11.06.2019

О стратегии развития строительной отрасли

Содержание стратегии развития любой отрасли определяется ее местом в стратегии развития страны и особенностями реализуемых ею функций.


1. Стратегия развития страны должна создавать предпосылки ее способности обеспечивать:

1.1 Высокие темпы научно-технического прогресса с использованием его достижений для повышения качества жизни граждан и усиления своих геополитических позиций в современном мире.

1.2 Развитие культуры, способствующее повышению качества жизни граждан и поддержанию социально устойчивого прогрессивного развития общества эффективным использованием инновационных технологий и технических средств.

1.3 Совершенствование пространственной организации обустройства территории, необходимое для поддержания ее целостности, способствующее повышению эффективности формирования человеческого капитала и повышению конкурентоспособности экономики.

1.4. Поддержание благополучной экологической ситуации, сохранение ценной природной и историко-культурной среды, защищенность граждан и среды их жизнедеятельности от опасности чрезвычайных ситуаций.


К числу функции строительной отрасли могут быть отнесены:

2.1 Обустройство территории страны на всех территориальных уровнях как материальной среды, в которой формируется и реализуется личность человека.

2.2 Ключевое участие в создании особо капиталоемких средств производства.


3. К числу особенностей строительной отрасли, подлежащих учету, при разработке стратегии ее развития могут быть отнесены:

3.1 Ресурсоемкость производства в этой отрасли. Большая продолжительность разрыва во времени от начала производства продукции до возможности пользования ею. Результаты осуществляемого обустройства территории с учетом этого разрыва во времени зависят от масштаба объекта, он достигает:

– десятилетий, на федеральном уровне;

– более 5 лет, на региональном уровне;

– месяцев и лет, на муниципальном уровне и уровне земельного участка.

3.2 Решение задач интенсификации научно-технического прогресса и совершенствования обустройства территории в сфере деятельности, осуществляемой представителями этой отрасли, начинается с проведения инженерных изысканий, организационного и информационного обеспечения. В структуре отрасли оно осуществляется:

– территориальным планированием и градостроительным проектированием;

– архитектурно-строительным и инженерно-строительным проектированием;

– всеми видами строительных работ на территории, занимаемой их объектом (строительство зданий, сооружений и коммуникаций, включая строительно-монтажные работы, озеленение и благоустройство);

– строительной индустрией;

– производством строительных материалов.

3.3. Содержание стратегии развития этой отрасли Министерством строительства и коммунального хозяйства; станет зависеть от принятого им варианта. В первом варианте – это решение всей совокупности задач пространственной организации обустройства территории страны с привязкой использования предлагаемых инновационных технологий и технических средств к местам ее осуществления. Во втором варианте – это решение только задач совершенствования технологий и технических средств осуществления функций, перечисленных в п. 3.2 видов деятельности (без территориальной привязки к местам их использования).

От выбора принятого варианта зависит структура содержания предлагаемой стратегии. Наряду с общими требованиями к структуре отраслевой стратегии, она должна содержать:

В первом варианте – стратегию пространственного развития страны (предложения по характеру планируемого развития планировочной структуры федерального уровня и характеру предлагаемых инновационных технологий и технических средств функционирования и строительства инфраструктур, реализующих предложенные планировочные решения) и стратегию развития технологий и технических средств осуществления функций, перечисленных в п. 3.2 видов деятельности (с территориальной привязкой к местам их использования, там, где это потребуется).

Во втором варианте – только стратегию развития технологий и технических средств осуществления функций, перечисленных в п. 3.2 видов деятельности.


4. О проблемах градостроительной составляющей, подлежащей разработке стратегии.

Представление о прогнозируемом характере будущей продукции строительной отрасли, соответственно, и о направленности ее развития профессионально формируется в каждом из перечисленных в п. 3.2 видов деятельности с учетом объективных связей между ними. Особо сложным стало обеспечение компетентного решения этой задачи в сфере подготовки документов территориального планирования и градостроительного проектирования. Во многом это связано с особенностями исторически сложившейся ситуации.

В годы индустриализации и после Великой отечественной войны в нашей стране появились сотни новых городов. Был достигнут высокий уровень квалификации градостроителей и заинтересованности органов власти страны в профессионально обоснованном решении проблем пространственной организации обустройства ее территории. Период обостренной потребности в высококвалифицированных градостроителях в восьмидесятые годы практически завершился.

После распада СССР профессиональные требования градостроителей стали мешать бесконтрольному принятию на коррупционной основе решений, способствующих разграблению ресурсов страны и снижающих качество среды жизнедеятельности граждан. Это отразилось на содержании Градостроительного кодекса РФ, принятого в 2004 году. Профессия градостроителя в России перестала быть востребована органами власти, тогда как без их участия принятие и реализация градостроительных решений практически не осуществимы.

Приоритеты отраслевого подхода в системе управления федерального уровня привели к отсутствию у представителей органов власти необходимых знаний о характере и объективных закономерностях взаимодействия факторов, определяющих изменения условий использования и обустройства территории. Это привело к потере синергетического эффекта их учета, профессионально осуществляемого градостроителями. На федеральном уровне примером в этой сфере может служить принятие правительством решения об утверждении подготовленного Министерством экономического развития документа, определяющего характер региональной политики на ближайшие пять-семь лет, под профессионально неграмотным для него названием «Стратегия пространственного развития России».

Ни правительство, ни администрация президента страны практически не привлекают профессионалов градостроителей к подготовке решений, безусловно, относящихся к их сфере компетенции. Привлечение градостроителей самого высокого уровня профессионализма (например, рекомендованных отделением градостроительства РААСН) к подготовке Национальных проектов значимо положительно сказалось бы на взаимной связанности и качестве их содержания. Вместо градостроителей органами власти для консультаций в вопросах, относящихся к сфере их компетенции, используются преимущественно специалисты, представляющие интересы крупного строительного бизнеса (часто без должного учета профессионально оцениваемых градостроителями интересов потребителей производимой им продукции). Это явно не способствует принятию объективно обоснованных решений.

Эффективность решения поставленных президентом задач прорыва в развитии страны во многом будет зависеть от уровня профессионализма подготовки предлагаемых мер, начиная с решения задач организации обустройства территории страны. Без привлечения градостроителей на самом высоком уровне их подготовки оно не может стать профессионально обоснованным и эффективным. Профессионально компетентному подходу к решению этих задач должно быть уделено особое внимание при определении требований к содержанию Стратегии развития строительной отрасли.


5. О предложениях автора по градостроительной составляющей, подлежащей разработке стратегии.

Предложения по градостроительной составляющей данной стратегии будут зависеть от выбранного варианта требований к ее содержанию. Их изложение по своему объему стало бы выходить за пределы данной статьи. Однако некоторые позиции, учет которых, по мнению автора этой статьи, особо желателен, изложены в его монографии «Об опыте участия в подготовке решений по обустройству территории страны и ее регионов». В ней есть приложения, использование материалов которых может стать полезным при разработке разделов, относящихся к территориальному планированию и градостроительному проектированию. Ниже приведены наименования этих приложений:

Структура потребности в реформировании правового и нормативного регулирования градостроительной деятельности в России.

Характер потребности в реформировании градостроительной составляющей СНИП при переходе к использованию цифровых технологий управленческой деятельности.

Факторы поддержания взаимной согласованности решений, принимаемых в отраслевых СТП РФ.

Основные типы территориальных объектов.

Проблемы подготовки к переходу на использование человеко-машинных технологий регулирования градостроительной деятельности в России.