16.02.2020

Городская идентичность: философско-антропологические основания

Горнова Г.В. Городская идентичность: философско-антропологические основания. Монография. Омск: Изд-во «Амфора», 2019. 167 с.



Введение

Проблема городской идентичности – междисциплинарная проблема, различные ее стороны изучают философия, социология, психология, экономика, политология, культурология, история, комплекс архитектурных и градостроительных дисциплин. При этом происходит некоторое смешение понятий и сужение проблематики: чаще всего речь идет об идентичности города, под которой понимается его уникальность, непохожесть на другие города и тождественность самому себе. Городская идентичность замещается понятиями «бренд города», «имидж города», «образ города», которые ограничивают круг представлений об уникальности и самотождественности города, о его способности сохранять свою суть на протяжении сменяющих друг друга исторических эпох.

В монографии предлагается другой исследовательский ракурс. Городская идентичность понимается как синтез идентичности города и идентичности горожанина, и рассматривается прежде всего городская идентичность личности, поскольку в современном социально-гуманитарном знании ей уделяется недостаточно внимания. Главными философско-антропологическими основаниями городской идентичности, с точки зрения автора, являются непосредственное переживание человеком своей связи с городом и соразмерность города и человека.

Почему в теоретическом знании бытие человека в городе до сих пор не находит должного отражения? Возможно потому, что современный мир стал миром городским, современный человек – человеком городским, а сам город – константой человеческого существования, и такая ситуация воспринимается нами как сама собой разумеющаяся, привычная и потому зачастую не рефлексируется. Между тем масштабы включенности города в жизнь человека, мировую культуру, искусство сложно переоценить. В рассказе «Четыре цикла» Х. Л. Борхес пишет, что в мировой литературе есть всего четыре истории, самая старая из них – об укрепленном городе, который штурмуют герои и защищают герои. Вторая история связана с первой – это история о возвращении в родной город, история Одиссея. Третью историю – историю о поиске, историю Ясона, отправляющегося за золотым руном, Борхес предлагает трактовать как вариант второй, но ее ведь можно рассматривать и по-другому, тоже как историю о городе: золотое руно не имеет ценности само по себе, даже символической, его надо добыть для того, чтобы стать царем города Иолка. И только последняя из четырех историй – история о самоубийстве бога – не является историей о городе. И сколько бы времени не прошло, люди будут пересказывать эти истории в том или ином виде.

Первая глава монографии посвящена сущностным характеристикам городской идентичности и отвечает на вопросы, почему именно эта локальная форма территориальной идентичности выполняет такую психологическую функцию как удовлетворение базовых потребностей – потребности в безопасности и потребности в принадлежности, поясняется, почему силу категорического императива в градостроительстве должна обрести соразмерность города и человека, демонстрируется, каким образом визуально-семиотические аспекты городской идентичности влияют на формирование негативной городской идентичности и миграционные установки горожан.

Вторая глава показывает измерения – социальные, экзистенциальные, метафизические, которые являются контекстом городской идентичности. Город рассматривается как социально-онтологическое основание идей свободы и социального равенства, демократии и либерализма, как феномен, который порождает страдания и одиночество и вместе с тем предлагает способы их преодоления, описывается картография представлений о загробной жизни, и оказывается, что там тоже есть города. Может быть, люди уже не представляют своей жизни без городов, даже в ином мире?

В третьей главе предлагается возможная методология исследования городской идентичности. В рамках ценностного подхода город исследуется как объект ценностной ситуации, показывается роль коллективной памяти и коммеморативных практик, складывающихся на ее основе, в конструировании городской идентичности, объективированные формы городской культуры – городские идеалы, мифы и метафоры – анализируются в рамках представлений о конфликтности городского дискурса и городских нарративов, показывается, что городская идентичность является одним из основных регуляторов миграционного поведения, так как влияет на выбор города, с которым человек связывает свою жизнь, и, в целом, на степень удовлетворённости своей жизнью и на экзистенциальное ощущение осмысленности жизни.

Часть идей этой монографии появилась в 2016 году – году трехсотлетия Омска – во время встреч с городскими сообществами, городскими активистами, когда автора приглашали выступать с докладами о философском исследовании города. В конце каждой встречи задавались вопросы об Омске. Вначале автор пытался объяснять, что философия имеет дело с предельными основаниями человеческого бытия, и что в этом смысле Омск, к огорчению вопрошающих, ничем не отличается от других городов. Слушатели оставались крайне разочарованными такими ответами, настоятельная потребность людей задавать вопросы именно о своем городе немного скорректировала исследовательскую оптику автора, и в этой книге осуществлена попытка применения гегелевского принципа восхождения от абстрактного к конкретному и ряд идей конкретизирован непосредственно на материале городской жизни Омска.

Приложением к монографии являются рекомендации по улучшению показателей индекса качества городской среды градостроительными средствами, выполненные Екатериной Гемпик и Ксенией Кустовой. Теоретический анализ факторов, влияющих на городскую идентичность показал, что улучшение качества городской среды способствует более полному удовлетворению пространственных потребностей горожан и способствует формированию позитивной городской идентичности. Это эмпирическая составляющая работы над грантовым проектом № 18–411–550008 р_а «Городская идентичность: антиномичность миграционных установок горожан (на материале города Омска)».

Во вложении – полный текст монографии.