14.07.2014

Колористический план города Владивостока

Автор статьи: Шугуров Павел Евгеньевич

в 1997 г. окончил оформительское отделение Владивостокского Художественного училища. В 1998 г. поступил в Академию Искусств на живописное отделение, где отучился 3 курса. В 2006 г. окончил Санкт-Петербургскую Художественно-промышленную академию им. Штиглица. Стажировался в Университете Тамаринд (Нью-Мехико, США). В 2009 г. выступал на конференции «Americans for arts» в Сиэтле, США.

В 2010 г. организовал компанию по художественному благоустройству «33+1 Владивосток».

С 2011 г. работает в администрации города Владивостока в должности начальника отдела дизайна городской среды. Главный художник города. Занимается разработкой колористического плана города, концепции размещения наружной рекламы, программой «Улучшение художественного облика Владивостока».



Проект Колористического плана города разработан в администрации Владивостока в 2013 году. Главной целью этой масштабной работы стало создание обновленной палитры города, его цветовая гармонизация. При этом, как можно видеть на эскизных проектах, в одной части застройки потребуется просто сохранить или вернуть первоначальную историческую цветовую гамму фасадов, а в другой – достаточно радикально изменить и раскрасить десятки зданий, преобразовав целые микрорайоны из унылых серых в свежие и яркие.

Толчком к работе с колористикой Владивостока стала подготовка города к Саммиту АТЭС в 2011 – 2012 годах, когда были выделены около 2 миллиардов рублей из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию фасадов зданий вдоль гостевого маршрута. До этого собственники окрашивали фасады в тот цвет, который был у них в наличии, часто фрагментарно, заплатками. В 2010-ые город вошел как лоскутное одеяло с преобладаниями серого цвета советских бетонных панелей, изрядно погрязневших за десятилетия.

Колористический план г. Владивостока

К сожалению, на концептуальную работу срочный федеральный запрос на масштабную декорацию времени не оставлял. Чтобы как-то упорядочить процесс и получить предсказуемый результат, срочно были внесены изменения в местные правовые акты о благоустройстве (297-мпа) на предмет обязательного согласования в администрации города Колористического паспорта с развертками всех фасадов объекта, указанием конкретных цветов и ведомостью работ. Общее колористическое решение фасадов того или иного здания появлялось «по месту», исходя из существующего окружения, и корректировалось в ходе обсуждения с собственниками.

В ходе подготовки Саммита более тысячи зданий заиграли новыми красками. Основными цветами в облицовке жилых зданий стали оттенки естественных строительных материалов (камня, глины, песка, дерева – белый, бежевый, охристый, серый, красно-коричневый и т.п.). Разбавили строгость насыщенные цвета крыш, балконов и других отдельных архитектурных элементов – здесь уместными стали зеленый, бордовый, ультрамарин, которые добавили ярких красок в цветовой облик города. Свежий опыт проделанной работы специалисты управления градостроительства и архитектуры решили зафиксировать в виде концепции в гораздо более крупном масштабе. Проект охватывает всю территорию города, включая отдаленные районы.

Реализация светового плана Владивостока

Владивосток – город на сопках. Каждая сопка собирает вокруг себя своеобразную завершенную композицию из расположенных на ней зданий. Рассуждая в этой логике, по количеству естественных возвышенностей город был условно разделен на 16 цветовых зон. Для каждой из них был определен свой цветовой ключ. Выбор цветовой гаммы зависел от многих параметров: от уровня освещенности, от сложившейся колористики, от времени постройки зданий или групп домов и их архитектурных особенностей, а также, что весьма существенно для нашего города, от визуального образа данного участка с морской акватории.

Конечно, особый подход – к центру города: здесь в основном находятся здания дореволюционной постройки, отсутствует типовая застройка, и потому практически каждое здание требует индивидуального подхода. Однако в отношении центра мы решили отказаться от «инноваций» – сложившаяся колористика соответствует и архитектуре, и образу современного города, за исключением десятка зданий, покрашенных чересчур «аляповато».

Работа с внешним обликом города в чем-то сродни с выбором одежды: есть определенные нормы для торжественных случаев – строгий костюм; для работы – яркая спецодежда; для прогулок и занятий спортом – что-то насыщенное, бодрящее; для сна – пижама «милой» расцветки.

Гостевой маршрут был выдержан в строгости. Цвета «делового костюма» архитектуры – это оттенки благородных строительных материалов: камня, дерева, кирпича – «природные» цвета.

Самым творческим был подход к колористике «спальных» районов советской постройки. Цвет здесь служит не только для разнообразия унылой типовой серости и унификации каждого строения, но и выступает как инструмент гармонизации хаоса несогласованных индивидуальных реконструкций – самовольного остекления балконов, утепления «своей» части фасада, развески кондиционеров и антенн. Цветовые акценты «отвлекают» внимание от этих искажений образа здания, возвращают ему некую цельность, «архитектурность».

В рамках Колористического плана была разработана также Палитра Владивостока – это рекомендации по основным цветам с таблицей соответствия оттенков в основных цветовых системах, представленных на рынках России. Любопытно, что в Палитре Владивостока есть привычные – «бирюза», «коралл» или «свекла», а есть абсолютно оригинальные, понятные порой только жителям региона – «туман», «папоротник», «ламинария», «чилим», «Шамора», «серая лошадь» и другие. Это часть символического кода, который объединяет жителей одного города, и для владивостокцев он очень важен. Исходя из выбора сочетания красок, микрорайоны могут тоже получить своего рода условные цветовые названия – район «тигровой лилии», комплекс зданий «багульник», сопка «морячок».

Программа

В настоящий момент Колористический план размещен в открытом доступе на официальном сайте администрации, для того чтобы все заинтересованные лица могли использовать его при планировании своих предложений и для формирования своего критического отношения к перспективе такого изменения облика родного города.

После широкого обсуждения Колористического плана города этот документ может быть утвержден в виде нормативного документа.

Если мы будем придерживаться общей концепции Колористического плана, то в течение 10 лет сможем сделать интересный и уникальный в своем роде город – Город нашей мечты и без специального финансирования, такого как было на Саммит. Фасады все равно будут ремонтироваться и реконструироваться, главное, чтобы это происходило согласованно.

При этом стоит отметить, что в администрации Владивостока всегда готовы к диалогу с жителями, ведь именно они – собственники, им в новых цветах жить. Удачным примером подобного диалога можно назвать пример с жилыми «свечками», расположенными рядом с крупным университетом, уже облицованным в корпоративные яркие цвета. Согласно Колористическому плану мы предлагали покрасить их в расцветке университета. Однако к нам обратились жители с просьбой изменить свое решение, т.к. подобную покраску тяжело будет обновлять в будущем. В итоге мы пришли к компромиссу: основной цвет домов был согласован тот, который предложили жители, но на многоэтажках появились небольшие цветовые полосы, которые, с одной стороны, поддерживают общее колористическое решение района, а с другой – не усложняют будущее обслуживание.

Самостоятельная колористическая инициатива горожан приветствуется и во Владивостоке как творческом городе, подобные предложения появляются довольно часто. Однако следует также помнить и о том, что свои частные предпочтения следует соотнести с общественными интересами. Например, решение о покраске домов на ул. Некрасовская в цвета российского флага было принято без согласования администрации, и вызвало… конфуз с резонансом на весь регион. Соответственно, с нашей стороны поступило предписание перекрасить дома. Таким образом, «виновникам» пришлось оплатить двойной расход краски за свой счет – такова цена подобной инициативности. Мы осуществляем диалог со всеми, кто приходит к нам со своими идеями, даем советы о замене того или иного цвета.

В будущем мы собираемся дополнить Колористический план разделами с концепциями архитектурной подсветки, праздничного оформления и размещения произведений монументально-декоративного искусства.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 2/2014 г.