Результаты анализа, учета объективных закономерностей взаимосвязей, определяющих характер развития территории, в деятельности органов власти позволяют сделать некоторые выводы о назревших проблемах действующей системы регулирования градостроительной деятельности.
Решение задач обеспечения высокого уровня обоснованности и эффективности принимаемых стратегических решений обеспечивается необходимым уровнем профессионализма представителей заказчика и исполнителей их подготовки.
Базовой составляющей обеспечения прорыва в развитии ФРГ и Японии во второй половине прошлого века, Китая в конце прошлого и начале этого века был высокий уровень профессионализма в решении задач управления развитием территории.
Управление развитием территории и принятие решений, определявших стратегию пространственного развития страны, в истории России всегда относились к сфере компетенции первых лиц в ее органах власти. ПетрIвыделил для этого организационную структуру, представленную профессионалами градостроителями. При ЕкатеринеIIэто была «комиссия Бецкого».
В настоящее время в нашей стране такой структуры нет. В 21 веке решение задач управления обустройством территории отнесено на федеральном уровне преимущественно к сфере компетенции Министерства строительства и коммунального хозяйства, где руководство организацией регулирования градостроительной деятельности возложено на строителей. Однако по сути это сфера компетенции градостроителей, обладающих другим характером профессиональной подготовки. С этим связано отсутствие у его руководства нацеленности на компетентное решение задач, связанных с представлением о том:
– какое именно значение для будущего строительной отрасли имеет решение задач пространственной организации обустройства территории (в частности, для планирования размещения и развития предприятий промышленности строительных материалов и предприятий строительной индустрии, строительных баз и обслуживающей их инфраструктуры);
– какие требования должны предъявляться к системе правовых и нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность.
Решение задач проведения региональной экономической и социальной политики, имеющее определенное отношение к управлению развитием территории, возложено на Министерство экономического развития, которому и была поручена организации разработки «Стратегии пространственного развития России», утвержденной в этом году правительством страны. Руководство этого министерства оказалось недостаточно компетентным для понимания разницы между региональной политикой и территориальным планированием. Не обладая профессионально обоснованным представлением о характере задач, подлежащих решению в этом документе, оно организовало его разработку как документа региональной политики. Неподготовленность руководства правительства и этого министерства как заказчика и организатора, соответственно, и коллектива, выполнявшего порученную работу, к профессионально обоснованному пониманию требований к стратегическому характеру его нацеленности на решение имеющих долгосрочный характер задач прорыва в обустройстве территории страны привела к полученному результату. Практически достаточно грамотно разработан документ среднесрочной региональной политики, определяющий распределение характера мер и средств их проведения между регионами. Однако являющаяся ключевой составляющей данной стратегии подготовка предложений по характеру развития пространственного каркаса страны в долгосрочной перспективе с выделением первоочередных мер, относящихся к сфере компетенции власти федерального уровня, в этой работе не осуществлялась.
Направленность и характер развития территории России, устанавливаемый стратегией ее пространственного развития, практически реализуется средствами регулирования градостроительной деятельности.
Как известно, каждая территория уникальна, и максимальный учет ее особенностей – один из важнейших критериев качества ее обустройства градостроительной деятельностью. В силу этого для общества очень важен высокий уровень профессиональной обоснованности реализуемых градостроительных решений, принимаемых на всех уровнях управления развитием территории. В мире и России исторически сложилось представление о системе мер, обеспечивающих его поддержание. Это:
– установление правовыми и нормативными актами общих требований к правилам и порядку регулирования градостроительной деятельности, к обеспечивающим градостроительную безопасность ограничениям характера обустройства территории, к организации разработки, содержанию и качеству документации градостроительного (территориального) планирования и проектирования, определяющей на профессиональной основе характер обустройства территории на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
– организация разработки документации градостроительного (территориального) планирования, определяющей характер обустройства территории на каждом из уровней административно-территориального деления страны, в каждой из его единиц, с установлением получающих правовой статус преференций и ограничений характера обустройства их территории;
– организация разработки документации градостроительного проектирования, определяющей характер обустройства конкретных частей территории городов и иных поселений; организация разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих порядок придания правового статуса соблюдению ее положений.
Более четверти века постсоветской истории нашей страны в ней продолжает функционировать заложенная в первой половине прошлого века система регулирования обустройства ее территории строительными нормами и правилами (СНИП). Она формировалась в условиях потребности в форсированном осуществлении градостроительной деятельности, в условиях предельно ограниченных (в частности, по обеспеченности кадрами) возможностей учета специфики мест ее осуществления. С этим было связано установление строительных правил (СП), закладывающих стандарты градостроительных ограничений для каждого ее территориального уровня и вида. Роль градостроительного планирования и проектирования, призванных устанавливать их применительно к конкретным условиям обустройства территории, была минимизирована.
Научно-технический прогресс и изменения общественного устройства кардинально изменили характер условий обустройства территории и потребностей в нем. Однако сложившаяся в советские времена система регулирования градостроительной деятельности продолжает сохраняться по существу в прежнем виде. Затягивание проведения необходимых реформ породило ее крайне низкую эффективность.
О направленности и характере градостроительной политики России в современных условиях.
Направленность и характер градостроительной политики, как и всякой другой, определяется направленностью и характером запроса слоев общества, в интересах которых она проводится. Проводимая в начале этого века органами власти федерального уровня России градостроительная политика определяется преимущественно играющей ключевую роль в ее проведении финансово-экономической элитой строительного бизнеса и в первую очередь служит ее интересам. Именно его представители являются основными советниками органов власти в этой сфере. Характер проводимой в стране градостроительной политики связан с превалированием роли какого-либо из их типов, в зависимости от того, как используются полученные ими прибыли (на местном, региональном и государственном уровне) – преимущественно:
– в целях повышения качества среды жизнедеятельности граждан (поселений, регионов, страны) за счет максимального использования инновационных технических средств и технологий (в этом их интересы полностью совпадают с интересами профессионалов и реципиентов градостроительной деятельности) – 1 тип;
– в целях вывоза капитала за рубеж и жизни в роскоши за счет максимального использования дешевых строительных материалов, конструкций и рабочей силы (их интересы кардинально расходятся с интересами профессионалов и реципиентов градостроительной деятельности) – 2 тип.
От того, интересы какого типа составляющих элиты современной России станут продолжать представлять органы ее федеральной власти, зависит будущее страны. В первом случае она станет страной профессионалов, способных обеспечить рывок в ее развитии, во втором случае ее экономику ждет застой со всеми вытекающими из него последствиями. Начиная с Градостроительного кодекса РФ, в градостроительной политике они пока продолжают представлять преимущественно интересы представителей элиты 2 типа.
Более 70% затрат, связанных с поддержанием складывающегося качества жизни граждан, определяются характером обустройства среды их жизнедеятельности, проводимой органами власти градостроительной политикой. Ее результаты наиболее наглядно демонстрируют гражданам, чьи интересы ею представлены.
Недоучет значимости профессиональной обоснованности решений в градостроительной политике (начиная со стратегического планирования пространственного развития) приносят стране огромные ущербы (затопления, лесные пожары, транспортные и многие другие проблемы). Он негативно сказывается на качестве жизни граждан, способствует обострению социально-политической ситуации, возникновению у граждан вопросов о причинах усугубляющихся социальных и экономических проблем, таких как социально опасный разрыв: между уровнем жизни представителей различных слоев общества (особенно бедности большой части населения) и между качеством жизни в разных регионах и разных поселениях (например, в столице и поселениях других регионов). Это порождает вопросы о том, чьи интересы в действительности представляют органы власти – интересы тех, кто служит России и обустраивает ее, или интересы тех, кто их обворовывает? Затягивание проведения кардинальных реформ перехода к обеспечению решения поставленных задач на профессиональной основе становится опасным, в частности, для самих органов власти.
Для интенсификации формирования и реализации человеческого капитала особо актуальным для России становится кардинальное реформирование сложившейся системы регулирования градостроительной деятельности.
Комментарии (0)