развитием территорий. Будет осуществлен перенос зоны многоэтажной застройки на окраины города. Мы готовы предоставить новые площадки для комплексного строительства.

В Туле уже активно осваиваются новые микрорайоны. Кстати, в 2014 году в областном центре было сдано порядка 340 тыс. кв. м жилья. Набранный темп будет не только сохранен, но и увеличен – в 2015 году планируется ввести 380 тыс. кв. м.

Из всего вышесказанного следует, что градостроительная политика, направленная на освоение новых микрорайонов, способствует значительному улучшению предпринимательского климата в Туле.


Сергей Андреевич Боженов – Глава Администрации города Белгород

Градостроительная документация – основа создания благоприятного инвестиционного климата.

Качественно разработанная и актуализированная градостроительная документация любого уровня является залогом успешной реализации инвестиционных проектов и благоприятного инвестиционного климата в регионе.

В этой связи в настоящее время корректировка и актуализация градостроительной документации является одним из ключевых факторов улучшения предпринимательского климата и повышения инвестиционной привлекательности территории.

Наличие градостроительной документации позволяет повысить открытость и прозрачность управленческих решений при развитии той или иной городской территории.


Попов Дмитрий Валерьевич – Глава города Сургут

Градостроительная документация должна быть именно таким инструментом реализации стратегии, инструментом, ориентированным на улучшение инвестиционного климата на территории и не только в строительной сфере.

Инвентаризация и актуализация всех градостроительных пространственных данных, анализ основных градостроительных ошибок, приведение к единой системе требований, наведение порядка в нормативно-правовом обеспечении градостроительной деятельности, взаимная согласованность документов стратегического планирования, территориального планирования, градостроительного регулирования и обеспечение широкого доступа к основным градостроительным данным – основные необходимые мероприятия, которые способны обеспечить нормальный предпринимательский климат на территории. Кроме того, осознание градостроительной документации как некоего предложения для инвестиционного сообщества формирует ее иное качество. Так, объекты местного значения, инвестиционные площадки, в том числе индустриальные парки, объекты инженерно-транспортного обеспечения, территории для жилищного строительства должны быть обеспечены как предмет для инвестиций, а программа реализации генерального плана представляет порядок и синхронизацию мероприятий по его реализации.

Отмечу, что, помимо самой градостроительной документации, необходимо на уровне муниципального образования разработать четкие правила игры по отбору инвестиционных проектов для сохранения конкурентной среды.

Кроме того, современные информационные технологии, которые позволяют оперативно обращаться к основным градостроительным данным, позволяют автоматизировать процессы в рамках оказания муниципальных услуг и, соответственно, повышают их качество, сокращают сроки выполнения таких услуг, обеспечивают открытость и доступность основных данных, необходимых для принятия инвестиционных решений.


Сапко Игорь Вячеславович, Глава города Перми - председатель Пермской городской Думы

Градостроительную документацию нельзя рассматривать ни как формальное исполнение Градостроительного кодекса Российской Федерации, ни как документ, направленный только на улучшение предпринимательского климата в строительстве. Она необходима в первую очередь для гармоничного развития города, для обеспечения комфортной среды жителям города Перми, а также позволяет определить концепт строительства. Улучшение предпринимательского климата возможно, когда власти благодаря разработке градостроительной документации предложат бизнесу «качественный продукт и широкий ассортимент» – земельные участки для застройки.


Готовы ли российские мэры к оценке своей деятельности через комплексные показатели реализации генеральных планов?


Филонов Андрей Владимирович – Глава Администрации города Евпатория Республики Крым

Если говорить о крымских городах, то в начале необходимо эти планы разработать и утвердить в рамках российского законодательства. А по мере их реализации комплексные показатели позволят оценить в том числе и деятельность городских властей.


Харитоненко Олеся Викторовна – Глава муниципального образования город Евпатория, председатель Евпаторийского городского совета

Генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В генеральных планах городских округов содержатся сведения о планах и программах социально-экономического развития муниципального образования. При разработке генерального плана определяются стратегические перспективы развития градостроительства на территории муниципального образования, которые предусматривают:

– преобразование территории города с учетом особенностей социально-экономического развития, природно-климатических условий, перспективной численности населения;

– меры по защите территорий города от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– предложения по развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; сохранению, восстановлению и развитию природно-ландшафтного комплекса города; улучшению условий проживания населения на проектируемой территории;

– меры по благоустройству территории и сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

Считаю, что реализация вышеуказанных мероприятий позволит наиболее полно и вместе с тем детально рассмотреть основные задачи развития территорий городского округа, определить конкретные организационные и инвестиционные проекты, порядок и срок их разработки и реализации, включая вопросы финансирования, что создает возможность оценить свою деятельность по комплексным показателям.


Пахомов Анатолий Николаевич – Глава города Сочи

Долгие годы градостроительная политика, нормативы градостроительного проектирования, СНиПы не принимались всерьез, что привело к ухудшению качества городской среды. Жилые кварталы были не обеспечены объектами социальной инфраструктуры, инженерно-транспортной инфраструктуры. В погоне за квадратными метрами жилья застройщик оставлял жителей без парковок, без детских и спортивных площадок.

Но пять лет назад были приняты схема территориального планирования и генеральный план Сочи, которые являются основой стратегии развития территории курорта на длительный срок. Эти документы охватывают все сферы жизнедеятельности города: природную, производственную, социально-демографическую, инженерно-транспортную, курортно-туристическую.

Первый этап реализации генерального плана Сочи был рассчитан на срок до 2014 года включительно – до проведения Олимпийских игр.

В генеральном плане города Сочи 2009 года рассмотрены и предложены решения по организации туристско-курортного комплекса Сочи, его функциональному зонированию, по работе горнолыжных, горноклиматических, водолечебных и морских курортов. Все вместе это создает уникальный по разнообразию рекреационный комплекс города-курорта Сочи!

Олимпийские игры 2014 года в Сочи дали нашему городу долгосрочную перспективу развития в качестве современного спортивного, туристического и культурного центра.

Олимпийский проект позволил нам обновить все сферы жизнеобеспечения города – энергетику, ЖКХ, социальную отрасль, транспортную и инженерную инфраструктуру.

Огромную роль в создании комфортной среды для гостей и жителей города играет новая транспортная инфраструктура. Построено 362 километра автомобильных и железных дорог, десятки мостов, развязок и тоннелей. Пропускная способность автодорожной сети возросла в 2,5 раза.

Системы жизнеобеспечения города полностью модернизированы. Построены новые генерирующие мощности, проведена реконструкция распределительной сети, почти в 2,5 раза увеличена мощность городских очистных сооружений. Возведены новые водозаборы общей мощностью 127 тысяч кубометров. Создано или реконструировано более 150 километров сетей водоснабжения.

Преобразилась социальная инфраструктура города. Отремонтировано около 1000 многоквартирных жилых домов, 85 объектов здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта.

Проведена колоссальная работа по приведению города к единому архитектурному облику.

Дополнительное озеленение проведено на 266 тысячах квадратных метрах территорий. Выполнена декоративная подсветка зданий и сооружений, установлены конструкции малых архитектурных форм. Эта работа позволила улучшить качество городской среды во всех районах города, особенно вдоль гостевых маршрутов.

Более 1400 объектов городской инфраструктуры приведены в соответствие с требованиями доступности. Сочи реально стал территорией безбарьерной среды.


Юрий Иванович Цкипури – Глава муниципального образования город Тула

Генеральный план – это документ, рассчитанный на долгосрочную перспективу. Руководителю города, который находится на посту на протяжении 5 лет, конечно, не удастся реализовать весь генплан целиком. Генеральный план – это «дорожная карта» развития города. Результаты его реализации можно оценить по прошествии многих лет.


Попов Дмитрий Валерьевич – Глава города Сургут

В Сургуте продолжается разработка комплексного проекта «Совершенствование системы управления градостроительным развитием города». Разработана единая система требований к градостроительной документации, проведена инвентаризация и актуализация пространственных данных, разработаны и утверждены местные нормативы градостроительного проектирования, откорректирован и утвержден в новой редакции генеральный план города.

Для того чтобы завершить начатое, необходимо разработать проект планировки улично-дорожной сети, откорректировать правила землепользования и застройки города, разработать программу реализации генерального плана, инвестиционного паспорта города.

Сегодня в наших планах с использованием информационной системы обеспечения градостроительной деятельности построить комплексную систему мониторинга:

– реализации муниципальных программ;

– управления муниципальным имуществом;

– реализации генерального плана;

– капитальных вложений на территории как отражения инвестиционной активности.

С помощью такого инструмента можно действительно объективно оценивать как динамику развития города, так и качество работы высших должностных лиц муниципалитета.


Сапко Игорь Вячеславович, Глава города Перми - председатель Пермской городской Думы

Комплексные показатели реализации Генерального плана зависят не только от местных властей, в первую очередь они зависят от «исторического наследия территории», от экономической ситуации в стране и регионе, состояния и перспектив развития строительной отрасли, покупательской способности и спроса.

Генеральный план – это документ дальнейшего развития уже сложившейся столетиями территории города, а не работа с «нуля», задача власти и мэра города – в первую очередь обеспечить решение его концептуальных задач. Достижение комплексных показателей реализации Генерального плана – это совместный труд всего городского сообщества.


Как справиться с жилищной проблемой, нужно ли строить новое малогабаритное жильё? Нужно ли обустраивать территории, предназначенные для формирования земельных участков в целях предоставления многодетным семьям, социальной и инженерно-транспортной инфраструктурой?


Филонов Андрей Владимирович – Глава Администрации города Евпатория Республики Крым

Жилищная проблема для Крыма очень актуальна. В старой городской очереди на жилье (новая еще не сформирована) более 3 тысяч нуждающихся. В городе более 15 лет не строилось муниципальное жилье. Поэтому разумным выходом из сложившейся ситуации стало бы строительство малогабаритного жилья, а также предоставление нуждающимся в улучшении жилищных условий земельных участков под строительство. Конечно, такие территории должны быть с готовой инфраструктурой. Средства на обеспечение участков, предназначенных для комплексного освоения в целях жилищного строительства для многодетных семей объектами социальной и инженерной инфраструктуры, могут быть предусмотрены за счет субсидий из федерального и республиканского бюджетов.


Харитоненко Олеся Викторовна – Глава муниципального образования город Евпатория, председатель Евпаторийского городского совета

Формирование рынка доступного жилья является одним из приоритетов социально-экономической политики государства. Достойное жилье является одной из базовых ценностей, затрагивающих жизненно важные интересы граждан, обеспечивает не только комфортные условия проживания, но также экономическую стабильность и безопасность.

Возможность приобретения, строительства, найма жилья стимулирует граждан к эффективному и производительному труду и в значительной степени формирует их отношение к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище.

Считаем, что стимулирование развития жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Евпатория должно стать одной из приоритетных задач.

Для выполнения данной цели необходимо разработать муниципальную целевую программу, которая послужит рычагом для обеспечения населения доступным жильем, для реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства в городе.

Для развития строительства жилья, доступного для широких слоев населения, выполнения социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий возможно применение формы «малогабаритное жилье».

С этой целью необходимо выполнить следующие этапы:

1) разработка градостроительной и проектной документации;

2) обеспечение жилищного строительства земельными участками;

3) обеспечение земельных участков, удовлетворяющих потребностям жилищного строительства, коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктурой, объектами социального назначения;

4) стимулирование малоэтажного жилищного строительства (до пяти этажей);

5) снижение административных барьеров в строительстве;

6) поддержка развития жилищного строительства в рамках формирования госзаказа на жилье эконом-класса.

Многодетные семьи относятся к льготной категории граждан, в связи с чем территории, предназначенные для формирования земельных участков в целях предоставления их многодетным семьям, должны быть обеспеченны социальной и инженерной инфраструктурой.

Средства на обеспечение участков, предназначенных для комплексного освоения в целях жилищного строительства для многодетных семей, объектами социальной и инженерной инфраструктуры могут быть предусмотрены за счет субсидий из федерального и республиканского бюджетов.


Игорь Сергеевич Пушкарёв – Глава города Владивосток

Строить необходимо разное жилье – и малогабаритное, и эконом, и премиум-класса; как многоэтажное – целыми жилыми комплексами, так и малоэтажное; как с помощью государственных и муниципальных инвестиций, так и посредством частных вложений.

Закон предусматривает финансирование обеспечения участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной инфраструктурой. Такие меры позволят быстрее включить эти земли в хозяйственный оборот.


Пахомов Анатолий Николаевич – Глава города Сочи

В городе Сочи ведется постоянная работа по обеспечению земельными участками многодетных семей.

На основании утвержденной градостроительной документации участков «Проект планировки и проект межевания территории Лазаревского района города-курорта Сочи в районе ул. Главной, Лиловой, Розовой, Ближней, Алой»; «Проект планировки и проект межевания территории Лазаревского района города-курорта Сочи в районе ул. Широкой, пер. Огодного, ул. Рассветной»; «Проект планировки и проект межевания территории Лазаревского района города-курорта Сочи в районе ул. Львовской (55 км), ул. Финиковой, пер. Верескового» департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи было организовано выполнение кадастровых работ.

Согласно разработанной документации в границах проекта планировки представлены 124 земельных участка для предоставления семьям, имеющим трех и более детей, школа на 800 мест, три детских дошкольных учреждения (на 100, 150, 220 мест), клуб, пункт первой медицинской помощи, два торговых центра, торгово-развлекательный и торгово-офисный центры, спортивный комплекс, открытые автостоянки, инженерно-транспортная инфраструктура.

В настоящее время департаментом строительства реализуется План мероприятий («дорожная карта») «Инфраструктурное обустройство земельных участков, подлежащих представлению (предоставленных) для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей» в соответствии с ФЗ № 44.

Для подбора новых земельных участков с целью предоставления семьям, имеющие трех и более детей, администрация города Сочи и администрация Краснодарского края неоднократно обращались в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ с запросами о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0308007:1552 площадью 50 га в Раздольском сельском округе Хостинского района, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за ГНУ «Всероссийский НИИ Цветоводства и субтропических культур».

В рамках взаимодействия администрации Краснодарского края с фондом «РЖС» (Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства) предложены к рассмотрению с целью использования под жилищное строительство ряд земельных участков.

В настоящее время определены территории в границах земельных участков, расположенных в п. Кудепста, площадью 7,1 га и 15 га.

В отношении указанных земельных участков ведется разработка документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории, инженерно-геологические изыскания) с целью установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ незастроенных земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, краевого или местного значения, а также планируемых для предоставления семьям, имеющим трех и более детей, с учетом инженерно-транспортной инфраструктуры.


Юрий Иванович Цкипури – Глава муниципального образования город Тула

Да, безусловно, сегодня на этом сделан особый акцент. После образования Большой Тулы перед муниципалитетом открылись большие перспективы. Уже сегодня в рамках программы «Жилье для российской семьи» ведется строительство двух микрорайонов – «Новая Тула» и «Красные ворота». Эти площадки можно отнести к категории социального жилья. Цена за 1 кв. м ниже средней на рынке недвижимости и составляет порядка 30 тыс. рублей. На приобретение квартир приоритет имеют работники бюджетной сферы и сотрудники оружейных предприятий. Осваиваются также микрорайоны по ул. Маргелова в Привокзальном районе и «Зеленстрой-2». В общей сложности будет введено 530 тысяч квадратных метров жилья.

Главное условие современной застройки – комплексный подход. Если строительная компания строит жилой микрорайон, то там обязательно должны быть предусмотрены парковочные места. Губернатор Тульской области Владимир Сергеевич Груздев поручил при подготовке проекта застройки ориентироваться на правило: 1 квартира = 1 место для парковки. В новых микрорайонах должны быть возведены социальные объекты: школы, детские сады, спортивные объекты, все, что сделает комфортным проживание туляков, а новый район – красивым, удобным и современным.


Сергей Андреевич Боженов – Глава Администрации города Белгород

Жилищный вопрос был, есть и будет актуальным как на территории РФ, так и на территории города Белгорода. Проблема улучшения жилищных условий является одной из самых дорогостоящих и тяжело разрешимых. Малогабаритное жилье всегда было востребованным, и строительство такого жилья позволяет удовлетворить потребности самых различных слоев населения. Таким образом, постановлением администрации г. Белгорода от 07.07.2014 г. № 126 «Об утверждении перечня муниципальных программ городского округа «Город Белгород» утверждена программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Белгорода на 2015-2020 года», в рамках которой ведется строительство малогабаритного и экономного жилья. Также администрацией города Белгорода ведется работа с индивидуальными застройщиками о целесообразности строительства малогабаритного жилья на территории города. В последующем решение этого вопроса влияет на благополучие граждан и позволяет максимальному числу семей обзавестись собственными квадратными метрами. Кроме того, в городе Белгороде реализуются инвестиционные проекты по строительству жилья разного класса.

В 2014 году в Белгороде построено свыше 272 тысяч квадратных метров жилья, из них более 50 тыс. кв. м. – многоквартирного жилья.

Для того чтобы земельный участок для индивидуального жилищного строительства был максимально пригоден для комфортного проживания такой специфической категории, как многодетные семьи, данный участок непременно должен быть обеспечен социальной и инженерно-транспортной инфраструктурой. Генеральным планом развития города Белгорода до 2025 года предусматривается социальное и инженерное обустройство микрорайонов, планируемых к передаче многодетным семьям.


Попов Дмитрий Валерьевич – Глава города Сургут

Сургут, к сожалению, имеет на своей территории ветхое аварийное жилье и объекты, приспособленные для проживания, так называемые «балки». Аварийных и непригодных для проживания 277 домов, а это 8416 человек. В 624 приспособленных объектах проживают 2084 человека. Учитывая малые габариты такого жилья, подлежащего сносу, и нормативное требование о соответствии количества сносимых квадратных метров количеству предоставляемых для проживания, потребность в строительстве жилья эконом-класса действительно существует. Кроме того, как показывает рынок жилой недвижимости, малогабаритки очень востребованы молодыми семьями, молодыми специалистами. Другой вопрос – это сбалансированность размещения эконом-класса и жилья другого класса. В нормативах градостроительного проектирования города Сургута такая дифференциация по классам предусмотрена, что, соответственно, будет отражено в документах градостроительного регулирования.

А вот в вопросе предоставления земельных участков льготникам считаю необходимым рассмотреть и другие альтернативные варианты государственной поддержки льготным категориям граждан. Земельные участки предоставляются под эти цели непосредственно физическим лицам при минимальных требованиях в части инженерно-транспортного обеспечения. Таким образом, сложно обеспечить комплексность развития этих территорий. Весьма сомнительна и бюджетная эффективность таких мер поддержки. Тем не менее я не исключаю полностью необходимость заблаговременного обеспечения тех или иных территорий инженерно-транспортной инфраструктурой.


Сапко Игорь Вячеславович, Глава города Перми - председатель Пермской городской Думы

С учетом экономических процессов в стране темпы развития строительной отрасли нуждаются в поддержке. В данном случае необходимо проведение публичных консультаций с представителями строительной отрасли, цель которых для бизнеса – потенциальные территории реализации проектов, для органов местного самоуправления – инвестиционная привлекательность проекта, сроки реализации.


Как мэр может повлиять на инвестиционный климат в городе? Зависит ли качество городской среды и качество жизни в городе лично от мэра?


Филонов Андрей Владимирович – Глава Администрации города Евпатория Республики Крым

Безусловно, от городских властей напрямую зависит инвестиционный климат в городе. Евпатория сегодня кровно заинтересована в инвесторах. Я не раз говорил, что готов даже сделать за них всю документальную часть работы, координировать прохождение документов по инстанциям, чтобы не допускать сбоев и затягивания процесса. Самое главное, мы гарантируем инвесторам «зеленую улицу», прозрачность всех наших действий и надежность наших обещаний и гарантий.

Я работаю в своей должности пока лишь несколько месяцев. Но мне очень хочется сделать этот город, который я очень люблю, более комфортным для проживания. Наша команда готова приложить все свои силы, знания, молодую энергию, чтобы добиться поставленной цели. Приезжайте к нам в Евпаторию, вы сможете сами убедиться в том, что город становится лучше!


Харитоненко Олеся Викторовна – Глава муниципального образования город Евпатория, председатель Евпаторийского городского совета

Наличие разработанной и утвержденной стратегии устойчивого развития территории является базовым фактором благоприятного инвестиционного климата.

Важными базовыми компонентами благоприятного инвестиционного климата является также наличие механизмов взаимодействия инвестора и органов местного самоуправления.

Используя лучшие практики муниципального управления и инициируя разработку стратегий развития территории, мэр напрямую влияет на создание условий для дальнейшего развития города, создания новых рабочих мест и повышение качества жизни жителей города.


Игорь Сергеевич Пушкарёв – Глава города Владивосток

Инвестиционный климат в городе и качество городской среды зависят в целом как от реализации общегосударственных, региональных программ развития, так и от организации дел на муниципальном уровне. Так, во Владивостоке реализуются программы поддержки малого и среднего бизнеса, жилищного строительства, строительства дорог, детских садов и других учреждений социальной инфраструктуры, ремонта жилья, развития образования, спорта, культуры. Все это, безусловно, оказывает важнейшее значение на качество городской среды.


Пахомов Анатолий Николаевич – Глава города Сочи

Первой задачей стоит наполнение и обновление информационной системы обеспечения градостроительной деятельности: актуальная кадастровая база, топографическая основа, дежурный план инженерной инфраструктуры, что позволит разработать инвестиционную программу, в составе которой предусмотрено:

1. Использование надпутевого пространства над железной дорогой с целью создания прогулочных зон общего пользования, общественно-деловых зон транспортных хабов (транспортно-пересадочных узлов) на базе железнодорожных вокзалов.

2. Использование подэстакадного пространства для создания общественных пространств.

3. Строительство высокоскоростных видов транспортного сообщения: участок высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Ростов – Туапсе – Сочи.

4. Программа строительства марин на Черноморском побережье Сочи со строительством терминалов морского такси, яхтинга, межмуниципальное сообщение.

5. Создание и развитие вертолётного транспорта как альтернативного. Создание сети вертолетных площадок.


Юрий Иванович Цкипури – Глава муниципального образования город Тула

Инвестиционный климат – это совокупность целого ряда показателей: географического положения региона, транспортной доступности, кадровых ресурсов и налоговых льгот, а также наличие инфраструктурно обустроенных инвестиционных площадок и административная поддержка. С уверенностью можно говорить о том, что в областном центре сегодня благоприятный инвестиционный климат.

Одной из наиболее значимых сторон инвестиционной привлекательности Тулы является близость к Москве и к Московской области, с которой непосредственно граничит Тульская область. Пограничное расположение создает благоприятные условия для реализации продукции тульских предприятий (строительных материалов, машиностроительной продукции и др).

Актуальным представляется развитие в Туле системы логистических центров как связующих звеньев между Москвой и городами Центрального федерального округа, югом России и странами зарубежья. Для этого есть все условия: развитая транспортная сеть стратегических автомобильных дорог федерального значения: Москва – Крым, Москва – Дон, Калуга – Тула – Михайлов – Рязань, крупные железнодорожные магистрали Москва – Донбасс, Тула – Козельск.

Город Тула исторически формировался как центр металлообработки и оружейного дела, что отразилось как на характере профессиональных занятий большинства жителей города, так и на специфической ментальности горожан. Этот фактор может быть использован в качестве основы возрождения традиционного хозяйственного уклада города, связанного с развитием высокотехнологичных направлений металлообработки и машиностроения. Дальнейшее развитие могут получить исторически сложившиеся товарные бренды города Тулы: тульское оружие, тульский пряник, тульский самовар.

За многие годы в городе сформирована система профессиональной подготовки кадров, включающая в себя учреждения начального профессионального, среднетехнического и высшего образования. Сохранены шефские связи предприятий промышленности с профессиональными лицеями и профтехучилищами. Ведущие предприятия машиностроения и металлообработки основали в Тульском государственном университете кафедры профильной подготовки специалистов.

Важным шагом на пути увеличения инвестиционной привлекательности стало объединение Тулы и Ленинского района, о котором я говорил выше. Это расширение территории, новые площадки и новые возможности.

Долгосрочная целевая программа повышения инвестиционной привлекательности города Тулы входит в концепцию социально-экономического развития города. Депутаты Тульской городской Думы принимали активное участие в ее разработке. Мы и в дальнейшем будем двигаться в заданном направлении.

Качество и уровень благоустроенности городской среды, на мой взгляд, зависят от общей командной работы. Безусловно, темп и приоритеты задает руководитель. Но, как принято говорить, один в поле не воин. Ответственность, профессионализм и участие каждого из нас – представителей исполнительной власти и депутатского корпуса Тульской городской Думы – важны для того, чтобы горожане жили достойно.

Очень приятно отметить, что за последние годы выработан общий командный дух, Тульская городская Дума и администрация города тесно сотрудничают и работают в одном ключе над решением общих вопросов.

Всестороннюю поддержку нам оказывает губернатор Тульской области Владимир Сергеевич Груздев и региональное правительство.


Сергей Андреевич Боженов – Глава Администрации города Белгород

Создание благоприятного инвестиционного климата предполагает инициирование мэром серии мероприятий, которые должны быть направлены на организацию системной работы по привлечению инвестиций в экономику города, определение путей снижения инвестиционных рисков, повышение степени обеспеченности ресурсами и инфраструктурой процессов инвестиционной и инновационной деятельности, налаживание взаимодействия между органами местного самоуправления, представителями бизнеса и общественных организаций по вопросу повышения инвестиционной привлекательности территории.

Меры по улучшению инвестиционного климата должны включать следующие практические шаги:

1. Разработка Инвестиционного паспорта города Белгорода в печатном и электронном вариантах. Обеспечение работы электронных сервисов. Налаживание взаимодействия между инвесторами и руководителями города через Интернет-портал.

2. Стимулирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.

3. Совершенствование системы отбора и сопровождения значимых инвестиционных проектов. Определение статусов инвестиционных проектов и проработка дифференцированных форм их поддержки в зависимости от присвоенного статуса. Проведение экспертизы инвестиционных проектов. Привязка налогового стимулирования инвестиционных проектов к системе статусов. Вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в инвестиционную деятельность. Организация работы с целевыми инвесторами.

4. Снижение административных барьеров. Разработка Карты операций по заключению инвестиционного соглашения. Организация взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями в части упрощения процедуры технологического присоединения к инженерным сетям. Уменьшение количества согласований (разрешений) в сфере строительства и сокращение сроков формирования и предоставления земельных участков, предназначенных для строительства.

5. Содействие модернизации существующих и созданию новых производств. Внедрение энергосберегающих технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

6. Обеспечение приживаемости перспективных производств. Стимулирование спроса на продукцию местных товаропроизводителей, содействие в налаживании контактов с поставщиками. Выставочно-ярмарочная деятельность.

7. Расширение практики использования механизмов государственно-частного партнерства и иных форм оказания инвесторам финансовой поддержки. Методическая проработка типового алгоритма реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства. Обеспечение взаимодействия инвесторов с окружными и российскими институтами развития.

8. Развитие инвестиционной инфраструктуры. Выявление инфраструктурных возможностей для реализации инвестиционных проектов.

9. Содействие созданию альтернативной энергетики, реализация мероприятий по снижению ресурсопотребления в пересчете на единицу условного топлива.

10. Ориентация системы образования на потребности производственной и инновационной сферы. Проведение профориентационных мероприятий со школьниками с учетом созданной окружной инвестиционной инфраструктуры и реализуемых инвестиционных проектов. Поддержка программ дополнительного образования, ориентированных на проектную и изобретательскую деятельность, техническое творчество. Развитие кадрового потенциала для обеспечения инвестиционного процесса.

11. Профессиональное обучение муниципальных служащих и иных должностных лиц, участвующих в инвестиционном процессе. Использование активных методов обучения, в том числе организационно-деятельностных игр.

12. Информационная поддержка инвестиционного процесса. Медиапланирование информации об инвестиционной сфере (распределение информации в определенных объемах по определенным источникам в соответствии с заданной концепцией). Обеспечение разнообразия информационного контента. Адаптация информации под возможные потребности целевых групп – от крупных инвесторов до молодых инноваторов.

Качество инвестиционного климата, безусловно, зависит и от готовности мэра лично общаться с инвесторами.


Попов Дмитрий Валерьевич – Глава города Сургут

Конечно, зависит как от самого Главы муниципального образования, так и от команды специалистов, ответственных за все направления развития. С использованием комплексного подхода в управлении развитием территорий, с обеспечением взаимосвязанности и в синхронной связке мероприятий стратегического планирования, территориального планирования, обеспечения открытости инвестиционных данных сокращается количество избыточных процедур в работе Администрации – все это в результате обеспечит рост инвестиционной активности. Поскольку эти мероприятия зависят не от одного структурного подразделения Администрации и требуют в том числе и участия городского сообщества, конечно, организационно-управленческая нагрузка ложится в первую очередь на плечи Главы города. Так что и благоприятный инвестклимат в городе, и качество жизни в нем – персональная ответственность Главы.


Сапко Игорь Вячеславович, Глава города Перми - председатель Пермской городской Думы

Мною как Главой города Перми постоянно обращается внимание на необходимость проведения публичных консультаций с учеными, бизнес-сообществом и жителями города при принятии концептуальных решений по вопросам градостроительства, городского хозяйства, межнациональных и межконфессиональных отношений. В 2014 году нами созданы Градостроительный совет, Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям; депутатский корпус ведет рабочие группы по вопросам благоустройства и дорожного хозяйства, развития городского пассажирского транспорта. Важна активная позиция участников публичных консультаций, качество городской среды и качество жизни зависят в первую очередь от тех решений и рекомендаций, которые вырабатываются в процессе обсуждений и обмена мнениями.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 4/2014 г.