15.11.2013

Факторы гармонизации социальных и пространственных форм Старого города Сана

Авторы статьи:

Андрей Геннадьевич Большаков

доктор архитектуры, профессор, заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства ИрГТУ. Автор более 100 публикаций, в т.ч. 1-го учебника, 2-х учебных пособий, 3-х монографий по градостроительству и ландшафтному проектированию.

А. Абдо Сейф Аль-Сельви

в 1992 г. окончил Харьковский инженерно-строительный институт.

С 1993 по 2009 гг. работал в Министерстве строительства г. Сана в качестве архитектора.

С 2009 по 2013 гг. – аспирант кафедры архитектуры и градостроительства ИрГТУ. Научный руководитель – доктор архитектуры, профессор А.Г. Большаков.



Цель исследования – выявить взаимосвязи пространственных структур и социокультурных факторов организации Старой Саны, их трансформацию и принципы развития на новых территориях города.

Задачи:

1) Выявить отличительные свойства пространственных структур Старой Саны;

2) Выявить социокультурные факторы – причины их формирования и определить обусловленность отличительных пространственных свойств выявленными факторами;

3) Выявить изменения социокультурных факторов развития нового города;

4) Выявить тенденции организации территории нового города, включая плановое развитие согласно генеральному плану и рост неформальных районов – ашваев;

5) Выявить социокультурные принципы современного развития жилых и общественных объектов на новых территориях Саны;

6) Разработать принцип арабески как один из путей преемственного развития архитектуры Саны.


1. В работе выявлены отличительные пространственные свойства медины – Старого города Саны как нижеследующие. Внеуличное заполнение контура медины полуавтономными «клетками» – харатами, коих более 60 на площади в 160 га. Системная ориентация «клеток» и других элементов медины под влиянием мечетей, обращенных на Мекку, главных улиц, направленных на мечети, рынок и ворота в крепостной стене, жилые улицы проложены преимущественно широтно. Структурно-функциональным элементом Старого города выступает харат. Улицы неудобны для циркуляции и не служат границами харатов в отличие от кварталов современного города, роль границ играют межи между ними; публичное ядро харата – сахат – площадь с мечетью, баней – хамам; приватное ядро – сад бустан, общая доля которых в площади города ¼; бустан и сахат окружены плотной жилой застройкой с характерными башенными односемейными жилыми домами в 4-6 этажей.

Структура сети участков землепользования кланов – розовым цветом; сеть улиц, которая с первой сетью не совпадает. Сохранившееся состояние средневековой Саны. Уличная сеть играет не столько циркуляционную роль, сколько фильтрующую – держит чужака на дистанции от конфиденциальных жилых зон

2. В работе определена причинная обусловленность отличительных пространственных свойств Старой Саны выявленными социокультурными факторами в следующих парах величин:

– компактное полуавтономное проживание кланов, иерархия, сплоченность племени, власть старшего в роду мужчины – целостность харатов как социально-территориальных общин и объектов недвижимости;

– конфиденциальность и приоритет семейной жизни перед государственной – приоритет фильтрационной функции уличной сети перед связевой, чтобы не допустить попадание чужака в жилую зону;

– рост семьи (с женитьбой каждого сына ему выделяется жилье в виде надстройки нового этажа) и оборонительная функция – башенная форма дома;

– неравенство прав мужчины и женщины – неравная для них доступность мест в доме и городе и соответствующая система буферов;

– религиозный фактор – пространственная космологическая решетка города, направляющая мусульманина на мечеть, на киблу и михраб в интерьере мечетей и общественных зданий;

– защита от солнца и пылевых ветров – узость и кривизна улиц;

– перегрев северного фасада летом и необходимый обогрев южного фасада зимой – широтное положение улиц и обращение главных фасадов на юг.

Планировочная структура основной части современного города с пятнами районов самовольной застройки – ашваев. По Монике Шорбаджи, 2008, Аль Сельви, 2013. 1. – жилые кварталы и соседства, 2 – кварталы с общественными зданиями городского значения, 3 – скваттерные районы – ашваи. Желтым цветом показаны территории Строго города Саны, объекта ЮНЕСКО и поселения Равда, обладающие ценным историко-культурным и историко-архитектурным наследием. 4. Парки и открытые незастроенные пространства

3. В работе выявлены изменения социокультурных факторов развития нового города Сана. После ключевых изменений в государственном и социальном устройстве Йемена произошли стремительные и масштабные трансформации социокультурных факторов развития городского пространства новой Саны. Изменения факторов сводятся к четырем положениям: миграция, рост численности населения и территории, трансформация большесемейной общины и традиционной семьи; автомобилизация, модернизация и планирование развития территории, генплан; развитие районов самовольного строительства – ашваев. В результате (9% темпов миграции, смешения населения в кратчайший период времени с 1990-х годов) кланы утратили такое свойство, как компактное проживание в виде особого планировочного элемента в городах. Харат из нового города исчез в связи с исчезновением условий компактного проживания клана. Изменилась традиционная большесемейная община. Взрослые сыновья к моменту брака стремятся покинуть родительский дом и обрести экономическую независимость, т.е. семья стала скорее нуклеарной, чем большесемейной общиной. Отсюда исчезла социальная потребность в башенном односемейном доме. Исчезла потребность в караван-сараях, которые модифицировались в офисные и гостиничные здания. Появилась заметная тенденция к тому, чтобы женщина обрела экономическую независимость и возможность работы вне дома. Из старого города выезжают состоятельные люди, сдают памятники в аренду беднякам, и арендной платы недостаточно, чтобы поддерживать памятники в надлежащем состоянии.

4. Модернизация привела в том числе к уровню автомобилизации 200 автомобилей на 1 тысячу жителей, что вызвало необходимость формирования современной уличной сети нового города. Генеральным планом была выбрана секторная схема развития города с артериями – вылетными магистралями и конекторами – тремя кольцами, соединяющими артерии. Первое кольцо полузамкнуто вокруг Старого города и Бир аль Азаб. Всего колец три. Вылетные магистрали были проложены по существующим грунтовым дорогам, соединяющим Сану с окружающими городами. Особенное явление на территории Саны – незаконные районы – ашваи. Их имущественные, социальные типы различны, однако в градостроительном отношении они делятся на две группы – ашваи на западных границах города, которые имеют рыхлую планировку и застройку, в них имеется возможность прокладки улиц, инфраструктуры и докомпоновки застройки. Восточные ашваи более консолидированы и не имеют возможности докомпоновок. Правительство Саны в отношении ашваев придерживается градостроительной политики: утвердить жителей ашваев в правах собственности; не сносить постройки, обеспечить инфраструктурой, местами приложения труда. Город из вертикального превращается в горизонтальный с плотностью порядка 100 чел/га.

5. На новых жилых территориях произошла замены принципа Харата на принцип соседства, вместо клана родственников соседи, не имеющие родственных связей, стали населять жилые кварталы. Районы односемейных домов с участками (Хадда Сакания, Асбахи) организованы в виде регулярной решетки. Микрорайоны, заключенные между магистральными улицами, имеют по 1000 и более парцелл по 3 – 3,5 сотки каждая, жилой одноэтажный дом занимает 70% земельного участка. Менее 10% ячеек заняты мечетями, школами и магазинами. 30% квартала занимают дороги. Роль садов и социальных площадей как пространствообразующих центров утрачена, и городские парки и места форумов теперь формируются как государственная собственность, и они не входят в состав соседских общин. Вместе с тем налицо начальная стадия формирования соседств в жилом секторе города. Выявлена тенденция спонтанного развития в одноэтажных микрорайонах кварталов или участков многоэтажной застройки на основе объединения смежных земельных участков.

Выявлены социокультурные принципы современного развития общественных объектов на новых территориях Саны.

1) Принцип пространственно-исторической локализации общественных центров. Исторический центр города – Старый город Саны обслуживает бедное население продовольственными и ремесленными товарами. Офисные и административные функции сосредоточены на стыке турецкого квартала Бир аль Азаб и Старого города, а также по улицам в пределах второго кольца – Дайри. Новые крупные общественные комплексы расположены в средней зоне города по окружности третьего кольца «60».

2) Принцип отчуждения у общины в пользу государства части градостроительных функций и значительное укрупнение этих функций из соображений престижа и в масштабе современного государства (йемен спорт холл, мечеть Аль Салех).

3) Принцип частичной секуляризации религиозной жизни и строительство крупного государственного светского университета, больниц.

4) Принцип автомобилизации, вдольдорожного развития торговых и офисных зданий, размещение крупных площадок общественных комплексов у перекрестков магистралей с выделением значительных площадей под парковки.

5) Принцип поляризации крупных общественных зданий по отношению к жилой застройке, их доминирование в структуре города во многом благодаря резервированию для их развития гипертрофированно крупных площадок.

6) Использование традиционного архитектурного языка при современных технологиях возведения архитектурных форм: куполов, арок, восьмигранных объемов: сборная стержневая конструкция купола, монолитные железобетонные своды и купола с применением скользящей опалубки; применение атриумов в многоэтажных многофункциональных зданиях. В архитектуре мечети Аль Салех сочетаются черты двух типов мечетей (дворовой арабской и турецкой купольной).

6. Разработан принцип арабески как один из путей преемственного развития современной архитектуры. Одним из источников художественного формотворчества в архитектуре современной Саны является арабская орнаменталистика, арабеска. Принцип арабески заключается в том, что, будучи изначально применяема как украшение и носитель сакральных смыслов на стенах, как пояса и карнизы, вокруг окон, на потолках, сводах и куполах зданий, плоскостная решетка разновидности «гири», или узел, сплетение, становится основой формирования решеток планов зданий. Арабеска строится на прямоугольных или косоугольных решетках путем поворота, сдвига осей, в пересечении которых образуются и простые, и сложные геометрические узлы. Арабеска полностью заполняет предоставленный ей контур своими ячейками, а ориентация осей придает ей космологический характер. Для нее свойственна также симметричность. Удачное использование принципов построения решеток с использованием священных исламских цифр «4» и «5» мы видим в архитектуре здания Йеменского парламента в Сане и медицинского университета в Сане, а также в ряде других общественных и жилых зданий.


Архив журнала "Управление развитием территории", № 3/2013 г.