01.05.2014

Предпосылки исследования методов повышения комфортности жилой среды центральной части города на примере г. Иркутска

Автор статьи: Демченко Мария Дмитриевна - архитектор 2 категории архитектурно-планировочного отдела Департамента градостроительного проектирования ОАО «Иркутскгипродорнии».


Как должен развиваться Иркутск? Как, сохраняя его самобытность, обеспечить комфортные условия для горожан? В каких условиях вы хотели бы жить? Каждый человек хотя бы раз в жизни задавался подобным вопросом.

Считается, что комфорт в быту – это показатель качества жизни, и чем лучше устроен наш быт, тем лучше наша жизнь. А есть ли идеал комфортной жилой среды? Что она из себя представляет, и насколько такая среда нам необходима? Что такое комфорт? Сам термин «комфорт» (от англ. – comfort) обозначает совокупность удобств, то есть это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют.

В качестве основных условий формирования уровня комфортности рассматривают размещение населения и хозяйственный корпус. Население выступает основным потребителем комфортности, без которого само понятие теряет всякий смысл, а хозяйственный комплекс – крупнейший фактор, влияющий на изменение уровня комфортности как в положительную, так и в отрицательную сторону. Выявление параметров и закономерных особенностей процесса формирования и развития структуры жилищного фонда города является важной составляющей оценки комфорта жилища, определения перспектив дальнейшего повышения уровня комфорта жилища и условий жизни населения.

Оказавшись за границей впервые, подпадаешь под очарование, присущее ее городам. Узкие улочки, небольшие уличные кафе, расположенные прямо в жилых кварталах, парки и скверы, создающие особую атмосферу, ради которой туристы готовы возвращаться снова и снова. Из чего складывается это ощущение? Дело здесь не только в том, что городские кварталы были построены больше ста лет назад. Новые жилые районы в Европе производят то же впечатление. Причина – разные подходы к формированию жилой среды.

В отличие от России, где в последние пятьдесят лет получила распространение в основном микрорайонная застройка, жилье в Европе строится кварталами.

Европейский квартал – это завершенный комплекс зданий, своеобразный «город в городе». Кроме жилых домов, в структуру квартала входят всевозможные помещения для офисов и магазинов, на его территории предусмотрены площадки для отдыха и занятий спортом, наличие общественного пространства. Жителям кварталов не приходится выбираться в центр города, чтобы погулять или посетить то или иное культурное заведение, все условия для этого созданы в жилом районе.

Квартальная застройка – это скорее не новое, а хорошо забытое старое. Тот же принцип формирования жилой среды был использован при строительстве районов Санкт-Петербурга и старой Москвы. В Красноярске примером квартальной застройки является проспект Мира.

Район Хафен-Сити, г. Гамбург, Германия (URL: http://projectbaltia.com/news-ru/5204)

Типичный пример современной квартальной застройки – гамбургский район Хафен-Сити площадью 155 гектаров. Выросший на месте старого порта район стал образцом современного подхода к формированию жилой среды. Хафен-Сити увеличит территорию Гамбурга почти на 40%. При этом речь идет не о создании крупного жилого микрорайона на периферии или города-спутника, а о расширении исторически сложившегося центрального ядра с развитой инфраструктурой. Особое значение для строительства в этом регионе имеет защита от наводнений. Все здания и улицы подняты на высоту 7,5 метров над уровнем моря. Полученные таким образом цокольные этажи используются как гаражи. Разработана также система сообщения улиц на высоте мостов для беспрепятственного доступа спасательного транспорта в случае наводнения. Пространство, высвободившееся после сноса складов в самом центре города, вот уже много лет застраивается в соответствии с общим планом [2, 6].

Офис «Суматра» в районе Хафен-Сити, г. Гамбург, Германия. Архитектор Эрик ван Эгераат/ Erick van Egeraat (URL: http://designalmic.com/sumatrakontor-in-hafencity-erick-van-egeraat/sumatrakontor-in-hafencity-by-erick-van-egeraat-site-plan/)

На сегодняшний день гамбургский Хафен-Сити – это «футуристическая мечта», уникальный пример расширения центра и наделения нового района ролью городского ядра. В основе концепции застройки лежит принцип многофункциональности. К настоящему времени, помимо жилых домов и офисов, к территории Хафен-Сити проведена новая ветка метро (линия U4), начал работу первый в Европе архитектурный университет, готовящий специалистов в области актуального городского планирования, строится здание Филармонии. Сердцем нового города на воде станет район под названием Überseequartier, находящийся на новой одноименной станции метро. Помимо жилых домов и офисов, здесь планируется разместить множество развлекательных и культурных заведений, а также гигантский аквариум и научный центр [11].

В современном мире проблема комфортности условий для жизни населения это в значительной степени проблема экономическая. Чем менее комфортны (менее пригодны для нормальной жизнедеятельности людей) природные условия, тем больших инвестиций в социально-бытовую инфраструктуру они требуют. По расчетам некоторых экономистов стоимость обустройства человека в комфортном и экстремальном районе различается в 10 – 12 раз [4].

По архитектурно-планировочным особенностям жилой застройки можно сказать и об уровне развития общества в целом. Уровень и состояние жилья в городах представляет собой печальную картину. Обветшалые дома, полуразрушенные памятники архитектуры, типовая застройка, все это свидетельствует о низком уровне развития общества. Во многих жилых домах до сих пор водопровод и канализация – элементы роскоши. В то же самое время комфорт – это не признак роскоши, а необходимое условие существования человека. Для того чтобы повысить культуру жилища, необходимо строить новое доступное жилье, удовлетворяющее современным требованиям к комфорту. Для этого необходимо определить, что такое «комфортное доступное жилье».

Есть понятия «уровень жизни» и «комфортность жизни». Если по уровню жизни Россия в последние годы поднялась на несколько ступенек вперед в мировом рейтинге, то по комфортности жизни продолжает значительно отставать, ведь понятие «комфортности жизни» включает в себя и климат, и наличие развитой инфраструктуры.

Планировочная организация городских жилых районов и микрорайонов обусловлена размерами города, очертаниями его селитебной территории, спецификой ее внутренних структурных членений, этажностью застройки, рельефом местности, граничащими с ними акваториями, массивами зелени, градостроительным окружением. Планировка районов индивидуального малоэтажного жилищного строительства предопределяется градостроительной характеристикой типов застройки, связью жилых домов и квартир с земельными участками и их размерами, спецификой размещения в условиях города или его пригородной зоны.

Жилые районы включают в свой состав территории микрорайонов, участки общественно-торговых центров и других культурно-бытовых учреждений периодического обслуживания, сады, бульвары и скверы, физкультурно-спортивные сооружения, лечебные учреждения, предприятия коммунально-хозяйственного назначения. В состав микрорайонов входят жилые территории (участки жилых зданий и образуемых ими дворовых пространств), участки общественно-торговых центров повседневного обслуживания, школ и детских учреждений, места отдыха и занятий спортом, хозяйственные зоны, участки автостоянок и гаражей.

Город должен быть удобным, но сложившаяся система микрорайонов не может обеспечить комфортного проживания. Жилой квартал – оптимальная единица комфортной среды, удобная форма организации жизни, в которой все продумано до мелочей и находится в шаговой доступности [1].


Комфортность природных условий для жизни населения

Для комплексной оценки условий, в которых протекает повседневная жизнедеятельность населения (его быт, труд, отдых, формируется его здоровье), разработана система показателей, получившая название уровня или степени комфортности территории. Степень комфортности – это ряд показателей, которые основаны на анализе различных параметров окружающей среды.

Уровень комфортности региона, города в целом существенно влияет на характер его освоения и заселения. Он оценивается по пятибалльной шкале. Это единая для всей территории России шкала разработана таким образом, чтобы на основе ряда количественных показателей иметь возможность сравнивать между собой в пределах нашей страны и даже за ее пределами. Это очень важно для объективной оценки условий жизни людей.

Степень комфортности территории можно классифицировать по следующей шкале: 1. комфортные; 2. прекомфортные; 3. гипокомфортные; 4. дискомфортные; 5. экстремальные.

Комфортные территории (наиболее благоприятные для жизнедеятельности людей из любых районов России) – территории, на которых природные факторы, существенно затрудняющие быт, труд, отдых людей, отсутствуют или не имеют существенного значения. Адаптация пришлого населения протекает быстро и без осложнений.

Прекомфортные территории (благоприятные для нормальной жизнедеятельности людей) – территории, где негативное влияние природных факторов на быт, труд, отдых, формирование высокого уровня здоровья людей проявляется в течение года ограниченное время или выражено не очень сильно. Оно может быть устранено или резко ослаблено с помощью обычных градостроительных, социальных и коммунально-бытовых мер. При правильном и своевременном проведении санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических мероприятий может поддерживаться высокий уровень здоровья населения. Адаптация пришлого населения сопровождается умеренным напряжением адаптационных систем организма с тенденцией к быстрой компенсации.

Гипокомфортные территории (пригодные для нормальной жизнедеятельности людей при осуществлении ряда технических, социально-экономических и медико-санитарных мероприятий) – территории, в пределах которых природные факторы осложняют нормальное течение процессов труда, быта, отдыха и формирования высокого уровня здоровья населения. Для ликвидации влияния негативных факторов среды на жизнедеятельность населения необходимо проведение более сложных и дорогостоящих, чем в комфортных и прекомфортных районах, водохозяйственных, градостроительных, социальных и коммунально-бытовых мероприятий. Адаптация пришлого населения протекает с сильным напряжением адаптационных систем организма переселенцев с постепенной компенсацией.

Дискомфортные территории (малопригодные для постоянного проживания и трудовой деятельности людей без создания специальных очень дорогостоящих систем жизнеобеспечения населения) – территории, где большую часть года природные условия значительно осложняют труд, быт и отдых людей, а отдельные природные факторы оказывают достаточно сильное негативное воздействие на здоровье населения (особенно детей, пожилых людей и больных хроническими заболеваниями) в течение всего года. Адаптация переселенцев сопровождается сильным напряжением адаптационных систем организма с затрудненной компенсацией.

Экстремальные территории (непригодные для постоянного проживания и трудовой деятельности даже при создании специализированных систем жизнеобеспечения) – территории, в пределах которых практически круглогодично природные условия резко осложняют труд, быт и отдых людей, а параметры отдельных факторов среды достигают критических для здоровья и жизни людей значений. Адаптация пришлого населения протекает здесь с очень сильным напряжением адаптационных систем организма человека с тенденцией к декомпенсации [4].

Как должен развиваться Иркутск? Как сохраняя его самобытность, обеспечить комфортные условия для горожан?

В рейтинге 100 крупнейших российских городов, наиболее комфортных и удобных для проживания, который был составлен институтом территориального планирования «Урбанистика» совместно с Союзом архитекторов России, на 30 месте – Братск, на 33-м – Иркутск, на 43-м – Ангарск. «Интегральный рейтинг городов – это простое и понятное отношение, эквивалентное оценке товара по соотношению «цена и качество», – говорится на сайте института. По итогам прошлогоднего рейтинга Братск занимал 53 место, Иркутск – 23-е, Ангарск – 17-е. При оценке городов учитывались такие факторы, как обеспечение жильём и возможность его приобретения, ситуация с транспортом, уровень преступности, уровень расходов на ЖКХ, покупательская способность [10].

Иркутск сталкивается с теми же проблемами, что и другие российские города. Сказывается тенденция застройки советской эпохи, когда отправной точкой являлось промышленное предприятие, а жилье, объекты социального, культурного, бытового назначения, не говоря уже о парках и скверах, выносились на второй план [7].

Очень важно сейчас сохранить деревянную архитектуру, привести ее в надлежащее состояние, перевести из разряда «трущоб» в центральной части города в разряд деревянная застройка – это особый вид жилья, которому надо вернуть историческую ценность, сделать привлекательным и создать условия для комфортного проживания населения, для чего необходимо найти способы инвестирования как государственного, так и частого порядка.

Однако в последние десятилетия под воздействием рыночной экономики урбанизационные процессы во многом вышли из-под контроля. Уплотнительная застройка привела к разложению строгой микрорайонной схемы окраин, а центр подвергся интервенциям современной архитектуры, часто плохого качества, и потерял множество подлинных зданий. Отдельные примеры удачных новых построек не решают проблему. Одним из способов ослабить «диктат заказчика» и, в свою очередь, усилить позиции архитектора может стать введение более строгого регламента, касающегося строительства как в центре, так и на периферии мегаполиса [12].

Так называемая точечная застройка в современной России – повсеместное явление. И город Иркутск не стал исключением: уплотнение существующей застройки, например, перекрытие существующей дороги по ул. Левитана или Стасова или строительство в отрыве от существующей инфраструктуры (детских садов, школ, остановок общественного транспорта) [9].

Самый больной в городе вопрос – развитие инженерной инфраструктуры. Сегодня 60-80% жилья, возводимого в Иркутске и Иркутском районе, вводится за счет существующей инфраструктуры областного центра. Ее лимит давно исчерпан, а нового ничего не строится. Начать решать проблему город может, получив региональное и федеральное финансирование. Тогда значительно возрастут возможности строительной отрасли, а значит, и города в целом.

Что можно сделать для улучшения жизни в ближайшей пятилетней перспективе? На этот вопрос могут ответить городские целевые программы. Строительная сфера будет развиваться за счет освоения застроенных территорий. ЖКХ обустроит новые парки, построит дороги, вплотную займется благоустройством частного сектора, обновит подвижной состав муниципальных предприятий. В городе будет продолжаться реконструкция памятников деревянного зодчества и ремонт жилого фонда. Не последнее место отводится созданию экологически чистого города [8].

Члены союза архитекторов России охарактеризовали Иркутск как город с позитивным образом. В создании новой среды обитания они отметили необходимость полностью исключить столкновение пешеходов и транспорта, отдать приоритет пешеходам и велосипедистам [7].

Специалисты отмечают, чтобы «сделать город комфортным, привлекательным для горожан и туристов», необходимо приложить усилия для решения многих проблем во всех сферах нашей жизни. Развитие инженерной инфраструктуры, ремонт жилого фонда, транспорт, экология, строительство – все это взаимосвязано, и в каждой отрасли есть первостепенные задачи, без решения которых город не сможет развиваться.

Совершенствование или рождение нового качества неотделимо от принципа комфортности, единственно позволяющего сохранить и приумножить достигнутое равновесие.


Библиографический список

1. Базовые принципы формирования городской жилой застройки [Электронный ресурс] // [Сайт Общероссийской общественной организации Союза архитекторов России]. [2011-2013]. URL: http://uar.ru/news/99/2497/ Режим доступа: свободный (дата обращения: 23.12.2013).

2. Татьяна Крупко. Малые кварталы: комфорт по-европейски [Электронный ресурс] // [Сайт компании «Южный берег»]. [2011]. URL: http://www.bereg-city.ru/company/news/806-v-zhurnale-sibdom-vyshla-statya-malye-kvartaly-komfort-po-evropeiski-~Режим доступа: свободный (дата обращения: 20.12.2013).

3. Маракулина И. А. Комфортное доступное жилье в малых и средних городах Урала: статья магистранта УралГАХА [Электронный ресурс]. [УДК 72.01]. URL: http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz30_pril/048/048.htm Режим доступа: свободный (дата обращения: 23.12.2013).

4. Комфортность природных условий для жизни населения [Электронный ресурс] // [Словари и энциклопедии на Академике]. [2000-2013]. // URL: http://human_ecology.academic.ru/1554 Режим доступа: свободный (дата обращения: 23.12.2013).

5. Пухальская Е. А. Историко-культурный потенциал архитектуры как объективный фактор совершенствования и развития жизненной среды будущего малого исторического города: автореф. магистранта ВГАСУ [Электронный ресурс] // [Архитектон. Известия ВУЗов]. [2004-2013]. // URL: http://archvuz.ru/2012_22/51 Режим доступа: свободный (дата обращения: 20.12.2013).

6. Хафенсити (Гамбург) [Электронный ресурс] // [wikimapia]. // URL: http://wikimapia.org/37664/ru/ Режим доступа: свободный (дата обращения: 23.12.2013).

7. Форум «Философия развития Иркутска: градостроительная среда» [Электронный ресурс] // [Cайт органов местного самоуправления г. Иркутска]. [2007-2012]. URL: http://www.admirkutsk.ru/?doc=11320 Режим доступа: свободный (дата обращения: 23.12.2013).

8. В Иркутске прошла градостроительная конференция [Электронный ресурс] // [Cайт ООО «ГазетаИркутск.ру»]. [2009]. URL: http://www.gazetairkutsk.ru/2013/09/19/id85041/ Режим доступа: свободный (дата обращения: 15.12.2013).

9. Глупости Иркутска (часть 6) [Электронный ресурс] // [Cайт Городского глянцевого журнала Irkutsk.me]. URL: http://irkutsk.me/tag/%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0/ Режим доступа: свободный (дата обращения: 23.12.2013).

10. Три города Иркутской области вошли в список наиболее комфортных городов страны [Электронный ресурс] // [Cайт издательской группы «Восточно-Сибирская правда»]. [1997-2010]. URL: http://www.vsp.ru/economic/2013/11/04/537286 Режим доступа: свободный (дата обращения: 23.12.2013).

11. Хафен-Сити (HafenCity) [Электронный ресурс] // [Cайт туристического портала Cult-turist.ru]. [2009-2013]. // URL: http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/5211/?plint=5211&q=497 Режим доступа: свободный (дата обращения: 23.12.2013).

12. Международная конференция «Городской дизайн-код» [Электронный ресурс] // [Cайт журнала Project Baltia]. [2007-2013]. // URL: http://projectbaltia.com/news-ru/5204 Режим доступа: свободный (дата обращения: 10.12.2013).


Архив журнала "Управление развитием территории", № 1/2014 г.